Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Консерватизм.

  • 2. Прогрессивность.

  • Определение римского права.

  • Предмет римского права.

  • отдельные системы

  • квиритским

  • Право преторское (ius praetorium, или honorarium, от слова «honores» – почетная должность)

  • ius aequum (справедливое право)

  • Римское частное право. ТЕМА 1. Рчп явилось наиболее развитой и законченной системой права, создавшей наиболее законченные и универсальные юридические формулы


    Скачать 61.5 Kb.
    НазваниеРчп явилось наиболее развитой и законченной системой права, создавшей наиболее законченные и универсальные юридические формулы
    АнкорРимское частное право
    Дата15.04.2021
    Размер61.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТЕМА 1.doc
    ТипЗакон
    #195226

    ТЕМА 1

    ВОПРОС 1

     РЧП явилось наиболее развитой и законченной системой права, создавшей наиболее законченные и универсальные юридические формулы. Право Древнего Рима оказало огромное влияние на историю всего европейского континента, заложило основу для формирования правовой культуры. Кроме того, роль РЧП для современного юриста можно отразить следующим образом:

    • 1. РЧП заложило основу для формирования понятийного аппарата юриста (понятия и термины, которыми оперируют юристы, особенно в области гражданского права, были разработаны древнеримскими юристами).

    • 2. РЧП является правовым обеспечением экономической, и прежде всего, торговой деятельности (только там, где существует развитый торговый оборот, сложная структура отношений собственности, договорных отношений, возможно применить конструкции римского частного права. Именно поэтому римское частное право было предано забвению в период феодализма, когда господствовало натуральное хозяйство; в советский период, когда господствовали не естественные рыночные механизмы, а плановая экономика).

    • 3. РЧП закрепило принцип приоритета судебной защиты прав лица (римские юристы разработали совершенную систему процессуальной защиты по частноправовым спорам, что заложило основу современного гражданского процесса).

    • 4. РЧП является базой для становления современного гражданского законодательства (РЧП сформировало юридическое мышление Западной Европы).

    римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Конечно, в ряде случаев современное гражданское право успешно обходится без заимствования терминов, возникших в римском праве (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации вместо римского термина «цессия права» употреблен без всякого ущерба для дела термин «уступка права»). Но во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл.

    Наконец, безотносительно к содержанию правовых принципов и институтов римскому праву в большинстве обязана своим происхождением современная терминология философии права и юридической практики. Многие понятия и термины современной правовой культуры представляют прямые заимствования: «республика», «конституция», «мандат», «виндикация», «облигация» и т.д

    ВОПРОС 2

    1. Основные черты римского права. На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.

    2. Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно более широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.

    Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договор.

    3. К началу новой эры в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Субъект собственности самостоятельно выступает в обороте и единолично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм определяется тем, что домохозяин или рабовладелец ведет хозяйство и сталкивается на рынке с другими такими же хозяевами.

    4. Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм. Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

    5. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

    6. Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (jus praetorium) как вторая ветвь частного права. Оно выросло из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

    7. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

    8. Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (jus naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

    9. Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (jus gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств. В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства.

    1. Консерватизм.

    Претор и юристы относились с подчеркнутым уважением к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям старых авторитетных юристов. Римский юрист любит показать, что его вывод, даже по второстепенному вопросу, соответствует взглядам его предшественников. Это уважение к старому праву, иногда переходящее в какое-то благоговение, является не случайным: оно имеет целью подчеркнуть незыблемость права, неизменность существующего социального строя, недопустимость каких-либо новшеств, могущих оказаться вредными для верхушки класса рабовладельцев. Римский юрист нередко предпочитал прибегнуть к натяжкам при толковании сложившейся нормы, лишь бы не отбрасывать прежнего, не выявлять изменчивости права.

    2. Прогрессивность.

    Но если развивающиеся производственные отношения не вмещались, ни при каком толковании, в прежние нормы, если современные интересы господствующего класса не защищались древними правилами, если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая: на такую отмену римские магистраты и юристы не были управомочены, и такая ломка могла бы вселить вредное для господствующего класса мнение об изменчивости права. Римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старым правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. И жизнь начинала течь по новому руслу, хотя старое русло не засыпалось -- оно просто высыхало. Так, наряду с цивильной собственностью была создана так называемая бонитарная, или преторская, собственность (не носившая названия собственности, но дававшая управомоченному лицу все права собственника) (п. 193), наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования (опять-таки даже не носившая названия наследования, п. 236)

    ВОПРОС 3

    Определение римского права. 

    Римское частное право — это совокупность правовых норм, которые защищают интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право включает в себя семейные отношения, институты собственности, наследования, обязательств.

    Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.

    Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.

    Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

    Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

    Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

    Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.

    Предмет римского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:

    1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;

    2) брачно-семейные отношения;

    3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;

    4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;

    5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;

    6) вопросы защиты частных прав.

    ВОПРОС 4

    Система римского частного права


    Исторически сложилось, что в составе римского права различают отдельные системы, возникшие последовательно одна за другой: цивильное право, преторское право, право народов, справедливое право и естественное право.

    Древнейшее римское право называлось квиритским (по имени племени квиритов). Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права (ius civile) и определяла строго национальный характер права римских граждан, права города-государства.

    Право преторское (ius praetorium, или honorarium, от слова «honores» – почетная должность) – система права, которая сложилась наряду с цивильным правом. Появление данной системы связано с расширением земельной собственности (завоевание соседних государств), развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки торгового и ростовщического капитала. На фоне этого обостряются классовые противоречия. Системы цивильного права оказалось в данной ситуации недостаточно. Постановления надо было исправлять и пополнять. Этим занимались судебные магистраты, в основном преторы. В результате появился ряд институтов, разработанных путем эдиктов и снабженных новыми средствами защиты.

    В результате развития производства и расширения торговли с соседними государствами возникла необходимость разработать нормы права и для неримлян. Так наряду с цивильным правом появилась еще одна система права – право народов. Данная система регулировала отношения между римлянами и неримлянами, взаимоотношения между неримлянами.

    Далее произошло слияние систем – цивильного права и права народов. Этому способствовал интерес господствующего класса в развитии торговли. Постепенно перегрины (неримляне) наделялись правами римского гражданства. Преторское право, обычай, активность юриспруденции привели к слиянию этих двух систем. Дольше всего цивильное право сохраняло свою силу в области семейных и наследственных отношений. Особенно быстро система права народов оказала влияние на движимость, на область договорных отношений. Даже рабство и право военной добычи римские юристы стали относить к области системы права народов. Влияние права народов на цивильное право было взаимным, т. к. институты права народов быстро поглощались цивильным правом и одновременно шел процесс включения (усовершенствования) старых цивильных норм в право народов.

    В эпоху принципата появилось ius aequum (справедливое право). Юристами в практику был введен принцип справедливости. Несмотря на рабство юристы, говорили о равенстве всех в области права и перед законом. В области частного права принцип справедливости понимался чисто эмпирически. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы. В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права.

    Появилась новая теория, она противопоставила право народов не цивильному праву, а праву естественному (по праву природы все люди являются равными). Цицерон определил его как требование морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который вложила природа в сердца всем людям. Ульпиан считал, что естественное право (ius naturale) – более широкое понятие, которое распространяется и на животных, а также что и право собственности в некоторых отношениях основано на естественном праве. «Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми».

    Публичное право (juspublicum) - совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «adstatumrei Romanaespectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов.

    К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

    Частное право (jusprivatum) - совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «adsingulorumutilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

    Частное право противопоставляется публичному. Римский юрист Ульпиан проводит разграничение - публичное право обращено к статусу, к состоянию римского государства, частное - имеет выгоду, интересы отдельных лиц.

    Отличия частного права от публичного права заключаются в следующем:

    • - частное право защищает интересы отдельных граждан и частных лиц, а публичное защищает общественные - по интересу;

    • - в частном праве действуют диспозитивные нормы (условно-обязательные), а в публичном праве действует императивная норма (запретительная) - по методу формирования правовых норм;

    • - частное право имеет 5 разделов (право собственности, договоры и иные обязательства, семейное право, наследование, защита частных прав), а публичное право 3 раздела (права и обязанности чиновников, права и обязанности священников, уголовное право) - по составу.

    Принцип публичного права означал, что его нормы не могут изменяться соглашениями отдельных лиц (изменять норму права отдельные лица вообще не могут, но это положение отражает мысль, что действие нормы публичного права не может, исключительно в конкретном случае, иметь другое содержание, посредством заключения сторонами об этом соглашения). Такие нормы права в настоящее время обозначаются как императивные, т.е. повелительные, безусловно обязательные.


    написать администратору сайта