Главная страница

Гражданско-правовая охрана авторских прав в системе Интернет. Регулирования авторского права в сети Интернет


Скачать 56.92 Kb.
НазваниеРегулирования авторского права в сети Интернет
АнкорГражданско-правовая охрана авторских прав в системе Интернет
Дата28.02.2023
Размер56.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГражданско-правовая охрана авторских прав в системе Интернет.docx
ТипДокументы
#960284
страница1 из 3
  1   2   3


Введение………………………………………………………….…………………3

Глава 1. Система регулирования авторского права в сети Интернет…..….……6

1.1 Понятие, объекты и субъекты авторских прав…………………….…………6

1.2 Источники правового регулирования авторского права в сети Интернет…10

Глава 2. Правонарушения и защита авторских прав в сети интернет……..…...12

2.1 Способы нарушения авторских прав в сети Интернет……………………...12

2.2 Меры защиты авторских прав в сети Интернет………….……………….…15

2.3Административно - правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав…………………………………………………………………..….19

Глава 3. Проблема защиты авторских прав в сети Интернет……………… …..21

3.1 Теоретические проблемы защиты авторских прав в сети Интернет……….21

3.2 Судебная практика по делам о нарушении авторских прав в сети Интернет………………………………………………………...…………………29

Заключение………………………………………………………………………...32

Список использованных источников……………………………………….……34
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении пяти столетий бумага была главным носителем информации. Сейчас же приходит эпоха безбумажного носителя информации. Так, используя поисковые системы, в сети Интернет можно найти книги, аудио- и видеозаписи и другие объекты авторских или смежных прав, среди которых какая-то доля приходится на объекты, размещенные без согласия правообладателя. Используя Интернет, человек избегает посредников и напрямую получает искомую продукцию.

Проблема актуальности защиты авторских и смежных прав в сети Интернет на современном этапе развития информационных технологий не вызывает сомнения.

Цель представленной работы – исследование особенностей правового регулирования и проблем защиты авторского права в сети Интернет.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– определить объекты авторского права;

– исследовать источники правового регулирования авторского права в сети Интернет.

– выявить способы нарушения и проблему защиты авторских прав в сети Интернет.

Нормативную базу данного исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ), другие нормативные правовые акты по вопросам защиты авторских и смежных прав в РФ, а так же судебная практика по данным вопросам.

Теоретической основой исследования послужили научные монографии и учебные пособия таких российских правоведов, как: А.А. Вилинов, И.В. Суслина, К.К. Покровскийи, А.В. Паламарчук, Г.И. Сытенко, И.В. Данилина, Н.И. Федоскина и др.

Методологическую основу исследования составляют методы: нормативно-правовой, исторический, анализа, сравнения, обобщения, логический метод.

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения по вопросам защиты авторских прав в сети Интернет в Российской Федерации.

Предметом же исследования являются нормы, регулирующие вопросы защиты авторских и смежных прав в Российской Федерации.

Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Система регулирования авторского права в сети Интернет
1.1 Понятие, объекты и субъекты авторских прав
Авторское право в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Под авторским правом в субъективном смысле понимаются права, возникающие у автора, а в некоторых случаях и у других лиц (соавторов), при создании им произведения. Впервые авторское прав в России получили своё отражение в Цензурном уставе 1828 г. В главе «О сочинителях и издателях», а в 1877 нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи. Первый социальный закон в сфере авторского права был принят 20 марта 1911 г. И назывался «Положение об авторском праве».1 Этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени. 11 июня 1964 г. Был разработан и принят Гражданский кодекс РСФСР, в который были включены всего лишь отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. 3 августа 1993 г. Он был признан недействующим. Именно с этого числа вступил в законную силу ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», который действует в настоящее время.

Авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

В настоящее время, в соответствии со статьёй 1255 Гражданского кодекса, к авторским правам относятся:

1. исключительное право на произведение – право на результат интеллектуальной деятельности;

2. право авторства – право признаваться автором произведения;

3. право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

4. право на неприкосновенность произведения – недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;

5. право на обнародование произведения – право сделать произведение доступным для всеобщего сведения путём опубликования, публичного показа, исполнения и т.д.

В некоторых случаях, также предусмотренных Кодексом, к авторским правам ещё относятся право на вознаграждение, на отзыв, право следования, доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан этот результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата, в том числе оказавшие его автору техническое, консультативное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением таких работ. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно. Авторские права – это имущественные и личные неимущественные права.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные права по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

К объектам авторских прав относят:

- литературные произведения;

- драматические и музыкально-драматические произведения;

- сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения;

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

- производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

- составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

- другие произведения.2

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Независимо от формы своего объективного выражения программы для ЭВМ с точки зрения их правовой охраны рассматриваются в качестве произведений литературы. Как и другие литературные произведения, программы для ЭВМ охраняются независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Необходимо лишь, чтобы они были выражены в объективной форме и являлись результатом творчества. При этом творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.

Правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ, в том числе на операционные системы и программные комплексы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Однако вне сферы охраны остаются лежащие в основе программ принципы и идеи.

1.2 Источники правового регулирования авторского права в сети Интернет
Основными источниками авторского права, впрочем, как и гражданского, являются международные договоры, законы и другие правовые акты, а также обычаи делового оборота.

Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 г.

Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом «монументальности» действия международных норм. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции являются более 150 государств.

Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971 г. В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Гаванская конвенция 1928 г. предусмотрела не только защиту литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, произведений прикладного искусства. Наконец, в 1952 г. была принята Всемирная конвенция об авторском праве.3

В юридической литературе отмечается, что существенной особенностью Всемирной конвенции является закрепление положения о соблюдении определенных формальностей для охраны произведения. В отличие от Бернской конвенции, которая имеет обратную силу4, Всемирная конвенция обратной силы не имеет.

Так же к международным источникам авторского права относятся:

- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.);

- Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г.

Согласно Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, источниками авторского права принято считать:

- указы Президента РФ;

- отдельные статьи ГК РФ и статьи иных федеральных законов, принятых в соответствии с ГК РФ;

- постановления правительства;

- акты министерств и федеральных органов исполнительной власти, решающих гражданско-правовые вопросы литературы, науки и искусства, которые не противоречат ГК РФ и иным федеральным законам.

Сейчас кроме Гражданского кодекса Российской Федерации правовые авторские отношения регулируются:

- ФЗ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1;

- ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 N 169-ФЗ;

- соответствующими указами Президента и постановлениями Правительства;

- актами федеральных органов исполнительной власти.

Глава 2. Правонарушения и защита авторских прав в сети интернет
2.1 Способы нарушения авторских прав в сети Интернет
В современных условиях к числу основных способов нарушения авторских прав в цифровой среде относится незаконное копирование, распространение, сдача в прокат произведения и плагиат. Виды нарушений авторских прав в сети Интернет разнообразны и достаточно велики.

Нарушение авторского права – это умышленное использование охраняемых авторским правом результатов интеллектуальной деятельности, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора об использовании таких произведений, наносящее вред личности и обществу.

Нарушение авторского права – это правонарушение, суть которого составляет копирование и распространение произведений науки, литературы, искусства, охраняемых авторским правом, без согласия авторов (правообладателей) третьим лицам, с коммерческой целью.

В целом, можно согласиться с данным определением, дополнив его такими объектами авторского права, как компьютерная программа, компьютерные игры, программное обеспечение.

Таким образом, под нарушением авторских прав в сети Интернет следует понимать незаконное использование или присвоение авторства оцифрованного материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры.

В сети Интернет к основным способам нарушения авторских прав относятся незаконное создание копий авторского произведения и продажа данных копий, передача их третьим лицам, либо перепродажа приобретенной копии.

К нарушениям авторских прав принято относить контрафакцию или пиратство.

Как правило, контрафактный экземпляр содержится на материальном носителе – сервере или жестком диске – вместе с законной информацией.

Термином «интернет-пиратство» принято обозначать нарушение имущественных авторских прав в сети Интернет.

Рассматривая нарушение авторских прав в цифровой среде, можно выделить такие виды интернет-пиратства:

- видеопиратство;

- аудиопиратство;

- нелегальное использование программного обеспечения;

- нелегальное использование литературных, научных произведений, текстов, графики, рисунков и других подобных объектов авторского права.

Рассмотрим каждый из видов интернет-пиратства.

