Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Философия возрождения

  • 10. Философия Нового времени

  • 11. Немецкая классическая философия

  • Философия вступительный. 1. Понятие мировоззрения и его структура


    Скачать 129.98 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения и его структура
    Дата09.06.2021
    Размер129.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия вступительный.docx
    ТипДокументы
    #215966
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    8. Средневековая философия
    Статус и основные проблемы философии средневековья Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок: разложение рабовладельческого строя и формирование фео­дальных отношений; изменение социальной структуры общества - появляют­ся прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крес­тьянство), профессиональные солдаты; утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствую­щим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она - «служанка теологии»; признание Библии в качестве единой священной книги хрис­тианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать - означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги. В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку ре­лигиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отноше­ние к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использования христианством. Терпи­мость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, ко­торая выше всякого знания и является его венцом. Принципы средневекового философского мышления: монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, ве­чен и бесконечен; теогентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия; креагионизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего; символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;
    9. Философия возрождения

    Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г. итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это вре­мя деятели европейской культуры были убеждены в том, что они переживают «новый век», «модерный век». Социально-исторические и культурные основания Ренессанса: становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства; активизация технического изобретательства - в сфере горного дела, металлургии, огнестрельного оружия, судостроения, мо­реходства и др.; великие географические открытия (Америки -1492, морского пути в Индию -1498, кругосветное путешествие Магеллана-1519- 1521) и развитие международной торговли обеспечивают экономическую мощь стран на внешнем и внутреннем рынках; наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к городской; происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католи­ческая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство над всеми сферами жизни людей. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер, Т. Мюнцер) усилили эти тенденции и созда­ли условия для возникновения протестантизма - новой христиан­ской конфессии.
    Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

    В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

    В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

    С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

    В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

    В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

    Натурфилософы Возрождения, например, знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
    10. Философия Нового времени
    Становление классической науки и исследовательские программы Нового времени Для эпохи Нового времени (к. ХУ1-ХУН вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки. Этому способствовало: развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний; завершение создания экспериментально-математического ес­тествознания; ориентация на научное знание, которое становится автоном­ным от религиозной веры и умозрительных философских концеп­ций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности; синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспер­тизу со стороны опыта; дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно; оформление теории познания (гносеологии), которая актуа­лизировала проблему природы и механизмов познания, и форми­рование методологических программ научной деятельности; изменение задач философии: ее первоочередной целью ста­новится поиск всеобщего метода научного познания. Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объек­тивной картины. Решением этих задач и стало заниматься класси­ческое естествознание, точкой отсчета для которого могут считать­ся работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642). В эпоху Нового времени сформировались четыре исследователь­ские программы: 2 философско-методологические и 2 научные. Фгтософско-методоюгическая программа эмпиризма (Ф. Бэкон). Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человечес­ком понимании истинный образ мира... А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Орга­нон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пеще­ры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм раз­вивался в гносеологических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753) и Д. Юма (1711-1776). Философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596-1650). Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. кри­терий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существо­вании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было теле­сная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыс­лим: «Cogitoergosum» (Я мыслю - следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки - важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками - «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»). Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль (1626-1662), Б. Спиноза (1632-1677), Г.В. Лейб­ниц (1646-1716). Атомистическая программа (П. Гассенди, 1592-1655; Р. Бойль, 1627-1691). Она развивает атомистические представления об устройстве мира, опираясь на его научное исследование. Ученые отказываются от умозрительных рассуждений античных атомистов и предлагают научный способ объяснения вещей и явлений, опираясь на фак­ты науки. Так, Р. Бойль («Химик-скептик») доказывал, что химия должна быть самостоятельной наукой, поэтому отвергал алхимию, ятрохимию, ввел в химию экспериментальный метод, определил понятие химического элемента и др. Механистическая программа И. Ньютона (1642-1727). В ней природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог - великого часовщика, который ее создал, завел, а затем все предоставил естественному ходу событий. Ньютон создал первую научную физическую теорию, задача которой - изучить природу («Математические начала натуральной философии»). Он разрабо­тал методологические принципы физического познания, называе­мые им «правилами философствования», ориентирующие ученых на отыскание объективных причин, являющихся общими для всех тел природы: опыт - основной источник наших знаний; общие законы природы познаются путем индукции от част­ных эмпирических знаний к общим закономерностям (принципам); из этих принципов дедуктивным путем выводятся теорети­ческие положения, проверяемые экспериментом. На основе его работ складывается стиль научного мышления Нового времени, для которого характерны: ориентация на экспе­римент; использование преимущественно индуктивного способа получения нового знания; механицизм, т.е. сведение любого изуча­емого процесса к законам механики. Названные исследовательские программы привели в итоге к становлению классической науки и зафиксировали статус и функ­ции философского знания в естественнонаучном познании мира. В этот же период Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) разрабатывали теорию общественного договора, объясняющую причины и механизмы возникновения государства. Т. Гоббс («Ле­виафан») полагал, что: 1) естественное состояние общества - это «война всех против всех», т.к. природе человека присущи соперни­чество, недоверие и жажда славы; 2) государство, возникшее в ре­зультате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; 3) монархия - наилучшая форма прав­ления, но допустимы и другие. По версии Дж. Локка («Трактаты о государственном правлении»): 1) для естественного состояния об­щества характерны равенство людей, свобода распоряжаться сво­ей личностью и собственностью, но в нем нет механизмов разре­шения споров и гарантий свобод и прав; 2) государство - результат необходимости защищать свободу и собственность; 3) разделение властей - основной принцип конституционного правления; 4) на­род имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора. Данные идеи получили дальнейшее развитие в философии эпо­хи Просвещения.
    11. Немецкая классическая философия

