Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология»

  • ФИО студента Герасименко Стелла Александровна Направление подготовки

  • Группа СРБ-Б-04-Д-2022-1 Москва 2022 Оглавление

  • Религия как социальный институт

  • Появление новых, ранее не существовавших религиозных сообществ;

  • Наличие ряда социальных, экономических и политических условий, в которых возможна реализация данной религиозной деятельности

  • Признаки религии как социального института

  • Структура религии

  • Виды религий

  • Функции социального института религии

  • Легитимизирующая (она же нравственная) функция

  • Культуротранслирующая функция

  • Интегративная функция.

  • Регулятивная функция.

  • Формы религиозных организаций

  • Религия как социальный институт: ее структура, типы, формы религиозных организаций. Социология_Герасименко_С_А_ипз. Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара


    Скачать 46.78 Kb.
    НазваниеРелигия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара
    АнкорРелигия как социальный институт: ее структура, типы, формы религиозных организаций
    Дата17.01.2023
    Размер46.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология_Герасименко_С_А_ипз.docx
    ТипДокументы
    #891030






    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Социология»

    Религия как социальный институт: ее структура, типы, формы религиозных организаций
    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Герасименко Стелла Александровна

    Направление подготовки

    Социальная работа

    Группа

    СРБ-Б-04-Д-2022-1


    Москва 2022


    Оглавление


    Введение 3

    Религия как социальный институт 4

    Признаки религии как социального института 6

    Структура религии 7

    Виды религий 8

    Формы религиозных организаций 12

    Заключение 14

    Список литературы 14



    Введение


    Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.

    Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию. Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера - особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований [1].

    Религия является недоступной областью и, по меньшей мере, непонятной для очень многих людей.

    Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе, духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения [4].

    Цель данной работы - рассмотреть религию как социальный институт.

    Задачами является раскрытие понятий социального института, а если быть конкретнее - религии, а также её функций, структуры, форм и типов.

    Религия как социальный институт


    Религия — один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять поражающие воображение и вызывающие страх явления природы и космоса. В дальнейшем, в процессе становления научных знаний функция объяснения непознанного все более переходит к ним, а за религией закрепляются такие социальные функции, как консолидация общества, укрепление власти и системы управления, усиление социального контроля, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки и психологической разгрузки.
    Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления [2].
    Религия имеет все признаки социального института. Как социальный институт она характеризуется ценностно-нормативной структурой (набором определенных норм и ценностей) и структурой поведенческих образцов.

    Ценностно-нормативный уровень религии — сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Знания тесно переплетаются с художественно-образным или фантастическим изображением земной и небесной жизни. Религиозные идеи оказывают сильное воздействие на чувства и эмоции верующих, формируя у них особое, религиозное восприятие мира.

    Религиозные верования и знания являются ценностными системами, основывающимися не столько на разуме, сколько на вере, на особом религиозном чувстве. Кроме того, они включают в себя традиционные моральные ценности и нормы человеческой цивилизации. Поэтому религия, как правило, способствует интеграции и стабилизации общества.

    Главным толчком к появлению религии как социального института послужило формирование нового вида социальной деятельности – религиозной. Она проявляется в том, что имеется определенная социальная потребность в религиозной деятельности, которая связана с обеспечением стабильного и устойчивого развития и существования общества. Институциализация религии произошла при определенных условиях.

    Среди них выделяются следующие предпосылки:


    Появление новых, ранее не существовавших религиозных сообществ;

    Потребность в социальной религиозной деятельности;

    Наличие ряда социальных, экономических и политических условий, в которых возможна реализация данной религиозной деятельности


    Также религия как социальный институт возникла в связи с быстрым развитием организационных религиозных структур. Таким образом, в обществе появились новые религиозные нормы и некоторые регуляторы социального поведения, которые потребовали формирование религиозного социального института. Данные нормы и ценности интернализируются индивидами, воспринимаются в качестве новых социальных норм. На их основе формируется система новых религиозных потребностей, ценностных ориентаций личности, ее ожиданий.
    Социологический подход в исследовании религии делает акцент на социальных отношениях, связывающих системы верований и человеческие сообщества, на социальных функциях, выполняемых религиями в тех или иных обществах, на месте, роли и социальном статусе церкви в социуме, ее отношениях с другими социальными институтами, в первую очередь с государством.

    Признаки религии как социального института


    Социальный институт религии, и в целом процесс ее институциализации обладает рядом ключевых признаков, которые отделяют его от остальных социальных институтов.

    Во-первых, в социальном институте религии существует свой особенный тип регламентации отношений. При этом особом типе регламентации механизмы регуляции поведения приобретают обязывающий (обязательный) характер. Благодаря регламентации обеспечиваются такие процессы, как регулярность, четкость и некоторая предсказуемость в деятельности социального института религии.

    Во-вторых, в социальном институте религии существует определенность функций, а также прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия, которая регламентирована специальными документами, контролирующими всю религиозную деятельность и взаимодействия между участниками. В-третьих, права и обязанности участников религиозных взаимодействий обладают такими качествами, как обезличенность и персонификация.

    Это значит, что нормы для всех общеобязательны, они распространяются на каждого члена религиозного сообщества и вероисповедания, независимо от пола, возраста, уровня образования, профессионального и социального статуса. В-четвертых, выполнение религиозных функций строго разделяется между участниками религиозных отношений в зависимости от социального статуса и роли.
    Происходит специальная подготовка кадров для выполнения религиозной деятельности. Сюда же входит функционал религиозных учреждений, зданий, особенности предметов культа, которые для каждого вероисповедания носят свою значимость и роль.

    Структура религии


    С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным явлениям, может быть представлен системой из двух взаимосвязанных уровней: ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными; и структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

    Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, самому церковному строению, символизирующему устремленность верующих ввысь, ближе к Богу: алтарь в храме, иконы и т. п.

    Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Различают два основных вида культовых действий: магические (колдовские) и умилостивительные. Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения религиозного действия обращаются к объекту поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире.

    Виды религий


    Религии по признаку принятого догматикой количества богов можно классифицировать как политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие). Политеистический характер веры характерен для первобытных (примитивных) и древних религий. Для первобытных (примитивных) религий характерно одушевление сил природы, приписывание им осмысленности и магических свойств. Этому феномену соответствуют такие формы религиозного мировоззрения, как анимизм, тотемизм и фетишизм. 


    Анимизм убеждён в одушевлённости всех объектов, с которыми взаимодействует человек, предполагает соответствующее «ритуальное» взаимодействие с психической, а не только физической составляющей предметного и природного мира. 

    Фетишизм предполагает культ неодушевлённых вещей, поклонение им, вера в то, что ритуальные предметы могут оказывать существенное воздействие на судьбы человека и мира, если им правильно «служить» и «поклоняться». Вера в колдовство, магию и магические действия сродни этим формам религиозного мировоззрения. 

    Тотемизм – это вера в религиозное единство группы людей (обычно рода) и тотема, символического предка, которым чаще всего признаётся растение или животное.


    Анималистические признаки, части облика различных животных, присутствуют и в древних политеистических религиях, например, в древнеегипетских верованиях. Многобожие предполагает, что все явления природы и социальной жизни имеют своих божественных покровителей. Примерами политеистических религий были древнеегипетские религиозные представления и античный пантеон богов.

    Следующий вид классификации религий мы можем определить по характеру распространения. Если приверженцами религии могут быть представители только определённой национальности, то это национальная религия. 

    Примерами национальный религий являются иудаизм и индуизм. Индуизм обосновывает также кастовую систему индийского общества, которая просуществовала около трёх тысяч лет. Если религия может распространяться на все народы и социальные страты, то это мировая религия. 

    Примерами мировых религий являются буддизм, христианство и ислам. В каждой из этих религий есть свои ответвления, связанные с местной спецификой исповедующих их народов. Есть пример, когда разные по теологической направленности религии имеют общий догматический источник – например, основу священных текстов иудаизма, христианства и ислама составляет одна и та же книга, Ветхий Завет, ставший основой для дальнейшего изучения и почитания в этих религиях таких священных текстов, как Тора, Библия и Коран. 

    Функции социального института религии
    Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь человека. В целом можно выделить следующие функции религии в обществе:


    мировоззренческая;

    легитимизирующая (нравственная);

    культуротранслирующая;

    интегративная;

    регулятивная;

    психотерапевтическая;



    Мировоззренческая функция. Мировоззрение - это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией.

    В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

    Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смысл полагающей или функцией «значений».

    Легитимизирующая (она же нравственная) функция. С мировоззренческой функцией тесно связана легитимизирующая, или узаконивающая функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы.

    Культуротранслирующая функция религии. Данная функция раскрывает отношение религии к духовной культуре, под которой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности.

    Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы «дарит» художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал.

    Интегративная функция. Религии присущи также интегративная функция. Французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями.
    Религия дает человеку возможность определиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми.

    Регулятивная функция. Данная функция во многом перекликается с рассмотренной выше функцией. Заключается она в том, что религия усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, так и неформальный.

    Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека [3].

    Формы религиозных организаций


    Религиозное объединение – это духовная общность верующих и организационных структур религиозной организации.

    В ходе изучения религиозных общностей, исследователями – М. Вебером, Э. Трёльчем, Г. Беккером, Г. Нибуром, Дж.М. Йингером – было выделено несколько типов религиозных объединений: церковь; секта; устойчивая секта; деноминация;

    культ; мистерия; тайное общество и пр.

    Наиболее распространенная и принятая в современной социологии религии классификация религиозных объединений включает всего три их типа церковь, секту и деноминацию.
    Церковь – это религиозная организация, которая объединяет последователей на основании общего вероучения и особенностей культа.

    Ей характерна сложная, строго централизованная и иерархизированная система разделения на священнослужителей, проходящих специальное обучение, и мирян.

    В ходе их взаимодействиями осуществляются: выработка, сохранение и передача религиозной информации; организация и координация религиозной деятельности; контроль за поведением людей.
    Принадлежность к той или иной церкви обычно определяется не личным выбором человека, а семейной или государственной традицией. Ее последователи преимущественно анонимны, то есть в церкви нет постоянного и строго контролируемого членства. Обычно церковь сотрудничает с государством или, как минимум, не противоречит ему.
    Секта возникает в связи с отделением от церкви некоторого числа верующих, провозгласивших оппозицию традиции и господствующей церкви, а часто и общественному порядку, государству. Современная социология религии обозначает следующие характеристики сект:


    1. не приемлют учение господствующей Церкви;

    2. считают свою роль, роль своей доктрины и идейных принципов в религиозном мире исключительной. Из-за этого отмечены мессианские настроения избранничества и тенденция к изоляции;

    3. специфически трактуют и понимают религиозные догматы и священные книги;

    4. харизматичный лидер организации;

    5. готовность членов отречься и порвать все отношения с семьей и обществом, привычными бытовыми условиями, то есть четкая установка принести себя в жертву и страдать;


    Деноминация – это промежуточная ступень религиозной организации, объединяющая черты и церкви, и секты. От церкви у данной организации относительно высокая система централизации и иерархический принцип управления, не признание политики изоляционизма. Проповедь об избранности членов сочетается тут с возможностью быть спасенными и духовным возрождением для всех. С сектой же она сближена принципом добровольности, постоянством и строго контролируемостью членства, претензией на исключительность своих ценностей и основных положений, идеей богоизбранничества.

    Отличие деноминации от секты состоит в активном участии в светской жизни, эффективной экономической деятельности, стремлении превратиться в церковь или, хотя бы, называться ею.
    Все перечисленные выше религиозные организации относятся к культовым религиозным организациям. Но, так как у религиозных организаций есть и не религиозные функции с целью сохранения своих позиций в обществе, в их рамках отмечено существование и внекультовых организаций, например, церковно-приходских советов, различных церковных отделов, занимающихся взаимодействием с обществом, издательствами, религиозными СМИ и пр.

    Заключение


    Подводя итоги моей работы на распространенную тему - Религия как социальный институт, можно сделать следующие выводы:

    Религия, рассматриваемая как социальный институт, также характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей.

    Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

    Религия в значительной степени влияет на общество в целом не только с культурологической стороны, но и с психологической, коммуникативной.

    Список литературы


    1. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Экзамен», 2004. 

    2. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Экзамен», 2004. 

    3. Михаил Тарусин. Исследование «Религия и общество» Институт общественного проектирования, отдел социологии. - М.: Инфа-М, 2005.

    4. Горелов А.А. Социология. - М., 2006. 


    написать администратору сайта