Главная страница

Тема 10 (1). Решение проблемы познаваемости мира в философии. Уровни и формы познания. Основные виды познавательной деятельности


Скачать 418.48 Kb.
НазваниеРешение проблемы познаваемости мира в философии. Уровни и формы познания. Основные виды познавательной деятельности
Дата06.01.2023
Размер418.48 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТема 10 (1).pdf
ТипРешение
#874814

Тема 0
1
. Гносеология: учение о познании.
Основные вопросы:
1. Предмет гносеологии, решение проблемы познаваемости мира в
философии.
2. Уровни
и формы познания. Основные виды познавательной
деятельности.
3. Проблема истины в познании. Основные философские теории истины.
1. Предмет гносеологии, решение проблемы познаваемости мира
в философии.
Гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — понятие, учение) – это раздел философского знания изучающий проблемы познания. Сам термин
«теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), но само учение о познании стало разрабатываться со времен античной философии.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных проблем и вопросов гносеологии необходимо определиться, что мы понимаем под термином познание. Познание – это есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами процесс приобретения знаний. В свою очередь знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания. Довольно часто понятие знание отождествляют с понятием информация, однако следует их разграничивать.
Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных. В рамках системно-кибернетического подхода, рассматривающего растения, животных, человека, машины и пр. как сложные динамические или кибернетические системы, информация это набор сигналов, сообщений, способствующей саморегуляции и самоуправлению данной системы.
Например, заяц увидевший лису, получил информацию и, стремясь спасти свою жизнь, бежит от нее. Цветок распускается под воздействием солнечного света.
Холодильник отключается при достижении определенной температуры, охлаждается и включается вновь. Но человек несравненно больше, чем кибернетическая система, он способен не только воспринимать и использовать информацию, а осмысливать ее, структурировать, выявлять закономерности. Таким образом, знание – это содержания человеческого сознания и оно носит идеальный характер
1
Здесь может возникнуть вопрос, а насколько тогда наши знания, носят объективный характер или иными словами насколько наши знания, сформулированные в представлениях и понятиях, соответствуют реальному миру (объективной действительности)? Отмеченная проблема и является
1
При подготовке этого и следующего вопросов лекции использованы фрагменты материалов учебного пособия Сабиров В.Ш., Соиона О.С. Философия: учебник для студентов негуманитарных специальностей.
Новосибирск: НГАСУ, 2004 г. С. 83-85.
центральной в гносеологии и в наиболее общей форме ее можно сформулировать в вопросе - познаваем ли мир?
В истории философии сложись следующие точки зрения на решение поставленной проблемы: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Гносеологический оптимизм (реализм) – это философская позиция, сторонники которой признают принципиальную познаваемость окружающего мира человеком, исходя из имеющихся познавательных способностей и возможностей. Иными словами человек может получить объективные знания о мире, вопрос заключается лишь в правильности форм, способов, методов познания. Например, в античной философии, у Сократа – это метод майевтики, у Платона – истинность знания обеспечивается процессом припоминания того, что созерцала душа в мире идей, у
Аристотеля правильность познания обеспечивается применением форм и законов мышления (формальная логика). В Новое время, поиск истинных оснований познания породили эмпиризм и рационализм, и соответственно методы индукцию и дедукцию, а немецкая классическая философия, вошла в историю философской мысли обоснованием диалектического метода Гегеля.
Успехи в развитии научного знания со второй половины XIX века лишь укрепили веру в безграничность познавательных возможностей человека, но появление теории относительности Эйнштейна, не только привела к изменению физической картины мира, но и способствовали формированию новой парадигмы мышления. Так, например, в философии науки во второй половине, оформляется новое течение – постпозитивизм представители которого выступили с идей относительности научных знаний о мире, обусловленных определенным историко-культурным этапом, применяемыми методами исследования и т.п. (см. тему 1.8.) Эту точку зрения мы можем рассматривать как первый контраргумент, направленный против позиции гносеологического оптимизма. В качестве второго контраргумента, необходимо отметить, что в рамках гносеологии, рассматривается в целом процесс познания человеком окружающего мира и его нельзя сводить исключительно к научному познанию
2
. В следующем вопросе мы поговорим о видах познания более подробно, здесь просто отметим, что можно говорить об этическом, эстетическом познании мира, и признавая абсолютную ценность Добра, Красоты как базовых понятий отмеченных областей человеческого знания, следует помнить об их относительном содержательном наполнении для каждой эпохи, а порой и для каждого человека (например, представления о женской красоте).
