Главная страница
Навигация по странице:

  • Психология как наука о сознании

  • Психология как наука о поведении

  • 4. С 60-х 20 века по н\в

  • Функции и критерии психики ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

  • Мировоззренческие критерии

  • Стадии развития психики в филогенезе. Культурно исторический подход к познанию предмета психологии

  • Деятельностей подход в изучении предмета психологии

  • Понятие чувствительности в элементарной форме психики

  • общая психология. Развитие представлений о предмете психологии психология как наука о душе


    Скачать 0.78 Mb.
    НазваниеРазвитие представлений о предмете психологии психология как наука о душе
    Анкоробщая психология
    Дата23.09.2021
    Размер0.78 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOP_kopia.docx
    ТипДокументы
    #236226

    1. Развитие представлений о предмете психологии.


    1.психология как наука о душе (от античности до 17 века), определение предложено Аристотелем. Сократ, Демокрит, Платон. Донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев; Научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её структуру. Эти представления возникли в системе первобытных верований, в мифологии, они отражались в древней поэзии, художественном искусстве, сказках, позднее развивались в религии. Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным. Античная психология, которая развивалась в философских школах Древней Греции и Древнего Рима, во многом повлияла на дальнейшее развитие психологического знания и заложила его основы. В период античности были сформулированы основные проблемы психологии, которые решались потом на протяжении веков. Первые античные мыслители искали первооснову мира, и с помощью неё объясняли всё существующее и в том числе душу. первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир. В классической античности самыми яркими и важными для развития предмета психологии были следующие философы: Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель.

    2.Психология как наука о сознании. Рене Декарт. Сознание – мир внутренней реальности. Задействован категориальный аппарат. Основной метод – интроспекция. В 17 веке наступает эпоха, которую принято называть Новым Временем. В этот период развития знаний о предмете психологии продолжают своё существование два спорящих между собой направления, которые отчасти вытекают из предшествующим им реализма и номинализма. Одно из этих направлений – рационализм, однако позднее он уступил главенствующую роль другому направлению – сенсуализму. Сенсуалисты видели процесс познания как начинающийся с ощущений и постепенно восходящий к мышлению, которое и образует сознание. В начале эпохи Нового времени важнейший вклад в развитие психологического знания внесли такие мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Локк и Т. Гоббс. Они поддерживали разные направления в науке: Декарт, Спиноза и Лейбниц относили себя к рационалистам, а Локк и Гоббс являлись сенсуалистами. Между этими двумя группами постоянно происходили дискуссии и споры. . Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса - когда в психологии формировался экспериментальный метод; Становится важным понятие человеческого сознания – именно оно становится новым предметом психологии.

    3. Психология как наука о поведении. С начала 20 века до 60-х годов. Бихейвиорезм Д. Уотсон. Помимо самонаблюдения появляется эксперимент. Экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса; Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Он основал первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейципгском университете, на базе которой через два года возник Институт экспериментальной психологии. С этого момента принято считать психологию наукой.В России научная психология начала развиваться очень интенсивно под руководством Ивана Михайловича Сеченова (1829 – 1905). Своей задачей Сеченов считал объяснение психической деятельности человека при помощи рефлексов.  Всё больше распространялся метод эксперимента: Г. Эббингауз изучал при помощи этого метода память, учёные Вюрцбургской школы исследовали мышление и волю. Экспериментальные исследования пересекались с медициной, педагогикой, возникает прикладная психология. Спустя 50 лет после выделения психологии в самостоятельную науку начинают формироваться крупные направления, определившие работу исследователей на десятилетия вперёд. Эти направления были настолько разными в понимании предмета психологии, что в науке возник методологический кризис. Одно из этих направлений – бихевиоризм (основан Уотсоном в 1913 году). Суть этого направления заключается в опоре на теорию рефлекса И.П. Павлова, работы В.М. Бехтерева, Э. Торндайка. Бихевиористы решают проблему с предметом психологии отказом от изучения сознания вообще. Поведение – единственное доступное для изучения явление. Поведение становится предметом бихевиористской психологии. Оно рассматривается как реакция, возникающая на определённый стимул и является адаптацией индивида к окружающей среде. Самые известные учёные-бихевиористы – создатель направления Дж. Уотсон и его последователи К. Халл и Б. Скиннер. Другое крупное направление – Гештальтпсихология (понятие «Гештальт» в переводе с немецкого языка означает «образ», «структура»). Она оказалась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в психологии. История гештальтпсихологии начинается в работе Макса Вертгеймера (1880 – 1943) в 1912 году, который ставил под сомнение наличие отдельных элементов в акте восприятия. Кроме Вертгеймера, в гештальтпсихологии работали Курт Коффка, Вольфганг Кёлер, Курт Левин. 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы Бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и т.д; 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники. Трансперсональная психология

    4. С 60-х 20 века по н\в – предметом изучения психологии становится психика. Современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики. Формирование интегральной психологии будущего.Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях. Вторая - состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике. Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем.

    1. Функции и критерии психики

    ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

    - Коммуникативная– обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

    -• Познавательная– позволяет человеку познавать окружающий внешний мир•

    - Регулятивнаяфункция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

    Мировоззренческие критерии основаны на убеждении в достоверности защищаемых утверждений, и поэтому по отношению к ним не может быть применена процедура проверки истинности критерия. В соответствии с определением наличие психики объявляется у какой-то категории объектов, а это значит, что у объектов других категорий психики не может быть по определению. Было предложено четыре таких критерия: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизми антропопсихизм

    Сторонники панпсихизма признают всеобщую одухотворенность материи, утверждая тем самым, что психика это общее свойство всех материальных тел.

