религиоведение. Религия и религиозность Беларуси
Скачать 36.43 Kb.
|
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» Кафедра социально-гуманитарных дисциплин факультета милиции Регистрационный № ___________ Дата регистрации ___ .___.20___ г. РЕФЕРАТ по дисциплине «Религиоведение» на тему «Религия и религиозность Беларуси» Автор реферата: Курсант 24 взвода Факультета милиции Рядовой милиции Абраамян Давид Робертович МОГИЛЕВ 2018 ПЛАН РЕФЕРАТА
ВВЕДЕНИЕ Сегодняшние реалии делают религиозную ситуацию конкретного государства или конкретного социального важнейшей составляющей общей характеристики данного явления. Современный религиозный ландшафт Республики Беларусь сформирован и развивается под воздействием как минимум двух комплексных факторов. Первый - внутренние качественно-количественные характеристики религиозного поля Беларуси: уровень и степень религиозности, её характер, динамика религиозности. Помимо этих академических показателей необходимо указать на следующие причины, формирующие основные характеристики религиозного поля: 1) отношение государства к религии; 2) острота конкуренции между вероучениями; 3) состояние религиозной элиты; 4) организационная структура религии; 5) качество формальных и неформальных практик церкви. Второй фактор - внешние характеристики, которые позволяют поставить внутренние характеристики отечественной религиозности в контекст общеевропейской и общемировой ситуации. Обращение к общему социокультурному фону позволяет исследователю расширить возможность в оценке и понимании некоторых, уже ставших стандартными, свойств религиозной ситуации в Беларуси. Прояснение этих двух комплексных факторов даёт как более-менее адекватное представление о религиозном поле, так и возможность субъекту социального управления планировать некоторые свои шаги. 2. Религиозность в Республике Беларусь При анализе религиозной ситуации в современной Беларуси важно учитывать характер тех разнообразных процессов, которые происходят в политической жизни как самой страны, так и за ее пределами. Можно четко обозначить события, с которых началась современная Беларусь. Это распад Советского Союза и принятие в июле 1991 года Верховным Советом БССР Декларации о государственной независимости. Следует подчеркнуть, что для Беларуси опыт самостоятельного государственного существования оказался новым. Поэтому процессы трансформации в нашей стране идут довольно тяжело. Очень большое влияние на них, в том числе и в религиозной сфере, оказывает политика, проводимая государством. Одной из специфических черт современной религиозной ситуации в Беларуси является то, что государство стремится ее контролировать. Кстати, это общая характеристика ситуации в стране – общественная жизнь в ней находится под жестким государственным контролем. Беларусское законодательство о религиях построено таким образом, чтобы дать возможность властям вмешиваться в эту сферу. В Ст. 16 Конституции записано: «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Это положение во-первых, создает возможность для неравного отношения к различным конфессиям со стороны государства в зависимости от их влияния «на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа», и во-вторых, дает государственным чиновникам право определять степень влияния каждой из конфессий на это формирование. Отметим, что трансформация религиозной сферы Беларуси со времени обретения страной государственной независимости имела во многом принципиальный характер и оказала очень существенное влияние на состояние общественного сознания. Прежде всего, трактовка религии со стороны государственной идеологии изменилась на прямо противоположную: в Советском Союзе она рассматривалась как “пережиток прошлого” и “единственная легально существующая форма антикоммунистической идеологии”, в независимой Беларуси религия (прежде всего, православие) официально была провозглашена “основой духовности” и “неотъемлемой частью национальной культурной традиции”. Однако, это следует подчеркнуть, что изменения официального отношения к религии можно рассматривать как один из показателей характера трансформации и в религиозной сфере современной Беларуси. Причем, этот показатель имеет, скорее, внешний характер и не затрагивает тех процессов, которые происходят внутри самих конфессий. В последнее время остро ощущается необходимость налаживания нормальной религиозной жизни в стране, чтобы религия стала частью общественной жизни. Главным объективным показателем изменений в религиозной сфере Беларуси является рост числа религиозных организаций. Так, за период с 1988 по 2014 годы количество религиозных общин увеличилось более чем в 4 (с 768 до 3280), а религиозных направлений – в 3 раза. Если же говорить о характере религиозности подавляющего большинства беларусов, то она имеет преимущественно декларативный характер. В Беларуси был проведен ряд социологических исследований религиозности населения. Их результаты очень существенно расходятся между собой. Как правило, про властные структуры подчеркивают, что большинство белорусов являются верующими, и подавляющее количество их – православные. Мы приведем те цифры, которые считаем наиболее реалистичными. Согласно опросу, проведенному в 2011 году Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, “истинно верующим” считает себя каждый пятый белорус, среди них к православию себя относят 57,3%, к католичеству – 34,5%, к протестантству 31%. При этом на вопрос “Были ли Вы в последние выходные в храме?” положительно ответили только 6% участников опроса. Результаты этого, как и других серьезных социологических исследований, свидетельствуют, что, как правило, когда жители Беларуси заявляют о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, то речь идет не о религиозной, а, скорее, о культурной идентификации. Считается, что православие – «традиционная религия восточных славян». Крещение ребенка в православном храме воспринимается как традиционный ритуал, то же относится и к отпеваниям умерших. Эти два христианских таинства являются на Беларуси наиболее массовыми. Следует также учитывать, что за годы Советской власти у большинства людей было утрачено само понимание того, что такое религия. Она сводилась, во-первых, к исполнению традиционных обрядов (как пример: почти 100% населения «христианских территорий» и при коммунистах праздновало Пасху) и, во-вторых, к средству утешения человека в его бедах. В полном соответствии с марксистской идеологией, основной функцией религии считалась иллюзорно-компенсаторная, и зачастую реакцией на социальные катаклизмы и беды начала 90-х годов явилось обращение к религии. Беларусь является традиционно поли конфессиональной страной, на ее территории мирно уживались представители различных религий. Не было серьезных столкновений, а также преследований на религиозной почве. Наглядным примером традиционной для Беларуси веротерпимости является то, что в центре многих городов и сейчас рядом стоят православная церковь, католический костел и синагога. Также следует подчеркнуть, что в отличие от наших соседей – России и Польши – на территории Беларуси, ни одна из религий никогда не была безусловно господствующей и всегда существовал баланс между представителями различных конфессий. Ситуация в религиозной сфере Беларуси несколько изменилась после того, как на должность руководителя православной церкви в Беларуси Священным Синодом Русской Православной церкви был назначен рязанский митрополит Павел (Пономарев). Он сменил Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, который был на этой должности с 1978 года, пользовался колоссальным авторитетом и являлся сторонником и одним из инициаторов межрелигиозного диалога в стране. Назначение главой Белорусской церкви митрополита Павла (в настоящее время он имеет титул «Митрополит Минский и Заславский»), человека без белорусского гражданства и знания белорусского языка, было отрицательно воспринято значительной частью общества, в том числе и православными. Многие связывают это назначение с событиями на Украине – руководство Русской Православной церкви опасается настроений автокефалии, и прислало на Беларусь человека, который будет активно проводить политику России на белорусских землях. Таким образом, в ближайшее время возможны некоторые изменения в религиозной сфере Беларуси: ослабление межрелигиозного диалога, большая ориентация руководства Белорусской Православной церкви на Москву и в связи с этим – подчеркивание со стороны руководства Беларуси поли конфессионального характера религиозной ситуации в стране и необходимости обеспечения равных возможностей для деятельности различных религиозных направлений. 3. Соотношение религии и общества Вопрос о соотношении религии и общества - это прежде всего вопрос о роли религии в мотивации социального поведения. Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: она выступает как фактор, во-первых, возникновения и формирования социальных отношений, а во-вторых - легитимизации тех или иных форм социальных действий, отношений. Религия способствует поддержанию стабильности общества и одновременно стимулирует его изменение. Религия делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее "значением", помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат среди других людей, населяющих наш мир. Религия также способствует стабильности общества, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Помимо межрелигиозных, религия вызывает конфликты, связанные с ее существованием в светском обществе. Религиозная приверженность может приводить к конфликту между следованием требованиям веры и законом. В свою очередь религиозные конфликты могут способствовать переменам, а социальные перемены могут вызывать изменения в религиозной сфере. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что религиозная принадлежность может служить средством сплочения тех или иных групп. В современном обществе взаимоотношение религиозных и политических институтов рассматривается в двух аспектах. Первый связан с выполняемой религией функций обоснования и поддержания ценностей данного общества. Эти ценности вовлечены также и в политическую деятельность: их влияние и отношение к закону и власти сказывается в поддержке или противодействии им. Второй аспект затрагивает соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния. Для последних восемнадцати лет характерны бурный рост количества религиозных организаций и серьезные изменения в их организационной структуре, определенные новые тенденции в распределении сфер влияния между конфессиями. Популярность и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями. Борьба всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, т. е. уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, но которым проходит конкурентная борьба: организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; традиционные религии вместе выступают против повышения влияния «новых религий». Ведущим религиозным объединением в Республике Беларусь является Белорусская православная церковь. Современные социологические исследования показывают, что с православием себя отождествляют около 80% верующих. Вторым религиозным объединением в республике по влиянию и численности приверженцев является Римско-католическая церковь (РКЦ). К католицизму себя относит около 10 % (по другим данным - до 15 %) верующих. Около 42 % католиков составляют поляки, образуя тем самым наиболее значительную в Беларуси этноконфессиональную группу. Наряду с общинами РКЦ в Беларуси действует приход «латинского обряда», представляющий более ортодоксальное течение католицизма. Официально признан религиозный статус 16 нетрадиционных направлений, которые относятся к восточным культам, монофисианству, классическому и позднему протестантизму. Так же значима связь религии и экономики. В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений. Однако, как только организация религиозной группы становится более сложной, возникает проблема - для ее деятельности нужны средства. Тогда группа начинает втягиваться в экономические дела, хочет она того или нет. Она начинает требовать взносов от своих последователей и благодарна за пожертвования, получаемые от обеспеченных членов. Если члену такой группы удается избавиться от бедности, его не осуждают, наоборот - даже хвалят за его трудолюбие и бережливость. Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов. В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности. Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз. Христианство оказывает наиболее положительное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими религиями и идеологиями. Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз. Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза. Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза. Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза. Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз. Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает самое негативное влияние на экономику стран мира. Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в странах больше атеистов, тем эти страны беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира. Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. И, как правило, вера в ад подстегивает рост сильнее, чем вера в рай. 4. Религиозная жизнь в Беларуси Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства. Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных, общебелорусских, а с другой стороны, - специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного взаимообогащающего существования, а в других - вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде. Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная много вариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики, фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, имевший место в первой половине 90-х годов. Заметное возрастание числа новых религиозных организаций, главным образом, связано с реальным соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий, а также с возможностью верующих граждан открыто, никого не боясь, легализовать свои религиозные убеждения. Но говорить о значительном увеличении религиозности населения оснований нет. Тот факт, что в нашей стране (по данным белорусских социологов) около половины жителей считают себя верующими, казалось бы, свидетельствует об очень высоком уровне религиозности. Однако, как показывают ответы респондентов на другие вопросы, в мировоззрении жителей Республики Беларусь религия по-прежнему не является общезначимой ценностью. Всплеск внимания и интереса к религии в пореформенной Беларуси был до известной степени обусловлен существовавшим прежде негласным запретом на все, что связано с религиозной жизнью. Можно, видимо, говорить и о своего рода “моде на религию" в условиях разрушения прежней системы ценностей. Заметим, что сегодня дать точные оценки числа приверженцев конкретной религии невозможно. Однако, учитывая особенности религиозных доктрин, специфику деятельности религиозных объединений разных номинаций в современной Беларуси, а также основываясь на результатах исследований в области религиозной деятельности, можно с большой степенью вероятности предположить, что приведенные данные эквивалентны числу последователей той или иной религии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существует весьма важный вопрос о возможностях влияния религиозной веры на политические и экономические ценности индивида. Он возникает в связи с тем, что любая исторически сложившаяся религия обладает достаточно мощным идеологическим потенциалом и посредством характерной для нее ценностной системы формирует определенный культурно-идеологический тип. Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес молодых людей к вопросам религии. Вера для молодых приобретает многозначный смысл: это и знак групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время нельзя не видеть в этом процессе стремления защититься от жестокой действительности. Такое массовое усиление религиозности, как правило, - результат неудовлетворенности восприятием окружающего мира, множества его проблем, попытка познать мир и выработать определенный взгляд на него. Можно предположить, что принятие молодыми людьми религиозной веры (в отличие от нерелигиозной) осуществляется в нашем обществе с учетом традиций и складывающейся ситуации в обществе. Думается, процесс еще не завершен, не стабилизировался. Формирование религиозного сознания и вообще верующего человека, несомненно, будет меняться, приобретать новые очертания, вовлекать в свою орбиту новых людей, хотя и не так динамично, как это кажется сегодня. Определенные предпосылки для подобных утверждений есть. Перемены в обществе охватывают все сферы нашей жизни, стимулируя тем самым всплеск общественного внимания к невидимой, слабо познанной стороне человеческого бытия, к разного рода верованиям и суевериям. Другими словами, усиливается воздействие социальных, психологических и познавательных факторов на сознание молодежи. Ко всему прочему, сохраняется устойчивое внимание к религиозной стороне общественной жизни - это восстановление храмов, приходов, церквей, освящение значимых мест, событий и т. д. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Афанасьев, В.Г. Основы философских знаний / В.Г. Афанасьев. - М.: Мысль, 1976. - 316с. 3. Мунчаев, Ш.М. Религия. История и современность / Ш.М. Мунчаев. - М.: 1998. - 20с. 5. Руткевич, Е.Д. Религия и общество / Е.Д. Руткевич. - М.: 1996. - 339с. 4. Тихонравов, Ю.В. Религии мира / Ю.В. Тихонравов. - М.: 1996. - 20с. 2. Тишков, В.А. Народы и религии мира. Энциклопедия / В.А. Тишков. - М.: 1999. - 695с. |