Религиозное право
Скачать 69.42 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Юридический факультет Кафедра «Теория государства и права и политология» Курсовая работа на тему: «Религиозное право» Выполнила: студентка гр.16юю3 Козлова Е.Ю. Проверил: д.ю.н.,д.и.н.,профессор Саломатин А.Ю. ПЕНЗА 2017 Содержание Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Религиозное право: его понятие, признаки, функции……………….. 4 1.1. Понятие религиозного права……………………………………………...... 4 1.2. Признаки религиозного права…………………………………………….... 6 1.3. Функции религиозного права……………………………………………..... 8 Глава 2. Основные религиозные правовые системы ………….…...…...…..... 10 2.1.Мусульманское право…………………………………………………….... 10 2.2. Индусское право…………………………………………………………... 13 2.3.Иудейское право………………………………………………………….… 16 Глава 3.Источники религиозного права………………………………………. 19 3.1.Источники мусульманского права……………………………………..….. 19 3.2.Источники индусского права……………………………………………... 21 3.3Источники иудейского права………………………………………………. 23 Заключение…………………………………………………………………...… 25 Список литературы…………………………………………………………...… 27 Введение Несмотря на достижения научно-технического прогресса и информационных технологий, религия не исчерпала своей регулятивной роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира . Каждая религия оказывает влияние на право,но в некоторых случаях (христианство, буддизм и др.) это влияние незначительно и сказывается лишь на особенностях правосознания, в других (ислам, иудаизм, индуизм) - право, возникнув в рамках самой религии, продолжает существовать и развиваться в неразрывной связи с ней, образуя такое явление как религиозное право. Поэтому актуальность данной проблемы обусловлена двумя причинами. Первая сводится к тому, что по мере развития экономики, науки, культуры, новых технологий и образования - углубляются и расширяются связи между религией и правом, и эти связи требуют всестороннего изучения в виде института религиозного права.Вторая причина заключается в том ,что религиозное право может оказать влияние на международное право,прежде всего через политику государств.Влияние происходит через сознание верующих,которое под давлением религии,вырабатывает свое право и правосознание. Объектом курсовой работы являются общественные отношения регулируемые религиозным правом. Предметом исследования курсовой работы является влияние религиозного права в правовом государстве. Цель данной работы – раскрыть сущность религиозного права. Исходя из этой цели, возникают следующие задачи: рассмотреть понятие, признаки и функции религиозного права; выявить основные системы религиозного права; исследовать источники религиозного права Глава 1. Религиозное право: его понятие, признаки, функции 1.1.Понятие религиозного права За пределами Запада существенное влияние приобрели правовые системы с религиозным общинным правом и доминированием в правовой жизни общесоциальных норм.1В настоящее время существует множество стран, которые используют в повседневности нормы, ни к романно-германской, ни к англосаксонской системам не относящиеся - это семьи религиозного права , в которой признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом. Религиозное право он понимал, как совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирующим является значение религии. Однако существуют и другие версии понятия религиозного права. Например, В.В Лазарев. понимает религиозноеправо ,как историческую форму права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах ил преданиях. 2 Однако А.В Мелехин. определяет религиозное право, как отрасль права (совокупность концепций, идей, правовых норм), которая регулирует общественные отношения, возникающие в религиозной сфере.3 От других отраслей права оно отличается спецификой предмета и метода регулирования. Предметом религиозного права выступают религиозные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления религиозной деятельности между субъектами религиозных взаимоотношений, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере религиозной деятельности. Соответственно выделяются два компонента, составляющих предмет религиозного права. Функциональный компонент – отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления религиозной деятельности. Субъектным компонентом являются субъекты религиозных отношений: субъекты религиозной деятельности и другие участники религиозных отношений.4 Метод религиозного права – система способов и приёмов регулирования общественных отношений в религиозной сфере, которыми оперируют правовые нормы в процессе формирования и укрепления общественного религиозного порядка. Для религиозного права характерно преобладание начал частного права и диспозитивного метода, над нормами публичного права и соответствующего императивного метода, в их гармоничном сочетании и взаимном дополнении, которое способствует формированию и укреплению общественного религиозного порядка. Общественный религиозный порядок выступает в данном контексте как целеполагающий элемент, интегрирующий разнородные и, по своей сути, противоположные методы, диспозитивный и императивный, разрешения, запрета и обязательного предписания, в единый метод религиозного права.5 Итак, религиозное право – одна из базовых исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. Также религиозное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которого государство регулирует однородные общественные отношения в религиозной сфере, развивая и укрепляя его духовные основы. Не следует отождествлять религиозное право, регулирующее общественные отношения в религиозной сфере с каноническим правом, разновидностью корпоративного права, регулирующего отношения в отдельной религиозной организации. 1.2.Признаки религиозного права Семьи религиозного права имеют много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Все они обладают превалирующими схожими чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или очень близкими между собой типами общества, общими или сходными историческими условиями развития общества, общей или схожей религией, а также другими аналогичными им обстоятельствами.6 Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: Главный творец права - Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать; Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, Законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; Особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в основе конкретных решений; Отсутствует деление права на частное и публичное; Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; Право во многом основано на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях). Для практического применения религиозных предписаний в подобных правовых семьях требуется деятельность специальных правоведов, вычленяющих юридические нормы и трактующих их применительно к современным условиям. Кроме того, современное государство с помощью законов поддерживает регулятивные возможности религиозных трактатов, устраняя пробелы, вызванные особенностями современного общества. Однако суд не вправе пересматривать религиозные или кастовые правила. Он лишь следит за их точным исполнением. 7 Обобщая признаки семей религиозного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источником права является Бог, а не общество или государство. Выражением данного понимания являются другие источники религиозного права. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании. 1.3.Функции религиозного права Религиозное право выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции религиозного права – это основные направления его воздействия на религиозные отношения с целью формирования религиозного общественного порядка, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.8 Функции религиозного права совпадают с функциями, присущими праву вообще, но имеют свои особенности и подразделяются на две группы: общесоциальные функции и юридические функции. Общесоциальные функции, проявляющиеся в сфере религиозного права: Информационная функция – доведение до сведения субъектов религиозных отношений сведений об их правах и обязанностях, ответственности, о направлениях и сущности правового регулирования этой сферы отношений.Данная функция являются одной из важнейших,так как любое право предусматривает свои права и обязанности, которые в различных системах религиозного права отображены по-разному и регулируются с различной силой,порой самим государством. Ориентировочная функция – ориентирование на позитивные правовые установки, предполагающие правовую оценку ситуаций, складывающихся в сфере религиозных отношений, и выбор правильного решения. Ориентировачная функция указывает на наличие определенных понятийных и нравственных координат, которые позволяют человеку ориентироваться в мире (в понимании себя, других людей, событий жизни, принятии решений). Сюда можно отнести освоение норм отношения к себе и другим, прав и обязанностей человека в мире. Воспитательная функция – целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и соответственного активного правомерного поведения. Воспитуемым при этом передаётся определённая сумма правовых знаний, навыков, умений, формируются правовые идеи, чувства, убеждения, вырабатываются стойкие установки на правомерное поведение. Юридические функции религиозного права: Регулятивная функция – правовое воздействие, обеспечивающее упорядоченность и организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Субъекты религиозного права наделяются определенными правами и свободами, а государственные органы и должностные лица – компетенцией. Таким образом, при помощи управомочивающих и запрещающих норм закрепляется определённый религиозный правопорядок. Кроме этого религиозное право обеспечивает высокую степень свободы субъектов права, определяя наиболее эффективные направления поведения, учитывающие интересы всех участников религиозных правоотношений. Охранительная функция – правовое воздействие, обеспечивающее охрану положительных для общества религиозных отношений и вытеснение отрицательных. Устанавливаются и гарантируются государством меры юридической защиты и ответственности, порядка её возложения и исполнения. Охранительная функция выражается в: определении запретов на совершение противоправных деяний; установлении юридических санкций за совершение таких деяний; непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.9 Глава 2. Основные религиозные правовые системы 2.1.Мусульманское право Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.Ислам содержит: во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить;во-вторых, шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны.Шариат в переводе на русский язык означает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобными по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии.10 Процесс развития ислама тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII - X вв. Арабского халифата. Возникло огромное государство - многочисленная религиозная община, которая скреплялась верой в единого бога. Люди в ней считали, что законы жизни ниспосылаются Аллахом. В этих законах разъяснялось, как надо строить жизнь правоверным и их общине, как вести себя по отношению к пророку, как делить имущество и военную добычу. Постепенно сложились обязательные правила благочестивого поведения, права и обязанности мусульман, то есть мусульманское право.11 К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования.12 Общей чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционно рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле. В этом отношении юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере, как будет показано ниже, совпадающий механизм действия.Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Так, нормы «личного статуса» — отрасли, занимающей центральное место в системе мусульманского права, действуют главным образом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы наследования, завещания и ограничения правоспособности. Данные нормы запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брачного договора свидетели должны быть мусульманами. Интитут вакуфного имущества исходит из признания верховного права собственности на такое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительные цели. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам ислама. Подчинение этим принципам провозглашено конституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Исламской Республики Иран, Пакистана. Гражданские кодексы Исламской Республики Египет (1948), Алжира (1975), Ирака (1951) предлагают судьям восполнять пробелы законодательства, следуя принципам мусульманского права. Конституция Исламской Республики Иран и Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам мусульманского права.Что о говорит о том,что мусульманское право будет актуально до тех пор,пока люди почитают ислам и соблюдают законность ,согласно Корану.13 2.2. Индусское право Индусское право – это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п. Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки. (Преимущественно в Танзании, Уганде, Кении.) Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, и к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, т.е. живой облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному общественному укладу.14 Изначально в брахманической религиозной культуре ариев, завоевавших Индостанский полуостров во II тыс. до н э , получило распространение деление общества на варны — древние классы индийского общества, а затем на более дробные социально-профессиональные группы — касты. Индивид был лишен возможности изменить свое социальное положение. В многочисленной индийской религиозно-философской литературе собственно правовые нормы занимали периферийное место. В период британского колониального владычества в области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами английского общего права, но англичане не сочли возможным что-либо менять в индуистском семейном и наследственном праве Индийское правительство после достижения независимости неоднократно и без большого успеха пыталось сломить сопротивление консерваторов-традиционалистов. После неудачных попыток провести в жизнь Гражданский Кодекс власти обратились к тактике принятия отдельных законов: о специальном (т.е. светском) браке, об усыновлении и содержании индусов, о несовершеннолетних детях и опеке индусов. Особое значение имел Закон о браке индусов 1955 г., поскольку он «стал своеобразным флагманом в процессе реформирования не только персонального права индусов, но и всей правовой системы страны». В то же время право брака и развода представителей других конфессий регулируется иначе. 15 Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. В отличие от других религий индуизм не требует от своих последователей верности одному-единственному вероучению. Индусу не возбраняется верить в того или иного Бога, в несколько богов одновременно или быть атеистом. Хотя индуизму недостает четко сформулированной теологической доктрины, он все же выдвигает определенные основные убеждения религиозно-философского порядка, так или иначе разделяемые большинством индусов.16 Таким образом, структура правовой системы современной Индии носит сложный характер. Так как индусское право претерпело сильное влияние других правовых систем – мусульманской и английского права. Поэтому светское право занимает в ней формально доминирующие позиции, но масса индусского населения продолжает соблюдать индусское право, пропитанное религиозными нормами. На сегодня индусское право непосредственно используется при рассмотрении таких вопросов, как: регламент личного устава, включая брак и развод, несовершеннолетних и опекунство, родства, усыновления, семейной собственности, алиментных обязательств, религиозных институтов, общей собственности, элементы договорного права, кастового права и отлучение от религии. Для применения этого права панчаятов – судей, которые занимаются делами, связанными с населением из своей среды. Суды панчаятов во всех штатах есть первой инстанцией. Однако их компетенция очень ограничена – они рассматривают дела с членами общины (повреждение растений, животных, правила пользования имуществом и пр.), имущественные споры на сумму не более 1 тысячи рупий. Одновременно в стране действует право и других религиозных конфессий, прежде всего, мусульманской.17 2.3.Иудейское право Иудейское право- совокупность законоположений, изложенных в источниках иудейского вероучения — Библии и Талмуде, а также в некоторых других книгах (например, Шулхан-Арух). Наиболее полное выражение иудейское право получило в Талмуде.18Одной из характерных особенностей иудейского права является то, что несмотря на значительный исторический срок, в течение которого государство Израиль не существовало - право было сохранено.С потерей государственного центра у еврейского народа оставался единый духовный центр, но затем и он был утерян. Поэтому вполне естественным является то обстоятельство, что в истории иудейского права, насчитывающей многие столетия (более трех тысяч лет), периоды подъема чередуются с периодами упадка, а стадии интенсивного использования источников для развития иудейского права - со стадиями застоя. Среди черт и особенностей иудейского права следует также на его преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права.Другой чертой иудейского права является многофункциональный характер, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные, свойственные любой правовой системе функции (регулятивные, воспитательные я др.), но и вместе с тем имеет и свои собственные, присущие только ему, специфические функции.Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и той же религиозной основе, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее, национальных и иных традиций, несомненно, объединяло иудеев между собой независимо оттого, проживали они на своей исторической родине или в других странах» выступало одним из важнейших факторов формирования и сохранения их сообщества.Помимо названных характерных черт и особенностей иудейского права, оказывающих, помимо всего прочего, значительное влияние на процесс формирования и развития его источников, следует также указать на такую его особенность, как ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран.19 Принципы же иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Это свойственно многим правовым системам. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.Говоря об основных принципах иудейского права, из них следует выделить прежде всего принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования наций, — с национальным началом. Суть этого принципа и его назначение на протяжении всей истории существования иудейского права оставались без изменения. В конечном счете они сводились чаще всего к решению проблем этнического, а затем национального плана в первую очередь с помощью средств религиозного характера и реже наоборот. По общему правилу, такие проблемы ассоциировались с сохранением и укреплением иудейской общности, этнической и национальной идентичности, религиозной и социальной самобытности.20 Важным принципом иудейского права является принцип четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей. По общему правилу, сложившемуся в течение последних столетий, данный принцип, известный под названием принципа строгого и неуклонного соблюдения законности и конституционности, относится скорее к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов и должностных лиц, нежели к самому праву.Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности своему Богу, "истинной вере" и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит в законодательно-религиозном закреплении требований, касающихся, с одной стороны, святости и непогрешимости иудейского Бога, веры и религиозно-нравственной чистоты иудейского народа, а с другой — заведомой греховности и приниженности неиудейских народов. Закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, терпимости к гражданам, исповедующим другие религии, и строгой ответственности за оскорбление религиозных чувств окружающих. Уголовный кодекс этого государства в то же время содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за переход из одной религии в другую.21 С помощью иудейского права решаются вопросы бракосочетания, разводов, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Кроме того, регулируются отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, интерпретации религиозных концепций (брак и развод иноземных евреев и евреев, проживающих в Израиле).Иудейское право применяется равинатскимы судами, которые, согласно закону, с 1984 г. действуют на оснований талмудического права.22 Следует отметить, что по сравнению с другими религиозными правовыми системами становление и развитие иудейского права сопряжено с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений. Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере компенсируется распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также идет речь о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков. Глава 3.Источники религиозного права 3.1.Источники мусульманского права Множественность суждений в толковании шариата и вытекающие из расхождения лежат в теории источников права (фикха). Однако фикх не был создан основателями теологических и юридических школ. Фикх, как свод правил и законов существовал и до них. Настойчивые усилия теологов были направлены в основном на то, что бы понять этот свод в рамках принципов ислама. Общую систему источников мусульманского права составляют следующие основополагающие акты: 1. Коран (араб. куран, букв. - чтение) - главная Священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммадом (Магометом) в Мекке и Медине. В настоящее время в отдельных арабских странах, например, в Саудовской Аравии, Коран официально считается конституцией государства. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран рассматривается как важнейший нормативноправовой акт, имеющий силу закона. 2. Сунна - зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммада, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана сунна составляет содержание мусульманского религиозного закона - шариата. В сунне содержится значительная часть норм, положенных в основу выводов различных школ фикха. Шариатские суды, кади и муфтии при вынесении решений («фетв») по вопросам шариата и фикха ориентируются на Коран и сунну. 3. Иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной. 4. Кияс -представляет собой толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю обладает муфтий. 5. Адат (от араб. ада, мн. адат - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов. В противоположность шариату адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах общественных отношений.23 Мусульманская форма правосудия и мусульманское деликтное право являются частью шариата и, соответственно, основываются на всех предписаниях ислама. Так, в качестве первоисточника мусульманского правосудия выступает непререкаемое «божественное откровение» – нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его пророку Магомету и обращений самого пророка. Ко второму источнику относится сунна – традиция, основанная на действиях и высказываниях Магомета (хадисах). Третьим источником мусульманского правосудия служит иджма - нормы, составленные по единодушному согласию муджтахидов,8 имеющих право на иджтихад. В современный период Коран и Сунна имеют, скорее, историческое значение, поскольку лишь нормы, опосредованные иджмой, могут служить для практического применения судьями и привлечения к уголовной ответственности. Четвертый, вспомогательный источник – кияс – представляет собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы уголовно-правового регулирования. Принимая во внимание религиозную основу мусульманского правосудия, решение суда о признании лица виновным – фетв - обязательно должно опираться на фикх. Одной из частей фикха является «эхком» – узаконения, касающиеся уголовных преступлений, наказаний и судопроизводства. В государствах со смешанной правовой системой преступные посягательства регламентируются Уголовным Кодексом.24 3.2. Источники индусского права Основными источниками индусского права признаются веды, смрити, дхармашастри, нибандхази, артхашастры. 1.Веды-представляют собой священные книги, которые содержат божественные предписания в сборниках религиозных песен, молитв, гимнов, появившихся в период с XIV по VI века. ст. к н.е. Веды не содержат правовые конструкции, выступают философской основой и источником индусского права. Юридический смысл вед –это шаблон для поведения индуистов, как следует или не следует вести себя в любой жизненной ситуации и эту разработку боги дали людям. Человек не может совершить ничего такого, что бы до него не совершали уже боги. Если шаблон положительный – его надо повторить, если отрицательный – его надо избегать, все шаблоны закреплены в ведах. Ученые говорят, что веды долгое время заменяли индусам все – право, богословие, мораль, нравственность. 2.Смрити - содержат отдельные правила, которые регулировали поведение членов индусской общины, выступали комментарием к ведам и не могли противоречить им смрити состоят из отдельных стихов, которые названы сутры (путеводная нить).Юридический смысл имеют лишь 3 трактата – это гаутама, баудхаяма, апостамба. Эти 3 трактата представляли из себя скорее справочники по применению индусского права в сфере частного права. 3.Дхармашастри - сборники предписаний религиозно-морального и правового характера. Они содержат правила, регулирующие поведение не только представителей разных каст, но и власти и даже богов. До нашего времени дошло более 20 Дхармашастр. Наиболее известными Дхармашастрами являются: «Ману-смрити», «Нарада-смрити» и «Ягьявалкья-смрити».25 4.Нибандхази -является комментарием к дхармашастр, что представляли собой сборники высказываний индусских философов и знатоков индусской религии, в которых разъяснялись сложные и порой противоречивые положения, которые содержались в дхармашастрах. Одни нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только один какой-либо институт. 5.Аркашастры –текст, адресованный только царям – махараджам, султанам и прочим правителям, то есть простому человеку, не рожденному в царской семье, аркашастру знать не надо. Раз это трактат о власти, то он неизбежно задевает вопросы права, использует орудия права и т.д. Аркашастра – это единственный источник индусского права, в котором право основывается не на воле божеств, на 2 постулатах: общественная польза и частная выгода, то есть то, что полезно всем и выгодно отдельным лицам.26 Согласно классическим индусскому праву, законодательство не является источником права, поскольку "закон и приказы - меры, вызванные временной необходимостью". Даже при применении закона субъекта правоприменения предоставлена возможность расширительного его толкования с тем, чтобы способствовать принятию решения на основе справедливости.Судебная практика в индусскому праву не считается источником индусского права. Действие судебного прецедента ограничивается рассмотрением конкретного дела, поскольку судебные решения диктуются обстоятельствами конкретного дела.Доктрина по праву может считаться важным источником индусского права, примером такой может быть дхарма как доктринальный произведение. Источниками классического индусского права являются древние местные обычаи. Статус обычаев как источника индусского права закреплено дхармашастрах, в которых содержится отсылка к обычаев при регулировании определенных отношений. Главное требование к ним - полное соответствие философским и социальным устоям индусского права.27 3.3. Источники иудейского права Особенность иудейского права проявляется в системе его источников. На протяжении довольно значительного времени его положения и нормы существовали в неписаной форме. Среди источников иудейского права явно выделяются: 1.Каббала- совокупность правил поведения, которые заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение в устной форме, поскольку существовал запрет на ее письменную фиксацию. Запрет на письменную фиксацию норм иудейского права был направлен на то, чтобы основные положения иудаизма не стали достоянием. Однако, данный запрет вызвал определенные проблемы, в частности, утерю или искажение некоторых постулатов иудейской веры и, как следствие этого, он был снят. После этого появились письменные источники иудейского права. 2.Ветхий Завет — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии — Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом. Поскольку иудаисты признают священными только заповеди Ветхого Завета, его иногда называют еврейской Библией. Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора (Пятикнижие Моисея). 3.Тора — важнейший, основополагающий источник, который традиционно рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. По смыслу она представляет собой изложенные в стихотворной форме разнообразные заповеди иудаизма. Такая форма изложения вызвала в дальнейшем рост значения интерпретаций и толкований Торы для применения ее в практической деятельности. По структуре она состоит из нескольких частей и содержит пять книг . 4.Талмуд— важнейшая и священная книга еврейского народа. Он делится на две основные части — Мишна и Гемара. Мишна — это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами на протяжении первых двух столетий нашей эры, в котором закреплены нормы неписаного права, систематизированы разнообразные обычаи, правила морали и законы еврейского народа. Гемара — своеобразная интерпретация и толкование норм Мишны, которую на протяжении III—V вв. давали ей раввины. 5.Галаха -понимается в широком и узком смысле. В широком — это нормативная часть иудаизма, регулирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. В более узком смысле — это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистичес- кой литературе, а также каждый из этих законов в отдельности. Галахическое законодательство опирается на пять неравноценных с точки зрения иудаизма источников: 1) Письменный Закон; 2) установления, основанные на предании; 3) Устный Закон; 4) постановления софрим; 5) обычай. 6.Мидраш (или Мидрашим)- толкует и интерпретирует Тору. Формирование этого источника права объясняется несколькими причинами: во-первых, необходимостью четкого выяснения распоряжений Торы, которая имела сложно осознаваемую стихотворную форму; во-вторых, объективной необходимостью приспособления Торы к изменяющимся общественным отношениям. 7.Обычай-является первым источником права, в том числе и для еврейского права. После появления основного источника иудейского права — Торы, главное требование к ним заключалось в их соответствии основным положениям Торы. Таким образом, обычаи дополняли содержание иудейского права.28 Таким образом, система источников иудейского права отражает его специфику и характеризует его как религиозное право. Однако сила традиций и обычаев в системе иудейского права всегда существовали и существуют и вместе с другими источниками или видами права формируют его религиозный характер и содержание. Заключение Исторически сложилось так, что религия как способ воздействия на сознание, являлась базовой идеологией для осуществления правовых норм. Она являлась тем отправным пунктом, от которого, правовые нормы постепенно развивались, развивались аппараты и механизмы их осуществления и на сегодняшний день право - это огромный каркас жизнедеятельности человечества, без которого трудно представить жизнь. Право охватывает практически все сферы общественных отношений, включая религиозные,которые регулируются религиозным правом. Религиозное право – одна из базовых исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. Религиозное право обладает рядом отличительных признаков. Основной отличительной чертой является то,что главный творец права - Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать. Отсутствует деление права на частное и публичное. Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Функции религиозного права совпадают с функциями, присущими праву вообще, но имеют свои особенности и подразделяются на две группы: общесоциальные функции и юридические функции. Религиозное право состоит из трех основных семей: мусульманского права, иудейского права, индусского права, каждое из которых обладает своими отличительными признаками и особенностями. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Индусское право – это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Иудейское право- совокупность законоположений, изложенных в источниках иудейского вероучения — Библии и Талмуде, а также в некоторых других книгах. Особенностью иудейского права является преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права. Особенность религиозного права проявляется в системе его источников. На протяжении довольно значительного времени его положения и нормы существовали в неписаной форме.Источниками мусульманского права являются: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, Адат. Индусское право представлено в источниках: Веды, Смрити, Дхармашастри, Аркашастры. Иудейское право отображено в Каббале, Ветхом Завете, Торе,Талмуде,Галахе и других священных писаниях. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что мы достигли основной цели – раскрыли сущность религиозного права, рассмотрев при этом его основные правовые системы. На мой взгляд, для юриста знание системы религиозного права позволяет решать важные практически-юрисдикционные задачи. Только общее видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны. Список использованной литературы Безносова Я. В. Дхармашастра Яджнавалкьи как источник нормативного регулирования общественных отношений в древней Индии// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.- 2015.- № 1 . Бойцова В.В. Панорама современных правовых систем // Юридический мир. – 2002. - № 8. Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.— М.: Прогресс, 2004.—496 с. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 957 с. Калашников Ю.В. Религия в обществе и праве// http://deuspravo.narod.ru. -2009. Кангезов М. Р. Рассказов Л. П. Мусульманское право как разновидность религиозного права// Общество и право.-2010.-№1. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. - М.: Норма, 2009. - 384 с. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с. Лукьянов Д.В. Религиозные правовые системы :вызовы современности //Проблемы законности.-2015.-№130. Магомедов И.А. Особенности мусульманского права// Вестник Оренбургского государственного университета.-2005.-№3. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие / Предисл. акад. РАН А.Г. Лисицына-Светланова. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. — 213 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). Марченко М.Н. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права // Вестник МГУ. – 2001. - № 3. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства :Учебник. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2012. — 560 с. Оксамытный В.В Многоаспектность источников современной правовой системы //Вестник Брянского государственного университета .-2013.-№ 2. Попова И. А. Источники мусульманского права // Бизнес в законе.- 2009.-№ 4 . Примаков Д. Я. Особенности еврейской правовой системы на примере сравнения еврейского и мусульманского права// Вестник Санкт-Петербургского университета.-2010.-№14. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов -5-е издание –М.:РИОР:ИНФА-М,2014. -475 с. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. - 448 с. Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле - М.: РАГС, 1999— 260 с. Элон М. Еврейское право. Перевод с иврита / Под общ. ред.: Козлихин Ю.И.; Науч. ред.: Левинов М., Менделевич И.; Пер.: Белов А. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 611 c. 1 Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд. —М.:2013. — 213 с. 2 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с. 3 Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с. 4 Калашников Ю.В. Религия в обществе и праве// http://deuspravo.narod.ru. -2009. 5 Лукьянов Д.В. Религиозные правовые системы :вызовы современности //Проблемы законности.-2015.-№130. 6 Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.— М.: Прогресс, 2004.—496 с. 7 Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. - М.: Норма, 2009. - 384 с. 8 Лукьянов Д.В. Религиозные правовые системы : вызовы современности //Проблемы законности.-2015.-№130. 9 Калашников Ю.В. Религия в обществе и праве// http://deuspravo.narod.ru. -2009. 10 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с. 11 Кангезов М. Р. Рассказов Л. П. Мусульманское право как разновидность религиозного права// Общество и право.-2010.-№1. 12 Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов -5-е издание –М.:РИОР:ИНФА-М,2014. -475 с. 13 Магомедов И.А. Особенности мусульманского права// Вестник Оренбургского государственного университета.-2005.-№3. 14 Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с. 15 Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие / Предисл. акад. РАН А.Г. Лисицына-Светланова. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. — 213 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). 16 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. - 448 с. 17 Бойцова В.В. Панорама современных правовых систем // Юридический мир. – 2002. - № 8. 18 Примаков Д. Я. Особенности еврейской правовой системы на примере сравнения еврейского и мусульманского права// Вестник Санкт-Петербургского университета.-2010.-№14. 19 Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 957 с. 20 Элон М. Еврейское право. Перевод с иврита / Под общ. ред.: Козлихин Ю.И.; Науч. ред.: Левинов М., Менделевич И.; Пер.: Белов А. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 611 c. 21 Марченко М.Н. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права // Вестник МГУ. – 2001. - № 3. 22 Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле - М.: РАГС, 1999— 260 с. 23 Попова И. А. Источники мусульманского права // Бизнес в законе.- 2009.-№ 4 . 24. Кангезов М. Р. Рассказов Л. П. Мусульманское право как разновидность религиозного права// Общество и право.-2010.-№1 25 Безносова Я. В. Дхармашастра Яджнавалкьи как источник нормативного регулирования общественных отношений в древней Индии// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.- 2015.- № 1 . 26 Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с. 27 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства :Учебник. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2012. — 560 с. 28 Оксамытный В.В Многоаспектность источников современной правовой системы //Вестник Брянского государственного университета .-2013.-№ 2. |