Решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям
Скачать 139.11 Kb.
|
1 2 ВВЕДЕНИЕ Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Так, Л. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал уже имевшуюся информацию, по-новому систематизировал и анализировал ее. Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда но необходим особый, еще нестандартный склад оно ума исследователя, но его интеллектуальная но смелость, способность оно отойти от но господствующих идей. Старые, классические но идеи всегда еще окружены ореолом оно всеобщего признания и в но силу этого но препятствуют возникновению оно новых взглядов. Так, геоцентрическая но концепция долго оно препятствовала утверждению но научного взгляда о но движении Земли но вокруг Солнца; но условно-рефлекторная «еще дуга» И. П. Павлова долгое оно время затрудняла еще принятие идеи «еще кольца», выдвинутой П. К. Анохиным. Творческий поиск еще неизбежно связан с но широтой и гибкостью оно мышления, со еще способностью субъекта к еще смелому высвобождению еще из прокрустова оно ложа господствующих оно идей. Творческие, креативные (еще от лат. crcatio — создание) оно способности проявляются но не только в но мышлении, но и еще во всех еще видах деятельности. В нынешнее время еще на этапе еще развития системы но образования происходит еще переосмысление роли но ценности приобретаемых оно студентами знаний, еще поскольку современному оно обществу необходим еще творческий и всесторонне но развитый специалист, еще способный самостоятельно еще ориентироваться в стремительном еще потоке научно-еще технической информации, оно умеющий критически но мыслить, вырабатывать и но защищать свою оно точку зрения. Современная действительность еще выдвигает особые но требования, как к еще содержанию образования, но так и к формам, но способам, методам но обучения. Чтобы развивать еще творческое мышление еще учащихся всех оно возрастов, необходимо оно обратить внимание оно на такие но формы работы еще как игра, но семинар, практическое но занятие, и т.д. те формы оно которые были оно бы направлены еще на формирование но способностей к самостоятельному оно творческому мышлению. Целью исследования оно является создание оно условий для оно развития творческих оно способностей в процессе еще разнообразных форм еще занятий. Объект исследования – но динамика развития но творческого мышления но Предмет исследования – еще принципы, формы и оно методы, направленные еще на развитие еще творческого мышления в еще процессе разнообразных еще видов занятий. Задачи исследования: еще рассмотреть современные оно концепции творчества и еще творческого мышления и еще выявить наиболее оно эффективные подходы к но развитию креативности. Теоретико-методологическую еще основу составили: - оно принцип единства но теории и практики; - еще концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса; - исследования оно крупнейших учёных, в оно которых обозначены еще основные детерминанты оно творческого мышления; Глава 1. СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Понятие творческого мышления В практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью уже известных человечеству методов. Чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации, необходимо самостоятельно, творчески мыслить, а этому детей нужно научить. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Формирование - это деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником. Термин формирование обычно употребляют тогда, когда речь идет о том, что приобретает ученик: понятие, навык, новый вид деятельности (Талызина, 1998) В исследовании А.Н. Лук указано, что творчество– есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека (Лук, 1988). Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. мышление на новых . для мышления – умение действительность всех отношениях, а только тех, которые в понятиях представлениях. Чтобы обнаружить определенной действительности, надо все , относящиеся ней. Чтобы неадекватность их и мышления, надо этими и . Отсюда роль и в мышлении. мышление высокой новизны на основе , его . Это появляется , когда , попытавшись задачу основе формально-логического с использованием известных , убеждается бесплодности попыток у возникает в знаниях, которые решить : эта и высокую решающего субъекта. Осознание потребности о у проблемной . способности собой личностно-значимых личностно-ценных , идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности , взаимоотношения окружающими. настоящее существует подходов определению , а смежных данным понятий: креативность, нестандартное , продуктивное , творческий , творческая , творческие и (.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера др.). зарубежной творческое чаще с «» . – порождать идеи, отклонение традиционных мышления, быстро проблемные . креативность творчество синонимами. определения креативности . Гилфорд 16 интеллектуальных , характеризующих . Среди : 1) мысли - количество , возникающих единицу ; 2) мысли — способность с идеи другую; 3) - производить , отличающиеся общепринятых ; 4) — к в мире; 5) к гипотезы; 6) - независимость от ; 7) - оторванность от при логической между и ; 8) решать , т.е. способность анализу синтезу; 9) усовершенствовать , добавляя ; ит. д. . П. Торренс четыре параметра, характеризующих : легкость - быстрота текстовых ; гибкость - число с класса на в ответов; оригинальность - минимальная данного к группе; точность заданий. отечественной так широко проблемы мышления . Она как продуктивного в от . Психологи в того, что любом процессе продуктивные репродуктивные . Большое уделяется сущности мышления, выявлению творческой и творческого . . Я. Лернер творческое по продукту: учащиеся процессе создают новое, при проявляя индивидуальность . В. Н. Дружинину, творческое – , связанное преобразованием ( он воображение, фантазию, порождение и ). творческого сводится, по Я.А , к активности чувственности побочным своей . .А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин другие психологи основным мышления цели (замысла, программы) и . Творческое возникает процессе и с « продукта», который является результатом. признаки акта, все подчеркивают бессознательность, неконтролируемость и , а изменённость сознания. образом, главная творческого связана спецификой процесса целостной как , порождающей индивида. и способностей к – из проблем педагогики. установили, что 37% детей высоким творческой , у - показатель до 17%. взрослых лишь 2% активных . творческим сопряжены личностных : интенсивность мотивации чувственность побочным , которые при процессе. .Л. Лернер , что творческого представляют черты: - самостоятельный знаний умений новую ; - видение проблем знакомых, стандартных ; - видение функции объекта; - видение объекта, подлежащего , то быстрый, подчас охват , элементов в соотношении с ; - умение альтернативу , альтернативу к поиску; - умение ранее способы проблемы новый и создавать способ при других. этими , можно их уровня, обусловленного задатками усердием. Однако чертам одна - «они усваиваются результате информации показа , их передать как в деятельность, требующую тех иных черт тем эти формирующую». .А. Крутецкий творческого в представляет образом: - способность восприятию материала, схватывание структуры ; - способность логическому в количественных качественных , числовой знаковой , способность математическими ; - способность совершенствованию математических и соответствующих , способность свернутыми ; - гибкость процессов математической ; - стремление ясности, простоте, экономичности рациональности ; - способность быстрой свободной направленности процесса, переключение прямого обратный мысли; - математическая ( память математические , типовые , схемы и , методы задач принципы к ); - математическая ума Так к мышлению .А. Крутецкий следующие «не » компоненты: быстрота процессов временная ; вычислительные ; память цифры, числа, формулы; способность пространственным ; способность представлять математические и . творческого представлена формуле: « одаренность обобщенным, свернутым гибким в математических , числовой знаковой и складом ». .Б. Богоявленской выделена измерения , названная «интеллектуальной ». Она как умственных и структуры , проявляющихся продолжении деятельности пределами , за решения , которая перед . Главную в творческого играют , ценности, личностные . К основных относят: когнитивную , чувствительность проблемам, независимость неопределенных сложных . А.Г. утверждает, что можно нужно с . Следует довольно мнение, что к - «божий » и обучить невозможно. Однако истории и , творческой выдающихся , изобретателей , что они наряду высоким фундаментальных еще особым или мышления, а особыми , представляющими методы приемы. Причем нередко и . , характеризующим мышление на мы основываться своем , следующие: беглость, гибкость оригинальность . включает себя компонента: легкость , т.е. быстрота - заданий точность задания. мыслительного - переключение одной на . Способность несколько путей одной той задачи. - частота ответа однородной . , в психологии творческого теоретически , индивидуальные анализируются только количественной, но с стороны. Тем менее, все незначительно исследований этой . 1.2Структура мышления творческое , обратимся помощью Канту, его мышления, как , удивительным раскрывает этого . Предмет, созерцание , воздействие на душу; чувственность, как этого . Большое здесь чувственности, как принять предмета , понять через . Предмет рассудком, и этому понятия. Можно , что мышление из получать , из познавать эти предмет. революционна сути, она новое она «разрушает» по-хорошему , обновляя все им. Творчество человека и , оно, как его , молодо, оно уверено своих и хочет заблуждения. Оно вызов , благодаря , в степени, побеждает. Творчество жизни молодого обуреваемо позитивной на с достижениями его -ми, с «», с , чего достиг сегодня. Молодому этого мало, он, в степени, наивен переоценивает и силы, но этом его . особенностью мышления свобода сознательного . И этой является спонтанных мыслей поступков. Проявление , сопереживания можно к акту. Здесь отметить, что обладает самым действия позволяет становиться нравственным, благородным, безгранично -душным. мышление , особенно человека, которое связано деятельностью субстанциональной общественной людей, сопряжено исследовательским самой человека творчески , с удовольствием взаимно симпатии к миру, который, быть , зависит согласия противоречия с собственными . Структура мысли социального связана добродетелями . Мысль , при , связана страстями, которые на человеческого в его выстраивать мир. в , зачастую, врываются антиобщественные; в природе, особенно эпоху развития , начинает эгоистический, чисто интерес. люди сочувствуют , страданиям людей, а , чаще вызываемое симпатией будущему, оказывается, на взгляд, менее , чем человеке, который к испытаниям страстей. этом, моральные подвергаются . Привычка прекрасным различие, которое между и . мысль ее сторонится старого, т.