тема 7. Тема 7. Репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия
Скачать 120.64 Kb.
|
Публицистика называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. Публицистика близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Газета может писать о политике, дипломатии, спорте, искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы трудно исчерпать, настолько они разнообразны. Многообразен и жанровый репертуар публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры. Публицистика — это словесное искусство. публицистический стиль: разбор примера Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия. Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили: собственно публицистический; научно-публицистический (научные статьи); художественно-публицистический (статьи развлекательного характера). Рассмотрим пример научно-публицистического стиля. Отрывок из статьи: Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их? Черты публицистического стиля: Коммуникативными целями текста, в первую очередь, являются информационная и воздействующая. Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»). Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость, разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы, грозные приговоры); Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость, скандальные случаи приватизации, грозные приговоры, катастрофически падает); Непринужденное использование одновременно экспрессивных и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра); Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу); Принципиальное отождествление автора с рассказчиком; В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения предложений, а также их простоту и ясность. Публицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль. О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье. Жанры публицистики Заметка Заметка – краткое сообщение в печати. Микроавтобус расстрелян среди бела дня. Самое тяжелое за последнее время преступление совершено в нашей столице. Среди бела дня был в упор расстрелян микроавтобус, в котором перевозилась зарплата для работников одного из предприятий. Убиты шофер, бухгалтер, кассир, которые находились в салоне. Похищено более 25 тысяч долларов. Нападавшие стреляли и в невольного свидетеля — 12-летнюю девочку - и попали ей в плечо. (Главное — точно выразить суть информации, лаконично сообщить о факте, событии без комментариев, оценок, выводов) Репортаж Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Репортаж — это глаза и уши читателя. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший или наблюдающий событие, а нередко и участвующий в нем. Отсюда — возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, другими словами, использование всех многообразных средств, которые дают в результате эффект присутствия. Восьмого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Гитлеровская Германия поставлена на колени. Война окончена. Победа. Язык протокольно сух, предельно сжат. Он состоит из четырех предложений. Первое содержит лишь указание на время события, второе и третье обозначают его результат. Четвертое — лаконичное, однословное — окончательно формулирует то же самое. Информация дается предельно сжато: ни одного лишнего слова, только факт, только событие. Весомость каждого из предложений подчеркнута абзацным выделением. Длина предложений постепенно убывает к последнему, самому главному, самому короткому — Победа, резко выделяемому благодаря своеобразному синтаксическому «сужению». Все предыдущие предложения как бы подготовляют это последнее ударное слово Что может быть сильнее, проще и человечнее этих слов! Шли к этому дню долгой дорогой. Дорогой борьбы, крови и побед. Авторы как бы говорят: такие простые и вместе с тем значительные слова не нуждаются в пространных комментариях И вот он, вот этот день: Берлин в дымке. Машины проходят под воздвигнутой нашими бойцами аркой победы. Над ней гордо развеваются три флага и надпись: «Красной Армии — слава!» Вот наконец Калсхорст. Калсхорст — это берлинский пригород — сегодня на наших глазах вошел в историю. Здесь могила гитлеровской Германии, здесь конец войны. Все здесь принадлежит истории. И это здание бывшего немецкого военно-инженерного училища, в котором состоялось подписание акта капитуляции. И этот зал офицерской столовой и все минуты короткого, но преисполненного глубокого волнения и смысла заседания... Далее следуют скупые строчки, описывающие само событие: В зал входят главы и члены советской, американской, английской и французской делегаций. Историческое заседание начинается. Оно очень недолго продолжалось, немного людей присутствуют в зале, немного слов произносится. Но за ними долгие годы войны. В зал входят немецкие генералы. Впереди — генерал-фельдмаршал Кейтель. На его лице багровые пятна, глаза слезятся. Он садится за стол и подписывает акт о капитуляции. Кейтель подписывает все экземпляры акта. Это длится несколько минут. Все молчат, только трещат киноаппараты. Описание весьма выразительно своей нарочитой «приземлен-ностью», будничностью. Фразы предельно сжаты, динамичны. Историческое заседание длится несколько минут. Надо зафиксировать все детали (отсюда — детализированный портрет Кейтеля). Все важно для истории. И это очень точно передается в коротких предложениях, рисующих процесс подписания акта капитуляции. Лексика весьма проста, подчеркнуто нейтральна. Здесь нет ни одного эмоционально окрашенного слова. Завершает репортаж наиболее эмоциональная в нем часть: Сейчас в этом зале гитлеровцев поставили на колени. Это победитель диктует свою волю побежденному. Это человечество разоружает зверя. Победа! Сегодня человечество может свободно вздохнуть. Сегодня пушки не стреляют. Появляется эмоционально окрашенная, оценочная лексика и фразеология (гитлеровцы, поставили на колени, разоружает зверя) 3 Очерк В очерке факты и события не только воспроизводится, но и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки каких-либо проблем. Очерк — более широкий, по сравнению с репортажем, более аналитический и более «личный» жанр. Авторское «я» очерка несет в себе глубокое содержание, выполняет большую психологическую нагрузку, определяет стиль и тональность произведения. Образы и картины очерка сугубо конкретны, документальны, но мысль и весь логический аппарат очерка — обобщающи, устремлены к практическому выводу, рассчитаны на широкое поле действия. Есть у Анатолия Аграновского рассказ «Долгий след» Это рассказ о крестьянине, который строил дом из камня. Его спросили, почему не из кирпича: было бы красивее. «Да,— сказал он, — но кирпич держится только восемьсот лет».Мысль о будущем, умение видеть жизнь дальше своего предела — свойство людей. В этом отношении очерк - самый «субъективный» публицистический жанр. В этом заключается и сила, выразительность его. Он привлекает именно открытостью чувств и мыслей автора, который делится с читателем сокровенным, пережитым, продуманным. В стиле очеркового жанра много общего со слогом дневниковых записей, ведущихся для себя. 4. Интервью. Изложение содержания беседы в этом жанре ведется от имени человека, который дает интервью. Но это не значит, что роль автора сводится к механическому записыванию ответов собеседника. Успех зависит от автора, от его умения вести беседу, расположить собеседника к непринуждённому, задушевному разговору. Поэтому корреспондент должен основательно подготовиться к ней. Прежде всего важно точно определить тему и цель беседы, познакомиться с литературой по данному вопросу, составить вопросник. Вопросы должны быть интересными, четкими, конкретными. В начале интервью сообщается тема разговора и сведения о собеседнике Чаще всего интервью строится в виде диалога. Интервью (англ.) – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. – Ербол, в 2004 году Вы создали благотворительный фонд "Счастье своими руками". Каковы задачи фонда? – Одна из главных задач – это открытие школы для незрячих массажистов или факультета на базе медицинского училища. Стать настоящим массажистом можно только на базе профессионального обучения. Образование можно получить в Кисловодском медицинском колледже для незрячих и слабовидящих. Это далеко и учиться нужно не один год. Поэтому такой факультет просто необходим. Ведь у инвалидов более чувствительные пальцы рук, чем у зрячих. Вопросы для самоконтроля 1. Какую сферу деятельности обслуживает публицистический стиль? 2. Назовите характерные особенности публицистического стиля? 3. Перечислите жанры газетно-публицистического стиля . 4. Какую функцию выполняет газетно-публицистический стиль? |