Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, наука, философия

  • 3. Функции философии

  • 4. Предмет философии. Специфика философского понимания мира

  • 5. Философия Древней Индии

  • 6. Философия Древнего Китая

  • 7. Античная философия На определенном этапе в античности возникает мысль о несовершенстве мира. Ранее считалось, что космос – это порядок.Основные черты

  • Философия вступительный. 1. Понятие мировоззрения и его структура


    Скачать 129.98 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения и его структура
    Дата09.06.2021
    Размер129.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия вступительный.docx
    ТипДокументы
    #215966
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Понятие мировоззрения и его структура

    Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение - это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Различают мировоззрение в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этичес­ких, эстетических и т.д. Второй - задан предметной направленнос­тью той или иной формы культуры (мифологией, религией, наукой и т.д.). Термин "мировоззрение" появился в философии в конце XVIII в., а широкое распространение получил лишь в XIX в. Для мировоззрения характерны следующие черты: активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека; целостность, увязывающая три базовых элемента: человек - мир - отношения между ними; всеобщность - у любого человека в процессе его жизнеде­ятельности формируется тот или иной тип мировоззрения под вли­янием повседневного мира и общекультурного материала (прессы, религиозной проповеди, художественной литературы, научной ин­формации и т.п.). Предмет мировоззрения - это вопрос о сущности и характере отно­шений в системе «человек - мир». Схематически это выглядит так: Человек ► мировоззрение мир Роль мировоззрения заключается в том, чтобы управлять жиз­недеятельностью людей в целом, что конкретизируется в двух ос­новных функциях: 1) аксиологической (ценностной) - задает в сис­теме деятельности исходные ценности и отвечает на ряд вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие цели пре­следуются? Какими мотивами руководствуются?; 2) ориентацион- ной - определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь. Главная суть мировоззрения, как полагал И. Кант, состоит в том, чтобы научить человека, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком» («Критика практического разума»). Структура мировоззрения представлена следующими уровнями:
    обыденно-практическим - здесь формируется повседневное мировоззрение в форме мироощущения, представляющего эмоционально-психическую сторону отношения человека к миру, и миро­восприятия, фиксирующего его чувственно-познавательную сто­рону и задающего целостное видение объекта. На этом уровне мир предстает эмоционально окрашенным, чувственное отношение к нему может быть оптимистичным или пессимистичным.рационально-теоретическим - создается обобщенная и кон­цептуально оформленная модель мировоззрения в форме миропо­нимания, выражающего интеллектуальную сторону отношений человека к миру и раскрывающего их сущность в виде понятий, категорий, теорий, концепций и т.п. Структурными элементами мировоззрения являются знания, ценности, идеалы, программы практических действий, убеждения и др. В качестве основных элементов выступают: знания - более или менее достоверная информация о реальнос­ти (как внешней по отношению к человеку, так и внутренней); ценности - смысловые ориентации, наделенные личностной, социальной и культурной значимостью; убеждения - личностная форма знаний, принимаемых челове­ком в качестве истинных и определяющих его позицию.
    2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, наука, философия

