Философия. Экзаменационные вопросы по философии с ответами для поступающих в аспирантуру
Скачать 0.64 Mb.
|
Экзаменационные вопросы по философии с ответами для поступающих в аспирантуру 5 октября, 2009 Оглавление 1. Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 2 2. Специфика философских проблем. Философская рефлексия. Особенности языка философии. 5 3. Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии 8 4. Основные функции философии. Соотношение философии и науки, философии и обыденного знания. 9 5. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. 13 6. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм. 17 7. Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. 20 8. Категория материи. Современные представления о системной организации материи. 23 9. Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие. 25 10. Темпоральность универсума: время, вечность, мгновенность. Основные концепции времени и пространства. 27 11. Универсум как единство космоса и хаоса. Концепция детерминизма. Понятие системы. Категория закона. 30 12. Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального 33 13. Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм. 37 14. Чувственное познание, его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании. 40 15. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. 43 16. Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания. 46 17. Формы научного знания. Общие закономерности развития науки. 49 18. Особенности социального познания. Роль социальных интересов в процессе познания. Наука и нравственность. 53 19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. 56 20. Религиозные учения о сотворении человека. Современные концепции антропосоциогенеза. 59 21. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь в процессе антропосоциогенеза. 62 22. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. 64 23. Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению. 67 24. Свобода и ответственность человека в современном мире. Проблема отчуждения. 70 25. Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура. 72 26. Общество как развивающаяся система. Натуралистические, теоцентристские, антропоцентристские и социоцентристские концепции развития общества. 74 27. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества. 78 28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений. 80 29. Сознание общественное, групповое и индивидуальное, их единство и различия. Формы общественного сознания. 82 30. Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная НТР, ее влияние на развитие общества и человека. 84 31. Человек в информационно-техническом мире. Понятие коммуникации. 89 32. Человечество как субъект истории. Периодизация исторического процесса: формации, культуры, цивилизации 92 33. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории. 95 34. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса. 100 35. Кризис современной цивилизации и пути выхода из него. Учение о ноосфере. 101 36. Культура как предмет философского анализа. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 104 1. Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение – общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа М. - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Говоря о философии как о фенОмене духовной культуры необходимо упомянуть, во-первых, об уникальном культурно-историческом значении философии, во-вторых, о месте философии в структуре духовной культуры. Многие исследователи выделяют следующие феномены духовной культуры: миф, религия, наука, искусство, идеология, обыденное сознание. Однако существует мнение, что и философия является независимым от других феноменом духовной культуры. Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже сама этимология данного понятия раскрывает специфику философского постижения бытия – это всегда некий незавершенный мыслительный процесс, процесс стремления к истине, которая в абсолютном смысле недостижима. Это связано с интегративной сущностью философии, которая стремится интерпретировать мир как нечто целостное. Сократ: «Философия – это искусство умирания этого мира». Платон, трактат «Государство»: «Философия – деятельность сознания после выхода из «пещеры» в светлый мир». В Новое время делалась попытка сблизить философию с наукой, представить ее как всеобщую универсальную науку (Р. Декарт, И. Кант, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс). Таким образом, философия – универсальная наука о законах развития природы, общества и мышления. Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф. Для первобытного сознания характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее. Миф как форма сознания господствует в традиционном обществе, в котором основным механизмом воспроизводства и функционирования общественной жизни выступает традиция. Для мифа характерны следующие черты: - миф – коллективное сознание (индивидуальность человека в культуре мифа равна нулю, человек не проявляется как личность, он есть часть целого, часть природы); - для древней мифологии характерно представление связи человека с миром как родоплеменные отношения; - для мифического сознания характерен магизм (вера в способность воздействовать на силы природы посредством обрядовых действий, заклинаний и прочих элементов магического ритуала); - наличие представлений о культурном герое (Прометей, Геракл); - мифическое сознание – поляризованное, т.