Эссе по философии. Эссе проблема человека в философии. Решение именно проблем
Скачать 19.02 Kb.
|
Проблема человека в философии - настолько обширная тема, что её можно сопоставить с философией как наукой в целом, поскольку решение именно проблем человека - задача этого извечного вида деятельности, поисков и исканий, сопровождающих всё человечество издревле. Учение о человеке – Антропология от греч. Antropos – человек и logos – учение Философская антропология изучает наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида В средневековой философии преобладает теоцентрический подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба определяются через отношение к Богу. В эпоху Возрождения получили дальнейшее развитие традиции античности. Человек рассматривается не только в тесной связи со Вселенной, но постепенно провозглашается ее центром, творческим началом, подобным Богу Проблема человека – традиционно одна из центральных в философии. Философская антропология - часть философского знания, учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия - развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Философская антропология 20-е годы ХХ в. Основоположник - Макс Шелер. Значительный вклад внесли Г. Плесснер, А. Гелен и др. Основой философской антропологии стали общие догадки Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Современная Ф. А. - сложное и противоречивое явление, в ней уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих противоположные мнения о человеке. Эрнст Кассирер выделял 4 этапа в изучении человека: 1) изучение человека метафизикой (античность). 2) изучение человека теологией (средневековье). 3) изучение человека математикой и механикой (Новое время). 4) изучение человека биологией. Человек в античной философии. Человек – часть космоса, микрокосм; Главный признак человека – разумность Сократа – сформулировал принцип этического рационализма. Аристотель выделял два признака, отличающих человека от животного, - разумность и социальность. Платон – основоположник антропологического дуализма души и тела. В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С. Кьеркегор, В. Дильтей, Ф. Ницше); 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс); 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Философия ХХ века. Фрейдизм и неофрейдизм Фрейдизм - объяснял явления, относящиеся к человеку, обществу, культуре, на основе учения З. Фрейда о бессознательном. Неофрейдизм - это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма. Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными. Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем. Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека. Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств. Особенности личности определяют: психологическая сущность, мировоззрение; целостность убеждений, отсутствие в них противоречий; характер интересов и потребностей; осознание своего места в обществе; соотношение различных личностных качеств. Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в: индивидуальности. духовности. социальном статусе. коммуникации. Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества. Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении. |