История создания преступ. и наказание. Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге.
Скачать 33.55 Kb.
|
История создания Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение. Как известно, Фёдор Михайлович известил об этом своего брата письмом: На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения… Данное письмо датируется 9 октября 1859 года. Как известно, история написания книги была изменена нуждой, в которой постоянно пребывал писатель. Изначально его замысел был глобальным: написать огромный роман – своеобразный ответ «Войне и миру» Л. Н. Толстого. Но Достоевскому срочно нужны были деньги, а Катков (его издатель) платил за завершенные произведения. Тогда писатель разбил свою идею на пять частей, и одной из них стал роман «Преступление и наказание». Отправной точкой создания книги стала газетная вырезка с заметкой о некоем преступлении в трущобах столицы. Федор Михайлович вдохновился реальным инцидентом, но все детали происшествия были вымышлены. Жанр и направление Как уже отмечалось, «Преступление и наказание» написано в жанре романа, точнее романа-исповеди. В качестве направления Достоевский выбрал реализм. События, описанные в этом произведении, западают в души и сознание читателей, потому что пугают долей «настоящего» в них. Федор Михайлович хотел создать роман-эпопею, но по финансовым обстоятельствам (он нуждался в деньгах) вынужден был умерить писательские амбиции. В итоге он разделил свой замысел на 5 самостоятельных романов: «Бесы», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот» и «Братья Карамазовы». Смысл названия Название как нельзя лучше подходит к содержанию романа, отражает основные события, вокруг которых разворачивается сюжет – преступление Родиона и наказание за него. Противоправное деяние уже в заголовке противопоставляется каре, описание которой занимает львиную долю объема. Логическое ударение читатель делает на втором слове, которое как бы перечеркивает первое и предрекает расплату за грех. Автор сознательно разрушает интригу, признаваясь уже вначале, что его герой – убийца, что его удел – разоблачение. Но суть романа – не детективная линия, а философская «начинка»: что бы ни сделал человек, как бы он ни прятал свои преступления, кара все равно настигнет его, ведь она исходит не от земных судей, а от того светлого или доброго, что в заложено в каждом из нас неведомой созидательной силой, сотворившей всех людей. Кроме того, оно отражает не только главное, криминальное преступление – убийство старушек, но и другие людские пороки, которые с моральной точки зрения можно считать преступлениями. Например, пьянство Мармеладова, работа Сони, «тёмные делишки» Свидригайлова и многое другое. Каждый герой получает свою кару, ведь от судьбы не уйти. Суть О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет. Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов. Судьба знакомит Раскольникова с семейством Мармеладовых, скатившихся в пропасть нищеты, где отец — пьяница, а дочь по имени Соня вынуждена заниматься непристойной работой, чтобы помочь семье. Именно Соня и становится в финале лучом света для потерявшегося Родиона. На волне своих размышлений Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы топором, но до этого он создал для себя судьбоносную оплошность – забыл закрыть дверь, в которую вошла сестра убитой. Такая случайность заставила героя убить и вторую жертву. После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном. Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним. В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию. Композиция Для простоты усвоения всех сюжетных линий Достоевский разделил свой роман на части, их в итоге получилось 6 (7 — эпилог). В свою очередь, каждая из частей делится на главы, их порядка 6 в каждой части.Символично, что по смысловой нагрузке роман можно поделить лишь на 3 части – собственно преступление, наказание и эпилог. В первую часть входят все размышления Раскольникова, поиски себя и, в конце концов, совершенное убийство, точнее два. Вторая часть пропитана самоистязанием героя, его моральным наказанием как со своей стороны, так и со стороны общества. Заключительная часть романа дарит герои веру в искупление героя, путём его раскаяния перед Богом. Раскольникову пришлось полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь, поменять приоритеты и обрести новые ценности. Время и пространство Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения. Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни. Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан. Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом. Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц. Главные герои и их характеристика Достоевский вложил в каждого героя настоящую жизнь со страхами, переживаниями, проблемами и горестями. Родион Романович Раскольников – основной персонаж романа. На протяжении всего произведения поддаётся мукам размышлений, постоянно находится в поиске себя. Такой потерявшийся, запутанный, несостоявшийся индивид, одаренный незаурядным умом. Родион — далеко не глупый молодой человек, он студент юридического факультета, однако из-за отсутствия средств вынужден бросить учёбу. В его голове зреет теория об обыкновенных и великих людях, он неоднократно задаётся вопросом «Кто я? Тварь дрожащая или правоимеющий?». Чтобы разобраться в этом, решается на убийство старухи-процентщицы и её сестры. Однако убийца не может заглушить голос совести и едва не сходит с ума, ведь, несмотря на совершенное преступление, он все еще остается добрым и хорошим человеком с обостренным чувством справедливости. Алена Ивановна (Старуха-процентщица) – жертва теории Раскольникова. По описанию Достоевского она не отличалась добротой и нежностью, напротив, была жестокой и бессердечной. В свои почтенные года создала у себя дома ломбард, куда людей приводила тяжёлая жизненная ситуация. Пользуясь их положением, она наживалась – за вещи платила мало, а проценты брала высокие. При этом она еще и тиранила свою сестру Лизавету. Одним из её клиентов оказался Родион Раскольников. Семен Захарович Мармеладов – глава семейства Мармеладовых. Добрый, но слабовольный человек, который женился на многодетной вдове из жалости, но не смог вынести груз ответственности. На его примере можно описать то, как жизнь уходит из-под ног. Пару лет назад он жил спокойной жизнью, кормил семью, имел стабильную работу. Идиллия омрачилась увольнением, что повлекло за собой беспробудное пьянство. Такой образ жизни в короткие сроки вогнал семейство Мармеладовых в нищету. Соня Мармеладова – дочь бывшего чиновника Мармеладова. Путь этой героини вызывает жалость и сочувствие. Скромная, робкая девушка вынуждена в свои 18 лет работать по жёлтому билету, чтобы хоть как-то помочь своей семье выжить. Символично, что она продала свою невинность за 30 рублей – предала сама себя, как Иуда продал Христа за 30 сребреников. Софья верит в Бога и находит в себе силы сохранять чистоту души, несмотря на род занятий. Судьба сводит её с Родионом Раскольниковым, которому она западает в душу. Девушка помогает ему осознать необходимость раскаяния и нравственного возрождения. Катерина Ивановна – жена Мармеладова. Женщина из другого слоя общества, нежели сам Мармеладов. У неё есть светские манеры, образование и нравственные ценности. Катерина – мать троих детей и, по совместительству, мачеха Сони. Нахождение в этой семье приносит ей боль и страдания, она не может смотреть на пьяного мужа и нуждающуюся семью, будучи не в силах помочь. Нервные расстройства вызывают у неё чахотку. Ее истерики, вызванные малодушием и слабостью, превращают и без того нелегкую жизнь семьи в ад. Дуня Раскольникова – названная Авдотьей, старшая сестра Родиона Раскольникова и его полная противоположность. В отличие от него, она девушка с твёрдыми убеждениями, со сформировавшимся взглядом на мир и стойким нравом. Её отношения с братом отличаются теплотой и душевностью, она всегда стремится помочь ему разобраться в его бедах и поддержать в трудных ситуациях. Ради блага своей семьи собирается выйти замуж по расчету за господина Лужина, однако этому браку не было суждено свершиться. Является двойником Сони: она тоже готова принести себя в жертву семье, став женой нелюбимого человека. Дмитрий Прокофьевич Рузумихин – друг Родиона и (в финале) муж Дуни Раскольниковой. По описанию Достоевского является достаточно благородным человеком, открытым, готовым прийти на помощь в любой момент. Имеет позитивный и твердый характер, стремится к честному труду и размеренному образу жизни. Надежный и стойкий товарищ. Аркадий Иванович Свидригайлов – потерявшийся персонаж произведения. Помещик, развращённый необузданными страстями. Автор называет ему самодуром и сомневается в чистоте его намерений. В конце концов, Свидригайлов совершает самоубийство. Символика Роман наполнен интересными и с первого взгляда незначительными деталями и знаками, которые могут многое рассказать о смысле книги. Сны Раскольникова Сон о лошади. В нем Родион, будучи маленьким мальчиком, видит избиение лошади и сочувствует ей, горько плача. Этот эпизод демонстрирует двойственность натуры героя, который хочет убить человека, но при этом так остро реагирует на боль животного. Это, очевидно, воспоминание из детства Раскольникова. Сон об Африке. Герой видит прекрасные пейзажи заморской страны: золотые россыпи песка, голубую гладь воды, зелень оазиса. Это видение представляет собой контраст с тем, что реально окружает Родиона. Автор вводит данный эпизод, чтобы ярче показать убожество бытия героя и подчеркнуть его фантазию, которая заставляет его мечтать о большем и мучает несбыточными желаниями. Сон об Илье Петровиче и хозяйке. Полицейский бьет хозяйку квартиры героя, а сам Родион боится своего задержания, однако не делает ничего, чтобы избежать его. Это сновидение выдает колебания Раскольникова и его страх перед арестом. Сон о смеющейся старухе. В нем герой приходит на место преступления, и его жертва спит, но внезапно просыпается и заливается смехом. Убийца пытается расправиться с ней, но ничего не выходит. В итоге он сбегает под хохот Алены Ивановны, а вокруг него снуют толпы людей. Все они смотрят на него, а он останавливается не в силах двигаться дальше. Этот отрывок разоблачает еще один страх героя – боязнь публичного раскаяния и неминуемого позора. Сон о конце света. Раскольников видит, что весь мир осужден на смерть от моровой язвы. Но выживут лишь немногие избранные люди, это и есть час суда над человечеством. Данное сновидение свидетельствует о нравственном очищении души Родиона, о его готовности к полному раскаянию. Цифры и числа В Библии именно эту сумму получил предатель Иуда, который обрек Иисуса на смерть своим доносом. В романе это число тоже означает предательство. Соня продает себя впервые и приносит домой 30 целковых. Последние деньги — 30 копеек — она спустя время дает отцу на похмелье, а он чувствует себя Иудой в этот момент. Марфа Петровна, супруга Свидригайлова, отдала 30.000 р., чтобы выручить мужа из долговой ямы, а он потом покушался на ее жизнь. Эта цифра в христианской мифологии означает союз Бога и человека, так как состоит из 3 (Святая Троица, символ Бога) и 4 (4 стихии, 4 стороны света, это символ миропорядка). В книге 7 частей (вместе с Эпилогом) – это потому, что в финале герой восстанавливает связь с Богом. В 7 Родион отправляется к старухе – это символизирует, что человек готовится порвать связь с Небесным отцом. Свидригайлов жил с супругой 7 лет – на седьмом году он совершает грех и рвет все связи с Богом. Во сне Раскольников видел себя в возрасте 7 лет – тогда он был еще чистым и невинным, чувствовал близость Бога. В Эпилоге выясняется, что Родиону остается 7 лет до конца каторги – это тоже символ восстановления гармонии. 4 – число мирового порядка. Поэтому автор часто сопровождает им критические моменты в жизни своего героя: Алена Ивановна живет на 4 этаже, как и Мармеладов, там же находится полицейская контора; рядом с тайником Раскольникова строится 4-этажный дом; памятное чтение Лазаря состоялось через 4 дня после преступления. 11 – число из притчи о виноградаре и работниках. В 11 пришел последний гость, которого радушно принял хозяин. Именно в этот евангельский час Родион приходит к следователю и сознается в преступлении. Тогда же Раскольников приходит к Соне. Это означает, что покаяться и вернуться к Богу никогда не поздно. Религиозные символы На протяжении всего романа главный герой уподобляется Лазарю, персонажу библейского сказания. Этого человека похоронили, но Иисус воскресил его. Так и Родион был нравственно и духовно мертв, но потом ожил на каторге. Сходство Раскольникова с трупом писатель подмечал очень тонко: описывал его бледность, постоянно упоминал о его лежачем положении, сравнивал комнату с гробом. Герою в бреду казалось, что его тело вынесли. Также он слышит, как во дворе кто-то заколачивает что-то. Сестру и мать он упрекает в том, что они как будто его хоронят – слишком эмоционально прощаются с ним. В финале же он говорит, что воскрес. Имена Марфа – в притче о Марфе и Марии сказано, что Марфа заботилась об обильном угощении, тогда как ее сестра слушала Иисуса, что было гораздо важнее. Так и жена Свидригайлова заботилась только о материальной стороне жизни в ущерб духовной. Раскольников – от слова «раскол». Раскольниками называли тех, кто отринул традиционные ценности и догмы. Этот термин стал общеупотребительным, когда раскололась православная церковь. Эта фамилия означает, что ее носитель отвернулся от всего, что дорого остальным людям. Софья. По библейской легенде так звали мать трех мучениц – Веры, Надежды и Любви. Их притесняла римская власть, потому что они были не язычницами, как все, а христианками. Это имя означает, что его носительница воспитывает окружающих и направляет их на правильный путь. Кроме того, это имя в переводе с греческого – мудрая. Разумихин. Эта фамилия означает, что ее носитель разумен. Так и есть в романе: друг выручает Родиона и поддерживает его своим крепким и рациональным умом. Заметов. Письмоводитель из полиции сразу же заметил странности в поведении Родиона и подозревал его в преступлении. Темы Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности. Тематика книги разнообразна и многогранна: Закон. Автор рассуждает о законе, но имеет в виду не светский и государственный, а Божий закон. Именно по нему должны жить люди, иначе общество развалится и погрузится в хаос противоречий и взаимных обид. Правительство, конечно, тоже запрещает, но его власть не охватывает многие сферы, где необходимо регулирование. Например, закон преследует убийцу, но спокойно взирает на голодную смерть детей, спустя рукава наблюдает за развитием проституции, не трогает распоясавшихся ростовщиков. Справедливость. Единственный путь к справедливости – не насилие, а любовь. Родион пытался агрессией и убийством добиться перемен, но сделал лишь хуже. Зато смиренная и кроткая Соня действительно смогла помочь не словом, а делом. Везде, где бы она ни была, девушка восстанавливала гармонию взаимоотношений, проявляла отзывчивость и любовь. Это и есть залог восстановления справедливости. Насилие лишь плодит зло. Семья. Близкие люди – наш тыл и кров. Именно семья поспособствовала раскаянию Родиона, именно она помогла ему одуматься и жить дальше после трагедии. Она же давала Соне силы и стимул жить. В объединении людей автор видел спасение для всего мира. Любовь. Эта добродетель – основа межличностных отношений людей. Она помогла Родиону вернуться к полноценной жизни и вылечить душу. Она же сохранила детей Катерины Ивановны, ведь Соня, повинуясь любви, делала все возможное, чтобы спасти их. Это чувство порождает все самое хорошее, что есть в человеке. Маленький человек. Большинство героев романа – маленькие люди. Все они теряют себя в большом городе и не могут найти в себе силы исполнить свои мечты, обрести смысл бытия. Они в безвыходном положении, и каждый из них по-своему барахтается в трясине, пытаясь вырваться. Проблемы Проблематика произведения весьма богата интересными и актуальными вопросами, которыми задаются многие люди. Автор поднимает множество проблем, но основная – это проблема ложных убеждений, она является актуальной во все времена. Теория, которой был предан Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора. Проблема сочувствия и сострадания занимает также занимает большое место в этом романе. Люди замыкаются в кругу своих интересов и бед, не видят и не хотят замечать трудностей и боли окружающих. Это ведет к тому, что все мы становимся одинокими эгоистами, удел которых – жалость к себе. Но решить проблемы мы можем только сообща, поэтому необходимо объединиться в борьбе с ними, проявляя отзывчивость и доброту к тем, кто нуждается в этом. Свобода и ответственность. Родион искал в теории независимости, возможности вырваться из узкого круга того, что он мог себе позволить. Однако идея о вседозволенности лишь загнала его в тупик и едва не лишила разума. Это говорит о том, что настоящая свобода возможна только при условии ответственности за то, что делает человек. Раскольников освободился лишь тогда, когда полностью принял на себя груз раскаяния и покаяния, когда ответил за то, что сделал, и научился обдумывать последствия своих поступков. Вина и совесть. Человек не может раскаяться и исправить ошибку, пока не осознает вину. В этом ему помогает только совесть, которая формируется в процессе правильного воспитания. Автор рассматривает эти понятия через религиозную призму, говоря, что именно христианское вероучение способно привить личности обостренное чувство ответственности и справедливости. Стоит только отказаться от веры, и человек потеряет способность верно оценивать свои поступки. А ведь только она сдерживает плохие стороны его характера. Основная идея Главная мысль, заложенная Достоевским, это неотвратимость раскаяния. Автор сумел показать читателю, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической. Кара всегда настигнет преступника, даже если он скроет все улики от полиции и скроется от земного суда. Небесное правосудие не дремлет, ведь его основы заложены в душе каждого из нас. Внутреннее состояние отверженного – это и есть его расплата за грехи. За каждым преступлением следует наказание, и в этом скрыта божественная справедливость, невидимая для человека. Смысл книги скрыт в ответе на главный вопрос: если путь Раскольникова неверный, куда же идти? Как исправить социальную несправедливость? Достоевский указывает на спасение в вере. Она дает нам силы и правильное направление, она учит любить, надеяться, помогать ближним. В ней скрыта вековая мудрость предков. Словом, христианская религия способна помочь человеку и вывести его из тупика на ту дорогу, которая приведет его к счастью обретения высшей справедливости. Чему учит? В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы. Таковы его нравственные уроки: Бoжия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести … Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления… Путь героя заканчивается тем, что он переосмыслил свои взгляды и переустановил жизненные приоритеты. Теперь он нашел себя в христианском смирении и любви к ближним. Таков вывод из прочитанного: помочь людям можно только добром, а не насилием. Мораль, которую мы должны вынести из этого произведения – это то, что над собой нужно постоянно работать, создавать из себя личность со своими вечными ценностями, моральными убеждениями и гуманным мировоззрением. А способность к раскаянию – это высшая добродетель. Критика У каждого читателя роман вызывает собственное восприятие и разные оценки. Например, критик Страхов дал высокую оценку произведению, подчёркивая, что в нем с огромной силой показано «извращение нравственного понимания героя». Страхов сожалел, что за пределами произведения оказалась вторая и, с его точки зрения, важнейшая сторона задачи – изображение «внутреннего переворота» Раскольникова, «пробуждения в нем истинно человеческого образа чувств и мыслей» |