Главная страница
Навигация по странице:

  • 46. Язык как средство реализации сознания

  • 47. Наука как средство освоения мира

  • У науки есть три лица

  • 48. Формы научного знания: факт, идея, проблема, теория

  • 49. Методы эмпирического уровня познания

  • 50. Методы теоретического уровня познания

  • Философия вступительный. 1. Понятие мировоззрения и его структура


    Скачать 129.98 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения и его структура
    Дата09.06.2021
    Размер129.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия вступительный.docx
    ТипДокументы
    #215966
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    45. Взаимосвязь бессознательного, сознания и самосознания в поведении человека

    Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

    Структура сознания

    • Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя — получение первичных знаний.

    • Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе — возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

    • Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

    • Ценностно-смысловые компоненты — это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

    Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

    Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность.

    Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

    Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

    Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

    Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

    Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

    Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

    К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений.

    По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

    Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

    Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

    — когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

    — когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

    — когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

    — когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
    46. Язык как средство реализации сознания

    Сознание и общение два взаимообусловленных, взаимосвязанных моменты. Только посредством сознания осуществляется их совместная деятельность, ее организация и координация, передаются знания, ценности, от одного человека к другому, от старшего поколения к младшему. С другой стороны, сознание возникает и функционирует из-за необходимости осуществления взаимодействия между людьми.

    Сознание, общение и речь неотделимы друг от друга Совместная деятельность людей (общественное производство, труд или общения в широком смысле этого слова) требует определенной знаковой системы, за помощью которой осуществляется коммуникация между людьми Способом, который особенно опосредует механизм взаимодействия людей, позволяет передавать содержание сознания от человека к человеку.

    Язык - это орудие сознания, и форма, в которой фиксируется, выражается, передается все содержание сознания С помощью языка как системы знаков происходит объективация сознания. Внутренний мир субъекта выражается во внешнем мире. В языке также оказывается самосознание человека (внутренняя речь).

    Неразрывная связь языка и сознания заключается в том, что сознание - это отражение действительности, а с помощью языка само мышление и сознание получают свое адекватное выражение. Язык - это инструмент мысли.

    Речь возникает одновременно с развитием человеческого общества в процессе совместной трудовой деятельности и с появлением сознания "Язык такая же древняя, как и сознание, язык является практическая, существующая и для других людей и тем самым существующая также и для меня самого, действительно сознание, и, подобно сознания, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми".

    Язык - это знаковая система Она является средством общения и выражения мышления, а также специфическим способом хранения и передачи информации, средством организации и управления человеческой деятельностью

    С точки зрения соотношения общения и речи одна из важных функций последней - коммуникативная Она раскрывает социальную природу сознания и речи Язык как знаковая система функционирует на базе второй сигнальной системы, ее отличительная особенность заключается в том, что навыки обработки знаков (например, скорость речи, чтение, письмо и т.д.) не наследуются, а приобретаются, нарабатываются в процессе социализации человека.

    Как правило, языки делятся на искусственные и естественные Искусственные создаются для специальных видов деятельности, например, в искусстве - язык символов и художественных образов Естественные языки формировались со становлением и развитием человеческих сообществ Например, национальные языки - английский, французский, украинский и т. д. возникшие в процессе становления этих наций.

    Биологической предпосылкой возникновения языка является развитие звуковой формы сигнализации у высших животных В результате эволюционного перехода от животных предков к человеку, становления трудовой деятельности и формируется язык Появляется возможность с ее помощью не только выявлять свое эмоциональное состояние, но и воплощать в звуковой форме содержание сознания, накопленного материального и духовного опыта.
    47. Наука как средство освоения мира

    В Греции к науке относились многие вещи, которые сегодня к науке не относят.
    Вспомним об удаче. Викинги первыми констатировали факт существования удачливых людей – так как с кем-то из похода можно было вернуться, а с кем-то это обещало быть крайне маловероятным событием.
    Гегель отказался от теории героев и толпы, но и Божественное провидение тоже не признавал, он впервые задумался о том, что история имеет некую логику, которая, правда далеко не всегда понятна человеку.

