Главная страница
Навигация по странице:

  • Ткачество и его примитивные формы.

  • Металлы и методы изготовления изделий из них.

  • Традиционные жилища народов Африки. Крааль

  • Жилища бушменов Бушмены – в качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами.Суданский стиль

  • Одежда Западная Африка (пример из Сенегала)

  • Восточная Африка (Племя Масаи)

  • Используемые источники: https://ru.wikipedia.org/

  • Ремёсла народов Африки. Ремёсла народов Африки. Ремёсла народов Африки. Работу


    Скачать 33.01 Kb.
    НазваниеРемёсла народов Африки. Работу
    АнкорРемёсла народов Африки
    Дата25.10.2020
    Размер33.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРемёсла народов Африки.docx
    ТипДокументы
    #145544

    Ремёсла народов Африки.

    Работу выполнили:

    - Даниленков Н.С.

    - Трущелёв Д.А.

    Земледелие.

    В земледелии в Африке используются разные инструменты, но чаще всего землю подготавливают к обработке деревянной мотыгой, которая имеет железное окончание. Ее разрыхляют, создают лунки, ямки, грядки и рассаживают семена.

    Плуги здесь не распространены – они стоят дорого, да и земля в Африке имеет рыхлую консистенцию, поэтому вполне достаточно деревянных приспособлений.

    В северной Африке наиболее распространены пашенное земледелие (в оазисах и долине Нила — поливное), садоводство и виноградарство, культивирование финиковой пальмы в оазисах. В Судане возделывают зерновые (прососоргофониорис). Аксумиты впервые стали возделывать злаковые культуры, которые нигде больше не встречаются за пределами Эфиопии. ),

    В зоне тропических лесов Гвинейского побережья — корне- и клубнеплоды, а также масличную пальму, в Приатлантической подобласти — как зерновые, так и корнеплоды.

    В Южной Африке - ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (соргопросокукуруза, бобовые, овощи) . В межозерье Восточноафриканского региона ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы), или отгонное скотоводство (нилотские народы). На Мадагаскаре активно культивируют рис с помощью пашенного (плужного) земледелия.

    Скотоводство.

    В данный момент многие скотоводческие народы, проживающие на территории западной Африки или Южного Судана, не меняли свой уклад жизни или методы скотоводства на протяжении многих веков, что является наглядным примером их быта, который сохранился за многие столетия

    Племя Динка.

    Племя Динка в основном использует отгонное животноводство и этот принцип не менялся примерно с начала 10 века, так что скот – не единственный их способ добыть пропитание. В сезон дождей племя уходит в глубь саванны, там выращивает зерно и табак, а в сухой сезон люди снова принимаются за выпас коров, овец и коз. Коровы служат не только своему хозяину поставщиком питательных продуктов, но и своеобразной валютой, на которую выменивают необходимые товары. Именно поэтому, чем стадо у семьи больше, тем оно почетнее, среди остальных жителей племени. Для индентификации скота у каждой семьи есть свой собственный способ закручивания рогов, что оберегает коров от кражи.

    Берберы.

    Благодаря негостеприимному климату окружающей среды, берберы вынуждены вести кочевой образ жизни. Берберы выживали благодаря тому, что выращивали пасущихся животных и гоняли их с места на место. Выпасом традиционно занимались мужчины, в то время как женщины плели характерную синюю одежду. И хотя они использовали много разных животных, включая лошадей, всё же основными для них оставались верблюды. В отличие от лошадей, верблюды могут долгое время обходиться без воды. Верблюжья выносливость позволила берберам-кочевникам перемещаться по бескрайним просторам пустыни.

    Покоты.

    Народ покото разводит верблюдов, коров, коз и овец. Пастухи, из числа мальчиков 12-16 лет, кочуют вместе со стадами, перегоняя их на пастбища с более сочной травой. Благополучие каждой семьи племени зависит от количества животных в их стаде. Чем больше поголовье, тем выше положение рода в иерархической лестнице поселения. Стадо дает все, что нужно племени для выживания. Молоко, мясо и кровь коров употребляют в пищу, шкуры служат одеждой и подстилкой для сна, коровья моча применяется в качестве антисептического средства, а из черепа и костей животных изготавливают украшения, наконечники для стрел и ритуальные принадлежности

    Охота.

    На данный момент охота потеряла своё значение, как главный способ добычи продовольствия у большинства народов Африки. Однако в некоторых её областях охота сохранила свои ритуальные функции, к примеру, в местах распространения народа масаи. На данный момент наиболее активными охотниками являются племена Пигмеев, Бушменов и некоторые народы из Банту.

    Пигмеи.

    Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты — лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей — банту. Слон является частой целью охоты пигмеев. Существуют различные способы охоты на слонов: иногда (реже) один из охотников отважно прокрадывается под гигантское туловище и изо всех сил вонзает животному короткое копье в брюхо, в других случаях (чаще) копье вонзается слону между пальцев ног в тот момент, когда он подни­мает ногу. В обоих случаях рассвирепевшее и раненое животное преследуют до тех пор, пока не загоняют его насмерть; иногда эта погоня продолжается три-четыре дня. 

    Банту.

    Исконно народы банту ( мака, зулусы и др.) занимались охотой с целью добычи продовольствия. Охота, как промысел активно стал развиваться в 19 веке, и для этого были две причины:

    1) Распространённость огнестрельного оружия;

    2) Высокий спрос на слоновую кость среди европейцев.

    Бушмены

    Мужчины бушмены, искусные охотники, охотятся с помощью луков и стрел, наконечники которых отравлены ядом. Яд, диамфотоксин, парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых личинок жуков. Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.

    Некоторые бушмены практикуют охоту настойчивостью. Которая заключается в долгом преследовании и изматывании более быстрой, чем охотник жертвы.

    Гончарное дело.

    Гончарное дело было преимущественно женским ремеслом, знакомым всем земледельческим народам Африки. Нередко изготовлением керамической посуды занимались жены кузнецов.

    Гончарного круга в Африке не знали и лепили вручную. Народ балуба имел такую технику: на плоской дощечке из единого куска глины с помощью небольшой деревянной планки лепили сосуд нужной формы и размеров. Готовые изделия высушивали на солнце, а затем полировали мелкими ракушками. Обжига здесь не знали.

    Один из народов банут - бакуба владел несколько иной техникой. Из глины мастер скатывал длинный валик. Первый валик скатывали кольцом и укладывали на землю. Величина и форма кольца определяли размеры будущего сосуда. Каждый из последующих глиняных валиков мастер делал чуть короче предыдущего и клал валики друг на друга, для лучшего скрепления. Таким образом рос, сужаясь к вершине, круглый горшок. Когда заканчивалась эта операция, стенки сосуда выравнивали рукой, наносили орнамент и готовый горшок высушивали на солнце. Высохший горшок обмазывали древесной смолой и обжигали в огне соломы.

    В Эфиопии все делали по-другому. Там делали посуду путем спирального наращивания валиков, но племена каффичо и сомалийцы - путем вытягивания. Эту посуду обжигали, а иногда могли покрывать глазурью

    В отличие от скульптурных форм сосудов из дерева, керамические изделия были просты и строги. Эти обычные глиняные горшки с округлым днищем, почти все сходной сферической формы, но очень разнообразные по размерам. Самые маленькие - 5-6 см в диаметре, самые большие - более 50, а иногда до 80 см. Одни служили для хранения запасов воды и продуктов, другие - для изготовления масла, третьи - для приготовления пищи. Самые маленькие предназначались для различных соусов - обязательной приправы для любого мясного и рыбного блюда, и т.п.

    Только в Центральной Африке женщины мангбету изготовляли необычные глиняные сосуды, украшенные скульптурными женскими головами с высокими прическами, а в Камеруне - керамические чаши с зооморфными или антропоморфными мотивами.
    Калебасовое ремесло.

    Калебасы могут иметь формы таза, чана, чаши, миски, кувшина, бутыли и т. п. Помимо хранения продуктов высушенные плоды бутылочной тыквы или калебасового дерева используют для изготовления музыкальных инструментов, приспособлений для рыбной ловли, ритуальных масок и других предметов.

    Калебасы часто украшаются стилизованными изображениями животных, птиц, растений или геометрическим орнаментом, выполненными росписью натуральными красками, выжиганием, процарапыванием или резьбой

    Пока тыква не вызрела - ее перевязывают веревками, кто как хочет. Тогда у калебаса сформируется "талия" или даже две-три. Африканцы созревшую тыкву обычно клали в муравейник, тогда муравьи выедали всю мякоть, а оставшаяся кожура высыхала и калебас был готов. Готовый калебас раскрашивают растительными красками или делают узор раскаленными железными прутиками.

    Ткачество и его примитивные формы.

    Ткацкое мастерство широко распространено среди народов Африки. Местные ремесленники были настоящими мастерами своего дела, нередко изготавливая ткань искусней, чем их европейские и азиатские коллеги. Виды тканей в Африке столь же многочисленны и разнообразны, сколь многочисленны и разнообразны африканские народы.

    Весьма разнообразны виды тканей хауса: красная с белыми полосами - "бараге", которая шла на платки и рубахи; черная с голубыми полосами "сааке", использовалась для шитья рубах, шаровар и шапочек; черная с синими полосами "зальзама" предназначалась для женских головных платков, делали также синюю ткань с белыми полосами, голубую с черными и много других видов. Особенно дорого ценилась хлопчатобумажная ткань с вплетением шелковой нити.

    Окраска тканей была поставлена на широкую ногу. Население целых кварталов в Кано и других городах было занято исключительно этим промыслом. Окраску производили в земляных ямах, выдерживая ткани до 10 дней. О широких размерах производства можно судить по тому факту, что в некоторых селениях встречались до 50 красильных чанов, не говоря уже о крупных городах, где их насчитывалось до нескольких сотен. Для окрашивания тканей в красный, зеленый, желтый и другие цвета использовали растительные красители из некоторых видов тростника, корней, растения тури, лимонного сока и др.

    У народа йоруба существуют два вида ткацких станков: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сходен с ткацким станком хауса, на нем можно изготовить лишь узкую полоску ткани, на станках такого типа работают только мужчины. Второй тип станка, вертикальный, сходен со станками для плетения циновок, распространенными в Конго. На вертикальных станках у йоруба ткут женщины. В XVI веке хлопчатобумажные ткани Бенина и Золотого Берега славились по всему побережью и даже в середине XIX века вывозились в другие районы Африки.

    Именно возможностями ткацкого станка определялась ширина ткани. Обычно на африканском ткацком станке можно было изготовить полосу не шире 30-50 см, поэтому при изготовлении одежды сшивали вдоль несколько полос. У амхара, галла, тигре ткацкий горизонтальный станок позволяет выделывать полосы шириной до 1 м. В 20-30-е годы ХХ века местную тканину практически вытеснили дешевые английские, американские и японские ситцы, но после Второй мировой войны в связи с сокращением импорта местами вновь возродилось местное ткачество.

    У народов лесной полосы вместо хлопка в качестве исходного сырья используется волокно пальмы-рафии и некоторые растения (их обрабатывают как коноплю). Почти каждый народ этой полосы имел в прошлом искусных ткачей, но некоторые особо выделялись. Еще в XVI-XVII веках славились ткани баконго, вызывавшие изумление европейцев, которые сравнивали их с лучшими сортами бархата и шелка. Одна группа народа бакуба (Демократическая Республика Конго) даже получила от соседей наименование - "бамбала" (люди ткани). В землях бакуба европейские ткани долго не имели спроса и местные колониальные чиновники не советовали купцам из Европы рассчитывать на сбыт дешевой мануфактуры.

    Ткачество считалось у бакуба мужским занятием, но все последующие операции по обработке ткани (размягчение, вышивку, окраску с нанесением рисунка) выполняли женщины. Однако если ткань предназначалсь для верховного правителя Куба, весь цикл работ проводили мужчины.

    Изготовлением "мбала" (гладкотканых материй) занимались многие бакуба. Сложнее было получить ткань "бадинга" (с узорчатым вытканным рисунком), и не каждый ткач брался за эту работу. Особого искусства требовали "мусесе" (вышитые ткани).

    Делали бакуба и окрашенные ткани с оставленным рисунком. Окрашенный в красный цвет кусок ткани прикрывали кусками тростника в форме треугольников, розеток, кругов и ромбов, а оставшиеся участки тканей красили в черный цвет. Когда же краска высыхала, куски тростника снимали. Так получали материю с красным рисунком на черном фоне.

    На Мадагаскаре кроме тканей из хлопка ткут и шелк для ламбы. Из грубых волокон (рафия) изготовляют декоративные ткани, украшенные многоцветным геометрическим орнаментом. На табачно-зеленом, красном или оранжевом фоне ткут фигуры людей, животных, сложные геометрические композиции, узоры, воспроизводящие рисунок змеиной кожи.

