Тема Философия происхождение, предмет и функции Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское
Скачать 406.5 Kb.
|
1 2 Тема 1.1. Философия: происхождение, предмет и функции 1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: — философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; — философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение; — философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение может быть: — идеалистическим; — материалистическим. Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи). Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества. Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей. Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической. Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий. Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку. Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу. Идеал — это мечта: — о совершенном обществе, в котором все честно; — гармонически развитой личности; — разумных межличностных отношениях; — нравственном; — прекрасном; — реализации своих возможностей на благо человечества. Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Убеждения составляют: — духовное ядро личности; — основу мировоззрения. Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения. Компоненты мировоззрения: a) Познавательный (цельные знания). b) Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека). c) Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям). d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях). Мировоззрение функционирует на двух уровнях: I. Мироощущение(инстинкты НЕ входят) II. Миропонимание Исторические типы мировоззрения: Мифологическое возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек. Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический. Мифологический мир включает два аспекта: Де хронический (рассказ о прошлом). Синхронический (объяснение настоящего и будущего). Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией. Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог). Особенности религиозного мировоззрения: Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру). Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира ( понимания с позиции знания). Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”. У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу) Онтология – наука о бытии. Два основных подхода к решению проблем онтологии: 1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи. 2. Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир. 2. Предмет философии. Сущность и специфика философского знания. Основные проблемы философского знания. Основные понятия философии. Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия включает в себя: — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); — теорию познания; — проблемы теории познания и творчества; — этику; — эстетику; — теорию культуры; — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Предмет философии как науки в процессе ее исторического формирования и развития уточнялся и конкретизировался. дифференциация и интеграция философского знания, современное развитие философской проблематики не изменяет предмета философии, а лишь уточняет, конкретизирует его понимание. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Функции философии: — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира); — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); — аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению). сновная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Основные понятия: Автотрофность – в философии русского космизма – способность живых организмов поддерживать свое существование без поедания других организмов – путем преобразования мертвого вещества в живое; способность ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения Антропология - раздел философии, посвященный изучению человека Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. теоцентризм) Апория - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик Априорный - не зависящий от чувственного опыта Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины) Атараксия - душевная невозмутимость в учении античных скептиков Атеизм - отрицание существования Бога Атман - индивидуальная душа в индийской философии Богочеловечество – в русской религиозной философии – идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества Брахман - душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало Верификация - эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности Виртуальное - возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля Всеединство – философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее Гилозоизм - философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания Дао - естественный путь вещей в древнекитайской философии Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая (ср. индукция) Деизм - представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм) Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. материальное) Идеальный Абсолют - бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.) Изостения - равносилие противоположных суждений в учении античных скептиков Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило (ср. дедукция) Интуиция - способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований Иррационализм - философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами Историософия – философское осмысление истории Карма - в индийской философии - судьба любого живого существа, предначертание, обусловленное всей совокупностью предыдущих жизней Концептуализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм) Космос – в переводе с греческого – общий порядок мироздания – Вселенная, понимаемая как нечто гармоничное, прекрасное, упорядоченное Космополитизм – идея, отрицающая национальные и государственные границы во имя единства человеческого рода, рассматривающая человека как “гражданина Вселенной” Либидо – в учении З.Фрейда – бессознательное сексуальное влечение Логика – наука о формах и законах правильного мышления Логос – в учении Гераклита, стоиков и христиан – Мировой Закон, божественный принцип, управляющий миром Майевтика - философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм) Материальное - воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. идеальное) Материя - совокупность всего физического, чувственного (материального) Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего) Методология - философское учение о методах познания и деятельности, а также - сама совокупность этих методов Мистика - направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них, а также – шире – направление в духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним Монотеизм - единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог Натурализм - философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также - стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами Нирвана - в индийской философии - прекращение земных рождений, воссоединение с Брахманом Номинализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен) Ноосфера – в философии русского космизма – принципиально новая стадия мировой эволюции, когда решающей силой дальнейшего развития становится человеческий разум, целенаправленно преобразующий и совершенствующий Вселенную Ноумен - в философии Канта - “вещь в себе”, то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо Объект - внешний по отношению к человеку мир (ср. субъект) Объективное - существующее само по себе, то есть - вне человека и независимо от него (ср. субъективное) Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия Отчуждение – в учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса – процесс отделения какого-либо творения или продукта от его творца, при котором творение становится независящим от своего создателя и враждебным ему Пантеизм - представление о Боге, по которому он тождественен мирозданию Патристика - философская деятельность “отцов” церкви - основоположников христианского миропонимания Позитивизм - философское направление второй половины XIX-XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических вопросов и стать методологией науки Политеизм - многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов (язычество) Психоанализ – учение З.Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии Психология – наука, изучающая многообразный мир человеческой психики Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания Реализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами Релятивизм - философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно Сансара - в индийской философии - колесо перерождений индивидуальной души Секуляризация - идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум Силлогизм - дедуктивное умозаключение Скептицизм - философское сомнение в достоверности каких-либо положений Соборность – в философии славянофилов – принцип сочетания личного и общего, добровольного союза людей для совместной деятельности Солипсизм - философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное - своими ощущениями Софизм – внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов Социализм - учение и общественно-политическое движение, выступающее за построение общества без частной собственности, основанного на принципах справедливости и солидарности людей Софиология – в русской религиозной философии – учение о Божественной Премудрости – главном принципе, по которому устроено мироздание Сублимация – в учении З.Фрейда – преобразование сексуальной энергии в различные несексуальные виды деятельности Субъект - человек, познающий внешний по отношению к нему мир (ср. объект) Субъективизм - философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия Субъективное - существующее в духовном, внутреннем мире человека и зависящее от него (ср. объективное) Схоластика - средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов Тавтология - высказывание, в котором две части одновременно следуют друг из друга (подразумевают друг друга) Теизм - религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует Теодицея - богооправдание - религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла Теоцентризм - религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания (ср. антропоцентризм) Универсалии - в средневековой философии - общие понятия Утилитаризм - идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу (см. позитивизм и прагматизм) Утопия - социально-философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект) Фатализм - идея о предопределенности всего существующего, в том числе - любой человеческой жизни (ср. волюнтаризм) Феномен - явление - то, что воспринимает познающий мир человек в своем чувственном опыте Эвдемонизм - идея о том, что главной задачей философии должен быть поиск индивидуального человеческого счастья Эволюция – процесс изменения, развития Эвристика - философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину Экзистенциализм - направление в философии ХХ в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование Экзистенция - индивидуальное существование Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт 1 2 |