    Исторические типы мировоззрения - мифологическое, ре­лигиозное, философское. Мифология (греч.Mythos - предание, сказание; logos - рассказ) - исторически первая форма мировос­приятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком. Она предстает в качестве специфической системы фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной реальности. Вместе с тем мифотворчество является значимым яв­лением в культурной истории человечества, поскольку воспроиз­водит коллективный практический опыт и посредством традиции транслирует его от поколения к поколению. Мифологическое мировоззрение отличают следующие признаки: 1) синкретизм - неразрывное единство человека и природы, когда люди не стремились выделиться из окружающего их мира; антропоморфизм - перенесение человеческих качеств на не­живой и живой мир природы; вера во множество сверхъестественных существ, олицетво­ряющих разнообразный природный мир; доминирование чувственно-эмоционального восприятия ок­ружающего мира над рациональным познанием. Первобытная мифология явилась первой попыткой абстракт­ного объяснения генезиса всего существующего, что стало пред­посылкой для возникновения философского стиля мышления (об этом свидетельствует поэма Гесиода «Теогония»). Религиозное мировоззрение связано с оформлением монотеис­тических (единобожие) Богооткровенных( Бог - творец) религий (иудаизм, христианство, ислам). Структура религиозного мировоззрения включает два уровня: психологический, отражающий взгляды, чувства, настрое­ния, характер поведения и специфику действий (культовую прак­тику) верующих людей; идеологический, представляющий систему догматических знаний о божественной реальности, на базе которых формируются религиозные ценности, убеждения и разрабатываются нравствен­ные нормы поведения людей. Специфика религиозного мировоззрения проявляется в том, что: мир удваивается: наряду с реальным выделяется сакральный (священный) как прообраз и цель деятельности человека, и между ними устанавливается граница; сущность Бога духовна, он Творец мира и находится вне его; источником знаний выступает Священное Писание (Талмуд, Библия или Коран) и вера, которая выше разума; религиозная картина мира строится по принципу нисходя­щей иерархии: Бог - человек - животные - растения - неживой мир. Философское мировоззрение принципиально отличается от мифологического и религиозного своей ориентацией на свободный интеллектуальный поиск истины, что предполагает: осмысление предельных оснований бытия и мышления; обоснование ценностного отношения людей к действительности; стремление к систематической целостности знания о мире, человеке и характере их взаимоотношений; логическую аргументацию выдвигаемых положений; опору на разум и внутренний опыт человека; Философия рассматривается, как правило, в качестве теорети­ческого ядра мировоззрения, в функции которого входят систе­матизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий (предельно общих понятий).

    3. Функции философии

    Статус и роль философии в современном обществе и его куль­туре конкретизируется в следующих основных функциях:

    • мировоззренческой - задает интегральный образ мира, фор­мирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;

    • методологической - выступает всеобщим методом мышле­ния, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теорети­ческой деятельности, предлагает научному познанию и социаль­ной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегри­рует новое знание в духовную культуру;

    • оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оце­нивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.


    4. Предмет философии. Специфика философского понимания мира
    Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача до­статочно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры; философия в начале своего развития охватывала практичес­ки все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже ста­ли объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет; многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать та­кую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей; в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориента­ции самой философии. Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной фи­лософской проблемы затрагивает в той или иной мере фундамен­тальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с ми­ром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спек­тра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно - принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраня­ющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многооб­разные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предель­ных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философс­кого анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существо­вания, проблема понимания, проблема языка и т.д. Соответственно специфике анализируемых проблем в струк­туре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориен­тации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксирова­ны следующие основные разделы: онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при­нципах и основаниях всего сущего; гносеология - философия познания, учение о принципах, за­кономерностях и механизмах познавательной деятельности; эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования; философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии; праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру; социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития. Данные разделы философского знания - при всей их автоном­ности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют фило­софию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.
    5. Философия Древней Индии

    Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни.

    В середине второго тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются воинственные племена, которые называют себя ариями. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания – Ригведы. Слово «веды» означает священное знание, а «риг» /приставка/ -хвалебный стиль, песня, гимн. РВ вобрала в себя миф и ритуал, в таком виде она несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека.

    Центральный миф РВ говорит нам о происхождении мира, то есть имеет космогоническое содержание. В начале были лишь воды, которые несли в себя семя жизни. Это было состояние нерасчленённого единства: нет ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни добра, ни зла, ни мужского, ни женского начал. Это состояние называется также Тьмой. Из него зародилось Единое.

    В других гимнах РВ говорится о том, что за пределами начального мира родился бог Индра, он сделал мир контрастным и определённым, наделил его светом и тьмой, жизнью и смертью, добром и злом. Вместе с тем всё это было приведено в состояние равновесия.

    РВ содержит и другие сведения о творении мира, в частности там говорится о мировом яйце - оно возникло по причине уплотнения вод, или же из жара, выделяемого водами. В другом случае речь идёт о космическом кабане - в нём воплощён бог-творец Праджапати, который на своих копытах принёс грязь со дня вод и она начала расти, становясь землёй. Есть там и идея макрокосмической эмбриогонии, согласно которой рождение космоса рассматривается по аналогии с зачатием и рождением человека в материнском лоне.

    Космос порождает человека. В его физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека, она приобретает здесь космический смысл.

    В древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Мы убеждаемся в этом, обнаруживая ту ключевую роль, которую играют в РВ и Упанишадах понятия «прана», «атман», «брахман». Каждое из них имеет несколько значений. В первом приближении можно отметить, что «прана» означает «душа», но также и «атман». Праны - это и виды дыхания. Душа и дыхание как видно близки по смыслу. «Атман» -это тело, или дыхание, но также и индивидуальная человеческая душа; в ряде случаев в тексте Упанишад указывается, что это и всеобщая душа, некая первичная реальность. «Брахман» - это мир, сердце всего существующего.

    Этика человеческого бытия неизбежно увязывается с познанием брахмана. "Старайся познать Брахман", - говорится в Упанишадах. Речь при этом ведётся о поисках конечных причин бытия, о первоначале всего существующего.

    Остановимся кратко на одной из школ философии Древней Индии гораздо более позднего периода - Ш в. до н.э. Эта школа содержит учения об атомах (она носит название Вайшешика).

    Атом, являясь беспричинным, сам по себе выступает причиной мира. Он вечен; он является единицей меры; он не проницаем, но он обволакивается эфиром, который пронизывает все макрообъекты. Здесь эфир выступает как некий аналог пространства.

    Таким образом, в объяснении физического мира /природы/ и познания в лице учения об атомах проявляется более высокая основа, приближённая к научной абстракции, что говорит о переходе философии с традиционного ритуально-мистического мышления к мышлению логическому, что приближало возможность создавать подобие физических моделей мира.
    6. Философия Древнего Китая

    Зарождение философии в Китае исследователи относят к VШ-VI в.в. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен» (И Цзин), которая может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. В «Книге Перемен» представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»). Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики.

    Существенной чертой древнекитайской философии является её традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека /мудреца/. Сама идея мудреца возникла как следствие разрушения кровнородственных связей и упадка родового мировоззрения. Эта ситуация получила космическое истолкование: древние китайцы считали, что связи верха и низа разрушаются, центры ЦЗЫ перестают быть прежними, в итоге в Поднебесной возникает хаос.

    Теперь идеалами оказываются ценности прошлой жизни, где всё было устойчивым и ясным. Целью человека становится установление равновесия между земным и небесным, то есть человеческой природой и судьбой. Мудрец и есть тот человек, кто знает тайны судьбы, знает закон ДАО и стремится восстановить утраченный порядок, обращаясь к Небу, расшифровывая его символы.

    В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов /сторонников и последователей учения Лао-цзы и Чжуан-цзы/. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной.

    Сторонники Конфуция и его последователи (Конфуций или Кун - цзы, древнекитайский философ, живший в VI - V в.в. до н.э.), были озабочены тем, как обуздать распри в обществе и привести общественную и частную жизнь людей в состояние гармонии. Подчёркивая основополагающее значение древности для гармоничной жизни общества /господства справедливости, отсутствия междоусобных войн, бунтов, притеснения большинством меньшинства, разбоя и т.д. конфуцианцы видели в качестве главного средства достижения всего этого ритуал и исправление имён.

    7. Античная философия

    На определенном этапе в античности возникает мысль о несовершенстве мира. Ранее считалось, что космос – это порядок.

    Основные черты:

    - мир несовершенен;

    - принцип человеческого активизма (если мир несовершенен, то человек должен внести совершенство);

    - агонические начала – возникают в Афинах (не убедить, а победить);

    - воплощение познания в слове. Приоритет аналитических способностей над синтетическими.

    Античная философия (сначала, греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах).

    Мир - огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов.

    Этапы:

    1 - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

    2 - охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля.

    3- (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур.

    4- (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

    Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.

    Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

    Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта