Тема Философия происхождение, предмет и функции Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское
Скачать 406.5 Kb.
|
1 2 3. Методы и структура философского знания. Функции философии Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: 1)мировоззренческую 2)методологическую 3)мыслительно-теоретическую 4)гносеологическую 5)критическую 6)аксиологическую 7)социальную 8)воспитательно-гуманитарную 9)прогностическую функции философии. философия знание мировоззренческий аксиологический Содержание функций философии Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Общее понятие и содержание методов философии МЕТОД (от греч. methodos -- путь, способ исследования, обучения, изложения) -- совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Методы философии - это пути средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. Основные методы философии. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей; Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной не онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе). Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика был распространена для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Методы философии, являющиеся одновременно и философскими направлениями. Материалистический метод, при котором действительность воспринимается как реально существующая, материя - первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской). Идеалистический метод, суть которого - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии). Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего этого не было в опыте и чувственных ощущениях».) Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума). В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложняется: внутри философского знания начинают постепенно складываться различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от материнского лона, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины. В результате образовались разделы философского знания, кратко перечислим лишь некоторые из них: - онтологиястала исследовать принципы бытия, определяющие мироустройство; - гносеология- теория познания, исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания; - антропология - учение о человеке; - этика исследует мораль и нравственность, - эстетика исследует эстетические и художественные формы освоения и преобразования мира, - аксиология– учение о ценностях; - логика– учение о формах мышления; - социальная философия изучает общество, его структуру, законы и формы его исторического развития. 4. Взаимоотношение философии и науки Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования. В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична. Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует. И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии. Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира. Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция. Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют. Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания[6]. Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции. Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др. Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы "достраивает" науку до человека[7]. Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания. Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР. Основные понятия и термины Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира Аксиология — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Антропология - раздел философии, посвященный изучению человека Бытие – это предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие — это все, что существует. Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Всеобщее - то, что не только в силу случайности, но и в силу необходимости или закономерности является для множества общим. Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств Закон – естественная закономерность; взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм) Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д. Логика – наука о формах и законах правильного мышления Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм) Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего) Метод — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Методология - философское учение о методах познания и деятельности, а также - сама совокупность этих методов Мифология – совокупность мифов, т. е. созданных народной фантазией сказаний, в к-рых в олицетворенной наглядно-образной бсссознательно-художеств. форме отражаются явления природы и обществ, жизни Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей. Монизм — тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; признание в рамках этого принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия. Натурфилософия — философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, — в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований Наука – одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании Объективный мир – мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия Принцип – Идеальное начало, с помощью которого мыслитель охватывает воедино определенную совокупность фактов, фрагментарных знаний или отдельных идей. Иногда термину "принцип" придается значение источника чего-нибудь, напр., в высказываниях "принцип жизни", "Бог — высший принцип бытия и познания", "Бог — принцип всякой истины" и пр. Теория(от греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Философия(греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) "этажах" абстрагирования. Философский плюрализм – философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. Эстетика (др.-греч.-чувственно воспринимаемый) – учение о прекрасном в действительности и в сознании человека, о нормах, законах и канонах эстетического постижения человека и мира. Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Вопросы для самопроверки 1. Что такое «философия» и как проходил процесс становления философского знания? Философия(греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: — философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; — философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение; — философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. За 2,5 тысяч лет философия прошла большое количество этапов своего развития. Однако современная наука рассматривает всего четыре крупнейших этапа: 1) античная философия -- VI в. до н.э.--III н.э.; 2) средневековая философия -- IV-XIV вв.; 3) нововременная философия -- XV--XIX вв.; 4) новейшая (современная) философия -- XX в. В каждую из четырех выделенных эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную преемственность с предыдущей философией, но и довольно резко отличающаяся от нее. Особенность античной философии в том, что первой задачей философского мышления стала уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т.е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Особенности стиля философского мышления средневековья заключаются в следующем: 1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром. 2. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму. 3. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм). 4. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». 5. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям. 6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету. 7. Философия средневековья - комментаторская философия. В форме комментария написана значительная часть средневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание. 8. Как особенность следует отметить экзегетический характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. 9. Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии». 10. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии. Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична. В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание. 1. Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса). 2. Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы). 3. Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс). 4. Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией. 5. Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше. Новейшую и современную философию XIX-XX вв. иногда называют также неклассической философией и объединяют в один период, иногда же условно разделяют на философию XIX в. и философию XX в. Историю современной философии обычно начинают с критики мощных систем немецкого идеализма, и прежде всего - спекулятивной системы Гегеля как вершины всей предшествующей классической философии. Философия Просвещения и немецкий идеализм определяются теперь как философия абстрактного разума, как “спекуляция” и “метафизика”. Отныне понятие разума уступает своё центральное место другим принципам. Разум теряет свою автономию, единство, чистоту и суверенность и ставится в зависимость от иных начал. Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от рациональной метафизики, от понятия философии как высшей науки. В XIX в. начинается развитие трёх ведущих направлений современной философии: 1) позитивизма, сводящего философию к анализу или синтезу конкретно-научного знания, т. е. отводящего ей роль “служанки науки” (О. Конт); 2) марксизма, ставящего философию на службу революционному преобразованию мира и построению коммунистического общества (К. Маркс); 3) иррационализма как “метафизики воли” и “философии жизни”, (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Рационализм и классические направления сохраняются, принимая модернизированную форму, но уже не господствуют (неокантианство, неогегельянство, неотомизм). На рубеже XIX-XX вв. возникают ведущие течения философии XX в. - феноменология (Э. Гуссерль) и аналитическая философия (Г. Фреге, Б. Рассел). 2. С постановки каких проблем начинается философское знание? Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Кто мы? Откуда мы? Куда идем? 3. Каковы основные типы философии? 4. Что является предметом философских исследований? Что же является предметом философии? Если мы внимательно посмотрим на те вопросы, которые исследует философия, то становится ясно, что они относятся к области отношений человека и мира. Внимание может быть акцентировано на ценностном, или на познавательном отношении человека к миру, но всегда мы имеем отношение Человек-Мир. Это отношение и является предметом философского исследования. В разных философских системах этот предмет может быть представлен различными понятиями и категориями: субъект - объект, бытие - сознание, мышление - бытие, «Я» - «не-Я» и т.д. В иных философских системах этот предмет исследования может быть не выражен явно, но, тем не менее, он всегда присутствует. Предметом философии является то общее, что присуще миру в целом (природе, обществу, человеку). Это - законы возникновения, развития и существования всего сущего (бытия в целом). 5. Что входит в структуру философии? В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложняется: внутри философского знания начинают постепенно складываться различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от материнского лона, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины. В результате образовались разделы философского знания, кратко перечислим лишь некоторые из них: - онтологиястала исследовать принципы бытия, определяющие мироустройство; - гносеология- теория познания, исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания; - антропология - учение о человеке; - этика исследует мораль и нравственность, - эстетика исследует эстетические и художественные формы освоения и преобразования мира, - аксиология– учение о ценностях; - логика– учение о формах мышления; - социальная философия изучает общество, его структуру, законы и формы его исторического развития. 6. Какова проблематика онтологии? Слово «онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и «logos» (слово) и означает учение о бытии, о сущем. Сам термин был зафиксирован ранее всего в 1613 г. в одном из первых философских словарей немецкого философа Рудольфа Гоклениуса. В своем основном современном значении термин утвердился после второй половины 19 в. – раздел философского знания, посвященный вопросам бытия. Но сама проблематика бытия и даже область философии, которая ей занималась, возникли гораздо раньше. Понятие Бытия ввел в философию Парменид (6-5 вв. до н. э.) – основатель элейской школы. Парменид учил, что есть только бытие. Оно неподвижно, неизменно, вечно, не имеет частей и подобно сфере, а значит совершенно. Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). Разные трактовки бытия: 1. все, что вне сознания; 2. и вне, и сознание; 3. человеческое бытие. Вопросы онтологии: Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое небытие и что значит – не существовать? Как можно существовать? Все ли существующее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло? Возможно ли вечное существование? Обладает ли мир в своем существовании единством? Если да, что является основой этого единства? Мир в своем существе неизменный, или он постоянно развивается? Развивается произвольно или по определенным законам? т.д. Природа онтологических вопросов такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Они ставят проблемы. Какие основные из них? Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, может, его и вовсе нет? Проблема сознания. Как оно возникает? Присуще ли оно только человеку? Если да, как оно возникло впервые у человеческого рода? Или сознанием наделены и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Где существует сознание? Существует ли особая духовная реальность, и если да, как она соотносится с реальностью материальной, телесной? Это основной вопрос философии – что первично – дух или материя? Проблема единства мира. Мир разнообразен. В античности – мир состоит из одного и того же – субстрате, позже стали говорить о субстанции. Субстанция – с латинского «сущность, суть». Впервые использовал Аристотель, который выделял сущность вещи. Переход от субстрата к субстанции в работах Гераклита: огонь – и субстрат, первоначало – «вечно живой огонь», и как субстанция – его внутренняя структура – Логос – разумная необходимость, управляющая миром. То, что мы видим – чувственно-конкретный пласт бытия – это не вечная сущность, но и не призрак, это «игра огня с самим собой», только в этом смысле многое есть одно. Проблема Бога. Как соотносится Бог и мир, природа? Бог присутствует в природе или же он вне ее (это называется трансцендентен)? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Творение Богом мира – это разовый акт или это непрерывный процесс? А само творение – это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, которая не нуждается в добавочном Божественном вмешательстве? Есть особая этико-онтологическая проблема – вопрос о наличие онтологических корней зла и об ответственности Творца за зло. Если мир сотворен Богом, провидел ли он это зло, и если да, то можно ли его считать благим, добрым? Ответы на данные вопросы – т.н. «теодицеи» («богооправдания») – это в западной философии Средневековья, например, и позже. 7. Каков круг вопросов гносеологии? Гносеология – это наука о познании, она занимается изучением способов получения информации человеком, изучает путь от незнания к просвещенности, а также истоки чистого знания Термин «гносеология» образуется от двух греческих слов: «гносео» - «знаю» и «логос» - «слово». Основная задача гносеологии – выявить общие и необходимые свойства и закономерности познавательной деятельности, составить целостное представление о нем. Для этого гносеологии необходимо исследовать разнообразные типы познания, начиная обыденным, повседневным и доходя до сложнейших форм мистического и научного познания. Круг проблем гносеологии Богатая история гносеологии и разнообразие философских школ ставят перед ней много вопросов, на которые требуется дать ответ. К основным проблемам гносеологии относят следующие: Причины познания – предполагает уточнение предпосылок к поиску объяснений происходящих событий. Принято считать, что предпосылками является потребность предугадать грядущие события при высокой сложность системы, без чего будет постоянно запаздывать ответ на новые вопросы. Условия получения знаний – включают три компонента: природу, человека и форму отображения реальности при узнавании. Поиск источника знания – гносеологией данный вопрос изучается через несколько задач, которыми должно обеспечиваться представление о начальном носителе информации, то есть об объекте познания. 8. Охарактеризуйте основные функции философии? Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: 1)мировоззренческую 2)методологическую 3)мыслительно-теоретическую 4)гносеологическую 5)критическую 6)аксиологическую 7)социальную 8)воспитательно-гуманитарную 9)прогностическую функции философии. философия знание мировоззренческий аксиологический Содержание функций философии Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 9. Что входит в структуру мировоззрения? Структура мировоззрения состоит из: 1) мироощущение - сенсорная и эмоциональная сторона, где представления об окружающей действительности формируются, как на основе образов, полученных при помощи пяти чувств, так и тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация; 2) мировосприятие - категориально-классификационная сторона, здесь происходит фиксация и распределение информации о действительности на основе определённых классов категорий, т.