Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема этноса в современной науке.

  • Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева.

  • Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея.

  • Информационная теория этноса.

  • Системно-статистическая, или компонентная, теория.

  • Структура этноса.

  • Изучение этничности в современной науке.

  • ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


    Скачать 2.57 Mb.
    НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
    АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    ТипКнига
    #296
    страница11 из 29
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29

    Тема 3. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СУЩНОСТИ ЭТНОСА И ЭТНИЧНОСТИ

    1. ПОНЯТИЯ «ЭТНОС» И «ЭТНИЧНОСТЬ»



    Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разно­образных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе - этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения осо­бой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. В современной этнологии это понятие неразрывно связано с понятием этничности. В 60-90-е годы в мире появилось огромное количество научных публикаций по этой проблеме. Благодаря им понятие «этничность» прочно закрепилось в кате­гориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социоло­гии и других социальных наук.

    Одной из основных причин возросшего интереса к проблемам этноса и этничности явилось то обстоятельство, что этнические отношения стали играть весьма значительную роль в обществен­ной жизни многих государств и народов, поэтому игнорировать их было просто невозможно. Так сама жизнь опровергла господ­ствовавшее с начала XX столетия в мировом общественном мне­нии и этнологической науке убеждение, что фактор этничности будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие процессов модернизации, индустриализации, демократизации, развития гражданского общества. Та же точка зрения преоблада­ла в отечественном обществоведении. Однако историческая прак­тика показала, что этничность, а также связанные с ней различные формы этноцентризма и даже национализма не только не утрати­ли, но и значительно усилили свою роль в современной социаль­ной, политической и культурной жизни. Чрезвычайно остро в на­стоящее время стоят этнические проблемы во многих регионах земного шара, в том числе и в республиках бывшего Советского Союза и современной России.

    Однако, несмотря на остроту этнических процессов и самое пристальное внимание к ним представителей разных наук, как в отечественной, так и в мировой этнологии до настоящего вре­мени не сложилось общепринятого понимания сущности этноса и этничности.

    Овладение основами любой науки, в том числе и этнологии, предполагает внимательное изучение основных ее понятий. В эт­нологии такими понятиями как раз и являются понятия «этнос» и «этничность».

    Термин «этнос» (ethnos) появился в древнегреческом языке, где он имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, стадо, род и др. Примерно в VI-V вв. до н.э. господствующим значением этого слова становится «племя, народ негреческого происхожде­ния» («негреческое племя»). В этом значении оно вошло в римскую культуру и латинский язык. В связи с его латинизацией появляется прилагательное «этнический» (ethnicos), которое используется в библейских текстах в смысле «языческий», «нехристианский».

    Вплоть до конца XVIII в. употребление понятия «этнос» было очень ограниченным. И лишь в XIX в. этот термин стал приме­няться в научной литературе в значении «народ». Во многом это заслуга известного немецкого этнолога А. Бастина, который рас­сматривал понятия «народный» и «этнический» как синонимы, а под понятием «этнический» подразумевал культурно-специфи­ческий облик народа.

    Значительный вклад в разработку теории этноса в 20-е годы на­шего столетия внес русский этнограф С.М. Широкогоров, который считал, что этнос - это форма развития и существования человече­ства. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, гово­рящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и ос­вященных традицией и отличающих его от таковых других групп» (Широкогоров С. М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923. - С. 13).

    Широкое обращение к этнической проблематике имело место в 60-е годы нашего века. К тому времени в научном обиходе оказы­вается значительное количество этнологических терминов. Имен­но тогда в англоязычной литературе широкое распространение получил термин «ethnicity» (русский перевод - «этничность»). На­ряду с этим термином за рубежом стало использоваться понятие «ethnic» для обозначения индивида в качестве представителя оп­ределенной этнической группы.

    В отечественной этнологии с самого начала употребления тер­мина «этнос» за ним утвердилось значение «народ». Вместе с тем для обозначения различных форм этнических общностей и отно­шений в научной литературе употребляются и производные от этого слова термины. Среди них часто используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая существование отличительных черт этнических групп или идентичностей. Этот термин акцентирует внимание прежде всего на полиэтническом характере большинства современных обществ. В определении со­держания этого понятия среди этнологов также нет единства. Можно утверждать лишь, что термин «этничность» пришел в оте­чественную этнологию из западной этнологической науки, где он определяется примерно как совокупность характерных культур­ных черт этнической группы. Это соответствует англоязычной трактовке рассматриваемого термина, в соответствии с которой этническая группа понимается как часть более широкого социокультурного окружения, находящаяся с этим окружением в кон­фликтных отношениях, что выражается в специфике тех культур­ных черт, которые определяются как этничность.

    Характерной чертой отечественной этнологической науки явля­ется то, что в ней всегда преобладали теоретические взгляды на эт­нические общности как на реально существующие объекты, кото­рым свойственно, как и любым биосоциокультурным системам, строго последовательное поэтапное развитие: рождение, функцио­нирование, взаимодействие, эволюция, смерть или трансформация.

    Проблема этноса в современной науке. В зависимости от аспекта исследования и методологического подхода в современной этноло­гической науке оказались представленными различные теории эт­носа. Это, во-первых, пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева; во-вторых, дуалистическая концепция этноса Ю.В. Бромлея; в-третьих, информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова; наконец, системно-статистическая, или компо­нентная, теория Г.Е. Маркова и В.В. Пименова.

    Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева. Основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос пред­ставляет собой физическую реальность, облаченную в социаль­ную оболочку. История человечества рассматривается Гумиле­вым как последовательная цепь многочисленных этногенезов, причиной которых являются пассионарные толчки - своего рода микромутации, вызывающие появление особо энергичных и дея­тельных людей - пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся в биосферных явлениях Земли. В продолжение своего роста и раз­вития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энергии пассионарности.

    Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея. Исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с од­ной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятель­ность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - само­названии этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формиро­вания и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государст­венно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и рас­крывается в двух смыслах - узком и широком.

    Этнос в узком смысле был назван автором теории этникосом и включал в себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом и представлял собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смы­слов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живу­щие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм.

    Информационная теория этноса. Названная теория представля­ет собой оригинальную концепцию этноса, предложенную Н.Н. Чебоксаровым и группой исследователей. Эта концепция базируется на представлении, что во всяком социальном образо­вании (каковым среди других является и этнос), как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имею­щие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их вос­принимает). На этом основании делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и насыщеннее, чем за их предела­ми. Также считается, что в разных исторических типах этносов -от племени до нации - плотность информационных потоков раз­лична и по мере дальнейшего исторического развития возрастает.

    Системно-статистическая, или компонентная, теория. В соот­ветствии с этой теорией этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящая­ся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая мно­госоставной композицией (структурой). Структурными образова­ниями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса; его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура; производственно-экономическая деятельность и ее характер; система социальных отношений и ин­ститутов; язык и разнообразные формы речевой деятельности; создание, использование и сохранение культуры; быт или устой­чивые стереотипные способы ритмичного поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п.; существенные стороны психологического восприятия своего эт­носа и общей этнической картины мира; наконец, система лично­стного контактирования и взаимодействия.

    Число компонент может меняться в зависимости от каждого конкретного случая. Но при этом все компоненты связаны друг с другом. Каждая компонента этноса может быть теоретически и инструментально разложена на соответствующее количество при­знаков - индикаторов, с помощью которых описываются разные стороны реальных этносов.

    По мнению авторов теории, компонентное описание и изуче­ние каждого конкретного этноса удобны в том отношении, что они открывают возможность для применения методов системного подхода и вариационной статистики. Создание инструментария (стандартных вопросников и т.п.), использование выборочного метода, машинная обработка собранных данных и их анализ на основе математической теории информации - все это открывает широкие возможности для моделирования структуры этноса и машинной имитации этнического процесса.

    Внимательный и строго научный анализ как отмеченных, так и неупомянутых этнологических теорий и концепций позволяет сделать вывод, что этнос представляет собой биосоциальную общность людей, обладающую следующими этнодифференцирующими признаками:

    1) этнонимом - самоназванием этноса. При этом следует отли­чать этнонимы от политонимов (наименований общегосударст­венных и областных), топонимов (названий местности), лингвонимов (названий языков), конфессионимов (названий религий). В некоторых случаях они могут быть взаимосвязаны или совпа­дать друг с другом. Так, слово «японец» может быть этнонимом, лингвонимом (японский язык), политонимом (Япония), топони­мом (Японские острова);

    2) этнокультурными особенностями, которые проявляются в языке, религии, обычаях, обрядах, народном искусстве и фольк­лоре, нормах этики и т.п. Благодаря этим особенностям все люди разделяются на две группы: «мы» - «они»;

    3) антропо-психологическими признаками, т.е. отличительны­ми чертами во внешнем физиологическом облике и в психологи­ческом складе характера человека, что, в свою очередь, осознанно или неосознанно может в массовом или индивидуальном созна­нии идентифицироваться с общностью происхождения. Зачастую именно эти признаки являются исходными, начальными при оп­ределении этнической принадлежности;

    4) единством территории, что сыграло в свое время важную роль в этногенезе и формировании современной этнической кар­ты мира, но утратило свое этнодифференцирующее значение в настоящее время в силу массовых миграций.

    В зависимости от сочетаний этих признаков в различных комби­нациях и соотношениях друг с другом в этнологии принято выде­лять три основных исторических типа этносов: племя, народность, нация. Каждый из этих типов соответствовал определенной стадии исторического процесса: племя - первобытной; народность - рабо­владельческой и феодальной; нация - капиталистической формаци­ям. А поскольку сегодня в мире одновременно существуют все эти типы общественных отношений, постольку и в современной этни­ческой картине мира мы можем наблюдать все типы этносов.

    Структура этноса. В зависимости от определения этноса, пони­мания его сущности в каждой теории по-своему определяется его структура. При этом большая часть исследователей согласна с тем, что структура этноса иерархична - представляет собой ие­рархическую соподчиненность, включающую в себя следующие уровни: а) собственно этнический, состоящий из этнических общностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупностей людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов; б) микроуровень, состоящий из «микроэтнических единиц», т.е. наименьших составных частей этнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как но­сители этнических признаков и семья как наименьшая по числен­ности этносоциальная группа, воспроизводящая основные эле­менты этнической культуры; в) макроуровень, объединяющий «субэтнические» подразделения (субэтносы) - общности, у кото­рых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но осознающие свою этниче­скую общность и имеющие специфические черты культуры; г) метауровень, охватывающий суперэтносы, т.е. этнические об­разования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая из таких общностей в отдельности (например, европейское сообщество, исламский мир и т.д.).

    Каждый из отмеченных уровней обладает своими особенно­стями. Так, основным объективным критерием для выделения эт­нокультурных метаобщностей служат те или иные компоненты культуры. Поэтому они могут быть металингвистическими, метаконфессиональными, метахозяйственными и т.п. При этом поми­мо общности по основному компоненту культуры (языку, рели­гии, типу хозяйства) такие образования имеют общие черты в не­которых смежных сферах повседневной культуры.

    Особое место в этнической иерархии занимают микроэтниче­ские единицы, составляющие предел делимости основных этниче­ских общностей. Поскольку предел делимости этноса, при кото­ром в основном сохраняются его свойства, представляет отдель­ный человек, то, очевидно, он и является собственно этнической микроединицей. К последней следует, видимо, отнести и основ­ную элементарную общественную ячейку - семью, которой при­надлежит важная роль в воспроизводстве этноса и главных этни­ческих свойств.

    Специфические особенности субэтносов обычно связаны с их происхождением. В одних случаях это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических общностей, в других - быв­шие этнические группы, осознавшие совместно с другими свою общность, в третьих - социальные общности, обладающие специ­фическими чертами культуры (например, казачество). Особое ме­сто среди субэтносов принадлежит тем, которые образовались на основе расовых групп. Таким примером являются американские негры, которых можно рассматривать в качестве субэтноса севе­роамериканской нации.

    Исходя из такого рода структурной организации этносов, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этни­ческих общностей разных уровней. Например, можно считать се­бя русским (основная этническая общность), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность).

    В вопросе о структуре этносов следует учитывать, что многие этносы не представляли и не представляют собой монолитные образования. Внутри этносов можно выделить различные груп­пы на основе локальной специфики разговорного языка, культу­ры и быта, иногда такие группы имеют самоназвание и как бы двойственное самосознание. Например, поморы и различные группы казаков, обладающие самосознанием, будут представ­лять собой субэтносы русского народа, а северные и южные рус­ские - его этнические группы. Внутренние подразделения этно­сов часто ведут свое происхождение от вошедших в него пле­менных компонентов. Нередко они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также при сильном рас­ширении этнической территории, когда мигрирующие части эт­носа попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными этносами и т.д.

    Говоря о структуре этноса, не следует забывать, что помимо вертикальной структуры, представляющей собой, как мы уже го­ворили, иерархическую соподчиненность, этносы обладают и раз­витой горизонтальной структурой. Речь идет о том, что внутри каждого этноса существуют различные социальные группы, слои и классы. Все они, являясь представителями одного этноса и де­монстрируя в силу этого единые стереотипы поведения, воспри­ятия своих и чужих, осознают свою принадлежность к одному на­роду. Но при этом различные социально-классовые интересы за­ставляют их по-своему преломлять единые этнические константы, формируя у каждой такой группы свой собственный образ мира.

    Естественно, возникает вопрос о причине существования такой сложной и разветвленной вертикальной и горизонтальной струк­туры этноса. Можно предположить, что, будучи открытой систе­мой, этнос связан множеством нитей с окружающим миром, фор­мируя при этом сложные обратные связи. Некоторая сложность этноса (но не слишком большая) повышает сопротивляемость и приспособляемость народа к этим изменениям, а потому даже ес­ли изначально этнос возникал как монолитное образование, в процессе этногенеза его структура усложняется.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что все этнические объединения различных уровней представляют собой динамиче­ские явления, подверженные разного рода изменениям. Эти изме­нения нередко сопровождаются трансформацией одного вида общностей в другой. Так, например, у какой-либо этнической группы может появиться самосознание этнического характера, в таком случае она превратится в субэтнос. И наоборот, субэтнос может трансформироваться в этническую группу. Аналогичные превращения могут также иметь место между метаэтническими и теми видами метаобщности, которые не обладают этническим самосознанием. Этническая история человечества знает немало подобных превращений.

    Изучение этничности в современной науке. Этнос нельзя искус­ственно сформировать или произвольно расформировать. Осно­вой любого этноса являются люди, вступающие в разнообразные отношения между собой и осознающие свои этнические признаки и особенности. В связи с этим в этнологии большое значение при­обретает понятие этничности.

    Важную роль в изучении этничности сыграли работы норвеж­ского ученого Фредерика Барта. Он обратил внимание на то, что характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Таким образом, этничность - это форма социальной организации культурных различий.

    Как правило, этничность формируется и существует в контек­сте того социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди или идентифицируются другими людьми как члены определенной этнической группы. С внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, по которым члены данной этнической группы отличают себя от всех других групп, даже близких в культурном отношении. Раз­личия, которые они проводят по отношению к другим, обычно довольно определенны, тогда как внешние представления о группе основываются зачастую на ее стереотипных характери­стиках. При этом кровная родственность или другие объектив­ные критерии не играют определяющей роли. Так, например, цыгане в разных странах мира отличают себя не только от не­цыган, но и от других групп цыган. Или проживающие в России и Китае эвенки считаются одним народом, хотя сами они осо­знают прежде всего свою принадлежность к различным локаль­ным группам.

    Первым необходимым условием существования этничности является наличие дихотомического отношения «мы - они». Если такого отношения не существует, то нет смысла говорить об эт­ничности, поскольку она предполагает отношения между группа­ми людей, члены которых рассматривают друг друга как разли­чающихся по каким-либо культурным характеристикам. При этом границы этничности первоначально проходят по антропологиче­ским признакам самоидентификации людей, имеющих общие ро­довые корни, которые уходят в историческую почву генетическо­го и социального единства. Характерные фенотипические и генотипические черты, но особенно историческая родина - вот что отличает «нас» от «не нас» в этническом отношении.

    Кроме того, этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации. Только в ходе взаимодействия с иной этнической группой может проявиться своя этническая «индивидуальность». В этом заключается основное проявление этничности, так как многие характеристики группы могут меняться, но всегда остает­ся дихотомия между членами данной общности (т.е. «нами») и членами других общностей (т.е. «не нами»). Именно поэтому эт­ническая идентичность может сохраниться даже без единого язы­ка, территорий, устойчивых признаков единой культуры, как, на­пример, у цыган. Пока цыгане осознают свою особость, сравни­вая себя с представителями других народов, нет оснований сомне­ваться в наличии цыганской этничности.

    Этничность включает в себя также идентификационный аспект и на личностном уровне выступает в качестве особой формы «Я-концепции». Степень выраженности этнического «Я» зависит от того, как человек определяет самого себя. В структуре характе­ристик личности этническая принадлежность занимает существенное место. При этом в кризисной, нестабильной ситуации значимость этнического «Я» существенно повышается, а в период социальной устойчивости ослабевает, уступая место сугубо социальным характеристикам.

    Этничность включает в свое содержание также культурный и символический аспекты. Современное общество состоит из различных областей культуры, границы которых определяются не территорией или государством, не формальным членством в группе, а возможностями коммуникационных систем. По мере своего развития общество становится все более структурированным, в нем углубляется социальная дифференциация, различия начинают преобладать над подобием, и в этих условиях объединяющим культуру началом служит совместная символическая среда. Понятная всем членам этнической группы и общепринятая ими система символов способствует культурной консолидации в пределах данной этниче­ской группы и осознанию членами группы своего единства.

    Исходя из сказанного, этничность может быть определена как особая характеристика личности, состоящая в ощущении, переживании индивидом своей принадлежности к определенной группе или общности людей, формирующаяся на основе генетического социального единства этой группы и проявляющаяся в форме сравнения «нас» с «не нами» в ходе группового взаимодействия с другими этносами.

    Каждый этнос характеризуется совокупностью обязательных специфических признаков, которые в своем единстве и образуют снятие «этничность». До начала 70-х годов этот термин практи­чески не был распространен в этнологической литературе. Однако с начала 70-х годов в связи с резким ростом активности этниче­ских меньшинств и обострением межэтнических отношений не только в странах «третьего мира», но и в индустриально развитых странах Запада вокруг проблемы этничности развернулась острая дискуссия. Результатом этой дискуссии стало появление многочисленных теорий этноса и этничности, которые были предложе­ны для объяснения природы и сущности этноса, этнической иден­тичности, ассимиляции, дискриминации, этнических конфликтов и т.д. Однако все существующие на сегодняшний день теории и концепции могут быть сведены к трем основным подходам к по­ниманию этнического феномена - примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29


    написать администратору сайта