    У науки есть три лица:

    • 1) Мышление

    • 2) Деятельность – так как наука создаётся людьми, то в неё неизбежно вторгается культура

    • 3) Социально-общественный институт.

    Можно сказать, что люди занимающейся всякой наукой должны так или иначе уметь ответить на три вопроса:

    • 1) Зачем мы это делаем?

    • 2) Во имя чего вы это делаем?

    • 3) Как допустимо действовать, а как нет?

    Наука есть только там, где определяется сущность с помощью понятий.
    Наука – это некий процесс, потому стоит посмотреть как наука приобретала свой современный облик – при посредстве научного мнения и философии и, уже потом выделившейся, методологии науки.
    48. Формы научного знания: факт, идея, проблема, теория

    Факт - это не только чувственно-данное в ощущениях, восприятиях и переживаниях субъекта, как утверждают субъективные идеалисты Материалистическая философская традиция рассматривает факт как явления, события, процессы, форм мы движения материи, которые вошли в сферу дознания, стали предметом и достоянием человеческой деятельности и культуры.

    Факт - это то, что нам известно, о чем мы узнали в процесс наблюдения, эксперимента, опыта, практики Знание об объекте целом или отдельные его стороны, грани предмета, явления становятся объекте ними, не с зависимыми по содержанию от сознания субъекта В этом смысле \"факт - это неопровержимая вещь. "Опровергнуть факт возможно только фактом. Однако в контекст науки входят, хранятся и обрабатываются сами по себе события или явления, а их теоретические конструкции, как описание этих событий, фактов, как эмпирическое знание Расписывание объективных (опыт них, экспериментальных) фактов, поддающихся наблюдению и могут быть зафиксированы в языке или других знаковых системах, представляют собой научный факт Логико-гносеологической формой научных факте есть так называемые факто-фиксирующие суждения, предложения, слова и т.д. Особые сто подобных фактов является то, что они научные, т.е. истинные, проверенные практикой. Это в равной степени относится не только к фактам естествознания, но и к научным фактам из сферы гуманитарного и общественного значения. Факт имеет не только гносеологическое, но и методология не значение, поскольку опровергнуть сознательную, логически последовательную ложь или заблуждение можно, отыскав точный, правдивый и проверенные факт, обдумывая то проверенные, что проверено.

    Идея - это форма познания, которая отражает связи, закономерности действительности и цели ее превращения Идея в научном познании выполняет целый ряд функций, основными из которых являются: 1) суммирование предыдущего развития знания; 2) синтезирование знания и целостную систему, 3) исполнение роли активных эвристических принципе! она является и формой постижения в мышлении явлений объективной действительности, и включает в себя осознание цели и проектирование дальнейшего развития познания и практического преобразования мира, фиксируя необходимость ь возможность такого преобразования. Таким образом, идея особой формой познания Идея отражает действительность не просто такой, какой она существует здесь и сейчас, а в ее развитии, в тенденции Она фиксирует не только сущее, но и должное, направляет познавательную деятельность человека на практическое преобразование действительности согласно содержанию имеющегося знания Идея не только обеспечивает индивида знанием об объективной действительность или ее фрагментов, но и дает ему теоретические рекомендации, "чертеж” как и что изменить, превратить, означает, что я не только знаю, что представляет собой объект, но и теоретически владею путями, методами, средствами его преобразования, т.е. знаю как его изменить.

