Религиозные истоки подвижнической деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого. Религиозные истоки подвижничества В.Ф. Войно-Ясенецкого. Религиозные истоки подвижнической деятельности В. Ф. ВойноЯсенецкого(в монашестве арх. Лука)
Скачать 27.22 Kb.
|
Религиозные истоки подвижнической деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого(в монашестве арх. Лука). Среди российских врачей-подвижников личность Валентина Феликсовича ВойноЯсенецкого несомненно занимает особое место. В его необычной судьбе органично соединились выдающиеся качества, как талантливого ученого-хирурга, так и высокопочитаемого иерарха Православной церкви, которая канонизировала его за несгибаемую верность высоким идеалам христианства. Чтобы понять истоки его подвижнических убеждений, позволивших достойно преодолеть выпавшие жесточайшие моральные и физические страдания, имеет смысл рассмотреть процесс формирования его взглядов и убеждений, опираясь на факты из биографии. Происхождение , образование и начало профессиональной деятельности ,как врача. Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 году в Керчи в многодетной семье провизора Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. Отец был убеждённым католиком, но без фанатизма, и свои религиозные взгляды не навязывал семье. Мать, Мария Дмитриевна, придерживалась канонов православия, занималась благотворительностью и воспитывала детей в православных традициях. При крещении младенца нарекли Валентином в честь, как сказано в Писании, священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Возможно этот факт сыграл определенную роль в дальнейшей судьбе Войно-Ясенецкого, который стал и врачом и священнослужителем. О происхождении своей религиозности Войно-Ясенецкий говорит так: «Мой отец был католиком, весьма набожным, он всегда ходил в костёл и подолгу молился дома. Отец был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял… Религиозного воспитания я в семье не получил, и, если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я её наследовал главным образом от очень набожного отца»(Архиепископ Лука,) Детство Валентин провел в Керчи. В 1889 году семья переехала в Киев, где поступает в гимназию. В гимназии он увлекся уроками по истории и рисованию, а в 1890 году поступает дополнительно в художественную школу. И здесь можно отметить еще одну красноречивую деталь будущего архиепископа. Валентин отлично воспроизводил зарисовки с натуры. Но в отличие от своих сверстников, для урока с натуры выбиравших разнообразные городские места Киева, Валентин предпочитал делать зарисовки из духовной жизни народа, посещая для этой цели Киево-Печерскую Лавру. В 1895 году Валентин успешно одновременно оканчивает гимназию и Художественную школу и принимает решение поступать в Петербургскую Академию Художеств. Однако в процессе подготовки к поступлению он передумал и попытался поступить на медицинский факультет, но там все места оказались заняты. В результате, перепробовав на протяжении 1895-1898г.г. несколько факультетов и художественных школ, он в 1898 году, уже окончательно, решает связать свою судьбу с медициной и поступает на медицинский факультет Киевского университета, который и заканчивает в 1898 году. Анализируя молодые годы Войно-Ясенецкого, можно отметить в его поведении некоторые моменты уже тогда предопределявшие будущую судьбу его, как «мужицкого» доктора и как святителя Луки. Так по окончании гимназии восемнадцатилетнему Валентину был подарен Новый Завет. При его изучении на юношу произвело глубочайшее впечатление то место в Евангелии, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: ‹Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». После блестяще сданных экзаменов и получения диплома с отличием Валентин, решает стать простым «мужицким» врачом. Для окружающих такое решение было крайне удивительным. Но для самого молодого врача это решение было вполне логичным и полностью соответствовало его христианским убеждениям. Ведь он, выбирая между художественной деятельностью, в которой проявил большие таланты, и медициной, принял решение в пользу последней, т.к. считал, что: «Не вправе заниматься тем, чем мне нравится, а обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». Поэтому он стал изучать медицину «с исключительной целью быть всю жизнь деревенским мужицким врачом, помогать бедным людям». В последствии о своем образовании Войно-Ясенецкий высказался так: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Еще учась в университете, Войно-Ясенецкий начинает свою проповедческую деятельность. В автобиографии В.Ф. Войно-Ясенецкого содержится рассказ о событии, в котором едва ли не впервые была продемонстрирована сила проповеднического слова: «Это случилось так: перед одной лекцией я узнал, что один из товарищей по курсу - поляк ударил по щеке другого товарища - еврея. По окончании лекции я встал и попросил внимания. Все примолкли. Я произнес страстную речь, обличавшую безобразный поступок студента-поляка. Я говорил о высших нормах нравственности, о перенесении обид, вспомнил великого Сократа...Эта речь произвела столь большое впечатление, что меня единогласно избрали старостой».(Попова,2004) Следовательно, можно сделать вывод, что уже в молодые годы стали оформляться принципы подвижнической деятельности Войно-Ясенецкого на основе христианской морали. И хотя в эти годы он еще не думал о пастырской деятельности, но сама специфика выбранной им профессии непроизвольно подводила к этому. Период становления высокопрофессионального врача. По окончании университета Валентину не удалось стать ,как он задумывал «мужицким» врачом. Свою карьеру ему пришлось начинать в качестве военно-полевого хирурга. В 1904 году началась Русско-Японская война и он уезжает работать врачом-добровольцем в госпиталь Красного Креста под Читой. Вспоминая об этом периоде своей деятельности, Валентин Феликсович, писал: «Не имея специальной подготовки по хирургии, стал сразу делать крупные ответственные операции на костях, суставах, на черепе. Результаты работы были вполне хорошими, несчастий не бывало» [7]. То, о чём говорили на лекциях по хирургии, даже отдалённо не соответствовало реалиям военно-полевой хирургии. «На медицинском факультете не то, что курса лекций по гнойной хирургии не было, отсутствовало само понятие гнойной хирургии» [8]. Войно-Ясенецкий проводил в день десятки операций: он оперировал суставы, ампутировал конечности, удалял внутренние органы, сшивал части тела и через полгода стал искусным военно-полевым хирургом. Нервные потрясения госпиталя и женитьба изменили жизненные планы молодого хирурга, и он уезжает работать земским врачом. С этого момента вся его последующая врачебная деятельность была посвящена именно народной медицине. Работа была очень напряженной, сложной и весьма ответственной. В период с 1905 по 1917г ему пришлось в различных земствах, куда он был вынужден переезжать в силу семейных обстоятельств, вести прием амбулаторных больных, оперировать и разъезжать по огромным участкам. Помимо этих своих основных обязанностей, он продолжал и научную деятельность. Используя свой опыт учёного и хирурга-практика, Валентин Феликсович в 1915 г. выпускает свою первую научную работу под названием «Регионарная анестезия», которую он представил в качестве докторской диссертации. И в 1916 г. году Войно-Ясенецкий блестяще защищает научное исследование и получает степень доктора медицины. Причем все это происходит параллельно с практической врачебной и общественной деятельностью. В 1914 г. в связи с началом военных действий Первой мировой войны, в Переславле-Залесском, куда знаменитый хирург переехал в 1913г., на базе городской земской больницы был создан земский лазарет на 20 коек. Его заведующим назначается Войно-Ясенецкий, также «в Переславле-Залесском был создан уездный земский комитет по организации помощи раненым и больным воинам. В его состав от врачебной комиссии был избран В.Ф. Войно-Ясенецкий» [11]. Работа в лазарете была очень напряжённой. Валентин Феликсович оперировал и военных и гражданских. Только за первый год войны его госпиталь принял 1464 больных, причём процент смертности после проведённой операции в нём составляли всего 5%. В Переславле же, он близко общается со священниками и монахами Фёдоровского монастыря. Именно в Переславле он задумал изложить весь свой опыт в особой книге – «Очерки гнойной хирургии» - он составил план и предисловие к ней. «И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная и неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». [13] В 1917 г. жена Войно-Ясенецкого заболевает туберкулезом и они были вынуждены сменить климат и переехать в Ташкент. Большевистский переворот в октябре 1917 г. он воспринял негативно, восприняв его как наказание Божие за грехи. Валентин Феликсович возглавил большую, на 1000 коек, но крайне скудно оборудованную городскую больницу. В октябре 1919 г., в Ташкенте, начался антибольшевистский мятеж Туркестанского полка. После подавления мятежа началась расправа с участниками контрреволюции. По ложному доносу был обвинён и В.Ф. Войно-Ясенецкий, но был отпущен через сутки, а весь Туркестанский полк был расстрелян. От пережитого шока скончалась супруга Валентина Феликсовича – Анна Васильевна, оставив его одного с четырьмя маленькими детьми. Его детям стала второй матерью операционная сестра – София Сергеевна Велецкая. Осенью 1920 г. состоялось открытие Ташкентского университета. Один из инициаторов открытия, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий возглавил кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии. С приходом большевиков к власти, в 1918 г. в стране начались гонения на Русскую Православную Церковь, избиения мирян, убийства священников. В это же время под покровительством Советского правительства была создана так называемая «Живая церковь». Перешедшие на сторону Советской власти священники – «живоцерковники», обвинили православное духовенство в контрреволюции и инициировании народного голода и потребовали немедленной