е. вся система мифического сознания дана в бинарных оппозициях (добро-зло, подвиг-предательство, земное-небесное). Классификация мифов следующая: универсальные (происхождение человека, богов, мира), священные (происхождение существующих обрядов, ритуалов, традиций), бытовые. Для мифического сознания характерно отсутствие мировоззренческих проблем. Мифологические представления могли быть только образами. В дальнейшем последовала трансформация культуры мифа в эпос, народный фольклор, а мифология как мировоззрение передает эстафету одновременно и религии, и философии. Религия (от religio – святость, благость) – особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный. Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные отличия. Раскол мира на мир телесный и потусторонний – главное отличие религии от мифа. Основные черты религиозного сознания: - вера в сверхчувственную реальность, в трансцендентность потустороннего мира; - символизм. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с Абсолютным мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. Все это завершается оформлением религиозной культуры индивида и общества, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения. Становление религии составляет значительный период развития человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вере в существование одного Бога). Богу приписывалось творение мира и человека, а стало быть, неограниченная власть над ними. Религия, своеобразно отразив и выразив естественное неравенство людей, закрепила господство человека над человеком. Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека, упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов, то религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность и произвол, жестокость и вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему. Историческую точку отсчета начала философии вряд ли можно определить точно. Примерно в 8-6 вв. до н.э. традиционное общество трансформируется, возникает философия в трех культурах – античная, китайская, индийская. Философия – первая форма индивидуального сознания и индивидуального мировоззрения человека. Таким образом, зарождение философии представляет собой своеобразный социокультурный взрыв, отражающий кардинальные изменения, происходящие в сознании и мышлении человека, во всей культуре. Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах структурных характеристик. Философия представляет собой более развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Если религия провозглашает свои мировоззренческие представления как свыше данные истины, то философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ сущего, стремится обосновать, доказать свои утверждения. Философия, как и религия, выступает правопреемницей мифологии. Но в отличие от религии философия ориентирована на познание природы общества и человека в их развитии и взаимосвязи. Философское мировоззрение по содержанию и системе своего обеспечения богаче религиозного мировоззрения, ибо в отличие от религиозного мировоззрения философия ориентирует на выход общества, человека за свои пределы, на преодоление сущего во имя должного. Философия – мировоззрение, которое созидается при помощи разума, т.е. рационально, используя логические понятия и категории. Философское знание как мировоззрение отличается от научного знания. В философском мировоззрении слиты ценности и информация о мире и о человеке. Философское знание ориентирует человека на познание и самопознание через преодоление сомнения и освобождение от догм. Философское знание демонстрирует принципиальную незавершенность знания, так как мир, общество, человек представляют собой открытые саморазвивающиеся системы. Философское знание – это не только «эпоха, схваченная в мысли», но и прогноз будущих проблемных ситуаций в отношениях человека и мира; предпосылка новой парадигмы общественного развития. Эта далеко не полная характеристика философского знания свидетельствует о его отличии от научного знания, а также о возможности философии выступать в качестве специфического способа самоопределения человека в мире. Наука – это определенный вид познавательной деятельности, направленный на получение системных, доказательных и объективных знаний о мире. У философии и науки разные предметные сферы. Философия и наука осваивают мир при помощи различных языков. Язык науки – понятия и термины, язык философии – категории. Философия ориентируется на субъективно-объективный подход к реальности. В системе философского мировоззрения в качестве субъекта выступает индивид, а в качестве объекта – мир. В рамках субъектно-объектного отношения рождается не гипертрофированный образ мифологии, не образ религиозного поклонения, а образ познания, несущего в себе идею освоения мира. Философия как мировоззрение нацеливает человека на полноту жизни, в которой нет места бездумному покорению природы, борьбе за господство. Человек не должен быть только homo faber (человек производящий). В этом качестве он теряет смысл своего существования и цель жизни. Идеология – форма общественного сознания, возникающая в связи с политической стороной жизни общества, ее содержание составляют совокупность идей, идеалов, мифов, лозунгов, представлений, формируемых властными силами с целью контроля над общественным сознанием. В основе обыденного сознания лежит здравый смысл. В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения: Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса (досократовская философия); Теоцентризм (Теос - Бог), Эпоха религии (средние века); Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм). |