Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Нравственность

  • 3. Взаимосвязь религии и нравственности

  • 4. Столкновение религий

  • Список литературы

  • религия и нравственность. Религия и нравственность


    Скачать 31.25 Kb.
    НазваниеРелигия и нравственность
    Дата16.10.2022
    Размер31.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларелигия и нравственность.docx
    ТипРеферат
    #736249

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    им. А.С. ПУШКИНА»
    Кафедра философии
    РЕФЕРАТ

    по дисциплине Этика педагога
    на тему: Религия и нравственность

    Выполнила:

    студентка 2 курса

    очной формы обучения

    филологического факультета

    направление подготовки: русский язык и литература

    Анциферова Александра Николаевна
    Проверила:

    доцент

    кафедры философии

    Канышева О. А.

    Санкт-Петербург

    2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    1. Нравственность 4

    2. Религия 6

    3. Взаимосвязь религии и нравственности 7

    4. Столкновение религий 9

    Заключение 12

    Список литературы 13

    Введение

    Религия – одна из основных и наиболее устойчивых культурно-символических форм мировоззренческой, экзистенциальной, социально-психологической идентичности личности и человеческих сообществ, выработанных в процессе исторического генезиса человечества [7]. Для множества людей религия является тем духовным камертоном, по которому настраивается все их существование. Вера придает жизни религиозного человека смысл, веру в то, что все не напрасно. Из религии проистекает и нравственность человека – правила, определяющие его поведение.

    Нравственность и религия связаны, но нравственность не происходит только от религии. Исходя из этого, цель настоящей работы будет состоять в раскрытии взаимосвязи религии и нравственности и того, что нравственность может выступать самостоятельной единицей.

    Задачи данной работы:

    1. Выяснить, что такое религия и нравственность, как они друг с другом связаны;

    2. Показать на примере столкновения двух религиозных течений, что нравственность не происходит только от религии.



    1. Нравственность

    Нравственность есть специфическая форма общественного сознания, которая обусловлена определенным менталитетом и объективируемая в конкретно-исторических системах норм деятельности, представляющих собой динамичную совокупность как общечеловеческих, так и особенных норм, регулирующих социальную жизнь посредством внутренних (самооценка) и внешних (общественное мнение) аксиологических механизмов поведенческого контроля [2]. Проще говоря, нравственность – это внутренний самоконтроль поступков, принятие на себя ответственности за них.

    И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и еще более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [8].

    Нравственность следует отличать от морали. В настоящее время в этике существуют две точки зрения, подчеркивающие отличие нравственности от морали. Согласно одной из них, мораль – это форма сознания, а нравственность – область практических поступков, обычаев. Согласно другой, мораль – это форма регуляции поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, общественного мнения. Нравственность – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро [8].

    Нравственные отношения выступают как особый вид общественных отношений, которые возникают в процессе нравственной деятельности людей. Нравственные отношения лишь условно можно рассматривать как отношение субъекта действия к объекту, в действительности же это связь межсубъектная. Эти отношения являются тем ценностным каркасом человеческих связей, которые закреплены в нравах, определяют их самочувствие [8]. Нравственные отношения – это каналы передачи морального опыта [10].

    2. Религия

    Среди множества борющихся между собой за первенство в структуре человеческого существования сфер, религии принадлежит особое место. Эта претензия на первенство оправдана самой идеей данной сферы, осуществляющей связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего. Можно признавать или не признавать оправданность этой претензии, признавая истинность той или иной религии, или ложность их всех, невозможно просто отмахнуться от этого [1].

    Особое место религия занимает потому как каждая по-разному объясняет пробелы в знании о рождении мира и человека, указывает направление и регулирует поведение. Ничто другое не способно дать это знание, а мнимое оно или истинное – это уже другой вопрос.

    3. Взаимосвязь религии и нравственности

    В конспекте по нравственному богословию митрополита православной церкви Филарета Вознесенского на вопрос, как же различать нравственно доброе от нравственно дурного, он отвечает: «Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, это голос Божий в душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совесть. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности» [9].

    В научной мысли европейского мира сложились два подхода, каждый из которых объясняет суть духовно-нравственного начала в человеке в контексте этических и религиозных понятий: представитель античного материализма Демокрит указывал на экзистенциальный характер механизмов нравственности, идеалист Сократ акцентировал душу как часть человека, которая находится в высшем мире, духовном и вечном [6].

    Так связаны религия и нравственность. Считается, что нравственность исходит из религии и дана нам богом. Но существование нравственности возможно и без религии. Были до нас эпохи и народы, которые имели огромные нравственные достижения еще в дорелигиозный или языческий период своей истории. Например, в культуре Древней Греции четко сформировались добродетели умеренности, справедливости, мудрости; было обозначено золотое правило нравственности, которое гласило: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

    Не человек нравственен, потому что есть религия, но религия – следствие нравственности человека [4].

    Также, принимая догматы той или иной религиозной веры, человек не снимает с себя ответственности за свои поступки, не может перекладывать бремя вины на ценности и нормы вероучения, которому он следует, совершая преступления во имя Аллаха или Христа. П. Я. Чаадаев говорил о том, что человек полностью ответственен за то, что именно он допустил быть основанием собственного бытия [7].

    4. Столкновение религий

    Верующий человек убежден, что нравственность исходит из его религиозности. Если бы он перестал верить, то, очевидно, перестал бы являться нравственным человеком, его нравственность бы деформировалась. В отношении же человека без веры, или атеиста, такая закономерность не работает, потому как он отделяет нравственность от религии. Можно сказать, религия для атеиста представляется, если говорить упрощенно, кружком для людей с интересами, отличными от его. И если по отношению к нему сказать, что он безнравственен лишь потому, что не религиозен, то это будет звучать как «Нравственность присуща только тем людям, которые ходят на встречи книжного клуба, но никак не тем, кто занимается рисованием».

    Но гораздо интересней столкновение не атеистического и религиозного мировоззрений, а разных религий друг с другом.

    Например, православное вероучение, которое строится на Священном Писании (Библии), трактует следующие заповеди:

    1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

    3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

    6. Не убивай.

    7. Не прелюбодействуй.

    8. Не кради.

    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

    В сравнение будут приведены заповеди религии, которую православные христиане обычно считают неоспоримым злом. Это заповеди Сатанизма, основа которых – Сатанинская библия Антона ЛаВея (в данном случае 11 правил, которым предписано следовать на Земле) [5]:

    1. Не высказывайте своей точки зрения и не давайте советов, если только вас об этом не попросят.

    2. Не рассказывайте о своих неприятностях другим, если только вы не уверены в том, что вас хотят выслушать.

    3. В чужом доме проявляйте уважение и скромность, либо не появляйтесь там вообще.

    4. Если гость в вашем доме досаждает вам, обходитесь с ним жестоко и безжалостно.

    5. Не делайте попыток сексуального сближения, если только не получаете приглашающий сигнал.

    6. Не берите вещь, не принадлежащую вам, если только она не является бременем для ее хозяина, и он не просит об освобождении его от этого бремени.

    7. Признайте силу магии, если она была успешно вами применена для достижения ваших целей. Если вы отрицаете силу магии после того, как с успехом ею воспользовались, вы лишитесь всего достигнутого.

    8. Не выражайте своего недовольства по поводу того, что не имеет к вам никакого отношения.

    9. Не обижайте маленьких детей.

    10. Не убивайте животных кроме как для пропитания и при защите от их нападения.

    11. Находясь на нейтральной территории, не мешайте никому. Если кто-то мешает вам, попросите его прекратить. Если он не останавливается, накажите его.

    Данное сравнение приведено не с целью доказать превосходство одной религии над другой или убедить кого-то в чем бы то ни было, а для того, чтобы показать, как в двух противоположных друг другу религиях существуют похожие друг на друга заповеди («Не кради» / «Не берите вещь, не принадлежащую вам») и что в заранее оклейменной Сатанинской библии встречаются такие правила, как, например, «не обижайте маленьких детей», хотя бытует мнение о том, что сатанисты в прямом смысле едят детей или пьют их кровь. В библии ЛаВея, несомненно, присутствуют сомнительные истины («Человеческие существа от природы эгоистичны и жестоки, жизнь есть естественный отбор по Дарвину, борьба за выживание, в которой побеждают самые приспособленные» [5]), но также они присутствуют и в Библии (утверждение, что бог любит всех и прощает противоречит утверждению, что все грешники попадут в ад).

    Исходя из этого, можно говорить о том, что нравственность может существовать сама по себе, так как в противоположных друг другу религиях есть точки пересечения, касающиеся заповедей и норм поведения.
    Заключение

    Связь религии и нравственности несомненна. Она проявляется в том, что религия является порождением нравственности, но также нормы нравственности могут диктоваться религией. Нравственные ориентиры могут зависеть от следования или не следования той или иной религии.

    Динамика религиозных ценностей органично встраивается в эволюцию культурных ценностей в целом, в пересмотр традиций последующими поколениями. «Последние четверть века российское общество находится в состоянии смены нравственных ориентиров, жизненных приоритетов, деформации традиций и устоев...» Этот процесс обусловлен тем, что современный молодой человек живет в пространстве Интернета, в котором может найти информацию практически любого содержания, как положительные, так и отрицательные отзывы о деятельности религиозных институтов, жизни и взглядах адептов любой конфессии [3].

    Но в то же время религия и нравственность существуют друг от друга отдельно. Это показано на примере дорелигиозного или языческого периода в истории народов, в частности, упомянута культура Древней Греции, а также на примере существования общих или похожих нравственных норм и поведенческих шаблонов для двух противопоставленных друг другу религий – Православия и Сатанизма ЛаВея, а также наличие общепринятых нравственных норм в Сатанизме ЛаВея, о существовании которых в отношении этой религии можно и не догадываться.


    Список литературы

    1. Ермишин О. Т. Философия религии. – ПСТГУ, 2018. – 224 с.

    2. Зимбули А. Е. Избирательность: этические аспекты // Символ науки. – 2015. – № 8. – С. 144–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izbiratelnost-eticheskie-aspekty (дата обращения: 08.10.2021).

    3. Ивлева М. Л., Курилов С. Н., Россман В. И. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования // Вестник РУДН. – 2018. – № 3. – С. 481–493. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-tsennosti-glazami-molodezhi-opyt-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 13.10.2021).

    4. Казмирук М. В. К вопросу о религии и нравственности // Вестник Морского государственного университета. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. – С. 48–57.

    5. ЛаВей Антон Шандор. Сатанинская библия / Антон Шандор ЛаВей. – Киев: Орден XIII, 2021. – 314 с.

    6. Мусханова И. В. Личность. Духовность. Нравственность / И. В. Мусханова, Х. Батчаева. – Грозный : Чеченский государственный педагогический университет, 2015. – 224 с.

    7. Нысанбаев А. Н. Духовно-нравственные основы личностного самосознания / А. Н. Нысанбаев, А. Х. Бижанов // Вопросы философии. – 2018. – № 7. – С. 5–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36282908 (дата обращения: 09.09.2021)

    8. Сихаева А. М. Нравственность – основа воспитания и развития личности // Современные инновации. – 2018. – № 2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennost-osnova-vospitaniya-i-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 06.10.2021).

    9. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – № 2–3. – С. 695–700. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-lichnosti (дата обращения: 14.09.2021).

    10. Титаренко А. И. Структура нравственного сознания. – М.: Мысль, 1974. С. 14–40.


    написать администратору сайта