    Вторая крайняя позиция – это антропопсихизм, при которой наличие психики признается только у человека.

    Две промежуточные позиции – биопсихизм и нейропсихизм – связаны с утверждениями, что психика есть у всех живых существ (биопсихизм) или, что психика есть только у тех животных, которые обладают нервной системой (нейропсихизм).

    Сторонники каждой позиции не утруждают себя поиском доказательств своей правоты, поскольку критерии вводятся как аксиомы, т.е. как достоверные допущения, не нуждающиеся в проверке своей истинности.

    Второй и самый достоверный тип критериев – это субъективный критерий, основанный на самоотчете живого существа. Если спросить человека о наличии у него психики, то взрослый человек, обладающий сознанием и самосознанием, понимающий вопрос спрашивающего, несомненно, подтвердит ее наличие у себя. Но проблема этого критерия состоит в том, что непонятно, как задать этот вопрос животным и как понять их ответ. Непонятно также, как задавать этот вопрос младенцу, не владеющему речью, и взрослому человеку, не знающему вашего языка (языка вопроса). Поэтому этот критерий, при его несомненном достоинстве, не может быть научным критерием, пригодным для разных ситуаций.

    Объективные критерии можно разделить на два типа: функциональные и морфологические(анатомические).

    Первому типу, как правило, относят способность живого существа к движениям. Критики этого предложения справедливо указывали на то, что движение широко распространено в живом мире, в том числе среди простейших одноклеточных и даже отдельных клеток живого организма. В ответ на критику появилось предложение считать критерием психики не всякое движение, а только ответное, в частности оборонительное. Но и это уточнение не спасает положение, поскольку мы наблюдаем такие оборонительные реакции в растительном мире. И тогда либо надо признавать наличие психики у растений, либо менять критерий.

    Второй тип более достоверен, поскольку здесь, как и при мировоззренческом критерии нейропсихизма, выбирается нервная система – наличие психики связывается с наличием нервной системы. Коварство этого критерия заключается в том, что мы действительно не знаем ни одного случая развитой психики у объекта (в том числе и живого) с отсутствием нервной системы. Поэтому и появляется ложное заключение, что наличие у объекта нервной ткани есть верный признак наличия психики. Но дело в том, что нервная ткань возникает не ради психики, а как проводник сигнала от первичного следа взаимодействия к органу ответной реакции организма; затем нервная ткань становится средством нейрофизиологической регуляции ответных реакций живого существа. Возможности же нервной ткани оказались богаче, и у нее появляется способность трансформировать биотоки, приходящие в нервные клетки, в субъективные переживания (чувствования), на основе которых строятся образы объектов, и через них находится нужное поведенческое решение и регулируется поведение.

    1. Стадии развития психики в филогенезе.



    1. Культурно исторический подход к познанию предмета психологии

    Культурно-историческая психология ― одно из главных направлений в российской психологии, заложенное Л. С. Выготским и получившее развитие в мировой психологии[1].

    Культурно-историческая психология имеет два существенно отличающихся друг от друга направления. Первое — это марксистское направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским[2] в конце 1920-х годов, и, в результате массированной и систематической фальсификации и искажения научного наследия этого научного деятеля, зачастую в существенно искаженном виде развиваемое его самопровозглашенными учениками и последователями как в России, так и во всём мире. И второе — созданное на основе исследований деятельности и возрастного развития человека, которое сформировалось на протяжении ряда десятилетий советской и пост-советской поры. Тем не менее, первый академический учебник по культурно-исторической психологии. Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» (или «культурно-историческая школа») никогда не встречалось в текстах самого Выготского, а было введено в обращение в критических работах 1930-х годов с обвинительной и разоблачительной целью[4], это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского, и получило распространение в первую очередь в их публикациях[5][6][7]. Дальнейшее распространение в странах Северной Америки и Западной Европы выражение «культурно-историческая теория» получило в контексте деятельностного подхода под названием: «культурно-историческая теория деятельности» (cultural-historical activity theoryCHAT), ближайшим аналогом которой в русскоязычной традиции является выражение «школа Выготского-Леонтьева-Лурии», однако допущение о существовании такого научного направления подвергается значительной критике в целом ряде публикаций. Серия исследований последних десятилетий указывает на многочисленные проблемы также и в западной «выготскианской» традиции[8].

    Представители «культурно-исторической психологии» постулируют принципиально неадаптивный, целенаправленный и социальный характер и механизмы развития психологических процессов.

    Декларируя изучение сознания (и его онтогенетического развития) человека основной проблемой психологического исследования, культурно-историческая психология, по оригинальному замыслу Выготского, изучает роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как знак и слово, в развитии высших психологических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. По положению дел на начало XXI века, оригинальный замысел Выготского так и не был реализован, а интегративная «вершинная психология» человека в его социо-биологическом развитии так и не была построена.



    1. Деятельностей подход в изучении предмета психологии

    Деятельностный подход в психологии  (англ. activity aррroach) – совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика  и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали: 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910–20-х гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности – одна из центральных. В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева  – с другой. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

    Это проблема предмета психологической науки. С т. зр. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику, и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т. ч. через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того, она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперинуориентировочной деятельностью).



    1. Понятие чувствительности в элементарной форме психики





    Например, вибрация паутины, обусловленная попаданием в нее насекомого, прямо не касается потребностей паука, однако она является для него сигналом о наличии поблизости пищи.


    написать администратору сайта