ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Эссе философия. Религия есть опиум народа
Скачать 48.5 Kb.
|
Существованию людей во все времена присуще множество переживаний и страха. Поиск решения проблемы духовных страданий приводит человека к религии, где он сможет найти утешение и пойти по верному, как ему кажется, пути. Исторически сложилось, что первым типом мировоззрения стало мифологическое мировоззрение, однако оно не давало исчерпывающих ответов на вопросы различия между естественным и сверхъестественным, наделяя себя лишь духовным компонентом. В религиозном мировоззрении бытие и сознание не существуют друг без друга, они связывают между собой понятие вечного и нескончаемого существа – Бога. В современном мире вопрос о том, верить или нет, это вопрос личного выбора каждого человека, однако существуют государства и страны, где религия занимает место в государственной идеологии. Многие люди утверждают, что любая религия «не совершенна», так как она имеет как сильные, так и слабые стороны своего существования. Для кого-то это главный ценностный ориентир в жизни, решающий проблему неопределенности и нравственного выбора, однако немало и тех, кто считает, что вера в Бога «ослепляет» людей и делает их безвольными рабами. Так, Карл Маркс, в своей работе «К критике гегелевской философии права» употребил выражение, вызвавшее негодование у многих верующих людей: «Религия есть опиум народа». Полемика между атеистами и верующими уже давно не нова в современном обществе, поэтому понимание мира и действительности происходящего никогда не будет конкретным и устойчивым. К положительным сторонам религиозного мировоззрения можно отнести несколько главных факторов. Религия дает возможность верующим людям преодолевать отрицательные эмоции и дает утешение. Многие люди в своей жизни сталкиваются с различными проблемами, которые причиняют горе и страдания. Все эти безутешные ситуации, выход из которых кажется невозможным или затруднительным, делают человека несчастным и по-своему отделенным от всего внешнего мира. Вера во Всевышнего помогает человеку избавляться от негативных эмоций, дает утешение и возможность уповать на светлое и безмятежное будущее. Религия дает ответ на главный философский вопрос: «Зачем я живу?» Коммуникация между людьми со схожим для них мировоззрением. Общение является необходимой составляющей жизни каждого человека, его нехватка заставляет страдать людей и делает их одинокими. Верующие собираются в церкви, мечети, общинах и т.д. Там они обсуждают «слово божье», общаются на личные темы и обращаются за помощью к Создателю или служителю церкви. Религия воспитывает в людях моральные принципы, в которые входят такие категории как доброта, любовь, совесть и т.д. К верующим людям можно относиться по-разному, однако, отношение этих людей к окружающему миру и обществу показывает, что приоритетной функцией их существования являются любовь, сострадание и забота не только о близких, но и незнакомых людях. Мать Тереза однажды сказала о своем служении: «Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его». Ее главной работой жизни было создание школ, приютов, больных для малоимущих и больных людей. Она со всем трепетом и заботой ухаживала за ними до самой смерти. После упокоения ее причислили к «лику святых». Таких благородных примеров от верующих людей немало, и сказать, что их дело является каким-то безрассудным, попросту не поворачивается язык. Вера в загробную жизнь и надежда на счастливое будущее. Согласно трактовкам различных религий праведники будут жить в раю, находиться в нирване или пройдут путь реинкарнации. Наряду с положительными сторонами религиозного мировоззрения существует и множество теорий и практических доказательств о том, как вера отрицательно влияет на сознание человека и сужает его взгляды на современный мир. По словам великого философа А. Шопенгауэра: «Вера — это то, что лежит на одной чаше весов, при том, что на второй всегда лежит разум». Другими словами, несмотря на религиозность человека, ему необходимо рационально подходить к решению его насущных проблем, не надеясь только на помощь свыше. Отрицательные черты религиозного мировоззрения выражаются следующими факторами. Отчуждение религиозных людей от иных конфессий. Некоторые религии побуждали людей к вражде по религиозному признаку. Ярким примером являются крестовые походы, представляющие из себя серию религиозных военных натисков XI—XV веков из Западной Европы против мусульман и многих других. Можно сказать, что чем сильнее пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем чаще происходят разногласия между верующими разных конфессий. Религия как способ прикрытия своих корыстных побуждений. Преступные группировки и их лидеры организовывают сбор денежных средств, после чего используют их в своих, далеко не праведных, целях. В Казани, во время всемирной пандемии, компания, маскирующаяся под официальные ресурсы церкви, собирала пожертвования на блага местного храма. Понижение уровня социальной активности верующих людей. Они зачастую не признают нерелигиозную деятельность, которая направлена, например, на служение другим людям или обществу в целом. Отсюда, общественно-полезный труд, политическая деятельность и научно-культурная деятельность остаются без внимания религиозных людей. Люди с религиозным мировоззрением покорны, и могут использоваться лидерами как марионетки. Ослепленные религиозными убеждениями, верующие люди способны вести себя ведомо, не осознавая, что в действительности их личное восприятие морального долга навязано другими личностями, ораторские способности которых ассоциируются у религиозных людей с единственно верной истиной. Один из основных вопросов, касательно которого на протяжении долгих лет ведутся дискуссии между верующими и атеистами, является вопрос о воспитании детей. Институту семьи в данном вопросе определяется ведущая роль, так как большую часть жизни дети проводят в семейном кругу. Так, православные люди убеждены в том, что Священное Писание «полезно для обучения, для исправления, для наставления» (2 Тимофею 3:16). Однако, дети, рожденные в религиозной семье, по сути, лишены права выбора своего собственного жизненного пути, хоть и методы воспитания верующих трудно назвать несоответствующими. В любом случае, ребенок начинает осознавать религиозные понятия с момента наступления пубертатного периода (в промежутке от 14 до 17 лет). До этого момента он просто слушает и повторяет все за своими родителями, не осознавая своих действий и не имея сложившейся и устойчивой идеи восприятия мира. Отрицательные эмоции, полученные на данном этапе его жизни, которые будут ассоциироваться у него с навязыванием поведенческого мировосприятия, могут вызвать отторжение, а в некоторых случаях и ненависть к своей семье. Подводя итоги своего эссе, можно сказать, что в сути любой религии можно найти как отрицательные, так и положительные стороны. При решении вопроса смысла жизни человеческое сознание в любом случае оказывается перед необходимостью выбора одной из двух возможных альтернатив, а именно – религия или атеизм. Принятие или отрицание религиозного мировоззрения – это субъективное решение каждого человека, который желает определить свой жизненный путь и разумно оправдать его. |