Главная страница

Реформы Петра i культурное значение реформ


Скачать 18.85 Kb.
НазваниеРеформы Петра i культурное значение реформ
Дата22.04.2022
Размер18.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2.docx
ТипДокументы
#490695

Реформы Петра I

Культурное значение реформ

 
 На­чало 1690-х

Все­шутей­ший, Всепь­яней­ший и Су­мас­брод­ней­ший Со­бор

  Выс­ме­ива­ние цер­ко­ных тра­диций и обы­ча­ев, раз­врат, пь­янс­тво. Уч­режден ца­рём Пет­ром I с целью раз­вле­чений, пи­тей­ных уве­селе­ний, кар­на­валь­ных дей­ств, а так­же па­роди­рова­ния об­ря­дов ка­толи­чес­кой и пра­вос­лавной цер­квей

  1697 11 фев­ра­ля

Раз­ре­шение на про­дажу та­бака

 

 Раз­ру­шение рус­ских тра­диций, при­вива­ние ев­ро­пей­ских обы­ча­ев Имен­ным ука­зом Пётр I от­ме­нил зап­рет 1634 го­да на ку­рение и про­дажу та­бака






 1698 5 сен­тября

Указ брить и ру­бить бо­роды

 Вер­нувшись из Ве­лико­го По­соль­ства Пётр I ре­шил пре­сечь сло­жив­ши­еся тра­диции рус­ско­го об­щес­тва. У са­мого Пет­ра I бо­рода не рос­ла. Всем, кро­ме жи­телей де­ревень и ду­ховенс­тва бы­ло при­каза­но сбрить бо­роды. Тех кто от­ка­зывал­ся — бри­ли на­силь­но. Сам Пётр I от­ру­бил бо­роды нес­коль­ким бо­ярам при­шед­шим к не­му

 
 1700

Но­вое ле­то­ис­числе­ние и ка­лен­дарь

 

 Пре­сече­ние сло­жив­шихся тра­диций рус­ско­го об­щес­тва. 15 де­каб­ря 7207 го­да (ста­рый стиль рус­ско­го ка­лен­да­ря) Пётр I под­пи­сал указ об из­ме­нении ле­то­ис­числе­ния — но­вый год ве­лено име­новать 1700, а праз­дно­вание Но­вого го­да пе­рено­силось с 1 сен­тября, на 1 ян­ва­ря.






  1700 ян­варь

Указ «О но­шении платья на ма­нер вен­гер­ско­го»

  Пре­сече­ние сло­жив­шихся тра­диций рус­ско­го об­щес­тва. При въ­ез­де в го­рода бы­ли пос­тавле­ны спе­ци­аль­ные лю­ди, ко­торые сле­дили, в ка­кой одеж­де при­ходит че­ловек. За не­подо­ба­ющий вид бра­ли пош­ли­ну: с пе­ших 13 ал­тын и 2 день­ги, а с кон­ных 2 руб­ля. Тем же, кто не пла­тил, по­лы длин­но­го каф­та­на мог­ли от­ре­зать на мес­те

 1702

Ко­меди­аль­ная хра­мина на Крас­ной пло­щади

 Про­паган­да и аги­тация за­пад­но­го об­ра­за жиз­ни, выс­ме­ива­ние рус­ских тра­дицийОс­но­ван­ный Пет­ром го­сударс­твен­ный те­атр про­сущес­тво­вал все­го нес­коль­ко лет и рас­пался в 1707 го­ду, пос­ле то­го, как двор пе­ре­ехал в Пе­тер­бург. По­том Петр опять при­нимал ме­ры для соз­да­ния но­вого те­ат­ра, но бе­зус­пешно.

1714 31 ян­ва­ря

Соз­да­ние кунс­тка­меры

Кол­лекци­они­рова­ние уни­каль­ных пред­ме­тов Петр I рас­по­рядил­ся пе­ревес­ти свои кол­лекции ди­кови­нок в но­вую сто­лицу и раз­местить их в слу­жеб­ном по­меще­нии Лет­не­го двор­ца на Фон­танке, наз­ванном на ев­ро­пей­ский ма­нер Кунс­тка­мерой – ка­бине­том ред­костей.

1718 25 но­яб­ря










Ор­га­низа­ция об­щес­твен­ных раз­вле­чений на ев­ро­пей­ский ма­нер. Про­води­лись во все вре­мена го­да, ле­том — на от­кры­том воз­ду­хе. В прог­рамму ас­сам­блей вхо­дили еда, на­пит­ки, тан­цы, иг­ры и бе­седы. По­сеще­ние ас­сам­блей бы­ло обя­затель­но не толь­ко для дво­рян.












Задание 2

Огромное влияние на общественную мысль оказывали идеи просвещенного абсолютизма. Пропагандировала эти идеи сама Екатерина II.
Однако некоторые просветители находились в оппозиции к императрице. Самым ярким из них был Н.И. Новиков. В своих журналах он говорил о непомерной власти помещиков над крепостными, об их жестокости и насилиях, обличал и высмеивал придворных за высокомерие, невежество, пренебрежительное отношение к своему народу.
Особое место в истории общественной мысли занимает А.Н. Радищев. В своем сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он первым определил крепостное право как страшное и безусловное зло для России. Сочувствие автора к революции было очевидным. Помещики изображались как жестокие, беспощадные насильники, с явным одобрением говорилось о расправах над ними. Радищев, которого Екатерина II назвала «бунтовщиком, хуже Пугачева», был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В 1792 г. в Шлиссельбургскую крепость был заключен Новиков.


написать администратору сайта