Главная страница

Реформация. Доклад _ Реформация. Реформация выдающиеся деятели и их вклад в развитие протестантизма


Скачать 16.95 Kb.
НазваниеРеформация выдающиеся деятели и их вклад в развитие протестантизма
АнкорРеформация
Дата09.05.2023
Размер16.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад _ Реформация.docx
ТипДоклад
#1116488

Доклад на тему:

Реформация: выдающиеся деятели и их вклад в развитие протестантизма.
Реформацией называют период с 16в. до начала или половины 17в. в Западной и Центральной Европе, когда происходило движение за реформу католической церкви.

Реформация стала закономерным следствием процессов, происходивших в Европе после эпохи Возрождения: индустриализации и стремления народов к самоопределению, а также стяжательства, поборов и аморального поведения самих представителей церкви, которая тогда была наднациональным институтом и ограничивала многие, если не все, права и свободы.

К выдающимся деятелям реформации относят стоявших у истоков протестантизма Мартина Лютера (Германия), Ульриха Цвингли (Швейцария) и их последователей Жана Кальвина (Франция), Томаса Мюнцера (Германия)и Джона Нокса (Шотландия).

Мартин Лютер получил типичное средневековое воспитание, занимался в университете философией и диалектикой, близко дружил с гуманистами. Обуреваемый страхом Божественной кары за грехи, он ушёл в монастырь и стал священником; был одержим вопросом прощения грехов.

Уильям Цвингли был современником Лютера, гуманистом и поклонником Платона. Рационалистом.

М. Лютер выдвинул идею о том, что между раскаивающимся грешником и Богом третий лишний. И индульгенция—воровство. Вывел, аргументировал и обосновал 95 тезисов, которые в 1517г. прикрепил к дверям церкви. Понятно, что как результат его от неё отлучили; он основал свою ветвь христианства – протестантизм, направление — лютеранство; настаивал на дословной трактовке Евангелия, и других авторитетов, кроме Евангелия, не признавал.

У. Цвингли, в отличие от М. Лютера, не был мистиком. Проповедовать начал в Цюрихе в 1516г., также изложив своё учение в тезисах.

Смысл которых: единственный источник веры – Евангелие, Церковь есть совокупность всех лиц общины, а не одного только духовенства. Настаивал на упрощении богослужения, отвергал таинственность причащения. И Лютер, и Цвингли признавали оправдание посредством веры. Лютер порицал рационализм Цвингли и даже сомневался в его спасении. И пошёл ещё дальше, осудив разум как «блудницу дьявола».

В результате деятельности Цвингли, отстоявшему особенности своей проповеди, в швейцарской реформации не господствовал один лишь лютеранский протестантизм, но и был заложен фундамент для реформаторского протестантизма, который впоследствии развил Кальвин.

Томас Мюнцер был за радикальное направление в протестантизме. Некоторое время, до 1520г., был соратником Лютера.

Оба увлекались христианской мистикой.

Но Лютер ратовал за изменение духовности общества, а Мюнцер был практиком и призывал к активной перестройке классового общества: «Каждый простолюдин имеет право личного священства, почему тогда простолюдины угнетённые и властью церкви, и властью князей?»

Т. Мюнцер организовал вооружённый мятеж в Тюрингии (Германия), который жестоко подавили, и сам был убит с десятками тысяч крестьян. Авторитет реформации оказался чрезвычайно подорван.

Жан Кальвин был на 26 лет моложе Лютера. Перешёл в протестантизм в результате размышлений, анализа и систематизации. Переехал из Франции в Базель, потом в Женеву.

У Кальвина – своя, совершенно одиозная трактовка свободы воли. Т.е. по Кальвину, ее нет. И Бог сам по своему произволу решает, помиловать человека за грехи, показав своё милосердие, или наказать, показывая свою справедливость. Но так как человек не знает, что ему приготовлено, то не должен грешить. Таким образом, в отличие от своих предшественников, Кальвин отрицал воз-²можность прощения грехов за раскаяние.

Кальвин однозначно заявлял, что лишь Бог несёт ответственность за существующий порядок, а государство должно быть республикой, управляемой «избранными святыми».

Жан Кальвин добился неограниченной власти в Женеве как богослов. Он смог создать чёткую, дисциплинированную, я бы даже сказала, алгоритмизированную организацию церкви и вновь сделал ее надгосударственной, чтобы, как писал Вольтер, загнать в неё всех людей. Отменил все развлечения в Женеве.

Джон Нокс возглавил антикатолическую партию в Шотландии (1546г.). Впоследствии стал страстным проповедником. После его проповеди о грехе идолослужения реформационное движение в Шотландии склонилось к народной революции.

Был последователем Кальвинизма и кончил свои дни как проповедник в Эдинбурге.

Как видим, наибольший вклад в протестантизм внесли Мартин Лютер и Жан Кальвин.


написать администратору сайта