Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Лев Николаевич Толстой Духовные искания Льва Николаевича

  • Глава 2. Отличие религиозных взглядов Л.Н. Толстого от официального православия 2.1. В чем моя вера

  • Список литературы

  • «Религиозные искания в творчестве Толстого». РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ. Религиозные искания в творчестве Толстого


    Скачать 31.45 Kb.
    НазваниеРелигиозные искания в творчестве Толстого
    Анкор«Религиозные искания в творчестве Толстого
    Дата05.04.2023
    Размер31.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx
    ТипРеферат
    #1039962

    Министерство Образования, Науки и Молодежной политики Нижегородской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Дзержинский химических техникум имени Красной Армии»

    Реферат на тему:

    «Религиозные искания в творчестве Толстого»

    Выполнила :

    студентка группы ТОВ 22-11-21

    Хасянова Алина

    Проверил: Угольникова Л.И.

    Г. Дзержинск

    2023 г.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Лев Николаевич Толстой

    1.1. Духовные искания Льва Николаевича...………………………….5

    Глава 2. Отличие религиозных взглядов Льва Николаевича от официального православия

    2.1. В чем моя вера………………………………..………………………...6

    Заключение……………………………………………………………………….10

    Список литературы…………………………………………………………...….11

    Введение

    Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в настоящее время религиозные взгляды Толстого от официального православия плохо изучены. Церковь пытается исказить мнение писателя, давая не всегда правильную оценку мышления Льва Николаевича, склоняя людей на свою сторону.

    В наше время после того, как страна прожила в атеизме 70 лет, и православная религия вновь стала возобладать сердцами людей, многие стали задумываться о Боге. Правильность православной религии – вот в чем главный смысл духовных исканий Толстого. Лев Николаевич очень хорошо описывает недостатки православной религии. Он ищет истинного Бога, занимается переводом подлинников Евангелия. Его религиозные труды следует прочитать каждому человеку, в особенности тому, кто считает себя христианином.

    Если еще можно не размышлять о церковных догматах (поскольку догмат – постановление, утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике), то невозможно спокойно говорить о множестве недостатков сплетенных религией и обществом, которые обнаруживает писатель. Если проанализировать религиозные произведения Толстого, то можно провести параллель между временем православной церкви и понять, что много всего остается неизменным и на сегодняшний день.

    Глава 1. Лев Николаевич Толстой

      1. Духовные искания Льва Николаевича

    История духовных исканий Льва Николаевича – это история его поколения и не одного, а даже нескольких. Писатель прожил долгую жизнь, и влияние Толстого на современников было колоссальным. Однако сегодняшние читатели смутно представляют себе, в чем был смысл его учения и в чем трагедия великого писателя. Говоря о Толстом в первую очередь имеют ввиду писателя, авторов романов, но забывают о том, что он также и мыслитель. Мыслитель, который создал свою собственную философию, был не доволен христианскими догматами и критиковал православную церковь.

    Лев Николаевич рано стал задумываться над смыслом жизни, анализировать свои поступки, думать об этических сторонах человеческого бытия. Также рано он думал о боге, о православной вере и писал в религиозном произведении «Исповедь»: «Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей с детства, и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили». Но не стоит принимать это высказывание Толстого буквально, вера у него была, но только расплывчатая в виде деизма. Он искал смысл жизни в семье, труде, в том, что люди называют счастьем.

    «Война и мир» – роман, где Лев Николаевич верит в судьбу, которая ведет человека туда, куда он не хочет идти. Для него Наполеон представляется некой исторической фигурой, и масса людей движется, как муравьи по каким-то таинственным законам. Также Толстой верит в воссоединение человека с природой. Князь Андрей внутренне разговаривает с дубом. Дуб является бесконечным символом природы, к которой стремиться душа героя. Тщетны духовные поиски Пьера Безухова, который становится масоном, выполняя их обряды (завязывание глаз и повторяя слова). Странно, что героям романа и в голову не приходит идти христианским путем. Виной всему распространившейся к XVIII веку деизм, т.е. догматы деизма, который отрицает и Откровение, и Боговоплощение, и личность Иисуса Христа как Откровение Бога на земле, а представляет Его только как учителя и пророка.

    «Анна Каренина» – трагический роман, который показывает нравственную гибель Анны. Писатель описывает историю жизни женщины, как злой рок,судьба, таинственный Бог расправляется с грешницей. И поэтому Лев Толстой начал свой роман словами из Библии, словами Божьими:

    «Мне отмщение, и звёздам». Толстой истолковал эти слова, как судьба, то есть Бог, мстит человеку за грех, наказывает.

    Анафема настигла Льва Николаевича, когда в романе «Воскресение» он написал о главном таинстве вере Христовой, о Евхаристии такие слова: «взяв в руки золоченую чашку, вышел с нею в середние двери и пригласил желающих тоже поесть тела и крови Бога, находившихся в чашке».

    Можно назвать Толстого духовным диссидентом, или инакомыслящим. Он искал ответы на религиозные вопросы, которые не всегда могло объяснить священное писание и православная церковь. Простые и умные люди рассказывали ему о вере, но он не мог понять их веру и упорно искал свою.

    Глава 2. Отличие религиозных взглядов Л.Н. Толстого от официального православия

    2.1. В чем моя вера

    Разногласие Толстого с православной церковью началось очень рано. Будучи эрудированным человеком, он много знал и считал неправильным быть христианином и не исполнять положение о непротивлении злу. С детства писателя учили, что Христос – Бог и учение его Божественно, но так же учили уважать заведения, которые насилием обеспечивают безопасность от злого, учили почитать эти заведения священными. Льва Николаевича учили противостоять злому и внушали, что унизительно покоряться злому, а похвально давать злу отпор. Потом Толстого учили воевать, т.е. убийством противодействовать злым, и воинство, членом которого он был, называли христолюбивым воинством; и деятельность эту освящали христианским благословением. Кроме того, с детства и до возмужалости его учили уважать то, что прямо противоречит закону Христа. Дать отпор обидчику, отмстить насилием за оскорбление; все это не только не отрицали, но и внушали Толстому, что все это прекрасно и не противоречит закону Христа. После всего этого у Льва Николаевича появилось заблуждение. Оно возникло из исповедания Христа на словах и отрицания его на деле. «Все на самые различные лады понимают учение Христа, но только не в том прямо простом смысле, который неизбежно вытекает из Его слов»6 – считает Лев Николаевич. Люди устроили всю свою жизнь на основаниях, которые отрицает Иисус, и никто не хочет понять учение Христа, в его прямом смысле. Закон Христа несвойственен человеческой природе, он и состоит в том, чтобы отбросить от себя это несвойственное человеческой природе мечтательное учение людей о непротивлении злу, делающее их жизнь несчастною. Мир, не тот, который дал Бог для радости человека, а тот мир, который создан людьми для их погибели, есть мечта, и мечта самая дикая, страшная, бред сумасшедшего, от которого стоит только раз проснуться, чтобы уже никогда не возвращаться к этому ужасному сну. Люди забыли, чему учил Христос, что он сказал нам о нашей жизни – о том, что нельзя гневаться, убивать, нельзя защищаться, а надо подставлять щеку обидчику, что нужно любить своих врагов. Иисус не мог себе представить, что те, кто верит в его учение любви и смирения, могут спокойно убивать своих братьев.

    Лев Николаевич приводит в пример юношу – крестьянина, который отказался от военной службы на основании Евангелия. Церковные учителя внушали юноше его заблуждение, но так, как он поверил не им, а Христу, то его посадили в тюрьму и продержали там, пока юноша не отрекся от Христа. И это происходило после 1800 лет, как христианам дана была заповедь: "Не считай людей других народов своими врагами, а считай всех людей братьями и ко всем относись так же, как ты относишься к людям своего народа, и потому не только не убивай тех, которых называешь своими врагами, но люби их и делай им добро".

    Общественное мнение, религия, наука, все говорят, что человечество ведет неправильную жизнь, но как стать лучше и сделать лучше жизнь – это учение невыполнимо. Религия объясняет это тем, что Адам пал и мир лежит во зле. Наука говорит то же самое, но другими словами, догматом первородного греха и искупления. В учении искупления два пункта, на которых все держится: 1) законная жизнь человеческая есть жизнь блаженная, жизнь же мирская здесь есть жизнь дурная, не поправимая усилиями человека и 2) спасение от этой жизни – в вере. Эти два пункта стали основой для верующих и неверующих псевдохристианских обществ. Из второго пункта появилась церковь и ее учреждения, а из первого пункта происходят философские и общественные мнения.

