религия. Религия (1). Религия не только вера в сверхъестественное
Скачать 14.54 Kb.
|
Религия — не только вера в сверхъестественное. Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное. Религия – это сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания. Э. Дюркгейм, рассматривая имеющиеся определения религии, подверг критике точку зрения, согласно которой для всякой религии характерно понятие сверхъестественного. Оно обычно применяется к любой категории явлений, выходящих за пределы нашего разума. Но, по мнению Э. Дюркгейма, эта идея весьма поздно появляется в истории религий. Она возникла недавно и предполагает противоположную идею. Для того чтобы назвать некоторые факты сверхъестественными, нужно уже обладать знанием, что существует естественный порядок вещей. Когда этот принцип принят, всё, что нарушает законы, должно представляться находящимся как бы вне природы, вне разума. Ключевой частью религиозного сознания является религиозная вера – особое состояние психики религиозного индивида, групп, общностей, выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповедания соответствующих взглядов. В рамках религиозных систем формируются и разрабатываются учения о религиозной вере и ее содержании. Религиозное сознание есть прежде всего представление; представление есть образ, поднятый до уровня мысли и получивший форму всеобщности. Но представление находится в постоянном колебании между непосредственным чувственным содержанием и подлинной мыслью. Определенность здесь носит чувственный характер, она взята из чувственности, хотя чувственность и возвысилась до мышления посредством абстракции. Религиозному сознанию свойственна сильная эмоциональная насыщенность. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными гипостазированным существам, атрибутированным свойствам и связям, к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством языка религии. Язык религии – знаковая система, элементы которой имеют религиозные значения и смыслы; он включает пласты естественных и искусственных языков. Язык религии фиксирует и выражает содержание религиозного сознания, является средством религиозного общения; он развивался и усложнялся в ходе истории религии. Всякая религиозная система имеет собственную совокупность символов, которые за пределами этой системы таковыми не являются. Религиозных символов множество, наиболее общими являются те, которые репрезентируют соответствующую религию. Складывается иерархическая система символов; её образуют: главный символ данной религии, символ направления, конфессии, символ регионально-религиозно-этнический, символ религиозной общины, символы персонажа, события, превращения и пр. Наиболее общими являются главные символы той или иной религии. Религиозному сознанию присуща аллегоричность. Аллегория представляет собой иносказание, условную форму высказывания, условное выражение абстрактных понятий в наглядных образах, которые означают нечто отличное от буквального значения. На обыденном уровне аллегория развертывается спонтанно, а в вероучительных концепциях разработаны специальные приемы аллегорического толкования. Например, в христианской теологии аллегорическое изложение характерно для экзегетики, которая дает соответствующее истолкование библейских текстов: рядом с буквальным смыслом текста полагается система иных смыслов. |