отдачи всего церковного имущества советской власти. Это не могло оставить врача-гуманиста равнодушным и Войно-Ясенецкий решительно встал на защиту традиционной Церкви. На епархиальном съезде в Ташкенте, организованном ГПУ, с основным вопросом о передаче власти в руки живоцерковников, выступил с речью Валентин Феликсович, произведшее на собравшихся неизгладимое впечатление. После этой речи, в личной беседе Преосвященный владыка Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником!». В 1921 в В. Ф. Войно-Ясенецкий был рукоположен в иерея, но самое знаменательное событие для Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого произошло 31 мая 1923 г. – он тайно принимает монашеский постриг с именем апостола Луки, будучи рукоположен во епископа Ташкенсткого и Туркестанского ссыльным епископом Уфимским Андреем. Это событие явилось своеобразным рубежом и переломным моментом в жизни выдающегося врача-хирурга – он стал авторитетнейшим христианским священником, который всеми своими дальнейшими поступками показал, не смотря на многообразные тяжкие испытания, искреннюю веру в Бога, преданность своему врачебному долгу и готовность идти на любые жертвы. Объяснение такому шагу лежит в его восприятии служения Господу: он пошел туда, где был недостаток в мужественных служителях, туда, где в спокойные времена может быть десять человек на место, а во времена гонений — очень сложно найти и одного.(Мануйлов,2020) И гонения появились незамедлительно, уже 10 июня 1923 года Епископ Лука был арестован. Опасаясь нового епископа, бывшего к тому же и видным хирургом, профессором и учёным, главой местной больницы, власти инкриминировали ему «связи с оренбургскими казаками» и «шпионаж в пользу англичан через турецкую границу». Он был признан опасным для Советской России преступником и с декабря 1923 г. началось настоящее священномученическое житие Архиепископа Луки и одновременно ученого-врача В.Ф. Войно-Ясенецкого. ссылки. Последовали аресты и ссылки, годы тюрем, сталинские лагеря и 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать. Но ничто не могло сломить владыку — он не подписывал никакие документы и не отрекся от сана священника. И в тоже время он оставался искренним и деятельным патриотом своей Родины. Об том говорит следующий широко известный факт. В начале Великой Отечественной войны, находясь в очередной раз в ссылке и считая своим гражданским и врачебным долгом необходимость практического применения имеющихся у него высоких профессиональных знаний в области гнойной хирургии для лечения раненых, святитель Лука пишет телеграмму на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Назначенный главным хирургом эвакогоспиталя 1515 и хирургом-консультантом всех эвакогоспиталей Красноярского края, он выполнял самые сложные операции, оперировал наиболее тяжелых раненых с развившимися грозными гнойными осложнениями. В 1946 году за выдающиеся научные работы в области медицины он был награжден Сталинской премией первой степени. В том же году Владыка был назначен на кафедру в Крым, где сначала совмещал архипастырское служение с врачебной помощью людям, а затем только служил, что в условиях коммунистической власти требовало большого мужества и веры. Рассмотрев многогранную и нелегкую жизнь В. Ф. Войно-Ясенецкого , земского хирурга, священника, архипастыря можно сделать вывод , что только исинная и глубокая Вера позволила ему вынести тяжкий крест своей судьбы. Он считал, Христианство - это религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству. Христианская мораль есть мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. И в основе ее лежит Любовь. Но Любовь не может заключаться в самой себе, так как основное ее свойство проявляется в потребности изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь. Но сначала любовь должна устремляться к Богу, и только тогда она будет полноценной, распространяясь на ближнего и все творение. А требование служения людям пронизывает все Евангелие. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» [Мф. 20, 28]. И тому принципу Войно-Ясенецкий был верен всю жизнь, в любых обстоятельствах. Т.о. можно с уверенностью сказать, что истоками подвижнической деятельности В,Ф, Войно-Ясенецкого также являются религиозные постулаты христианства. Заключение. Проведенное исследование религиозных истоков профессионального подвижничества выдающегося русского врача В.Ф. Войно-Ясенецкого позволяет сделать следующие выводы. Профессиональное подвижничество врачей возникло в связи возникновением и распространением христианской религии, в основе которой лежит жертвенность ради «ближнего» - пациента, что доказывает религиозные истоки этого движения. Анализ всей научной деятельности и духовной силы Валентин Феликсович ВойноЯсенецкий (в монашестве арх. Лука) показывает, что его воистину стоическое мировоззрение невозможно без религиозного христианского фундамента. В основе мировоззрения Святого Луки лежал принцип «Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». |