Главная страница

Основные черты права Древнего Китая. Основные черты права древнего Китая. Реки Хуанхэ переводится, как желтая, ее назвали так изза цвета воды


Скачать 328.5 Kb.
НазваниеРеки Хуанхэ переводится, как желтая, ее назвали так изза цвета воды
АнкорОсновные черты права Древнего Китая
Дата28.09.2022
Размер328.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОсновные черты права древнего Китая.doc
ТипРеферат
#703136
страница2 из 5
1   2   3   4   5

1. Основные этапы развития древнекитайской цивилизации



Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами.

Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Но для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. По этому критерию выделяется пять основных периодов истории древнекитайского общества:

1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э).

2. Древний Китай в VIII-III вв. до н. э.

3. Первое централизованное государство в Китае - империя Цинь (221-207 гг. до н. з.).

4. Империя Хань (III-I вв. до н. э.).

5. Древний Китай в I-III вв. н. э.1

С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций Китайская. Основа цивилизованных форм жизни была заложена здесь в древности, когда на протяжении веков менялись границы китайских владений, и периоды территориального единства чередовались со смутными временами раздробленности.

Совершенно очевидно, что развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы ханьцы всерьез заинтересовались пришедшими из-за рубежа культурным явлением буддизмом.

Внешние природно-географические условия предопределили замедленность и консерватизм развития Древнекитайской цивилизации. Наряду с передовым элементами материальной культуры сохранялись архаические. Так, оросительное земледелие, шелкоткацкое и лакокрасочное производство сочетались с охотой, рыболовством и лесными промыслами. В качестве монет долгое время использовались раковины каури наследие первобытного обмена2.

Устойчивость Древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народом хань. С древних времен ханьцы полагали. Что их страна находится в центре земли, поэтому называли ее Чжунго Срединное государство. Жизнеспособность и потенциал развития Чжунго поддерживались сильным централизованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении Древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Наличие этого образованного слоя чиновников, представляющего специфический, культурно-традиционный тип государственной бюрократии, - важная отличительная черта Древнекитайской цивилизации. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: период Шан (Инь) (XVIIIXI вв. до. н.э.), период Чжоу (XIIII вв. до н.э.), период Цинь (221207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. III в. н.э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьянеобщинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (I в. н.э.) из рабов было создано войско, названное «броском кабана».

В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования так называемой системой цзинтянь («колодезные поля»). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с «общего» поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с «частных» полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцамобщинникам. Кроме обработки «общих» полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарноденежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VIIV вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему «колодезных полей». В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIVXI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен3.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать имущественная, военная, служилая, торговоростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как «сыну неба». Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.

Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках «тремя старцами». Каждый из «старцев» руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: поземельная подать каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; натуральная повинность каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам4.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с «разбойниками», разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы5.

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II-I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.

Второй период

Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI-III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель - Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.

Период с II-I тыс. до нашей эры - 770 г. до нашей эры. К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.

Третий период

В третьем периоде появляется империя Цинь (221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.

Четвертый период

В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры - 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II-I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.

Второй период

Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI-III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель - Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.

Период с II-I тыс. до нашей эры - 770 г. до нашей эры. К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.

Третий период

В третьем периоде появляется империя Цинь (221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.

Четвертый период

В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры - 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II-I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.

Второй период

Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI-III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель - Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.

Период с II-I тыс. до нашей эры - 770 г. до нашей эры. К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.

Третий период

В третьем периоде появляется империя Цинь (221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.

Четвертый период

В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры - 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II-I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.

Второй период

Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI-III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель - Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.

Период с II-I тыс. до нашей эры - 770 г. до нашей эры. К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.

Третий период

В третьем периоде появляется империя Цинь (221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.

Четвертый период

В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры - 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II-I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта