Главная страница

Реферат. зачет религии мир. Религия Древнего Египта одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация


Скачать 54.36 Kb.
НазваниеРелигия Древнего Египта одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация
АнкорРеферат
Дата26.03.2023
Размер54.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлазачет религии мир.docx
ТипДокументы
#1015022
страница3 из 3
1   2   3

Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души, чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой.
Учение не подразумевает веру в Бога, а видит основную цель в другом – избавлении от неправильных мыслей, речей и действий, самосовершенствовании души, освобождении от сансары, достижении божественного сознания. В этой религии нет высшего божества, создателя всего живого. Во Вселенной все регулируется самостоятельно.
Джайнизм отрицает суть кастовой системы и противоречит брахманизму. Учение гласит, что абсолютно каждый, независимо от принадлежности к определенной касте и сословию, может спастись от сансары. И хоть эта религия имеет схожесть с буддизмом, эти религии имеют отличия. Например, в том, что джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:
Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.

Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.

Астейя – исключение любой возможности воровства.

11. Сикхизм, как и большинство религиозных течений Индии, в первую очередь, национальная конфессия. Её исповедуют преимущественно жители Пенджаба и Харианы. Всего сикхи составляют около 2% от населения Индии (приблизительно 25 млн. человек). Общины сикхов отличаются большой степенью сплочённости и уважения к своей традиции. Возникновение и развитие сикхизма Сикхизм вырос из слияния индуизма и ислама.

О жизни основателя сикхизма – гуру Нанака – сохранилось мало сведений. Достоверная информация обросла множеством легенд и мифов, и отделить одно от другого сегодня практически не представляется возможным. Нанак родился в деревне Тальванди (Пенджаб) в семье торговца из касты кшатриев. Он с самого рождения чувствовал, что судьба уготовила ему нечто большее, чем жизнь лавочника. В какой-то момент Нанак раздал своё имущество и ушёл из дома, чтобы проповедовать своё учение. Следующие 25 лет Нанак провёл в странствиях. Источники сообщают о его паломничествах в Мекку и Медину, однако, скорее всего, его перемещения ограничивались родным Пенджабом и соседними областями. В пути Нанак слагал религиозные песни и искал последователей из числа индуистов и мусульман. По преданиям, в дороге его сопровождали музыкант-мусульманин и индус, записывавший тексты гимнов своего учителя. В конце жизни Нанак обосновался в Картапуре. Дважды в день сикхская община собиралась на дневные и вечерние собрания («сангаты»), где слушали проповеди гуру, пели гимны и обсуждали теологические вопросы. Тогда же была заложена традиция трапез у гуру, на которых могли присутствовать люди любого вероисповедания, принадлежащие к любым кастам. Нанак был сторонником равенства людей перед богом и крайне негативно относился к кастовой системе, а также к тому, что женщины в Индии имели намного меньше прав, чем мужчины. Нанак призывал своих последователей к умеренной, но при этом деятельной и активной жизни. Сикхи не признавали монахов-отшельников, удалившихся от мира ради собственного спасения, святыми.

. Суть учения сикхизма Сикхизм – в первую очередь, монотеистическая религия. Хотя в «Ади Грантх» можно встретить упоминания многих богов – Шивы, Брахмы и других, это было не более чем калькой с индуистских гимнов и особенностью эпохи.
Однако в сикхизме всегда присутствовала идея беспрекословного подчинения гуру, а позже к ней присоединилась и необходимость изучения «Ади Грантх». Путь спасения в сикхизме называется «нам-марг» или «сахадж-йога». Суть «нам-марга» заключается в подчинении учителю, служении обществу, умеренном самоограничении, молитвах и очищении разума от дурных мыслей. Итогом этой практики для верующего должно стать воссоединение с божеством. Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков: похоть, гнев, жадность, стремление к суетному, гордыня. Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.

12. Особенности учения Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао. Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта. Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я». Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему. Основоположники религии Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов. Основоположников всего три: Хуан Ди или «Желтый император»; Лао Цзы; Чжуан Чжоу. Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса. Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии. Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец». Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства. Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества: Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле. Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения. Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ. В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма. Кратко об основных идеях даосизма Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения. Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости. Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной. Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.
Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение
Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие.
Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

13. Конфуцианство — система социальной этики, образования, искусства управления государством, политической идеологии, мировоззрения и образа жизни.
Конфуцианство преподавалось в 6–5 вв. до н. э. Конфуцием (551–479 гг. до н. э.) и его учениками. Они уделяли особое внимание любви к человечеству, поклонению предкам и почитанию родителей, гармонии мысли и поведения.
Хотя конфуцианство стало официальной идеологией китайского государства, оно никогда не существовало как официальная религия с церковью и священством.

Влияние конфуцианства, кроме Китая, распространилось и на другие страны, такие как: Корея, Япония, Вьетнам, Тайвань, Гонконг, Сингапур и административный район Макао.
Основные идеи конфуцианства

Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.
Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.
Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Некоторые из них:
Ритуал — Ли ()

Изначально это означало "пожертвовать". Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.
Сыновняя почтительность — Сяо ()

Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.
Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.
Верность — Чжун ()

Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.

У конфуцианства нет официального символа, но существуют несколько используемых символов.
Один из самых используемых символов для обозначения конфуцианства — это китайский символ воды, который представляет собой жизнь.

14. Иудаизм – это самая древняя монотеистическая религия мира из всех существующих в наше время. Она существует около 3 тысяч лет. Таким же термином обозначают мировоззрение евреев, его этические нормы и национальные особенности.

национальные особенности.

Основные понятия и символы иудаизма Название “иудаизм” передалось от наименования племени Иуды, которое было самым большим из 12 колен израилевых. Из этого рода вышел легендарный царь Давид - он добился наивысшего могущества израильского государства, поэтому по сей день является почитаемой легендарной персоной. Иудеи – это этнорелигиозная группа, которая состоит из тех, кто по рождению является евреем, и тех, кто принял иудаизм и исповедует его. В мире живет около 14 млн иудеев. Примерно 40% из них живет в Израиле, столько же – в США и Канаде. Оставшиеся иудеи рассредоточены по миру, в основном в европейских странах. Самый знаменитый символ религии – шестиконечная Звезда Давида. Не менее известны такие символы, как: семисвечник, который по преданию находился в иерусалимском храме; 2-е скрижали - они стоят рядом с закругленной верхней гранью; лев как символ колена Иуды, из которого пошел еврейский народ

Святыми местами иудеев являются: Иерусалим – город, где был построен Храм. Храмовая гора – святое место, здесь стоял главный храм до того, как его разрушили. Пещера Махпела, в которой покоятся праотцы. Вифлеем – город, на дороге к которому похоронили праматерь Рахиль. Цфат – в нем долго заседал Синедрион.

Иудаизм в современной форме строится, основываясь на Танахе (письменной Торе или Ветхом Завете) и Талмуде. Важно! Тора или Пятикнижие Моисеево включает 5 книг, которые по завету пророк Моисей получил от Бога. Танах также известен как “еврейская Библия”, его первые части были написаны в Х веке до н.э. Канонизированный вариант на иврите был дописан в III-II веке до н.э. В нем описаны процессы сотворения мира и человека. Талмуд является, по сути, собранием законов. Тора же является сводом правил, включающим учение о вере, соблюдении обычаев, моральных нормах и социальных взаимодействиях. Она сложна для понимания, и это породило множество интерпретаций на протяжении веков.

Помимо вероисповедания, понятие “иудаизм” включает в себя исторические, обрядовые и национальные элементы. Поведение в этой религии не менее важно, чем исповедание веры. Основные принципы, которых поддерживаются все евреи: Бог – один и он реален. Любой человек может заговорить с ним и будет услышан. Бог есть дух. Он существо абсолютное. Бог – творец всего сущего, это сила, которая действует постоянно и везде, правит всем миром.

15. Христианство — одна из трех мировых религий, насчитывающая более 2.3 млрд. верующих в мире. Это 33 % населения Земли. Зародилась как одна из сект иудаизма в Палестине в I веке н.э. Свое летоисчисление христиане отсчитывают от дня рождения сына Божия Иисуса Христа. Его родила земная женщина Мария в Палестине. Отец его — Святой дух. Бог создал Землю и людей, но они согрешили и совершили первородный грех. Все потомки их стали грешниками и должны были умереть. Чтобы исправить это, Бог посылает к людям сына Иисуса, который принимает за них мученическую смерть. Своим ученикам он объясняет план — принести себя в жертву. Но ученики поймут эти слова только после смерти Спасителя. Христиане обращаются к Богу во имя Иисуса Христа, открывшего им путь к спасению вечной жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Суть религии — 10 заповедей подлинной любви. Христианские добродетели это смирение, покаяние, примирение, аскетизм, безропотность, которые будут вознаграждены Мессией.
Бог установил 7 основных Таинств. Это священнодействия для очищения, укрепления в вере: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.

В 1054 г. произошел ряд событий, которые привели к разделению христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную). Поводом были взаимные обвинения в ереси. А в 1014 году Рим изменил Символ Веры. Ввели понятие Filioque (Филиокве). Следует, что в «Святой троице», главном символе веры, Святой дух нисходит не только от Отца, но и от Сына. Еще католическая церковь провозгласила положение о «чистилище» — месте между раем и адом. Позже Рим признал Деву Марию «непорочно зачатой», т.е. святой. Вольное обращение с краеугольными религиозными догмами, различие в проведении обрядов, усиление роли священнослужителей в течение всего I-го тысячелетия вели к расколу. Но за этими всеми отличиями, конечно, определяющими были претензии Рима на полную власть Папы.

20. Новыми или нетрадиционными религиями называют религиозные движения, получившие распространение во второй половине XX-го века. От традиционных верований новые религии отличаются нововведениями в догматах и культе, существенно расходящимися с установками и обрядами исторических религий.
Одной из характерных черт является то, что новые религии формируются как разновидность харизматических культов. Часто лидер создаёт особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех правила поведения и образа жизни. Рядовые члены группы зачастую отказываются от своего имущества в пользу секты. Многие представители новых религий живут в общежитиях, порвав всякие отношения с родными и близкими.
1   2   3


написать администратору сайта