е. на основе проблематики, которая лежит в основе различной духовной деятельности человека. Поэтому восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться посредством искусства, в соответствии, формируются и различные типы знания; 3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и иррациональном виде на основе рассуждения человека; 4) миропредставление - вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда можно отнести фантазии, предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения. Данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение друг друга. 10. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия? В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична. Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует. Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы "достраивает" науку до человека[7]. 11. В чем отличие философских методов познания от общенаучных? Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Эти методы используются для анализа природных явлений, социальных процессов, закономерностей сознательной деятельности человека. Традиционно выделяются два философских метода: 1. диалектический метод 2. Метафизический метод Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы связей в мире, а также в понимании проблемы развития. При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями. Научные методы делятся на два уровня: 1. Методы эмпирического познания 2. Методы теоретического познания Методы эмпирического познания реализуются в процессе научного опыта, где главная роль принадлежит чувствам. К методам эмпирического познания относятся: 1) наблюдение -- это целенаправленное изучение предмета на основе работы органов чувств без вмешательства в изучаемое явление; 2) эксперимент -- это целенаправленное изучение предмета в специально созданных, искусственных и контролируемых условиях. Здесь предмет воспроизводится искусственно; 3) сравнение -- это выявление сходных черт или различий предметов; 4) описание -- это фиксирование результатов опыта, наблюдения или эксперимента с помощью специальных систем обозначения. Описание осуществляется с помощью схем, таблиц, диаграмм и т.д.; 5) измерение -- это выполнение познавательных действий с целью нахождения количественного, числового измерения величины. Методы теоретического познания предполагают ведущую роль мышления в процессе научной деятельности. К методам теоретического познания, в частности, относятся: 1) формализация -- это отображение научного знания с помощью знаков и символов, то есть с помощью формализованного языка. При формализации рассуждения о предметах заменяются операциями со знаками, что наглядно проявляется в математике или символической логике. 2) аксиоматический метод -- это выведение знания из некоторых исходных положений -- аксиом. Аксиомы -- это положения, которые очевидны и не требуют доказательств. Общенаучные методы познания - это характерные приемы и способы познания, используемые во всех или в большинстве наук. Они имеют самую широкую сферу применения, но в отличие от философского метода каждый общенаучный метод используется для решения достаточно узкого, характерного лишь для этого метода круга научных задач. 12. Почему и как в процессе становления и развития философии менялся круг ее проблем? Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру и какими переживаниями и заботами живет его мысль. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира. Это в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Термин «генезис» образован от греческого (genesis) и обозначает происхождение и развитие, то есть здесь пойдет речь о становлении философского знания. Таким образом, в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Выделим основные этапы генезиса философии, которые более подробно будем рассматривать во 2,3, и 4 модулях. Этапы исторического развития философии 1. Индийская философия, китайская философия, античная философия. – это этап становления древней философии. Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos - вселенная) – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. anthropos - человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота[26]. 2. Религиозно-христианской философии средних веков (V-ХV вв.) характерна теоцентричность (греч. theos - Бог) – природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью – спасение души. 3. В эпоху Возрождения (XV-XVIвв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в ХVI-ХVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира[28]. 4. Философия Нового времени (ХVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию). Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей. 5. ХVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры), в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей, и что путем просвещения, возможно переустроить общественный порядок на разумных началах[30]. 6. Немецкая классическая философия (XVIII-XIX в.) дает обоснование научного статуса философии. Г. В. Ф. Гегель (I770 -1831 г.) охарактеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть «познание Вселенной как единой органической целостности». Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию[31]. 7. Постклассическая европейская философия (XIX - XX вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. В марксизме в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления. Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества. 8. Современная(ХХ-ХХI вв.)западноевропейская философия представлена направлениями, которые доминировали в философии начала ХХ столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т.д. Основными тенденциями современного философского мышления являются сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Философская мысль ХХ-ХХI вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над изучением больших человеческих общностей. Можно утверждать, что западно-европейская философия в значительной степени стала антропологией. 1 2 |