Подобные и другие контраргументы породили альтернативные точки зрения на решение проблемы познаваемости мира: скептицизм и агностицизм.
2
Существует специальный раздел философского знания – эпистемология, рассматривающая специфику и закономерности научного познания. Хотя в современной западной философии, так и у ряда отечественных авторов понятия гносеология и эпистемология порой отождествляются.

Скептицизм - это философская позиция, сторонники которой выражают сомнения в возможностях человека получить истинное и достоверное знание. В качестве исходного принципа мышления выдвигается сомнение, в том числе сомнение в надежности истины.
Корни скептицизма уходят в античную философию, и основоположник этого направления Пиррон считая достоверными чувственные восприятия
(если нечто кажется горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным); утверждал, что заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Иными словами сомнения возникают, когда мы пытаемы рационально обобщить имеющийся у каждого, индивидуальный чувственный опыт. В средневековье, Возрождении элементы скептицизма мы обнаруживаем при критике догматической, схоластической традиции философии. Но наиболее ярко скептицизм представлен в философии Нового времени, в частности у Д. Юма, не только выразившем сомнения в возможностях человека получить достоверное знание о мире, но и поставив под сомнение само существование объективного мира. С этой точки зрения лишался смысла вопрос, верно ли наши знания отображают мир, ведь возможно все, что мы знаем о мире, и все что мир вообще есть – это не что иное как результат деятельности нашего сознания (см. тему 1.4). Эта позиция не могла не вызвать большого количества критических замечаний, в частности, если мы признаем что внешний мир это нечто иное как результат деятельности нашего сознания
(восприятия у Дж. Беркли), то почему тогда у большинства людей одинаковые представления о мире? Безусловно, подобный вариант скептицизма является его самой радикальной формой, но в целом скептицизм является неотъемлемой частью критического философского мышления, зачастую выражающего сомнения в устоявшихся представлениях и
«истинах». Элементы скептицизма мы можем обнаружить во многих философских направлениях, включая современную философию.
Агностицизм - это философская позиция, сторонники которой признают принципиальную непознаваемость сущности явлений и систем объективного мира. Очень часто агностицизм в философской литературе характеризуют как отрицание познание мира вообще. Подобное понимание представляется не совсем верным. Корнями агностицизм уходит в скептицизм, в том числе представленный во взглядах Беркли и Юма, но опирается на учение о познании И. Канта (см. тему 1.5). Напоминаем Кант выделяет «вещь в себе» - ноумен и «вещь для нас» - феномен или явления. Человеку доступно лишь знание только явлений, каковы же качества и свойства вещей самих по себе вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Но агностицизм
Канта не направлен на отказ от познания мира как такового, он выделяя
«вещь для нас» и «вещь в себе» использует это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей
субъекта. Идеи Канта оказали большое влияние на развитие множества философских направлений XIX-XX веков, как в рамках сциентизма, так и антисциентизма, пытающихся выявить и рассмотреть возможности, специфику познавательных способностей человека.
Таким образом, рассмотренные точки зрения сыграли большую роль в развитии философского знания и поисков ответа на вопрос о возможностях достоверного и объективного познания мира. Но анализ познавательных возможностей человека, включая имеющиеся форм и виды познания, все же заслуживает более детального рассмотрения.
2. Уровни и формы познания.
Основные виды познавательной деятельности
Познание человека протекает в рамках двух основных уровней, которые мы рассматриваем, как стороны познавательной деятельности – это
чувственное и рациональное познание
3
Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Основными формам чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение представляет собой начальную форму чувственного познания и дает нам знание об единичных, отдельных свойствах предмета (например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и т.д.). Но очевидно, что любой предмет обладает несколькими свойствами и признаками, а совокупность отдельных ощущений еще не дает знание предмета в его целостности. Ощущения соединяются (уже благодаря некоторой активности познающего субъекта - человека) в восприятия, благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при взаимодействии с ним. Восприятие
– это форма чувственного познания с помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета. Как ощущение, так и восприятие – это формы знания связанные с непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Приобретенное знание, в этом случае, теряется или нет?
Очевидно, нет, ибо у человека сформировалась третья, высшая форма чувственно отражательной деятельности, получившая название

«представление». Представление – это форма чувственного познания, направленная на сохранение целостного образа в памяти и возможность его произвести. Например, Вы впервые держите в руках яблоко, первоначально
Вы ощущаете его цвет, форму, вкус – это ощущения, вся совокупность ощущений составляет целостное восприятие предмета, а образ, который остается в памяти – представление. И в следующий раз, когда Вам дадут, например банан, и скажут: «Возьми яблоко», Вы возразите, зная уже, что яблоко выглядит иначе.
Необходимо отметить, что представление менее ярко, усреднено по сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных
3
При подготовке этого вопроса были использованы материалы статьи к.ф.н. М. В. Грачёва «Познание - чувственное и рациональное» http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/71_poznanie_chuvstvennoe_i_racionalnoe/1-1-
0-23
черт. Связь представления с объектами окружающего мира является опосредованной. Представления возникают без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого-либо другого объекта, связанного с ним (принцип ассоциации). Однако представление ещё сохраняет образную предметную отнесённость к внешнему миру.
Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью воображения.
Воображение
– это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций, не воспринимавшихся человеком. Но исходный материал воображения всё же берётся из реально прошедшего чувственного опыта. В ходе деятельности воображения могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. И иногда им приписывается реальное бытие (процесс гипостазирования). Именно в ходе гипостазирования в сознании формируются образы сказочных фантастических персонажей, в том числе и образы богов.
В целом, следует сказать, что чувственное познание - это ступень непосредственного отражения мира и получения знания о внешних, единичных, преходящих свойствах или признаках вещей. Оно может заметить многообразие и некоторую упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но чувства не могут перейти от явлений к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, отличить событие, предшествующее наступившему, от его причины. Образы ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская
Земля, движение Солнца вокруг Земли, изломанная ложка в стакане с водой и т.д. Но ведь, с одной стороны, человек, помимо органов чувств, наделен еще способностью к мыслительной деятельности, отличающего его от животного мира, а с другой, в любом явлении всегда существуют как внешние, так и внутренние свойства; любой предмет есть единство результата и процесса, как случайных, так и необходимых характеристик. В этом плане, чувственная ступень познания не позволяет, по своей природе и сущности, проникнуть в глубинные, сущностные параметры бытия мира и познать законы его развития. А это оказывается возможным лишь с помощью рациональной или логической ступени познания.
Рациональное познание – это опосредованное познание мира, с помощью мышления. Мышление может быть определено как активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление непосредственно связано с языком, и носит как вербальный (речь), так и невербальный характер (письменный язык, язык информатики и пр.). Язык является одним из основных средств познания; например, когда мы размышляем о чём-то, мы пользуемся языком, проговаривая «про себя» внутренний монолог или записывая свои мысли. Мышление обладает способностями абстрагирования,
обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, которые признаются в определённом отношении несущественными. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от реальности, производят разрыв объективных связей; целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами.
Обобщающая способность мышления приводит к формированию понятий, являющейся первой формой рационального, логического познания.
Понятие – это начальная форма рационального познания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений
(например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.).
Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь от их частных, индивидуальных. Понятие характеризует не тот или иной предмет, а целый класс предметов, объединенных всеобщим признаком
(например, человек как разумное существо, наделенное способностью к мыслительной деятельности). Если восприятие и представление имеют определенный аналог в действительности (можно указать на определенный, конкретный предмет, отображением которого они являются, например, понятие «яблоко»), то понятие такого аналога может и не иметь (например, в экономической науке, понятие «стоимость», в философии «бытие»,
«материя» и др.).
Суждениеследующая форма рационального познания, в которой устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или иного отношения (например, сахар растворяется в воде, стол стоит на полу).
Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию. На базе понятий и суждений формируются умозаключения.
Умозаключение – это форма рационального познания, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Примером, дедуктивного умозаключения является следующий:
Все студенты имеют зачетные книжки
Иванов студент
Значит, Иванов имеет зачетную книжку.
В процессе познания, начиная от обыденно-практического до научного, мы оперирует всеми формами мышления. Именно они позволяют нам формировать целостное понимание мира и передаваться его посредством письменного и устного языка другим людям, в том числе от поколения в поколение. Однако в некоторых случаях оно может заменяться (помимо воли человека) интуитивным мышлением, характеризующимся быстрым решением задачи, при котором мышление пропускает промежуточные стадии рассуждения. Интуиция – это способность постижения истины путём
прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Интуиция не опирается на логическое доказательство, которое подыскивается потом, post factum. Интуиция представляет собой некий инсайт, озарение, но ему должна предшествовать длительная подготовка, размышление над проблемой. При инсайте происходит внезапное и неожиданное для человека постижение связи между объектами, которая ранее не была заметна. В момент озарения совершается скачок в мышлении, с помощью которого субъект «пропускает» несколько этапов рационального рассуждения, приходя к конечному результату. Интуитивной способности человека свойственна неожиданность решения задачи и неосознанность путей и средств её решения. После интуитивного озарения человек убеждён, что обнаружил истину, однако некоторое время не может это рационально обосновать. Наиболее известными примерами научных открытий, сделанных интуитивно, являются открытие Архимедом закона о выталкивающей силе жидкости (вспомните знаменитое восклицание «Эврика!»), открытие
Ньютоном закона всемирного тяготения при виде падающих яблок, открытие
Ф. Кекуле циклической структуры формулы бензола в результате случайно возникшего в сознании исследователя образа змеи, кусающей собственный хвост.
Однако говоря о процессе познания, нельзя ограничиваться лишь описанием как, посредством каких форм и возможностей познает человек мир, необходимо рассмотреть вопрос о том, что познает человек или иначе в каких видах человек получает знание о мире.
К основным видам познавательной деятельности принято относить: обыденно-практическое познание, мифологическое, игровое, религиозное, художественное, философское и научно-теоретическое.
Обыденно-практическое познание – это житейское, практическое, приобретаемое в повседневной деятельности или иными словами жизненный опыт. Его основой является «здравый смысл», который с одной стороны может служить основой для практической деятельности людей, предлагая некие «рецепты», как своеобразные сценарии действия и поведения, но с другой нередко провоцирует предрассудки и суеверия людей. Жизненный опыт делает человека представителем определенной культуры, так как накопленные знания предаются от поколения в поколение, от одних людей к другим при непосредственном общении. Основные особенности это вида познания: особенности: конкретный характер (низкий уровень абстракции), несистематизированность, ориентация на внешнюю сторону реальности.
Мифологическое познание – познание мира посредством мифов.
Особенность мифа (см. тема 1.1) заключается в эмоционально-образном восприятии и истолковании мира. Помимо мифов древнего мира, когда это форма познания была одной их определяющих, мы можем говорить о существовании современных мифов, включая личностные, политические, национально-государственные (например, американский миф: Америка лучшая страна в мире и каждый человек может добиться в ней успеха). Миф может оказывать поистине магическое воздействие на человека, так
американец в случае неудачи проблемы зачастую ищет в самом себе и находит силы для нового жизненного подъема.
Игровое познание – это познание мира посредством игры. Игровое познание это важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых.
В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры — деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.
Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и определенных знаний, навыков общения. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь все чаще применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.
Религиозное познание – опирается на веру в истинность того или иного религиозного вероучения и божественного откровения, и поучает оформление в догматике (непреложные и неоспариваемые истины, основные положения вероучения). В рамках религиозного познания человек получает общую картину устройства мира (от его сотворения до финала истории), а также понимание смысла и направленности жизни (например, спасение души, выход из круга перерождений.) Исходным постулатом религии является разделение мира на естественный и сверхъестественный
(божественный), причем первый является некоторым отражением второго.
Опора на веру и догматику в религиозном познании, порой приводит к некритическому восприятию действительности, в своих крайних формах доходящее до религиозного фанатизма.
Художественное познание – это познание мира посредством образов и
символов, которые представлены в художественных произведениях
(например, литературные и музыкальные произведения, живописные полотна и т.д.). Особенностями художественного познания являются: наглядность, использование эмоционально-выразительных средств, выявленность авторской позиции. Познавая мир сквозь призму художественных произведений, мы получаем не только теоретическое знание о чем-либо
(например, о жизни адмирала Колчака в кинофильме «Адмирал» и т.п.), но можем ощутить «дух эпохи», и под воздействием эмоциональных впечатлений какие то события, факты нам могут запомниться гораздо лучше, чем, если мы о них прочтем в научной или учебной литературе. Но следует помнить, что художественное познание не ставит своей целью передать фактическую достоверность, тем самым не стоит ориентироваться на художественные произведения при изучении, например истории или других общественно-гуманитарных дисциплин.
Философское познание не поддается однозначной трактовке, так как может включать многие из перечисленных форм познания, включая научное познание, о котором мы поговорим чуть ниже. В первой лекции мы выделяли отличительные особенности философии как типа мышления и формы
культуры. Поэтому лишь подчеркнем, что важными элементами философского познания выступают: рефлексия, как стремление к осмыслению самого себя и сущности окружающего мира, а также диалог
мыслителей друг с другом, которым стимулирует творческое развитие философского познания.
Научное познание – это форма познания мира посредством научной деятельности и усвоения ее результатов. Отличительной особенностью научного познания является его рациональность, логичность и стремление к выработке и теоретической систематизации объективных знаний о мире.
Основными формами научного познания являются: научный факт, научная
проблема, научная гипотеза и научная теория. Научное познание отличается наличием в каждой науке категориального и понятийного аппарата
(категорий и понятий), законов, а также методов исследования. Методы соотносятся с уровнями познания, так для эмпирического уровня характерны такие методы как наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, на
теоретическом уровне используются методы абстрагирования, идеализации,
аксиоматический,
гипотетико-дедуктивный,
математического
моделирования и т.п. Анализ и синтез, индукция и дедукция рассматриваются как общелогические методы, применяющиеся как на эмпирическом, так и теоретическом уровне научного исследования. В истории философии спор о том, какой же уровень научного познания дает истинное, объективное знание привел к возникновению эмпиризма и рационализма (см. тема 1.4), в настоящее же время ни у кого не вызывает сомнения что оба уровня познания необходимы для получения достоверного знания о мире.
Таковы основные виды познания, каждый из которых обладает своей спецификой, достоинством и недостатками, но лишь в совокупности они позволяют человеку познать самого себя и окружающую действительность.
