Экскурс в историю. Развитие связной речи с использованием картин русских художников
Скачать 28.14 Kb.
|
Экскурс в историю «Развитие связной речи с использованием картин русских художников» Выполнила: воспитатель МКДОУ детского сада «Рябинка» - Шибаева А.Л. 1. Значение картин в развитии словаря и в обучении детей рассказыванию. Известный педагог К. Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа. В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О. И. Соловьёвой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим, взаимоотношением. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий. Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Действительно, значение рассказов огромно. В рассказах живут народные обычаи, обряды, в них сохраняются пословицы, поговорки. Из рассказов дети запоминают выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту, осваивают новые словосочетания, фразы, типа предложений. Особую роль картинам в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е. И. Тихеева. Она писала, что картинам, как фактору умственного развития ребенка, должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни. Польза картин, по мнению К. Д. Ушинского, в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картина, одновременно развивает ум и речь. В. П.Глухов отмечал: «Попробуйте об одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково способным, одному по рисункам, второму - без рисунков - и вы оцените тогда все значение рисунков для детей». Таким образом «дошкольный возраст является периодом, в котором наблюдается наибольшее чувство к языковым явлениям, - это твердо установленный факт», - заключает в одном из своих исследований Д. Б. Эльконин. Рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа, развивают речь. А поскольку обучение рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале, и прежде всего на картинках, иллюстрациях через, которые обогащается кругозор детей, развивается их образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками по развитию речи. Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие, эстетического (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально - чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно - коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи). 2. Подбор картин для каждой группы, требования к подбору Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Требования к картине • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему. • Реалистичное изображение. • Картина должна быть высокохудожественной. • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка). Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам). Предметные картины– на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. И наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например, (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова Используются и репродукции картин мастеров искусства: • пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др. ; •натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна». При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать,что дети знают: О персонажах картины Их действиях О месте действия - О времени действия. Содержание картин, предъявляемых детям, должно быть обусловлено запросами текущей педагогической работы, требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться. Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения.Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т. п. Только в этом случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней. - Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другое). - Картина должна висеть на уровне глаз детей. - Заранее подбирается указка или другие атрибуты. - Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг. - Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины. - После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их. Требования, предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет). Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц). В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний. Композиция картины должна быть простой,т. е. картины одноплановые. Количество персонажей от 1 до 4. Старший возраст (5-7лет). Содержание картин,как правило,детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний.- труд взрослых: - дикие животные. Композиция сложная, то есть многоплановая. Количество персонажей может быть достаточно большим. Построение занятия и методика его проведения. - Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель, должен придумать какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям. 3. Виды занятий с картинами В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. Виды занятий по картине: 1. рассматривание картины; 2. рассказывание по ней. Выделяются следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине. 1. Составление описательного рассказа по предметной картине. 2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине. 3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине. 4. Составление рассказа по последовательной серии картин. 5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. 6. Коллективное составление рассказов. Требования к рассказам детей: точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы 4. Использование картин русских художников в процессе развития речи дошкольников. Картина вполне заслуженно завоевала себе прочное место в дошкольной практике как средство развития речи детей. Интересная картина воздействует на чувства дошкольников, развивает не только наблюдательность, но и воображение. Но всякая работа с картиной принесет пользу лишь при условии тщательной подготовки к ней. Картина должна быть доступна дошкольникам по содержанию и настолько эмоциональна, чтобы вызвать желание высказаться. Эмоциональное восприятие детьми картины является стимулом их творческой активности. Для описания педагог должен подбирать картины, простые по композиции с ограниченным числом, изображённых на ней людей, предметов, преимущественно с сюжетом, содержащим конфликтную ситуацию. Больше волнует детей тот живописный образ, который оживляет в их воображении жизненные ситуации. Вот почему особенно близки дошкольникам, прежде всего, произведения художников, посвященные маленьким детям, близким людям, животным, природе. Реалистический пейзаж всегда проникнут живым чувством, несёт в себе своеобразную и глубокую мысль и потому возбуждает разнообразные эмоции. Как показывает практика целесообразно использовать такие пейзажи «Мартовское солнце» Юона, «Ранняя весна» Остроухова, «Золотая осень» Левитана. Организуя работу над картиной, воспитатель основывается на детских впечатлениях, полученных в результате наблюдений за природой. Жизненный опыт детей - это не только увиденное и пережитое ими, но и изученное, услышанное. Одним из принципов отбора картин является близость содержания произведения живописи и литературного произведения, прочитанного детям. Работа по картинам Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» связывается со слушанием былин. Работа по пейзажным картинам связывается со слушанием поэтических и музыкальных произведений. Такая работа способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений живописи и искусства. Методы и приемы работы с картиной. В работе с картиной педагог придерживается примерно следующей последовательности. 1. Подготовка детей к восприятию картины 2. Молчаливое рассматривание картины. 3. Свободное высказывание детей 4. Анализ живописного полотна. 5. Словарно-стилистическая работа. 6. Коллективное составление плана. 7. Устный рассказ по картине. Перед тем как показать детям картину, необходимо подготовить их к активному восприятию произведения живописи. Картину сразу вывешивать не следует, т. к. дети будут её рассматривать, отвлекутся и потеряют интерес к предложенной воспитателем работе. Во вступительной беседе полезно кратко познакомить дошкольников с автором картины или с историей ее создания. Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ, диск, отрывок из какой-либо художественной книги. Чтобы лучше донести до детей содержание картины, особенно пейзажа, необходимо опираться на личные наблюдения детей за природой. Готовя детей к составлению описательного рассказа можно провести экскурсию с детьми в лес или парк.Объектами наблюдения детей могут быть: земля, воздух, небо, снег, деревья, птицы. Еще до рассматривания картины дети мысленно перенесутся в обстановку, схожую с изображенной на картине. Во время беседы педагог помогает найти яркие слова, образные выражения, чтобы передать все, что они видели во время экскурсии. Во вступительной беседе часто воспитатель обращается и к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию анализируемой картины. Например, рассмотрению картины Остроухова «Ранняя весна» предшествует беседа, во время которой дошкольники вспоминали произведения о весне (Тютчев «Весенние воды» и др.). Прежде чем перейти к рассматриванию картины Шишкина «Зима», можно прочитать детям, как поэты и писатели описывают красоту зимней природы (Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», Никитин «Встреча зимы»). Можно привлечь и музыкальное произведение, вспомнить пословицы, поговорки, загадки. Берем «Март» Левитана. Отмечаем изменения в природе, слушаем Пушкина «Гонимы вешними лучами». А затем слушаем Чайковского «Времена года», «Подснежник». Затем беседа. -Что представляете, когда слушаете? -Как звучит мелодия в музыке Чайковского? (робко, нежно) Затем после беседы предлагается картина «Март». Всё это должно настроить ребят на более полное и глубокое восприятие картины. Молчаливое рассматривание картины - второй и очень важный этап работы. Рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления дошкольников, т. к. мышление совершается в тесной связи с восприятием. Дети должны поделиться своими первыми непосредственными впечатлениями. Нужно им дать возможность свободно высказаться, хотя их первые высказывания могут носить случайный характер. Но цель этого этапа выявить, как ребята поняли содержание картины, её главную мысль, что сумели увидеть, что почувствовали. Свободное высказывание детей происходит без особого руководства со стороны педагога. Анализ картины - четвертый этап работы. Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в решении задач воспитания мышления, культуры устной и письменной речи, эстетического вкуса детей. Умелый анализ картины, направляемый педагогом - одно из активных средств, помогающих овладеть умением образно мыслить и говорить. Анализ полотна проводится в процессе беседы или рассказа воспитателя. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства. Ставя вопросы, педагог раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений. Какое впечатление навевает картина на вас? Какое настроение навевает картина на вас? Какое впечатление производит на вас изображенный на картине пейзаж? А дальше нужно выяснить, почему создается такое настроение? Выясняется тема картины. Не всегда дошкольники могут определить самостоятельно тему картины. Помочь в этом может задание. Озаглавить картину, т. к. в названии большей частью выражается мысль. По тем названиям, которые предлагают дети, можно сделать вывод, как они поняли основное содержание картины, как сумели обобщить увиденное.Полезно проводить такую работу дважды: до и после анализа картины. Сравнение этих двух названий между собой покажет, насколько глубоко и правильно дошкольники поняли содержание. Разбор картины в процессе беседы - наиболее распространенный, почти единственный прием работы над картиной. Однако необходимо разнообразить приемы и методы, и не забывать о силе устного слова. Живой рассказ воспитателя о картине обогащает восприятие, пробуждает дошкольников к активному словесному действию. Речь педагога служит образцом высказывания о картине. Ознакомление с планом рассказа - пятый этап работы. Устный рассказ по картине – шестой этап работы. К устному рассказу необходимо привлекать возможно большее число ребят. На этом этапе проводится словарная работа, работа по конструированию предложений. Нужно учитывать возможности слабых детей. Они должны принимать участие в устной работе со всеми детьми, а затем им нужно дать облегченное индивидуальное задание. Анализ – седьмой этап работы. При рассматривании и обсуждении картин педагог решает и воспитательные задачи. Готовить детей к жизни - это не только дать им определённые знания, выработать навыки, научить трудиться, закалить физически и нравственно, но и привить любовь к искусству. Это возможно лишь тогда, когда дети научатся самостоятельно и верно разбираться в живописном полотне, смогут определить своё отношение к художественным образам. На занятиях по ознакомлению с картиной педагог развивает активное отношение к жизни, учит детей видеть и правильно понимать прекрасное не только в искусстве, природе, но и в общественной жизни, учит самих создавать прекрасное. Список источников и литературы : 1. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. М.:Мозаика – Синтез, 2014г. 2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/14/ispolzovanie-kartin-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi 3. http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3655.html |