Главная страница

Корпорации в Римском Праве. Корпорации в Римском праве. Решение на создание корпораций, но все они кроме (религиозных и некоторых других видов организаций), должны были получать разрешение сената и императора


Скачать 47 Kb.
НазваниеРешение на создание корпораций, но все они кроме (религиозных и некоторых других видов организаций), должны были получать разрешение сената и императора
АнкорКорпорации в Римском Праве
Дата18.01.2022
Размер47 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКорпорации в Римском праве.doc
ТипРешение
#334297

Корпорации в Римском праве

Юристы древнего Рима не использовали такого понятия как «юридическое лицо», поскольку само Римское право является по сути «частным», т.е. все строится вокруг определенных персон, являющихся гражданами Рима.

С одной стороны, нет такого термина, с другой римские юристы признают существование различных организаций, у которых тоже есть права, но при этом, организация представляется как определенные физические лица, состоящие в ней и обладающие определенными правами.

В законах XII таблиц было дано разрешение создавать различные религиозные организации (или корпорации), объединения по профессиональному принципу (цеха или гильдии мастеров, работающих по одному профилю). Такие объединения не нуждались в выдаче особых разрешений или какой-то санкции со стороны государства. Они могли сами разрабатывать для себя внутренние документы, устав, положения или акты регулирующие их деятельность, но при этом должны были соответствовать нескольким критериям: состоять не менее чем из трех человек (tresfaciunt collegium, это называлось коллегия) и не нарушать никакие уже принятые верховной властью законы и постановления.

Император Юлий Цезарь, запретил создавать новые корпорации, считая, что подобные организации открывают дорогу к различным негативным моментам и злоупотреблениям.

Император Август ввел разрешение на создание корпораций, но все они кроме (религиозных и некоторых других видов организаций), должны были получать разрешение сената и императора.

За древнейшими корпорациями не признавалось право иметь выделенное имущество, оно всегда было ассоциировано с членами этих организаций и могло использоваться корпорацией только во время ее существования. Если корпорация прекращала свое существование, имущество должно было быть роздано ее бывшим членам или их наследникам.

Корпорация не могла представлять свои интересы сама в общественных местах и судах.

Некоторые известные римские юристы, такие как Марциан, Алфен и Ульпиан рассматривали корпорации как определенный и независимый от внешней среды субъект. Правда, они предпочитали высказываться об этом иносказательно, приводя различные жизненные примеры.

Марциан считал, что есть объекты, имущество которых в равной степени является общественным (театры, бани, рынки и т.д.), а не разбивается по отдельным своим владельцам.

Алфен считал, что при объединении людей с общей целью (например, при вступлении в легион) их имущество является общим, по аналогии с кораблем, которому в результате поломки приходится менять разные свои части, но он остается тем же кораблем, так и легион, который теряет одних солдат, но на смену им приходят новые, и он остается тот же самый. Поэтому он как объединение людей существует независимо от каждого из этих людей.

Постепенно к римским ученым-цивилистам приходило понимание, что бывают такие обстоятельства, когда люди объединяясь делегируют часть своих прав и обязанностей некой общности (корпорации), существующей независимо от них.

Ульпиан считал, что в корпорации (universitas) не важно, остались ли те же люди, которые ее создали или пришли новые, поскольку долги корпорации и долги ее участников – суть две разные вещи.

Если сравнивать классическую корпорацию (universitas или collegium) с товариществом (societas) можно увидеть явные отличия: любые изменения среди участников товарищества приводят к одному итогу – заключению нового товарищества с новыми участниками и новыми условиями; любые изменения в структуре участников корпорации, практически не отражались на ее существовании, поскольку она существовала в прежнем виде и объединяла своих участников на тех же основаниях: единая цель, общее имущество (принадлежащее корпорации), возможность самой корпорации представлять саму себя в публичных местах.

Если участник товарищества принимал решение покинуть его, он выделял свой пай и забирал его с собой, в аналогичном случае с корпорацией, вышедший из нее, не имел права требовать выделить ему его имущество.

Основные причины, по которым прекращалась деятельность юридического лица: по решению его участников; при уменьшении числа участников менее трех; при деятельности, связанной с нарушением законов государства и запрете органами власти такого общества; при наложении органами власти запрета на существование организации данной сферы деятельности; при полной реализации организации всех поставленных участниками перед организацией целей.

Основные виды юридических лиц в Древнем Риме: государство, императорская администрация, церковные и благотворительные фонды, профессиональные союзы (религиозные и похоронные коллегии, декурии подчиненного служебного персонала, коллегии ремесленников, товарищества публиканов или откупщиков), национально-политические общины (города и колонии, ассоциации граждан, селения и провинции), лежачее наследство.
Корпорации в Западной Европе
Многие исследователи-цивилисты считают, что близкие к современному пониманию корпорации (акционерные общества) возникли на рубеже XVII – XVIII вв., когда были созданы Британская и Голландская Ост-Индские компании 1600 – 1602гг.

Когда говорят о средневековых корпорациях имеют в основном гильдии купцов-торговцев, цеха ремесленников, союзы промышленников и прочие подобные объединения. Эти объединения не ставили перед собой стратегические цели, которые ставят корпорации сегодня. Но, они уже тогда формировали свои уставы, акты, кодексы поведения и другие внутренние акты, регламентирующие их внутренние правила и политику в отношении с конкурентами.


Вмешательство церкви в дела подобного рода ассоциаций объяснялось тем, что церковь боролась, по ее мнению, с сильнейшим еретическим явлением, коим являлось традиционное гильдейское застолье.
желающие вступить в гильдию обязаны были принести клятву, беря на себя обязательство, неукоснительно соблюдать устав гильдии. Уставы в свою очередь устанавливали определенного рода мир и правопорядок, который необходимо было поддерживать внутри и защищать от посягательств извне


Управление своей деятельностью гильдия осуществляла посредством специально создаваемых органов. Высшим органом гильдии являлось общее собрание ее членов, которое созывалось ударами колокола. Общее собрание решало важные текущие дела, а также избирало из своего числа одного или нескольких председателей (глав, старост, старшин, магистров), а также казначея или несколько казначеев. Решения на общем собрании принимались большинством голосов членов. Свои должности председатели занимали строго определенный срок. Выборность органов и ограничение срока их полномочий обеспечивали постоянную ротацию кадров, а также свидетельствовали о правовом институте делегации полномочий. Примечателен тот факт, что выборы внутри гильдий носили свой, особый характер. Избранный член не мог отказаться от своего назначения, в противном случае он подвергался суровому наказанию в виде исключения из гильдии. В этом смысле подобные выборы являлись проявлением и выражением воли самих членов гильдии и противопоставлялись выборам короля или папы, которые носили сакральный характер. Само членство в гильдиях было основано на принесении взаимной клятвы, которая указывала на свободу воли и равенство объединившихся для достижения уставных целей. Клятва, которую использовали члены гильдий, являлась взаимной, т.е. создавала именно горизонтальные, а не вертикальные связи между индивидуумами.

Председатели гильдий обладали следующими группами полномочий: руководство текущей деятельностью гильдий и решение сопутствующих вопросов, издание различных нормативно-правовых актов необходимых для нормального ведения гильдии своих дел, контроль за соблюдением устава и правил гильдии всеми ее членами, привлечение провинившихся членов к суду, представительство гильдии от имени ее членов перед короной, церковью и другими корпоративными образованиями. Важным достижением гильдий явилась как раз возможность и право отстаивать свои интересы от собственного имени. Таким образом, гильдия заявляла о себе как о полноправном участнике общественных и правовых отношений, что свидетельствовало о ее правосубъектности. У председателя гильдии были свои помощники, которые занимались административными и экономическими вопросами. Также, существовала специальная должность (ключник), в обязанность которой входила подготовка и организация гильдейских пиршеств, которым, согласно уставу, отводилась очень важная роль. Следует особо подчеркнуть тот факт, что руководство гильдии по общему правилу не накладывало штрафов и других наказаний на членов гильдий за их проступки. Данное правомочие было прерогативой гильдейского суда. Члены суда избирались на общем собрании гильдии и строго на определенный срок. Данные должности по общему правилу занимали наиболее авторитетные братья, а должность председателя суда нередко совмещал старшина гильдии. Разбирательства дел проходили в закрытом от посторонних режиме, однако присутствие самих членов гильдии было обязательным. В зависимости от степени вины суд накладывал дифференцированные наказания. В большинстве случаев ими являлись различного рода штрафы. Наиболее суровым наказанием, как уже отмечалось выше, являлось исключение члена из гильдии. Телесные наказания гильдейским судом не применялись, а оставались в ведении общих судов. Участие в суде принимали все члены гильдии, за исключением тех, кто не мог явиться по уважительным причинам. Определенной спецификой обладает вопрос об имуществе подобных корпоративных образований. Подобно юридическому лицу, гильдии могли иметь и распоряжаться имуществом, которое находилось у них на праве собственности. Источниками формирования такого рода собственности были различного вида налоги, пошлины, а также членские взносы, выплата которых в соответствии с уставом была обязанностью каждого. Особенностью режима использования данных средств было то, что они не использовались в коммерческих целях. По общему правилу, данные средства предназначались для организации праздников и совместных застолий, для покупки и аренды недвижимости, необходимой для нормальной деятельности корпораций, для помощи членам гильдий и их семьям в случае нужды, на похороны и т.д. С помощью этих средств гильдии также выплачивали налоги короне или местным феодалам, которым было значительно выгодней и удобней взимать налоги с одной гильдии, нежели с множества разрозненных торговцев или мастеров. Нередки были случаи, когда корпорации за счет собственных средств выкупали дополнительные льготы и привилегии. Особняком стояла благотворительная деятельность корпораций, которая предусматривала строительство и ремонт религиозных объектов, помощь нуждающимся и самому городу, финансирование паломничества к святыням и т.д. Многие корпоративные образования зачастую ставили религиозные и благотворительные цели в качестве основы для своей деятельности и объединения. С того момента, как человек приносил клятву, он становился полноправным участником гильдии. Отношения в гильдии между ее членами строились и регулировались на началах, которые они вырабатывали самостоятельно, без какого-либо внешнего вмешательства в их деятельность. С юридической точки зрения, члены гильдии заключали между собой договор (контракт), который в свою очередь устанавливал определенный правопорядок. Данный контракт объективировал само объединение как полноправного участника любых общественных отношений, а члены гильдии становились самостоятельными субъектами корпоративных отношений. Гильдия в этом смысле, становится специфическим правовым образованием, типологически схожим с современными корпорациями. Также, это означает и то, что средневековые гильдии являются истоком современных корпоративных образований. При этом не следует забывать, что внутренняя структура гильдий, удовлетворяла не только экономические, но также религиозные, культурные, политические и другие потребности социальных групп. Появление же в гильдейских объединениях своего, сознательно созданного права, является важным шагом в формировании самого корпоративного права. Более того, право средневековых корпораций становится базой, на основе которой формируются правовые нормы и институты, которые затем становятся ключевыми для многих современных отраслей права.


написать администратору сайта