Главная страница
Навигация по странице:

  • Процессуальность универсума

  • Категория «конечное»

  • Категория «бесконечное»

  • Категория «случайность»

  • Пространство и время как философские категории

  • Основными формами бытия являются

  • Философия. Экзаменационные вопросы по философии с ответами для поступающих в аспирантуру


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии с ответами для поступающих в аспирантуру
    АнкорФилософия.docx
    Дата11.01.2018
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #13881
    страница6 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    7. Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.



    Онтология (в переводе с греческого – учение о бытии). Фундаментальные вопросы онтологии:

    - что значит существовать;

    - что по истине существует;

    - как соотносится бытие и существование;

    - как соотносится бытие и небытие;

    - вопросы, связанные с категориями пространства и времени, закономерности, материи, памяти связи.

    Важнейшим вопросом онтологии был и остается вопрос о качественных или количественных характеристиках бытия. Вопрос по качеству: является ли бытие материальным, идеальным или каким-то еще. Вопрос по количеству: может ли в основе всего существующего содержаться одно бытийное начало, два бытийных начала, или множество несводимых друг к другу бытийных начал. В связи с этим выделяют монизм (одно бытийное начало), дуализм (два бытийных начала), плюрализм (множество бытийных начал).

    Перейдем к основным категориям онтологии:

    Бытие.

    Древняя философская традиция, идущая из античности, различает бытие и существование. Если в греческой философии «существовать» значило просто иметься в наличии, «присутствовать», то бытие существующего всегда отвечало на вопрос «как?» данного существования, иными словами, бытие есть подлинное качество существующего.

    Проникнуть в бытие какого-либо существования, значит, проникнуть в суть, механизм данного существования, показать, каким образом это нечто существует само по себе.

    Однако философию волнуют вопросы, связанные не только с бытием некоторого конкретного сущего. Философия ставит также вопрос о бытии существования как такового. Именно здесь перед философией возникает вопрос: «Что значит существовать?» или «Как это существовать?».

    Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие – небытию.

    Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

    В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

    В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein – Вот-Бытие (Хайдеггер) – именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека - «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык – дом бытия».

    Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

    Универсум (от латинского «summarerum» - все имеющееся, все существующее) – субъект существования. Это понятие по своему содержанию близко или тождественно содержанию понятия «мир». Правда, многие авторы утверждают, что существует множество миров. В таком случае универсум есть совокупность всех (разнообразных) миров. Так, например, античные атомисты говорили об универсуме как множестве возникающих, пребывающих и разрушающихся миров. Г. В. Лейбниц рассматривал универсум как множество всех возможных миров. Из этого множества реальным является только наш («наилучший из возможных миров») мир, а остальные - только возможны (поскольку их можно логически непротиворечиво помыслить). В некоторых отношениях понятие универсума сближается с понятием Абсолюта (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный), обозначающим основу мира, полноту бытия, творческое первоначало мира, слитность субъекта и объекта.

    Существовать, значит, в самом общем виде взаимодействовать с чем-то иным, оказывать влияние на что-то другое. Понятие универсума близко по содержанию также содержанию понятий «природа» (в широчайшем смысле этого слова) и «Вселенная» (применяемого чаще всего в естествознании). Как правило, универсуму приписывается единство, целостность.

    Если оперировать характеристиками «конечное» и «бесконечное», то можно ввести в рассмотрение три уровня бытия универсума. Первый из них - это уровень бытия конечного как такового. Второй уровень бытия универсума – это уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным. Наконец, третий уровень – это уровень бытия бесконечного как такового. Эти уровни характеризуются качественно различающимися процессуальностью, темпоральностью и особенностями детерминации. Универсум представляет собой также единство космоса (порядка, организации, закономерности, соразмерности, гармонии) и хаоса (беспорядка, дезорганизации, отсутствия законов, дисгармонии).
    Материя

    Материя – это объективно (т.е. независимо от нашего сознания) существующая реальность, оказывающая воздействие или могущая оказывать воздействие на наши органы чувств. Иногда в литературе материя отождествляется с физической реальностью, которая, в свою очередь, подразделяется на три уровня (мира) со своими специфическими фундаментальными законами: микромир, макромир, мегамир.

    Процессуальность универсума

    Универсум состоит из материи и идеального. Идеальное состоит из конкретно идеального (воспоминания, объекты, существующие в некотором субъективном сознании) и абстрактно идеального (математические соотношения, сфера чисел).

    Процессуальность универсума – все многообразие различных процессов, движений, изменений, превращений, свойственных как универсуму в целом, так и различным его уровням и фрагментам.

    Категория «конечное»

    Конечное – философская рассудочная абстракция, которая репрезентирует (представляет) теоретический объект, являющийся простым бесструктурным элементом. Главный атрибут конечности – бесструктурность.

    Категория «бесконечное»

    Бесконечное – философская рассудочная абстракция, которая представляет теоретический объект, имеющий предельные количественные или качественные характеристики. Существует несколько типов бесконечности:

    - «плохая» («дурная» по Гегелю) бесконечность – чисто количественная бесконечность, сводящаяся к непрестанному повторению одного и того же (конвейер);

    - потенциальная бесконечность – количественно-качественная бесконечность, представляющая собой незавершаемый процесс взаимопереходов, взаимных превращений друг в друга, разнокачественных систем и процессов;

    - актуальная бесконечность (бесконечность как «ставшее»);

    - абсолютная бесконечность (бесконечное во всех отношениях или абсолютное отрицание конечного).

    Категория «случайность»

    Концепция субъективных случайностей. С помощью данной концепции человек характеризует те события и процессы, причин которых он не знает, но надеется узнать. Случайность как внешний фактор.

    Если мы изучаем некую изолированную систему, то возможны события, вызванные внешними по отношению к ней причинами, такие события называют случайными. Случайность как пересечение независимых причинно-следственных рядов. Объективная случайность (концепция) – это событие, произошедшее беспричинно.

    Пространство и время как философские категории

    Пространство – обычно протяженность, время – длительность. Пространство и время обладают своими свойствами. Пространство обладает трехмерностью (положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин), оно симметрично, т.е. нет необратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привилегированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо), протяженность пространства (сущность пространства, характеризует способность вещей существовать одно возле другого).

    Время – длительность (сущность времени, способность явлений существовать одно после другого), оно асимметрично (т.е. не обратимо, невозможность возврата в прошлое), однородность (равноправие всех моментов времени). Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т. е. время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее.

    Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал, что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон.

    Основными формами бытия являются:

    - материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

    - идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

    - человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

    - социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

    Среди бытия также выделяются:

    - ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

    - феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

    Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

    Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

    В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции: монизм, дуализм, плюрализм.

    В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

    Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

    Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

    На основе мировоззрения, философских взглядов человека – формируется картина мира. Картина мира – целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае – постоянно формируется динамичная картина мира.

    Уже древние греки формировали свои представления о Бытии и об объединяющем начале мироздания. Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат — это то, «из чего все сделано». Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:

    - воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные светила, а затем. во время дождя вода опять переходит в землю.

    - воздух: Анаксимен, выбирая эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.

    - апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;

    - огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Все предметы и явления природы рождаются из огня и. исчезая, вновь обращаются в огонь.

    Существует две категории монизма:

    - материалистический монизм (в качестве субстанции бытия выступает материя);

    - идеалистический монизм (в качестве субстанции бытия выступает нечто нематериальное, приверженец идеалистического монизма – Г. В. Ф. Гегель и многие другие. Гегель считал, что сущность бытия заключена в «абсолютной идее»).

    Как видим, большая часть воззрений соответствует натуралистическому пониманию основы Бытия.

    На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia – сущность, то, что лежит в основе), что означает не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. Так, например, Гераклит, рассматривающий Вселенную как состоящую из огня в его превращениях (субстрат), в то же время говорил, что все эти превращения подчиняются судьбе, то есть необходимости, всеобщему закону – Логосу (греч. – слово, разум, закон, судьба, учение….). По Гераклиту Логос и является сущностью Бытия, то есть его субстанцией. Это логическая структура Космоса, Мира, данная живому созерцанию.

    Субста́нция (лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

    Вопрос о субстанции наиболее важен для монистических учений (направлений), среди которых в истории философии особенно выделяются два: идеалистический монизм (объективный идеализм – субстанция – Абсолютный Дух; субъективный идеализм – субстанция – субъективный Дух), материалистический монизм. В случае, если под субстанцией понимается Воля (А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление), то такое направление называется волюнтаризм; и пр.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта