Кнорозов. Речь идет о культуре, которая создала свою собственную письменность
Скачать 19.69 Kb.
|
Речь идет о культуре, которая создала свою собственную письменность. Есть очень мало народов, которые разработали свою собственную оригинальную письменность. Всего таких культур в мире пять, и майя относятся к ним. - Чем майя отличаются от ацтеков и инков? - Майя – это не этническая группа сама по себе. Это конгломерат групп, которые до сих пор живут на полуострове Юкатан на юго-востоке Мексики. Самой характерной чертой является их язык. (Пивоваров) Можем ли мы говорить, что цивилизация Майя была самой развитой из всех живших здесь? (Хуарес) Майя достигли очень высокого культурного развития. Некоторые специалисты даже считают, что это одна из самых важных цивилизаций мирового уровня, так как это аутентичная цивилизация. (Пивоваров) В X веке по непонятным причинам наступает коллапс цивилизации Майя, наступает какой-то грандиозный спад. И до сих пор учёные не могут прийти к единому мнению, что было его причиной. Явно не война, не внешнее воздействие. Скорее всего это были воздействия природных сил. Сейчас предполагается по основной версии, что была серия засух, и из-за того, что в те времени все цивилизации, в том числе и в Европе, критически зависели от погоды, от климата, когда здесь случалась сильно засушливая череда лет, то цивилизация рисковала просто голодом, что здесь, скорее всего, в X веке и произошло. 1517 год – важнейший рубеж в истории Майя и вообще всей Южной Америки, здесь появляются испанцы. Они, конечно, очень быстро колонизируют все эти территории. Майя постоянно восстают, пытаются сопротивляться, но понятно, что цивилизационно силы совсем не равны. И дальше не то, что испанцы пытаются всех Майя уничтожить, вовсе нет. Они их включают в свою цивилизацию. Конечно, они в целом живут на положении рабов, большинство их них безграмотны, их насильно обращают в христианство. И главное, что исчезает майянская письменность. Тот и без того небольшой процент образованного сословия, которое было хранителем этой письменности, которую впоследствии будет расшифровывать Кнорозов, он исчезает. Столько людей пытались найти ключ к дешифровке, но не смогли. А он действительно смог это сделать в 1952 году, причём в довольно молодом возрасте. (Шесенья) Здесь в Мексике он сразу стал знаменитым, сразу перевели его работы на испанский. Тут, на юге Мексики, даже обычные люди его знают. В России его имя мало кому известно. Его зовут Юрий Валентинович Кнорозов. Это один из величайших советских учёных, совершивший удивительный прорыв в науке. Он разгадал тайну древней цивилизации майя, находясь в Ленинграде, сталинском Ленинграде, когда закручиваются послевоенные репрессии, когда начинается борьба с космополитизмом, то есть со всем западным. Разгадал, будучи невыездным, он вообще не был в Мексике. Он не мог общаться с иностранными учеными, которые занимались этой проблемой. Он сидит в малюсенькой комнате-пенале сначала в музее этнографии, потом в кунсткамере, окружённый пыльными фолиантами, рукописями, журналами, прокуренный, мрачный, не всегда трезвый, великий ученый. (Алексеева) После седьмого класса он поступил в Харькове в медицинское училище, потому что несмотря на любовь к чтению, он мечтал о медицине. Он попросил братьев, чтобы они подали его документы в мед институт. Но так как братьев были трое, каждый из них забыл и поэтому документы вовремя не подали. И когда братья спохватились, в медицинский уже набор был завершён, поэтому они подали его документы в университет на исторический факультет. Может это была это ошибка судьбы, какая-то ирония судьбы, когда не надо было в медицинский, а надо было на исторический. В середине 19 века случайно находят трактат, который называется «Сообщение о делах в Юкатане». Он принадлежит перу Диего де Ланда. он решил записать известные на тот момент иероглифы, поскольку ещё были живы носители этого языка. И он записывает несколько десятков майяских иероглифов, и, самое главное, он записывает, что они обозначают. Этот отчёт он отправляет в Европу, где он благополучно на несколько столетий затерялся. Кнорозов ввязался в эту проблему и занялся дешифровкой письма майя, потому что ему нравились интеллектуальные вызовы. - Даже есть в хронике, где он говорит, что он услышал, что это неразрешимая задача и подумал – как это, неразрешимая? (Пивоваров) Можем ли мы говорить, что Кнорозов полностью расшифровал язык майя? - Да. Поэтому если ты хочешь дешифровать какое-то письмо, ты должен иметь текст синхронный, который состоит из более, чем пяти тысяч знаков, чтобы понять, сколько всего знаков, которые варятся в этом компоте. - Он пересчитал все знаки и выявил этот репертуар знаков. Сколькими знаками пользовались майя для того, чтобы написать свои рукописи. - Их оказалось около 350. - И о чём это ему сказало? То есть один знак обозначает слог. - Да, оно не алфавитное, как наше, ближе к этому слоговому. И если мы поставим себя на место расшифровщика, то перед нами могут стоять три типа проблем. Второй случай – это как у Кнорозова с майя. Это, наоборот, когда известен язык, а письменность утрачена. (Пивоваров) В 1953-м Кнорозов переходит на работу в Институт этнографии – знаменитую Кунсткамеру, которую основал еще Петр I. Происходит этот переход при следующих обстоятельствах: работа над дешифровкой письменности Майя уже практически завершена, понятно, что это огромный фундаментальный труд, который должен претендовать, как минимум, на кандидатскую диссертацию – позже это окажется сразу докторская – (Альбедиль) Когда Юрий Валентинович написал диссертацию, связанную с дешифровкой Майя, защищал он её в 52-м году, опубликовал первые результаты дешифровки. В 55-м он защищал диссертацию. И вот тут-то как раз эта сталинская эпоха могла проявить себя в самом страшном виде. Потому что когда Юрий Валентинович – это он сам вспоминал – пошёл на защиту, то он не знал, чем всё это обернётся, и вернётся ли с этой защиты. Он был даже готов к тому, что его могут арестовать. - 55 год, уже два года как Сталин умер. Тем не менее. Идеология ещё была вполне прочна. |