е. того, что за фактической . В природе своего сущность существование. В мы такого , где и может речи каких-то смыслах, чем духовном людей. , творческая , видимо, сопряжена чувством симпатии. Эта связана тем, что « приходится страданиями » [1, . 31]. мышление , строго , связано тем, что присуще природе. Но человека, которая его самую «вершину» бытия, отличается . С стороны, нравственное , как творческое, обнаруживается людях, отличающихся к . А другой, – человека, зачастую, оказывается даже самым «». Мысль в с людей, которые общественные . Современная , по мнению, разучилась . Она от духовных, нравственных , которые с , что осуществляют деятельность законам . Эти приходят состояние к «универсальной» чувственности. Эта , связанная, в очередь, с основаниями и , часто «» субъекта , который к , чтобы нас тех , которые человека состояние, когда , хотя стремится от духовного , тем менее, оказывается к единому. Итак, структурным творческого личности некая , преодолевающая человека. При , сам , зачастую, апеллирует чувству , которое должно слишком . мышление человека источник сочувствия страданиям людей. Ведь , лишенный сострадания, разрушает свое , а духовные оказываются . «» иногда некое к . Это вызвано только , которые тягостное от . Человек устремленным творческой , когда люди радуются успехам, сопереживают неудачи. , осуществляющий деятельность, оказывается друзьям, которые его несчастий. Воображение связано тем, когда ставит на другого Творчество, строго , связано духовными, нравственными человека. Творческий всегда сострадание другим , симпатию ним; а составляет понимания взаимопонимания людьми. Эта симпатия, таким , является основным, на взгляд, структурным мышления , которое непреходящую ценность. полагать, что сопряжена с глубоким взаимопонимания . Данный связан «». Это – сущность мышления! Ведь, страсти передаются , часто, без осознания , что их социальной . Но , связанные узами, испытывают и по случившегося. Предпонимание, как «» общения , может веселое , а грустное, печальное . , таким , сама «», связана ненасилием человека другими. Ведь, как вообще , как деятельность? творит в своей и дух общество формировать. Для , видимо, требуются . Во-первых, человек преодолеть владения . Он встать оппозицию принципу «обладания», о хорошо Э. Фромм. Тем , человек, особенно , призван существом встать оппозицию самому началу личности, к «духу», который стремлением волевому, тоталитарному . Далеко случайно, «», быть , является из абсолютных . Так, И.Кант, далеко случайно, отправил в сферу, где категории (универсалии) наслаждения. Естественные науки , практически, колоссальную против «духовного» бытия. Ведь, с творческого всегда с начала , что поддается «прыжку» в сущее. Творчество , как, свободная , связано с духом, а тем частично , которое философии статус возможного. Симпатия индифферентна к , так к . Мы воспитать человеке к горю. Радость остается . Творчество из чувства, которое, переносясь в других , скорее, разгорячает воображение, подчас на ходе . , что рассудка чем-то . Даже творческие испытывают сочувствие одном взгляде это . Сочувствие людям – важнейший осуществления деятельности. Нас какие-то , пробуждающие чувства. Мы о ушедших и нас пробуждается о забытом. Мы любим почестей бессилие сочувствия из того, что оказываемся в что-либо для . , сочувствие, дух симпатии выступает основанием мышления, которое в от симпатии. структурным творческого выступает от симпатии. Последняя к изначальному, что имманентно «теперь», т.е. духу . Этот «дух» сопряжен мыслящим «я», которое, как , состыкуется предметным , гордящимся своей над и . мышление мышление и , как , обращено задушевно-звучащему. Именно способствует предметности . Мышление с бытием. Оно, зачастую, относится чему-то . Оно изменяется, но самая мысль полагается что-то . бытие оказывается к истоку; в случае не в «». В мыслительном источник жизни «». В отношениях представляет нечто . Молодые почти думают, мечтают удаче. Они свои на продуктов, которые от . Они жить с материалом, который принадлежит. мышление нечто «духовно-звучащее». Наша слишком , чтобы связанной предметным сознания. Творчество -бы «просветляет» нашу и совместима всем . Оно к , что , видимо, решающим стремления «» ценностям. «» и «деятельности» должны не самих , а интенсивностью . В случае, без участия нет нового , нравственного . удовольствие, которое получает творческого , ослабляет усиливает собственное , зависящее степени человека своих сил. Отчуждение от своего ослабляет симпатию посторонним . Мышление, поэтому, должно лицезреть земного . «, – Э. Блох, – время сере-дине, опосредует, не ничего, не без , не на » [2, . 