Главная страница

Реферат. зачет религии мир. Религия Древнего Египта одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация


Скачать 54.36 Kb.
НазваниеРелигия Древнего Египта одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация
АнкорРеферат
Дата26.03.2023
Размер54.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлазачет религии мир.docx
ТипДокументы
#1015022
страница2 из 3
1   2   3

Оракулы или предсказатели занимали отдельное место в религии древних греков. Все дело в том, что согласно ей и люди, и боги в равной степени были подвластны велению рока или судьбы. Греки неуклонно верили в предназначенность всех жизненных событий, и что избежать их не могли даже всемогущий Зевс или Аполлон. Отсюда вытекает влияние оказываемое оракулами на жизнь простых людей и аристократии. Значимый Дельфийский храм был известен на всю Грецию. В него съезжались люди со всей страны и даже с соседних государств, чтобы получить совет и увидеть свою судьбу. Стоит отметить, что предсказания зачастую давались в завуалированной форме и могли трактоваться двояко, дабы не разочаровать своими последствиями.

Храмы посвященные богам-покровителям были в каждом крупном городе. Чаще всего аристократия и состоятельные люди хранили в них свое ценное имущество, а жрецы, накапливая помимо прочего еще и собственные богатства за счет пожертвований и прилежащих к храму земель, нередко выдавали деньги под проценты нуждавшимся. Таким образом религиозные институты Древней Греции выступали в виде некого подобия банков того времени.

5. Как и древнегреческая религия, римская религия не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства
Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Первые римляне, которые жили еще до расцвета Римской империи, имели четко установленные религиозные традиции, однако их верование, известное также под названием «религия Нумы Помпилия» можно было назвать адаптированным к жизни земледельцев, ремесленников и животноводов. Древние предки современных итальянцев почитали бесконечное количество богов, каждый из которых отождествлял какое-либо явление природы — к примеру, земледельцы поклонялись божеству земли, божеству урожая, божеству деревьев и др. Практически каждое явление природы, а также представители флоры и фауны имели своих божеств, и римляне молились им, прося о покровительстве и помощи в каком либо деле. Любое происшествие римляне также объясняли божьей волей, поэтому неудивительно, что в этого народа было очень много обрядов, направленных на задабривание богов.
Формирование религии древних римлян было напрямую связанным с развитием римской цивилизации и становлением Римской империи, поэтому неудивительно, что верование римлян является симбиозом религий, культов и верований всех народов и племен, земли которых были захвачены войском империи. Однако наибольшее влияние на становление религии древних римлян оказала греческая религиозная традиция. Помимо влияния верований захваченных народов, на религию древнего Рима не меньшее влияние оказал и социальный строй римского общества. Разделения общества на элиту и плебеев привело к тому, что у каждой из этих прослоек появились свои культы и боги.
Несомненно, перечислить всех богов, которым поклонялись древние римляне, вряд ли является возможным, так как их количество исчисляется не одной сотней, и в разных провинциях империи население почитало разных божеств. Однако все же были боги, которые были одинаково почитаемые и в Риме, и в самых дальних провинциях империи. Следует особо выделить две основные триады богов — патрицианскую и плебейскую. Патрицианская триада богов — это верховные боги, которым поклонялась элита римского общества, этими богами были Юпитер (верховное божество, бог солнца и неба), Минерва (богиня разума и справедливости) и Юнона (богиня чувственности и любви). Простой же народ считали своими верховными богами Цицеру (богиню земли, материнства и плодородия), Либера (покровителя виноделия) и Либеру (покровительницу животворящих сил природы).
Помимо этих верховных богов, в пантеоне римских богов значимое место занимали также и такие божества:
— Марс — бог войны;
— Венера — богиня любви;
— Сатурн — бог земледелия;
— Нептун — бог водной стихии;
— Наяды — нимфы-покровительницы водных источников;
— Океаниды — нимфы океана;

6. ОРОАСТРИЗМ, или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр). Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами («неверными»). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего «персидский»), они насчитывают ок. 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере Индии. Парсы – потомки переселенцев, покинувших Иран в 10 в.
Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333–330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова «до Александра» явились искажением первоначального «до Дария», где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522–486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336–330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, – возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека (см. также ДАРИЙ).
Священная книга зороастризма – Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определенную ее часть можно приписывать самому Заратуштре. Эту часть составляют Гаты, священные молитвы, сохранившиеся в составе Авесты. Гаты – единственный аутентичный источник наших сведений о Заратуштре; все прочие сообщаемые о нем сведения являются легендарными. Главным внешним событием в его жизни было обращение некоего «князя Виштаспы» (греч. Гистаспа), которого по ряду причин невозможно отождествить с его тезкой, отцом Дария. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме (территория современных Таджикистана и Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи).
ИРАНСКАЯ РЕЛИГИЯ ДО ЗАРАТУШТРЫ.

Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.
Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.
РЕФОРМЫ ЗАРАТУШТРЫ.

Заратуштра отказался от всех богов, за исключением одного, асура (в древнеиранском произношении – ахура), т.е. «бога», «господина», мудрости; отсюда его имя Ахурамазда (пехлевийская форма – Ормазд), т.е. «Премудрый господь», или «Владыка мудрости». Неизвестно, был ли Заратуштра первым, кто провозгласил культ Ахурамазды. Последнему поклонялся, как великому божеству, Дарий I, однако мы не знаем, воспринял ли Дарий этот культ от Заратуштры и его последователей или независимо от них. Другие ахуры игнорировались им, а древние боги-покровители двух низших классов стали считаться злыми божествами, демонами. Однако их атрибуты и качества в системе зороастризма унаследовали божественные существа, получившие наименование «Святые Бессмертные» и представлявшие собой сущности, ранее ассоциировавшиеся с младшими божествами, а теперь подчиненные Ахурамазде. Ахурамазда считался также отцом духов-близнецов, которые, при начале творения, осуществляют выбор между жизнью и нежизнью, между добром и злом и т.д. Аналогичный выбор должен осуществляться каждым человеком, который призван «мыслью, словом и делом» встать на сторону Ахурамазды и Святых Бессмертных в их борьбе против сил зла.
Заратуштра был убежден, что вскоре наступит эпоха нового мира и что только сторонники добра обретут в этом мире новую жизнь, которая, по мысли Заратуштры, будет длиться на земле вечно. А до наступления этой эпохи умершие должны восходить на мост, который добрых людей ведет на небеса, а злых – в ад.
Заратуштра резко осудил две формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком саумы (в это время называемой хаома в Иране и сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путем к бессмертию.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОГО ЗОРОАСТРИЗМА.

После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой – Митре, Анахите и другим – приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553–330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты.
Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма – Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение.
Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как «религия магов». Геродот (ок. 485–428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов – Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. – ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период.
При Селевкидах (323–248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. – 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. – 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.

7. Индуизм – это национальная религия, которую исповедует большая часть населения Индии (91%) и королевство Непал. Около 1 миллиарда верующих.
До начала 2-го века н.э. буддизм был господствующей религией в Индии. Индуизм возник в процессе соперничества буддизма с брахманизмом. В борьбе с буддизмом брахманизм приспособил свои культы к потребностям народа. Культы стали более демократичными. Появились публичные церемонии, обряды, места паломничества. Создали обряды народных богов, спасителей народа. Возникло своеобразное цучение об аватарах (воплощениях): каждое небесное существо может иметь свою земную аватару. Боги-спасители – земные боги как в буддизме. Наиболее популярными из них были Кришна (аватара Вишну), а в южной Индии – Рама.
Индуизм унаследовал от брахманизма:
Деление общества на варны (по сословному признаку). Только теперь появились касты (деление по профессиональному признаку). Принадлежность к касте была наследственной. Кастовый строй в Индии просуществовал до 1955 года. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому признаку, однако на практике система каст остается живой и функционирующей.
Роль брахмана как посредника в общении людей с богами.

К текстам откровения относятся:тексты Вед. Они снабжены комментариями. Большинство ведических богов ушло в прошлое, так как они были слишком далеки от людей. Появились новые боги, более приближенные к людям

К текстам преданияотносится индийский эпос, пураны и нормы поведения для разных социальных слоев. Из древнеиндийского эпоса наиболее популярны: «Махабхарата» и «Рамаяна».
Пураны – это сочинения богословского характера, в которых религиозно-философские идеи переплетаются с пересказом древних мифов.
Индуизм не представляет собой единой организованной религии с единой иерархией и церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ и сект. Все признают авторитет Вед и верят в божественный характер сословно-кастовой системы. Индуизм включил в себя местные культы и богов. Обряды и поклонения богам самые разнообразные. Ритуализированы многообразные социальные и даже физиологические проявления жизни (цикл обрядов от зачатия до смерти); почти все культы имеют ярко выраженную эротическую окраску. Сексуальное воспитание начинается с рождения. В честь богов строятся храмы и изготавливаются статуи богов. Жрецы в индуизме называются брахманы, как когда-то в брахманизме. Вся жизнь индусов подконтрольна брахманам. Индуизм – религия
Главный Бог в индуизме называется Тримурти. Он представлен в трех лицах:
Брахма – бог-творец.
Шива– созидатель и разрушитель
Вишну –поддерживает мировой порядок
Это три различные грани одного и того же Бога. Брахма в культовой практике заметной роли не играет. В основном индусы поклоняются либо Шиве, либо Вишну. Выделяют два основных направления в индуизме:
шиваизм
вишнуизм
Южная Азия, родина индуизма, до настоящего времени является основным регионом его распространения; здесь проживает более 1 млрд индуистов, или почти 95% от общей мировой численности [17, 20, 35]. В двух государствах региона — Индии и Непале — индуисты составляют абсолютное большинство населения страны, при этом в одной только Индии проживает 90% всех индуистов. Из 12 крупнейших народов мира, исповедующих индуизм, 11 — народы Индии. Наиболее крупные индуистские общины сосредоточены на севере страны, в долине Ганга, где проживает более */з индуистов страны. Прежде всего это Уттар-Прадеш — 16,2% индуистов страны, Бихар — 8,3%, Западная Бенгалия — 7,0%.

8. ервая волна распространения индуизма за границы Южной Азии прошла еще до наступления новой эры [10]. В те времена существовала оживленная торговля между южноиндийскими империями (Чолов, Паллавов, Чалукьев и др.) и государствами, существовавшими в Юго-Восточной Азии. Вместе с первыми эмигрантами в эти страны начали проникать и основы индуизма. В этот период индуизм стал господствующей религией на Яве, Суматре, в Мьянме, Таиланде, Малайзии и Камбодже. Индуистскими были государства Маджапахит и Шривиджая (на Яве, Суматре и Малакке), Камбуджадеша (в Камбодже, Лаосе и Таиланде), Паган (в Мьянме) и др. Вплоть до наших дней ритуалы королевских дворов Камбоджи и Таиланда носят преимущественно индуистский характер и поддерживаются местными семьями брахманов. В большинство стран Юго-Восточной Азии письменность пришла из Индии, и этот факт имеет непосредственную связь с индуизмом, потому что только знание санскрита позволяло читать священные книги. Величественные храмы Лара-Джонграт (Ява), посвященный Шиве, и Анкор-Ват (Камбоджа), воздвигнутый в честь Вишну, стали символами могущества индуизма. Всемирно известный буддийский храм Боробудур (Ява), символика которого во многом заимствована из индуизма, — яркий пример индуистского влияния в регионе. Под влиянием местных религиозных традиций индуизм претерпевал существенные изменения и стал отличаться от своего классического индийского варианта.

лавными местами паломничества в индуизме считаются саптапури – семь священных городов: Харидвар, Матхура, Айодхья, Варанаси, Удджайн, Канчипурам, Дварка. Эти места получили особый статус из-за своей связи с богами индийского пантеона, а благодаря духовным силам, которые им приписывается древними писаниями. Главным из священных городов выступает Варанаси – место пребывания Шивы на земле, способное дарить спасение каждому человеку. Здесь обязан побывать хотя бы раз в жизни каждый индуист.

В Гималаях обязательные места для посещения индуистами именуются Чар Дхам и включают Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх. Также существует паломничество «Чар Дхам» по всей Индии, включающее посещение святынь в четырех крайних точках страны: Рамешвараме, Бадринатхе, Пури и Дварке

10. Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу

Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана. Именно благодаря ему в данной религии появился термин «джина», который применяют только к тем, кто сумел освободиться от сансары и достичь дхармы. Джина – это высшее звание, наиболее почитаемый титул. С санскрита это слово означает «победитель».
Родина этого учения – Индия. Джайнизм никогда не выходил за ее пределы, хотя сегодня на Дальнем Востоке, в Западной Европе, Австралии и даже Северной Америке растет количество сообществ, члены которых поддерживают философию джайнизма
1   2   3


написать администратору сайта