    Извращение смысла жизни извратило всю разумную деятельность человека. Догмат падения и искупления человека закрыл от людей и исключил все знания для того, чтобы человек мог понять, что ему нужно для лучшей жизни. Философия и наука враждебно относятся к псевдохристианству и гордятся этим. Философия и наука говорят обо всем, но только не о том, как сделать жизнь лучше, чем она есть.

    Учение Иисуса Христа – учение о сыне человеческом, для того, чтобы люди делали благо, стремились к лучшему образу бытия. Нужно понять учение Христа о вечной жизни в Боге. О своем воскресении сам Иисус не говорил ни слова, но как учат богословы, основа веры Христовой – в том, что Иисус воскрес, зная, что главный догмат веры будет состоять именно в воскресении. Но Христос ни разу не упомянул об этом в Евангелии, он возвышает сына человеческого, т.е. сущность жизни человека – признать самого себя сыном Бога. Иисус говорит: что его будут мучить и убьют, Сын Человеческий, сознавший себя сыном Бога, все – таки будет восстановлен и восторжествует над всем. И эти – то слова толкуются за предсказание о его воскресении.

    Китайцы, индусы, евреи и все люди в мире, которые не верят в догмат о падении человека и искупления его, жизнь – это жизнь такая, какая она есть.

    Человек рождается, живет, заводит детей, воспитывает их, стареет и умирает. Дети его продолжают жизнь, которая продолжается от поколения к поколению. Наша же церковь говорит, что человеческая жизнь – высшее благо, представляется нам маленькой частицей той жизни, которая скрыта от нас на время. Наша жизнь дурная и падшая, насмешка над настоящей, над тою, которую почему – то мы воображаем, что Бог должен был дать нам. Цель нашей жизни заключается не в том, чтобы прожить ее так, как хочет Бог, не в том, чтобы сделать ее вечною в поколениях людей, как евреи, или слиянием ее с волею Отца, как учил Христос, а в том, чтобы поверить, что после смертной жизни начнется настоящая. Иисус не говорил про нашу воображаемую жизнь, но которую Бог должен был дать, но не дал. Христос не знал о грехопадении Адама и вечной жизни в раю и бессмертной души вдунутой Богом в Адама, и он нигде об этом не упоминал. Иисус учил о жизни такой, какая она есть и всегда будет. Мы же подразумеваем ту мнимую жизнь, которой никогда не было.

    Есть очень старое заблуждение, что человеку лучше уйти от мира, чем поддаваться искушениям. Задолго до Христа написана повесть, против этого заблуждения о пророке Ионе. Идея в повести одна: Иона – пророк, который один желает быть праведным и уходит от безнравственных людей. Но Бог говорит ему, что – он пророк, который должен сообщить потерянным людям истину, и поэтому он должен быть рядом с людьми, а не уходить от них. Иона пренебрегает развращенных ниневитян и бежит от них. Но как не убегает пророк от своего назначения, Бог все равно приводит его к ниневитянам и они принимают через Иона учение Бога и их жизнь становится лучше. Но Иона не радуется, что он орудие воли Бога, он раздосадован и ревнует Бога к ниневитянам – ему одному хотелось быть хорошим и разумным. Пророк уходит в пустыню, плачет и сетует на Бога. После этого над Ионой вырастает тыква за одну ночь, которая спасает его от солнца, а в другую ночь червь съедает тыкву. Иона еще более сетует на Бога за то, что тыква пропала. Тогда Бог говорит пророку: ты жалеешь, что та тыква, которую ты считал своей пропала, а мне разве не жалко было огромного народа, который погибал, живя, как животное, не умея отличить правой руки от левой. Твое знание истины нужно было, чтобы передать его тем, кто его не знали.

    Церковь учит, что Христос – Богочеловек давший нам пример жизни. Вся известная нам жизнь Иисуса происходит в центре событий: с блудницами, мытарями, с фарисеями. Главные же заповеди Христа – любовь к ближнему и проповедование людям его учения, а это требует нерушимое общение с миром. Выходит вывод, что по учению Христа нужно уйти от всех, уйти от мира. Получается, что нужно делать совсем обратное тому, чему Иисус учил и тому, что он делал. Мирским и монашеским людям церковь повествует не учением о жизни – как сделать ее лучше для себя и для других, а учением о том, во что нужно верить светскому человеку, чтобы живя неправильно, все – таки спастись на том свете, а для монашествующих, тем сделать жизнь еще хуже, чем она есть. Но Христос этому не учил. Иисус учил истине, но если истина отвлеченная, то это истина будет истиной и в действительности. Если жизни в Боге – это нераздельная истинная жизнь, блаженная сама в себе, то она истинна, здесь на земле, при всех возможных обстоятельствах в жизни. Если бы жизнь здесь не подтверждала учения Христа о жизни, то это учение было бы не истинно.

    Многие рассуждают о том, что человек находит Бога в себе в трудные времена, но если смотреть на Льва Николаевича, то нельзя сказать, чтобы он испытывал трудности. У него было все для собственного счастья: талант, семья, богатство. Но он делает паузу, задумывается и задается вопросами: «Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, - что выйдет из всей моей жизни? Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать? Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?». В поисках за ответами на вопрос жизни писатель испытал такое же чувство, которое одолевает заблудившегося человека в лесу.

    Заключение

    Лев Николаевич своими религиозными произведениями бросал вызов церкви и обществу. Конечно, его нужно считать смелым человеком, который не боялся мыслить в истинном, как он считал направлении. Внутренняя духовная борьба с самим собой его сильна изматывала. Он, то находил ответы на мучавшие его вопросы, то вдруг неожиданно понимал, что опять пришел в тупик. Религия не может быть абсолютно правильной, потому что люди вносят в нее свои изменения и Толстой нашел в ней ошибки. Не думаю, что писателя можно назвать еретиком, судя по его великим, литературным произведениям. Он нашел Истину Христову не только для самого себя, но для своего и будущего поколений. Церковь, которая хотела соединить людей тем, что она заклинаниями уверяла про себя, что она в истине, давно уже умерла. Но церковь, состоящая из людей не обещаниями, не помазаниями, а благими поступками – это церковь жила и будет жить вечно. Церковь эта составляется не из тех людей взывающих: Господи, Господи! и творящих беззаконие, но из людей слушающих эти слова и исполняющих их. Люди этой церкви знают, что их жизнь – это благо, если они не нарушают единство сына человеческого и что это благо нарушается только неисполнением заповедей Христа. Всех людей этой церкви ничто не может одолеть.

    Лев Николаевич защищал приоритет разума, но всякую мысль нужно додумывать до конца и тогда станет ясно, что непротивление злу – есть противление добру. А человекобог его религии не совместим с Богочеловеком Христом. Федор Михайлович Достоевский, как – то заметил: «Если мне докажут, как дважды два, что истина и Христос несовместимы – я предпочту отказаться от истины и быть вместе со Христом». Рассудок может ввести в заблуждение, а Бог – нет.

    Следовать учению Толстого может каждый человек, а считать прав ли писатель, или нет – здесь можно очень долго спорить. Одно остается точным – определенно множество недостатков православной религии ему удалось обнаружить.

    Список литературы

    Толстой Л. Н. Воскресение: Москва. Художественная лит – ра, 1984г. – 363с.

    Толстой Л. Н. Анна Каренина: Ленинград. Художественная лит – ра, 1979г. – 838 с.

    Толстой Л. Н. Война и мир. Том I и II: Москва. Художественная лит – ра, 1983г. – 786 с.

    Толстой Л. Н. Война и мир. Том III и IV: Москва. Художественная лит – ра, 1983г. – 772 с.

    Толстой Л. Н. Исповедь. Москва. Либрикон. 2010г. – 296 с.

    Толстой Л. Н. В чем моя вера. Ленинград. Художественная лит – ра, 1991г. – 365 с.

    Мень А. В. Мировая духовная культура. "Нижегородская ярмарка", 1995 г. – 671 с.

    Копелиович А. В. История мировых религий. Курс лекций. Алматы 2007 г.


    написать администратору сайта