3. Проблема истины в познании. Основные философские теории истины
Одной из центральных проблем в гносеологии является проблема истины, которую можно рассматривать в качестве цели познания и характеристики его качества. В качестве исходного определения истины можно предложить следующее, истина – это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
Однако вопрос об истине и ее критериях часто рассматривается, прежде всего, в контексте научного познания, нам представляется необходимым подчеркнуть, что в каждом виде познания истина выступает в специфичном преломлении. Так, в обыденно-практическом познании истинным является знание которое сводится к критериям полезности и целесообразности
(например, правильный рецепт вкусного и полезного блюда). Истинность
мифологического познания определяется конструктивностью того или иного мифа, которое основано на факте доверия и предоставления человеку определенных смысложизненных ориентаций. Например, советский миф на определенном этапе объединил людей, помог провести индустриализацию, победить в войне и пр., но не соответствие мифа реальности привело к
разочарованию и разрушению иллюзий. В игровом познании под истиной можно понимать успешное усвоение и развитие неких умений и навыков, развитие возможностей человека. Вопрос об истине в религиозном познании формулируется как проблема истинной веры, очень сложной в теоретическом и практическом смысле. Интересное решение этой проблемы предложил К.Г. Юнг, который предполагал, что нет истинной и ложной веры, есть своя и чужая вера. Для каждого народа, человека своя вера и является истинной. Такой подход позволяет от конфронтации существующих религий и конфессий, перейти к взаимоуважению. В художественном
познании проблема истины может рассматриваться как правда искусства, определяющаяся силой воздействия художественного произведения на слушателя, читателя. Что касается философского познания, то нелепо говорить о том, кто же из философов создал истинную философию. В философии цениться оригинальность и глубина мировоззрения того или иного мыслителя, мысль способная найти отклик, создать возможность диалога. Ведь недаром говорят, философия – это мысль о мысли.
Проблема истины в научном познании в рамках классического подхода
или корреспондентской
теории решается как соответствие знание
объективной действительности. Это понимание истины было предложено еще Аристотелем и было доминирующим в научно-философском знании вплоть до XX века. Научная истина обладает рядом специфических признаков.
Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности предметов и явлений. Кроме того, научную истину отличает системность,
логическая упорядоченность и обоснованность, доказательность знания.
Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость,
объективность. Под объективностью принято понимать содержание человеческих представлений о мире, которое не зависит от человека, ни от субъекта познания, ни от человечества вообще.Также одним из немаловажных критериев истины, выступает
практика, как целенаправленная материально-преобразующая деятельность общественного субъекта (человечества, общества в целом). Именно практика может подтвердить истинность или ложность тех или иных знаний и научных теорий, например, теория электричества подтверждается использованием последнего в быту и производстве. Однако практика не может рассматриваться в качестве универсального критерия научной истины, так есть знания, которые на практике проверить невозможно, например гипотезы о происхождении Вселенной и здесь важны другие критерии и характеристики научной истинны.
Что касается видов истины, то принято выделять абсолютную и
относительную истину. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Например, например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца — эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света,
«абсолютны» не только годы открытий этих структур или явлений, но и
утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия «абсолютная истина».
Относительная истина – это неполное, приблизительно верное отражение мира, выражающее историческую обусловленность и ограниченность познания. Интересен тот факт, что до появления теории относительности в науке в начале XX столетия и направления постпозитивизма в философии второй половины XX века (см. тему 1.8) , наука понималась как стремление к обретению абсолютных истин. Но представители постпозитивизма обосновали иное видение развитие науки, показав его относительность в соответствии с определенным этапом развития науки и культуры. В связи с этим существует мнение, что абсолютные истина складывается из относительных истин, дополняя наши знания о мире и закономерностях его развития.
Отмеченные тенденции в развитии науки и философии привели к формированию так называемых неклассических теорий истины, получившие развитие с конца XIX — середины XX вв.:

Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения
(конвенции) научного сообщества по тем или иным спорным вопросам
(основоположник А. Пуанкаре).

Когерентная
теория: истина
— это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний
(Р.Авенариус, Э.Мах) или иными словами новое знание является истинным, если оно не противоречит уже существующим истинным суждениям, учениям, концепциям и теориям, т.е. согласовано с теми результатами научного познания, которые уже оцениваются как истинные. Когерентная теория истины хорошо и убедительно иллюстрируется на примере математики.
Каждое новое математическое положение должно соотноситься с системой уже существующих математических положений, теорем и аксиом.

Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. Пирс).
В каждой из этих теорий истины есть свои сильные и слабые стороны, но все они раскрывают и дополняют наши представления о том, какое же знание мы можем считать истинным. Таким образом, истина, выступая целью познания, позволяет нам получить в той или иной степени объективное представление о мире и его закономерностях, направляя нас в научном поиске и жизнедеятельности.


написать администратору сайта