    Проблема - это форма и средство научного познания, которая представляет собой единство двух содержательных элементов: знание о незнании и предвидение возможности научного открытия Проблема является отражением ситуации, объективно возникает в процессе развития общества как противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо практических и теоретических действиях и незнанием путей, средств, орудий их достижения Проблема - это субьективна форма отражения необходимости развития знания, отражает противоречие между знанием и действительностью или противоречия в самом познании Одновременно она является средством достижения и методом поиска новых знаний Постановка проблемы - это выход из сферы уже изученного в сферу того, что еще предстоит изучить Проблема как знание о незнании отражает негативный момент проблемной ситуации, который свидетельствует об ограниченности познавательных и практических возможностей субъекта на определенном этапе развития Как поисковый метод проблема включает в себя новое знание, которое, имеет характер предположения и рядом с истинными положениями содержит и заблуждение Проблема - это этап зарождения новых знаний, имеет активный поисковый характер, в котором истинное переплетается с неистинным, объективное содержание неотделимо от субъективного Это по начальном этапе становления научной теории В данном случае проблема является источником развития теории, поиском путей ее применения для решения поставленных задач, а также определение границ ее применения, выявления ее ограниченности. Развитие познания можно представить как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем и дальнейшего их решения.

    Гипотеза - это форма и средство научного познания, с помощью которого формируется один из возможных вариантов решения проблемы, истинность которого еще не установлена, не доказана. Гипотеза является формой развития научного познания, средством перехода от неизвестного к известному, от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному, точному. Гипотезы выдвигаются в контексте развития науки для решения определенной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных или для устранения противоречий между теорией и негативными данными эксперимента путем проведения проверки, доведение. После этого гипотеза заменяется новой или превращается в научную теорию Замена одной гипотезы другой не означает, что предыдущая была ненужной, поскольку выдвижение новой гипотезы, в основном, опирается на результаты проверки предыдущей, даже если результаты были отрицательными Поэтому старая гипотеза, как правило, становится необходимой формой для становления новой.

    На основе указанных форм научного познания, их диалектическом единстве, формируется концепция, которая обосновывает основную идею теории

    Теория - это наиболее адекватна форма научного познания, система достоверных, глубоких и конкретных знаний о действительности Она имеет стройную логическую структуру и дает целостное, синтетическое представление о закономерности и существенные характеристики объекта В отличие от гипотезы, теория является знанием достоверным, истинность которого доказана и проверена практикой Она обеспечивает истинное знание и объяснения определенной сфер и объективной действительности, дает возможность понять ее общие, необходимые, существенные, внутренние свойства и связи Теория отличается от гипотезы своей истинностью, а от других видов достоверного знания своей точностью, логичностью, организацией, своим объективным содержанием и познавательными функциями Она не только раскрывает, но и позволяет понять объект познания в системе его связей и целостности объясняет разнообразие имеющихся фактов и может предсказывать новые, еще неизвестные, прогнозируя поведение систем в будущем Отсюда важнейшие функции теории - объяснение и предсказание Она не только за обеспечивающей глубокое понимание объективной реальности, но и способна давать научные прогнозы (сценарии будущего развития) Однако часто в понятие "теория" вкладывается содержание таких систем знаний (идеалистичесих, политических, религиозных и т.д.), которые не подтверждаются на практике, а значит не являются истинными Поэтому их нельзя назвать теориями.

    Все формы и средства научного познания - идея, проблема, гипотеза, концепция, теория взаимосвязаны. В зависимости от характера объектов познания, методов и средств их изучения и особенностей решаемых проблем, в современном научном познании выделяют три основных вида теоретических исследований
    49. Методы эмпирического уровня познания

    На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

    Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.

    1. Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.

    Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами.

    2. Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».

    Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

    3. Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т. е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

    4. Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

    5. Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств
    50. Методы теоретического уровня познания

    Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

    Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

    1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

    Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен.

    Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты. Но, как показал австрийский логик и математик Гедель, в теории всегда остается невыявленный, неформализуемый остаток. Все более углубляющаяся формализация содержания знания никогда не достигнет абсолютной полноты. Это означает, что формализация внутренне ограничена в своих возможностях. Доказано, что всеобщего метода, позволяющего любое рассуждение заменить вычислением, не существует. Теоремы Геделя дали достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного знания в целом.

    2. Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, и посредством доказательства.

    3. Гипотетико-дедуктивныйметод — метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

    Общая структура гипотетико-дедуктивного метода:

    а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:

    б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов;

    в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного;

    г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;

    д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.

    4. Восхождение от абстрактного к конкретному — метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта