Главная страница
Навигация по странице:

  • Иоанн Скот Эриугена (Франция 810 -877г.)

  • Ансельму Кентерберийскому (Италия 1033 – 1109).

  • Росцелин (Франция 1050-1120

  • Теологическая схоластика и её основные проблемы. Теологическая схоластика и её основные проблемы. Спор о природе универсалий номинализм и реализм


    Скачать 1.84 Mb.
    НазваниеТеологическая схоластика и её основные проблемы. Спор о природе универсалий номинализм и реализм
    АнкорТеологическая схоластика и её основные проблемы
    Дата02.05.2023
    Размер1.84 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаТеологическая схоластика и её основные проблемы.pptx
    ТипДокументы
    #1102252

    Теологическая схоластика и её основные проблемы. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм.

    • Сущность схоластической философии заключатся в стремлении рационализировать основные положения христианского вероучения. 
    • Иоанн Скот Эриугена (Франция 810 -877г.) утверждал, что между откровением и разумом нет противоречия. Эриугена призывает рационализировать теологию. Он полагает: «авторитет рождается от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета». Согласно Эриугене истинная религия представляет собой истинную философию.

    Схоластика - это направление религиозной философии IX-XV веков, связанное с попыткой логическим путем обосновать христианские религиозные догматы и существование Бога.
    • Инструмент разума - диалектика. Диалектика в средневековой философии выступает как наука о правильном мышлении - как логика, и в тоже время как учение о общих принципах и свойствах бытия - как онтология.
    • Согласно Эриугене логический аспект диалектики заключается в решающей роли общих понятий в познании, в умении выделять уровни общих понятий, проводить различие между общим и частным. Чем более общим является понятие, тем объективнее оно существует. Такое понятие не зависит от познания самого человека.
    • Основополагающая задача диалектики заключается в том, чтобы укреплять положения теологии.
    • Создание основной идеи схоластической философии принадлежит Ансельму Кентерберийскому (Италия 1033 – 1109). Согласно Ансельму, схоластическая философия направлена на оправдание вероисповедных формул с помощью человеческого разума. Исследователи истории философии как правило называют Ансельма Кентерберийского первым схоластиком.
    • Теолог попытался обосновать с помощью рациональных методов такие догматы христианского вероучения как сотворение мира из ничего, догмат о троице, искупительная миссия Христа. Его доказательства опирались на схоластический реализм или реализм понятий.
    • Реализм понятий был применен Ансельмом к важнейшим догматам христианства. Бог обладает в своем уме вечными понятиями (идеями), он порождает вневременные мысли, в них содержится многообразие окружающего мира.
    • Номинализм - одно из главных направлений схоластической философии. Его содержанием становится отрицание онтологического значения общих понятий. Номинализм зародился в античной философии.
    • Ряд исследователей полагают, что условием появления средневекового номинализма явилось развитие городской культуры, а в ней личностного начала. Тем самым усиливается интерес ко всему индивидуальному и конкретному. Таким образом, номинализм порождал дискуссии, споры, противопоставившие его реализму. Зарождается теоретическая дискуссия, которая носит название спора о природе общих понятий (универсалий).
    • В данной полемике проявились характерные особенности представлений о познании. Ярким представителем номинализма в полемике с реализмом, был - Росцелин (Франция 1050-1120). Росцелин утверждает, что действительным, то есть объективным существованием обладают только единичные вещи. Общие понятия - универсалии - результат определений, наименований. По Росцелину, универсалии, это только лишь «звуки голоса».


    написать администратору сайта