Решение сената, писаные законы (Законы xii таблиц)
Скачать 18.95 Kb.
|
Карпенко Савелий ПОНБ группа2 1 задание.
2 Задание. Кодификация РЧП (Римское частное право)– это процесс систематизации основных источников РЧП в период империи. Причины кодификации: 1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права. 2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты. 3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Основной целью кодификации было так называемое “очищение” римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю, т.е. к системе. Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей: - Институции – элементарные учебники римского права. - Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов; - Кодекс – собрание императорских конституций; - Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана). 3 Задание. Речь идет о международном частном праве. Позднее средневековье характерно для глоссаторов, т.е суждений магистра Алдрика и Глоссы Аккурсия. Становление международного частного права как обособленной области права и правоведения, первые шаги в этом направлении – это поиск способов преодоления коллизии статутов, формирование отдельных коллизионных норм, а затем и целостного коллизионного права. К тексту конституции «Cunctos populos» была сделана известная глосса, Ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права39. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия». В трудах глоссаторов был собран огромный литературный материал. По мере его накопления появилась необходимость в компилятивных обозрениях достигнутых результатов. Итог этой работы принадлежит флорентийцу Франциску Аккурсию, последнему из глоссаторов. Аккурсий составил сводную глоссу на юстинианово законодательство (glossa ordinaria magistralis). Аккурсий в 1260 г.43 скомпилировал работы всех знаменитых глоссаторов, сделал извлечения, снабдил их собственными примечаниями и составил полный комментарий к Corpus Juris Civilis. В литературе этот труд получил название «Стандартной глоссы» (Glossa ordinaria), «Большой глоссы» (Glossa magna), «Глоссы Аккурсия» (Glossa accursiana). Глосса содержала 96–97 тыс. глосс и обобщала знания всех предыдущих поколений глоссаторов44. Что именно побудило Аккурсия к составлению этой компиляции, неизвестно, однако, он работал над составлением Глоссы всю свою долгую жизнь. В судах Глосса почти сразу стала настольной книгой. Ее влияние оказалось громадным. Глосса Аккурсия стала первостепенным источником дальнейшей разработки римского права. Прежние глоссы перестали употреблять; из Кодификации Юстиниана были признаны имеющими законную силу только те места, которые признавались Глоссой Аккурсия, и только в том виде, как в ней были определены их смысл и пространство действия. Кстати, в Глоссе можно найти зачатки многих учений, касающихся в том числе и отдельных институтов международного частного права. Очень скоро Глосса стала важнейшим предметом изучения и сделалась сама предметом толкования. К концу XIII. В Глосса Аккурсия получила почти силу закона. Этот успех объясняется тем, что Glossa ordinaria представилась весьма удобным средством обойтись без обращения к рассеянным глоссам старых глоссаторов. Юристам уже не под силу было бы справиться со всей массой накопившихся изысканий. От этого труда их избавляла работа Аккурсия, которая заменила все сочинения глоссаторов. Полностью можно согласиться с тем, что Глосса стала венцом цивилистической школы глоссаторов и рассматривалась как самостоятельный источник права. Появился даже афоризм с характером юридического правила – «что не признает Глосса, не признает и суд» (quicquid non agnoscit glossa nec agnoscit forum). |