Видеопиратство – это нелегальное распространение копий фильмов, телепередач в локальных сетях через Интернет с целью получения прибыли. Фильмы, как объект авторского права в цифровой среде, имеют свои особенности. Главная особенность видеопродукции заключается в том, что она приносит прибыль в первые дни после выхода в прокат, с целью защиты авторских прав, важно не допустить распространения нелегальных копий в сети Интернет в этот период. Данное обстоятельство было учтено при разработке Федерального закона от 02.07.2013 N 187-ФЗ, указывающего на необходимость быстрой блокировки доступа к информационным ресурсам, на которых размещена нелегальная видеопродукция.

К видам нелегального копирования музыкальных произведений в цифровой среде можно отнести копирование, распространение и продажу музыкальных альбомов третьим лицам. Распространять музыкальные произведения могут не только в сети Интернет. К аудиопиратству относится деятельность радиостанций и пиринговых сетей, которые пользуются нелегальными копиями музыкальных произведений.

Наиболее часто объектом правонарушений в сети Интернет становятся литературные произведения, например, электронные библиотеки предоставляют бесплатный доступ к копиям произведений без разрешения авторов и правообладателей.5

Для нелегального распространения программного обеспечения требуется снятие разнообразных программных защит с помощью специальных инструментов – редакторов, отладчиков, распаковщиков. Но иногда нелегальное распространение программы поощряется правообладателями, так, например, разработчики программы Майкрософт в 2007 году не препятствовали незаконному распространению программы, аргументируя это тем, что пользователи, привыкнув пользоваться программой, не смогут обходиться без нее и будут вынуждены платить.

Таким образом, виды нарушений авторских прав в сети Интернет разнообразны и достаточно велики. Как показывает исследование, проблема интернет-пиратства является международной и каждая страна ищет свои правовые способы борьбы с нарушением авторских прав в цифровой среде, однако, на фоне других стран, объемы интернет-пиратства в России не выглядит впечатлющими.6
2.2 Меры защиты авторских прав в сети Интернет
Способы защиты – это предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и компенсация потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России, в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты, реализуемые обычно в рамках юрисдикционной формы защиты.

В современном обществе производство и распространение информации изменилось радикально. Развитие технологий побудило правительство создать закон об авторском праве, в котором указано, что является допустимым и недопустимым при использовании материала, находящегося под защитой авторского права. Новая электронная среда дает беспрецедентные возможности по созданию и распространению информации отдельными, индивидуальными людьми. Загрузка или использование материалов из Интернета может стать нарушением авторских прав, даже если работа размещена на общедоступном домене. В отличие от защиты торговой марки, закон об авторском праве не дает освобождения при непреднамеренном нарушении.

Вопросы, относящиеся к определению ответственности для пользователей Интернета, владельцев информационных порталов, и провайдеров только сейчас начинают проясняться.

Закон об охране авторских и издательских прав является одним из наиболее спорных аспектов размещения информации в сети. Нет чёткого определения законного использования материалов, защищенных авторским правом. Многие люди просто не информированы обо всех запутанных деталях авторского права и непреднамеренно используют материалы, не оформляя сноски или не описывая источник должным образом.

Не вдаваясь в уже существующие методы защиты авторских прав, нужно сказать, что Интернет уже породил свои современные способы защиты информации и прав на объекты в сети.

Так, защищать авторские права применительно к сети Интернет возможно посредством записи информации со страниц сайтов на лазерный диск и последующим его депонированием в хранилище - Web-депозитарий. Указанный метод вполне подходит и для любых других продуктов интеллектуального труда, а также для защиты смежных прав, правовой охраны нетрадиционных объектов (например, служебной и коммерческой тайны). Кроме того, указанный метод защищает содержание информации на сайте, предупреждая возможные претензии по нему, и его механика довольно проста и выглядит следующим образом.

Имеется хранилище, куда депонируются в безусловном порядке всевозможные произведения, в том числе, и CD с Web-страницами. Для этого лицо подает заявление о том, что оно является автором (правообладателем) чего-либо, с указанием конкретного произведения и его кратким описанием.7

Также распространен другой способ защиты - водяные знаки в электронных копиях фотографий и изображений. Они наносятся с помощью специального программного обеспечения, которое встраивает скрытый код определенного формата в файлы. При обычном визуальном рассмотрении изображения пользователь не видит каких-либо закодированных обозначений - значка копирайта, имени автора, года издания. Но при применении затем определенного программного средства можно доказать, что файлы содержат дополнительную информацию, указывающую на лицо, ее записавшую. Причем, важной особенностью водяных знаков можно назвать устойчивость к любым операциям над изображением - сжатию, изменению размеров, формата, цветности, которые не уничтожают и лишь слабо искажают их.

Способ невозможности копирования заключается во включении в язык разметки гипертекста документа (HTML) особых тегов (команд) создающих невозможность копирования Web-сайта при полной свободе навигации ознакомления с нею. В совокупности с командами, обеспечивающими невозможность сохранения Web-сайта эти механизмы способны обеспечивать реальную защиту интеллектуальной собственности на Web-сайта.8

Ведение «Черных списков» пользователей, представляют собой динамические базы данных, содержащие сведения о пользователях, нарушивших права и законные интересы правообладателей. «Черные списки» выполняют предупредительную и обеспечительную функции и являются способом косвенного (не прямого или непосредственного) воздействия на нарушителей. Лицо, потерпевшее от нарушения, имеет право разместить информацию о нарушителе в черных списках пользователей, равно как и право, впоследствии такую информацию удалить.

Одной из эффективных мер по защите интеллектуальной собственности в сети Интернет способно быть воздействие на хостинг-провайдеров. Такое воздействие осуществляется с целью обязать приостановить и прекратить обслуживание Web-сайтов незаконно публикующих интеллектуальную собственность авторов или иным образом нарушающих их права и свободы.

На данный момент хостинг-провайдеры согласно типовым договорам заключаемым с владельцами Web-ресурсов имеют право удалить или приостановить обслуживание Web-сайтов нарушающих права интеллектуальной собственности как на основе заявления потерпевших от нарушения лиц, так и по собственной инициативе.

Из характера отмеченных способов защиты можно понять, что данные меры больше технического, нежели юридического характера. Но, следует отметить, что технологические меры защиты - один из самых эффективных механизмов защиты цифрового содержания в сети Интернет. Они предотвращают незаконное использование произведений, делая невозможным доступ к ним без специального разрешения.

Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод о том, что защита авторских прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме (форма защиты – комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов).

Юрисдикционная форма представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. В рамках данной формы выделяются общий (или судебный) и специальный (или административный) порядки защиты.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью в компетентный орган.

Наиболее распространенными в настоящее время являются гражданско-правовые способы защиты, указанные в части четвертой главе 69 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
2.3 Административно - правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав
Специальной формой защиты авторских прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст.11 ГК РФ следует признать административный порядок защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила судебной защиты гражданских прав в случаях, прямо предусмотренных законом. В качестве административно-правового способа защиты нарушенных авторских прав правообладатель вправе обратиться в вышестоящий орган, а также к вышестоящему должностному лицу организации, допустившей данное нарушение. Средством защиты в данном случае будет выступать не иск, а именно жалоба. Немаловажную роль призваны сыграть и нормы, обеспечивающие административно - правовую защиту. административное взыскание налагается в случаях ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством России об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно если имеет место иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Следует учитывать, что даже если на материальном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, но на буклете указаны ложные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по распространению такой продукции являются административным правонарушением. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. Штраф, предусмотренный за подобные действия, для граждан составляет от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Авторские права могут защищаться также путём применения уголовно-правового способа защиты. Указанный способ полностью ограничивается привлечением лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности и не может быть реализован в иных формах.

Следует учитывать, что уголовное законодательство долгое время не играло сколько-нибудь важную роль в борьбе с нарушением авторских и смежных прав. С принятием УК РФ, содержащего специальный состав преступления – «Нарушение авторских и смежных прав» (ст.146), ситуация начала постепенно меняться в сторону усиления защиты авторских прав.

Отмечая прогрессивный характер внесённых в уголовный закон изменений в ст.146 УК, следует указать на целесообразность их распространения также на ст.147 и 180 УК, предусматривающих ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, а также незаконное использование товарного знака.

  1   2   3


написать администратору сайта