    Металлы и методы изготовления изделий из них.

    Обработка металла - столь же древнее ремесло, как и его плавка. Вначале медь, железо и сплавы использовались лишь в качестве украшений, а также для изготовления культовых предметов. Между изделиями кузнецов древности и средневековья, безусловно, главное место занимают бронзовые изделия из Ифе и Бенина (Нигерия): ритуальные колокольцы, топоры, ножи из бронзы, скульптурные изображения людей и животных, пластины с барельефами. В Бенине почти вся бронзовая скульптура хранилась во дворце правителя, крышу которого венчали фигуры расправивших крылья птиц и змей, символов могущества правителя и его рода. Расцвет "дворцовой" школы Бенина приходится на период между XV и XVIII веками. Дворец был варварски разрушен во время бомбардировки Бенина в 1897 году, разграблен и все основные ценности вывезены в Европу. В собрании Британского музея хранится более 200 бронзовых пластин-барельефов.

    На всем протяжении западного побережья Африки и Гвинейского залива расположены зоны литья мелкой пластики. Особенно хорошо известны работы по металлу народности ашанти (Гана). Их гирьки для взвешивания золотого песка представляют собой миниатюрные скульптурные группки, изображающие жанровые сценки по мотивам пословиц и поговорок.

    Крупное литье Бенина и Ифе, мелкая пластика гвинейских народов выполнялись в технике "потерянного воска". На глиняной основе сначала делали модель с грубо намеченными основными деталями, затем наносился слой подогретого воска, на котором прорабатывались все детали (прическа, уши, украшения), болванка вновь покрывалась слоем глины, в котором сверху и снизу оставляли отверстия. Затем в отверстия лили расплавленный металл, который заполнял место растопляемого воска. После удаления верхнего слоя глины оставалось готовое полое внутри бронзовое изделие. Художник ножом сглаживал неровности и наносил гравировку и окончательную отделку.

    Наряду с литьем в различных районах Африки была известна и ковка металлов. Там, где не было собственных рудных залежей, кузнецы использовали закупленные на стороне железо и медь. Так, древние металлурги Луба снабжали металлом почти всю Центральную Африку. Африканские кузнецы использовали простейшие инструменты: наковальню из камня или прочного металла, небольшие листовидные молоты, клещи и щипцы, которые нередко заменялись простыми деревянными палочками или дощечками. Такими несложными инструментами кузнецы Африки выполняли самые разнообразные изделия из металла: рабочие части мотыг, наконечники копий и стрел, лезвия топоров и ножей. Ювелиры делали из драгоценных и цветных металлов браслеты, кольца, шпильки для волос. Парадные ножи и топоры украшали узорами, выбитыми по металлу. Некоторые народы (балуба)умели вытягивать проволоку и инкрустировать ей деревянные части металлических изделий и лезвия парадных мечей. Кузнецы народов Центральной Африки (мангбету, бакуба) выковывали необычное оружие - многолопастные обоюдоострые метательные ножи.

    В лесных же районах те, кто хотели занять трон правителя должны были сначала доказать свои умения в кузнечном ремесле, нередко «лесники» приклонялись перед кузнечным ремеслом. Хотя, в то же время в Западном Судане, на территории государств Мали и Сонгаи, люди, выплавлявшие и обрабатывавшие металл, составляли низшую касту, их презирали и в то же время побаивались. У некоторых народов слова "кузнец" и "раб" оказывались близкородственными.

    Традиционные жилища народов Африки.

    Крааль

    Крааль - тип поселения у скотоводческих народов Южной и Восточной Африки — кольцевой планировки, обычно укреплённое изгородью, в центре — загон для скота. У народностей банту крааль также представляет собой отдельное домохозяйство или поселение; является наименьшей единицей в традиционной социальной организации и состоит из главы семьи, его жены или жен, детей и других родственников, живущих в том же краале.

    Тукуль

    В Эфиопии традиционное жилище — тукуль круглая бревенчатая хижина с обмазанными глиной или навозом стенами и с конусообразной кровлей или каменная прямоугольная постройка с плоской крышей – хыдмо.


    Жилища бушменов

    Бушмены – в качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами.

    Суданский стиль

    Жилище суданцев — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, в саванне — дерево, ветки, солома, в лесах — пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых; повсеместно при постройке жилищ используются кожи, шкуры, ткани, циновки, навоз, ил. В этом районе сложился суданский стиль архитектуры из сырцового кирпича, часто облицованного сланцем, или из камней на глиняном растворе; характерны расчленение фасадов пилястрами, глухие массивные конических или в форме усечённой пирамиды башни и минареты, пронизанные торчащими наружу балками перекрытий.

    Мавританский стиль

    В странах Магриба распространён мавританский стиль городской архитектуры. Жилище земледельцев: глинобитные или саманные постройки с плоской крышей, часто с террасами, выходят на внутренний двор, на улицу усадьба выходит глухой стеной.

    Архитектура Мальгаши

    Мальгаши на Мадаскаре живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова.

    На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают легкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах.

    На жарком засушливом юге и западе легкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновения холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы.

    Одежда

    Западная Африка (пример из Сенегала)

     Мужчины обычно носят широкую тунику - среднюю (до бедер), до колена или длинную, чуть выше щиколоток со свободными штанами. Есть варианты туники покороче, которая называется дашики. Сейчас ее носят, как обычную футболку: с джинсами. Длинная мужская туника под названием гран бубу носится поверх дашики. А завершает весь образ шапочка куфи.

    Женщины так же, как и мужчины носят дашики, но уже с юбками. Женщины из мусульманский семей, в Сенегале покрываются, хотя и с многочисленными изменениями. На голове обычно носится платок, вариантов повязки которого существует великое множество.

    Кенте - племенные короли традиционно носили этот шёлковый материал, который отличается искусными декоративными узорами на ткани. Ткань кенте (и ее имитация) стала важным символом африканской гордости среди потомков африканских рабов в Америке. В то время как ткачество было в основном женской работой в большинстве стран мира, в Западной Африке мужчины занимались изготовлением отдельных видов престижного текстиля.

    Большое влияние на одежду западной Африки оказывает исламский стиль, попавший сюда из северной Африки.

    Восточная Африка (Племя Масаи)

    Молодые воины, носят бисерные колье и толстые, цилиндрические украшения на мочке уха, особые причёски и головные уборы. Воины также носят короткие юбки из меха или шкур, в то время как женщины носят тканевые юбки. Незамужние женщины ходят с открытой, голой грудью и носят юбки и пояса с бисером. Замужние женщины традиционно носят хлопчатобумажные ткани для обертывания, которые бывают различных цветов.

    Традиционные африканские украшения тела, такие как краска тела и скарификация (модели декоративных шрамов) были проблемны для восприятия европейцев. Современные африканские правительства оказали давление на кочевников с целью заставить носить современную одежду, достаточную для покрытия гениталий и женской груди. К 1980 они были юридически обязаны носить одежду, когда входили в город.

    Южная Африка

    В южной части Африки существует минимальный и скромный стиль одежды. Химба, кочевые скотоводы, люди, живущие в Намибии, мужчины и женщины носят одежды немного больше, чем просто окрашенное тело и короткие юбки. Эти юбки были когда-то сделаны из шкуры, но теперь их делают из ткани. Химба имеют искусно плетёные прически, в качестве украшения они покрывают свои тела, включая волосы, смесью жиров животного происхождения и красного порошка охры. Женщины Гереро (раньше мбанду), Намибии носят длинные хлопковые платья с длинными рукавами. Это стиль, введённый немецкими миссионерами в 19 веке. Среди косы из Южной Африки незамужние девушки носят короткие юбки и ходят с голым торсом; замужние женщины носят юбки, охватывают грудь, и носят сложный головной убор.

    Бушмены

    Одежду бушменов составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений.

    Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке — обычай, присущий женщинам. Также они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам.

    Используемые источники:

    1. https://ru.wikipedia.org/

    2. https://zen.yandex.ru/media/id/5d21c349ecbe4e00ad59b8a3/plemia-pokot-udivitelnye-tradicii-i-obychai-5d348f5f0aca0500ae5c2b93

    3. https://ethnography-ru.livejournal.com/257508.html

    4. https://ethnography-ru.livejournal.com/252088.html

    5. https://ecoportal.info/poleznye-iskopaemye-afriki/

    6. http://africaners.com/istoriya-afriki/drevnyaya-metallurgiya-v-yuzhnoj-afrike/

    7. Асоян Б.Р. Все еще удивительная Африка. М., 1987

    8. Арсеньев В.Р. Звери – боги - люди. М., 1991. (народы Западной Африки) 


    написать администратору сайта