229]. невозможно на , что годным. Мышление не устремленным тому, ради явилось этот . Мы любим за , что оказалась в рефлексии тем оказалась бы «проваренной». Главное, что внушить человеку, так то, чтобы остался самому , преодолел самоотчужденность. компонентом мышления молодого выступает стремление светлому . Если постоянно о своей полезности, то чувство на быть с и в со внутренним . Полезность отдаляется от самого. «»(мировоззренческая!) становится человечной. Это , как структурная мысли, может спровоцирована будущего, связанной улучшением человека. страсти начинают в с страстями, то начинает , что соответствуют им . Мы, тем менее, не судить творческих других нашим меркам. людей, конечно, подчас, диаметральным противоположны. Мы опасаемся другим и , безусловно, понижает творческую . Духовная, творческая не заглушать человеколюбия, она должна честолюбивым , кроме , чувство , составляющее элемент мысли, ласкает «сердца» всех , объятых духом. Уже взгляды на двух доставляют счастье, а , возбуждаемое взглядами посторонних, делает интересными вся-кого [3, . 59]. Этот составляет мощную для мышления. Сочувствие, дополнительность и уважение людьми – вот предпосылки, которые одаренности преодолению страданий, связанные различными подобными . Идея сочувствия – фундаментальная творческой человека. 1.3Особенности проявления мышления было много и на того, как решает , необычные, творческие . Однако сих ясного на о природе нет. Наука лишь данными, позволяющими описать решения такого задач, охарактеризовать , способствующие нахождению решения. Современные о мышлении в комплекса и , в теоретических экспериментальных по аспектам. характеристики мышления по являются проблемой силу причин. Во-первых, творческое включено глобальное творчества, и даже высоко исследованиях склонны отождествлять и мышление, либо по-разному их. Во-вторых, большинство по существует единой , и понятие мышления его определены, то структурированность о мышлении . Таким , отсутствие или единой знания творческом и неясность терминах существенные при этого . своей я термины «творчество» и «творческое ». Творчество общенаучной , а мышление — психологическим . При использование «» в психологическом обозначает всю результатов мышления, его , введение практику творческого . Творческое мышление качественно психической , психическим , суть заключается особых протекания деятельности. творческого сводится, по .А. Пономареву [7], к активности чувственности (сензитивности) к продуктам деятельности. Творческое возникает процессе и с « продукта», который является результатом. Выделяя творческого , все подчеркивают бессознательность, неконтролируемость и , а измененность сознания. Второй творческого – , внезапность акта внешних причин. Таким , главная творческого связана спецификой процесса целостной как , порождающей индивида. чем взгляды на творческого , рассмотрим факты, которые лучше сформулированные положения, касающиеся вида . С начала , что мышление всегда только одним видов , скажем, словесно-логического, оно может и и . же творческое ? Это необходимости нетрадиционного мышления, необычного проблемы, выхода за привычного рассуждений. Основная творческого как системы - это анализировать проблемы, устанавливать связи, выявлять , находить них на идеальных, прогнозировать варианты . До ХХ психология творческие с развитием. Потребность умственные привела созданию -тестов умственную . Однако многих показали прямой творческих от . существенное традиционного поиска сравнению творческим в , что гарантированно к приемлемого . Но возможно при допущениях: 1. или в имеет правильное или ограниченный верных . 2. алгоритм данной . 3. полные верные данные её . образом, при мышлении верность, правильность шага решении . Если -то ошибка, то конечный окажется . В примера привести математических физических : очевидно, что на -то мы ошибку не этого, то совершении действий ошибка не , а, скорее , будет накапливаться, усиливаться. Конечный , естественно, тоже неверным. творческом ошибочность -то шага обязательно к общего . При мышлении нас не то, насколько те иные информации, сколько , насколько полезным или их , позволит оно проблему новом , разглядеть способы решения. Итак, если - интегратор , то мышление, основанное единстве процессов, являясь и свойством , является этой , средством и психических друг друга. Это адаптивную творческого - является условием развития системы функций . из исследователей мышления . Гилфорд четыре особенности: , необычность . гибкость – способность объект разными зрения. гибкость – способность восприятие , чтобы скрытые стороны. использовать идеи неопределённой . данные известных , Грахам разграничил 4 стадии процесса: подготовка, созревание, озарение проверка . Центральным творческим считалось – схватывание результата. Экспериментальные показали, что решение в деятельности, доступной анализу. Озарение, творческий - всегда в . То, что в вольного невольного этого , для оборачивается , раскрывая ними , к чего внутренне готовы, для - жизненной , восторгом, преклонением гармонией, совершенством необъятностью , открывающегося . образом, творческое отличается , гибкостью, образностью. В творческого лежит логического и . Эти являются взаимоисключающими, а , но роль на этапах процесса. Глава 2. ТВОРЧЕСКОГО СТАРШИХ 1 2 |