    Немецкая классическая философия и ее место в историко-философской традиции Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток (основные произведе­ния выходят в 1770-1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775- 1854), Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и Л. Фейербах (1804-1872). Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала: высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания (здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки, представлены основные онтологические и гносео­логические программы классики); преддверием неклассического типа философствования, пос­кольку ряд ее положений (критицизм Канта по отношению к разу­му, диалектика Гегеля, антропологизм Фейербаха) стали основани­ем для развития новых философских стратегий. Н. К. Ф. отличает как разнообразие философских позиций (ду­ализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеа­лизм Гегеля, материализм Фейербаха), так и несомненная преемс­твенная связь между ними. Для отражения специфики и значимос­ти этой традиции особую роль играет творчество Канта и Гегеля, с именами которых связано начало и завершение немецкого транс­цендентализма. Критическая философия И, Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объек­тивной действительности, и обосновывает необходимость кри­тического исследования самого разума как источника познания. Отвечая на вопрос о возможности познания, Кант приходит к сле­дующим выводам:. • Человеческое познание, начинающееся с определенного воп­роса или предположения, всегда активно по отношению к природ­ной действительности, т. к. выявляет в ней то, что оно хочет или готово увидеть, в силу чего знание производно не столько от объ­екта, сколько от субъекта. Объективный мир, данный нам в чувственном воспри­ятии, - это мир «вещей-в-себе», т. е. существуя сам по себе, независимо от человека, он открывает нам лишь те или иные свои проявления (феномены),, в то время как его подлинная сущность (ноумен) остается для нас неизвестна. Возможность научной истины (в математике и физике) обес­печивается наличием априорных (доопытных) форм чувственнос­ти и рассудка, выступающих как всеобщие схемы или формы со­знания, которые, существуя независимо от опыта восприятия или рассуждения (до всякого опыта), организуют его в соответствии с единой матрицей, обеспечивая тем самым универсальность науч­ных истин. Априорные формы и категории образуют трансценден­тальные (от лат. «переступать», т. е. выходящие за границы эмпи­рического, опытного) основания разума и познания. Метафизические истины о душе, Вселенной и Боге находятся в компетенции не теоретического разума (для науки эти концепты избыточны в силу их недоказуемости), а практического, поскольку их решение значимо для определения смысла и целей человечес­кого существования и поведения. При этом высшим нравственным законом, согласно Канту, выступает априори заданный категори­ческий императив, предписывающий поступать человеку в соот­ветствии с моральным долгом, но не с личными эгоистическими стремлениями. Свою философию Кант назвал «новым коперниканским пово­ротом», поскольку он сместил центры познавательного интереса с объекта на субъект, провозгласил активность человеческого разума по отношению к внешней действительности и обстоятельствам, но одновременно указал и на его ограниченность. Утверждая трансцендентально-всеобщий характер оснований разума и познания, Кант, однако, оставил без внимания вопрос об их источнике. Фи­лософия Фихте, Шеллинга и Гегеля выстраивается как попытка ответа на вопрос об основании и механизмах генезиса трансцен­дентальных истин. Идеалистическая диалектика Гегеля стала наиболее грандиоз­ным проектом Н. К. Ф. и философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории. Говоря о том, что «философия должна сделать предметом мышления само мышление», он в качестве начальной точки отсчета берет Абсолют­ную идею, которая выступает как чистое бытие, наиболее абстрактно-всеобщий признак всего сущего. Идея выступает не только как «первоэлемент» мышления, но и как его цель, поскольку позна­ние (мышление) устремлено к истине, также имеющей идеальную природу. Познание всегда требует своего предмета, поэтому идея «опредмечивает», объективирует себя в действительности, являю­щейся «инобытием идеи». Соответственно, «все действительное разумно, все разумное действительно». Путь познания связан с переходом от отдельных (абстрактных) истин к более полному (конкретному) знанию. Система Гегеля вы­страивается следующим образом: 1) логика (идеи как чистые кате­гории); 2) философия природы (идея в ее инобытии); 3) философия духа (человек и история, посредством которых идея возвращается к себе из инобытия). Полагая, что в рамках его системы Абсолют­ная истина наконец-то познана, Гегель фактически замыкает раз­витие в этой финальной точке истории и философии. Основная заслуга Гегеля связана с разработкой им диалекти­ческого метода (диалектика - учение о развитии). К характеристи­кам гегелевской диалектики следует отнести: Представление о существовании объективных законов разви­тия в природе, обществе, культуре. Учение о противоречии как источнике развития и описание механизмов возникновения и разрешения противоречий (триада: тезис - антитезис - синтез). Разработка диалектической системы категорий (количество и качество, сущность и явление и т. д.). Идеалистический характер диалектики (природные и истори­ческие процессы производны от логики саморазвития Абсолютной идеи). Абсолютизация триады и финалистский характер развития. Система Гегеля фактически исчерпала возможности классичес­кой философии. Первой реакцией на нее была антропологическая философия Л. Фейербаха, усмотревшего в гегелевском Абсолюте аналог Бога и вернувшего разум «природе человека». Затем на ос­нове критики Гегеля начинают формироваться новые неклассичес­кие стратегии философствования (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, позитивизм, марксизм).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта