Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет»

  • Интернет-институт Кафедра истории государства и права Контрольно-курсовая работа по дисциплине

  • Всеобщая история. Римскокатолическая церковь в средние века. Крестовые походы


    Скачать 41.96 Kb.
    НазваниеРимскокатолическая церковь в средние века. Крестовые походы
    Дата12.04.2023
    Размер41.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВсеобщая история.docx
    ТипДокументы
    #1058269













    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «Тульский государственный университет»
    Интернет-институт
    Кафедра истории государства и права

    Контрольно-курсовая работа

    по дисциплине:

    «Всеобщая история»

    «Римско-католическая церковь в средние века. Крестовые походы»

    Выполнил:

    Студент группы ИБ751221




    Голубятников В.А.

    Подпись:

    __________________

    Проверил:

    к.и.н., доц.




    Чугунова Наталия Васильевна

    Тула 2023

    Оглавление


    Введение 4

    Глава 1. Римско-католическая церковь 6

    1.1 Формирование римско-католической церкви в Средние века 6

    1.2 Роль католической церкви в средневековой Европе 8

    Глава 2. Крестовые походы в Средние века 12

    2.1 Причины крестовых походов 12

    2.2 Крестовые походы и их значение для Средневековой Европы 15

    Заключение 20

    Список использованных источников и литературы 22


    Введение


    Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.

    В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.

    Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.

    Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

    Актуальность темы исследования заключается в том, что сохранив существенные черты Древней неразделенной Церкви, Римско-католическая церкви приобрела со времени отпадения ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от Восточной Церкви, Римско-католическая церковь акцентирует развитие догматического учения Церкви и возможность восполнения его путем провозглашения новых догматов.

    Цель исследования: изучить особенности возникновения римско-католической церкви и причин крестовых походов в Средневековой Европе.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть формирование римско-католической церкви в Средние века,

    2. Определить причины крестовых походов,

    3. Изучить историографию крестовых походов и их значение для Средневековой Европы.

    Источниковая база исследования: научно-исследовательская литература, публицистические материалы по теме исследования, учебники по «Всеобщей истории».

    Глава 1. Римско-католическая церковь

    1.1 Формирование римско-католической церкви в Средние века


    Первоначально среди христиан наибольшим авторитетом пользовался епископ Константинополя — патриарх. Ему подчинялось большинство епископов других городов и областей, среди которых самое высокое положение занимали другие патриархи; одного из них (епископа Рима) называли папой (отцом). Рим же после завоеваний императора Юстиниана находился под властью Византии.

    Однако с конца VI в. власть Византии стала ослабевать. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г.папой римским стал Григорий I, умелый и умный правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы Церковь стала подчиняться папе римскому. Позже, в 756 г., возникло Папское государство.

    По мере усиления влияния пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям Церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священ­ное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии это распространялось только на монахов1.

    Открытое столкновение между двумя вариантами христианства произошло во второй половине IX в. при папе Николае I и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время этого спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин, переезжая в 330 г. в Константинополь, передал тогдашнему папе римскому власть над всей Церковью, а также светскую власть над западной частью Римской империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что все эти документы — подделка.

    Раскол между православной и католической церквями произошел в 1054 г.

    По своему устройству католическая церковь напоминала феодальную лестницу. Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части го­рода, которые молились в одном храме.

    Приходские священники избирали епископа — главу священников епархии (области). Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.

    В средние века существовало два государства: одно земное, а другое божественное. Дворянство из маленькой аристократии контролировало первое и управлялось Божьим повелением. Церковь была субъектом, отвечающим за контроль над вторым государством. Следовательно, католические прелаты представляли очень влиятельный класс. ное благополучие правителей и обеспечить развитие общества в соответствии с христианскими заветами. Со своей роли морального датчика общества церковь осуществляла строгий контроль над всеми художественными и культурными проявлениями того времени..

    Он также активно участвовал в других областях. Среди прочего, и в попытке навязать христианский мир, он регулировал дни, в которые была разрешена война. Кроме того, он учредил суды для наказания за религиозные преступления. Худшее преступление, которое могло быть совершено в эти времена, было ересью. Это было наказано как религиозным, так и гражданским обществом2

    Чтобы сохранить роль церкви в средневековой культуре, духовенство должно было иметь эффективную организационную структуру. Эта структура стала навязываться невежеству, беспорядку и насилию, которые характеризовали феодальное общество в его начале.

    В принципе, все члены церкви были сгруппированы под деноминацией духовенства. Это духовенство было разделено на две ветви: светскую и регулярную. Обе ветви имели в качестве абсолютного лидера папу.

    Что касается светского духовенства, то в него входили все те члены церкви, которые жили нормальной жизнью в контакте с мирянами (гражданские, нерелигиозные). К этой группе принадлежали приходские священники, архиепископы и епископы. Первое осуществляло руководство небольшими районами, называемыми приходами. Набор нескольких приходов был известен как епархия, которая находилась в ведении епископа. И несколько епархий сформировали архиепархию, которая была ответственностью архиепископа.

    1.2 Роль католической церкви в средневековой Европе


    К моменту возникновения варварских королевств христианство около двух веков являлось официальной религией Римской империи. Из духовной общины христианская церковь превратилась в социально-политическую организацию со своей иерархией. Теократическая доктрина рассматривала ее как единственную организацию, которой принадлежит право быть посредником между богом и людьми.

    Христианская церковь становится крупным земельным собственником: ей принадлежало около 1/з обрабатываемых земель в Европе. В VII веке оформляется церковная юрисдикция, в соответствии с которой устанавливается церковный иммунитет священнослужителей, запрещавший светское вмешательство в дела церкви. Позднее церковь приобретает права сеньориального суда в отношении подвластного населения, зависимых сословий, вассалов. Одновременно христианская церковь превращается в независимую, автономно управляющуюся централизованную политическую и духовную организацию. Государственные дела стали рассматриваться римскими папами как один из важнейших аспектов деятельности церкви.

    В X—XI веках христианская церковь переживает упадок. Притязания западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и восточного духовенства. В 1054 году единая христианская церковь разделилась на западную (римско-католическую) и восточную (греко-кафолическую, или православную) церкви. Кроме того, с распадом империи Каролингов католическая церковь попадает в зависимость от светской власти. Так, германский император Оттон I, стремившийся восстановить Римскую империю, добивается права инвеституры — назначения и утверждения в сане иерархов церкви (епископов, а фактически и папы римского)3.

    XI—XII века — это период «папской революции», смысл которой состоял в освобождении церкви от господства светской власти и объединении духовенства под властью папы. В 1075 году папа Григорий VII провозгласил главенство папы над духовенством. Церковь превращается в независимую, публичную власть, имеющую право издавать законы. Начиная с Григория VII, римские папы активно претендуют на руководство всем христианским миром.

    В 1252 году папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиции — специальных церковных трибуналов для борьбы с еретиками, врагами церкви и религии, а также для защиты устоев христианства. В основном инквизиция была отдана в руки нищенствующих монашеских орденов (преимущественно доминиканцев). Инквизиторы наделялись неограниченными полномочиями и подчинялись непосредственно папе. В случае неповиновения инквизиторам местные епископы и светские власти могли быть преданы проклятию.

    Таким образом, католическая церковь превращается в экстерриториальную, общеевропейскую монархию со своими политическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органами. В условиях феодальной раздробленности она являлась самым стабильным институтом феодального общества, что способствовало укреплению ее авторитета.

    Церковь сыграла важную роль в становлении международного права. Военные обычаи периода феодальных войн были крайне жестокими: воюющие и мирное население не различались. Война рассматривалась как судебный поединок, в котором победитель решал судьбу побежденного. Для победителей действовало «право добычи», переходившей в собственность захватившей стороны4. Церковь попыталась ввести военные действия в определенные рамки и защитить мирное население. При участии церкви было установлено так называемое замирение по субъектам, означавшее неучастие в военных действиях лиц духовного звания, вдов, купечества, а также детей до 12 лет. Устанавливалось также замирение по объектам, в результате чего из сферы военных действий исключались церкви, дома духовенства. Появилось понятие «Божьего мира» — дней, в течение которых запрещалось ведение военных действий. С появлением в XV в. постоянных посольств церковь способствовала утверждению их неприкосновенности. Нарушение установленных правил приводило к суровому наказанию и отлучению от церкви.


    Глава 2. Крестовые походы в Средние века

    2.1 Причины крестовых походов


    В конце XI столетия западно-европейскими народами овладело сильное движение, конечной целью которого было освобождение из рук мусульман священных мест вообще и гроба Господня в частности. Сначала предприятие увенчалось успехом; сохранить приобретенное, а потом вновь завоевать места, доставшиеся опять мусульманам, побуждало все классы населения разных национальностей предпринимать новые и новые походы на отдалённый восток в течение XII и XIII ст. Эта двухсотлетняя борьба христианского запада с могаммеданским востоком известна в истории под именем крестовых походов, потому что предприятия совершались под знаменем церкви, знаменем креста. Но религиозные побуждения, руководившие исключительно многими на первых порах и направлявшие отдельных лиц и впоследствии, не были единственной причиной, двигавшей народные массы в неведомые, отдаленные страны. Лишения и неудачи, неразрывно связанные с далекими походами и постоянными битвами, гибель многих крестоносцев, не достигавших заветной цели—помолиться у гроба Господня,— эти и подобные им обстоятельства охлаждали мало по малу религиозный порыв и люди, принимавшие крест, стали руководиться иными, чисто мирскими интересами. В этих-то интересах, вытекавших из современного общественного строя, и коренятся другие причины крестовых походов. Вассалы и рыцари искали на востоке военной славы и новых владений; приморские города заинтересованы были в тех выгодах, которые они извлекали от перевозки крестоносцев на своих кораблях и от обмена произведений востока и запада; жители других городов и крестьяне рассчитывали на новых местах избавиться от экономического и юридического гнета, который они претерпевали дома5.

    К сказанному следует еще присоединить те льготы, которые давала церковь крестоносцам, напр. отсрочка уплаты долгов, отпущение грехов, освобождение от церковной эпитемии. Эпоха крестовых походов была временем полного развития всех главных сторон средневековой жизни. С одной стороны церковная иерархия с папством, которое располагало целой армией монахов, нищенствующих и воинствующих; с другой рыцарство с его подвигами, приключениями, турнирами, с его служением церкви и прекрасному полу. Рядом с этими явлениями борьба горожан за права и образование городских общин и республик. Науки и искусства не могли не отозваться на современные явления; схоластика является к услугам пап и церкви, рыцари-трубадуры не только воюют, но и поют про подвиги свои на полях брани и про любовь. Архитектура воздвигает храмы, которые своими размерами выражают могущество церкви, она же создает здания, достойные быть жилищами рыцарей или местом собрания городских представителей. Главных крестовых походов было семь; другие имеют в общем ходе событий меньшее значение6.

    Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.

    Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.

    Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома.

    Крестовые походы были вызваны7:

    1. Стремлением освободить Святую землю;

    2. Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.

    3. Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

    Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.

    До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.


    2.2 Крестовые походы и их значение для Средневековой Европы


    В ноябре 1095 г. в Клермоне в Южной Франции под председательством папы Урбана II состоялся церковный собор. 27 ноября 1095 года на поле перед огромной толпой клириков и мирян разных сословий папа произнес пламенную проповедь, в которой призвал франкских рыцарей дать обет освободить христиан от мусульманского ига и отвоевать у неверных Гроб Господень в Иерусалиме.

    Театрализованность и ритуальность, сопутствовавшие началу крестовых походов, впоследствии прочно закрепились за этим движением.

    Папа Урбан II предпринял годовое путешествие по южной и центральной Франции с проповедованием идеи крестовых походов против неверных. Хотя само понятие «крестовый поход» его современникам было неизвестно. Как правило, война за Гроб Господень именовалась либо «странствование», либо «поход», либо «путь в Святую Землю», либо «поход по стезе Господней» и т.п.8

    С начала эпохи крестовых походов отмечаются изменения в жизни европейцев. Важно не забывать, что крестовые походы не были такими романтичными, какими их представляют нам авторы приключенческих романов. Крестовые походы -

    Ээто не только территориальные изменения на картах Европы и Азии, это изменения практически во всех сферах жизни Запада и Востока. Например, крестоносцы изучали обработку шелковых тканей, использование украшений, искусство обработки металлов и т.д. Все это отражалось на отделке мебели, подушек, внутреннем убранстве домов. Однако, как считают исследователи, культурообмен между мусульманами и христианами был невелик.

    Папа Урбан II считал крестоносное движение вполне подходящим инструментом для отстаивания интересов Христианства, как в Святой Земле, так и в Европе. Его преемники пользовались той же логикой, когда пришли к идее борьбы не только с мусульманами, но и с другими врагами Церкви, что наглядно продемонстрировал второй крестовый поход. Крестоносцы одновременно воевали в Испании и Португалии, в северо-восточной Европе и в Сирии9.

    Крестовый поход представлялся паломничеством к Святым Местам, и в этом заключалась его главная притягательная сила. [1, с. 14-25] Изначально крестоносное движение возникло как добровольная и личная форма покаяния.

    Средневековое Западной Европы общество к XI в. было практически полностью христианским. Основным пониманием человеческого бытия стало принятие греха и неотвратимого возмездия за него. Церковь учила, что грехи могут быть искуплены покаянными делами. Именно это предлагал папа Урбан II, призывая к освобождению Гроба Господня.

    Миряне охотно признавали за собой подверженность греху, в частности тем, что отправлялись в паломничества или жертвовали деньги, или имущество монахам, которые наиболее близко подходили в их глазах к недостижимому идеалу безгрешного человеческого существования. При этом средневековое общество было строго иерархичным, где обязанности каждого были распределены (жёстко регламентировался каждый шаг, вплоть до качества и цвета ткани, которые должны были носить представитель различных сословий). Эта регламентация делала невозможным исполнение всех длительных и нарушающих ритм жизни епитимий, которые накладывались во искупление всё растущего списка их прегрешений. С призывом папы Урбана у мирян (и в первую очередь у военной элиты, чьи грехи были наиболее многочисленны и печально известны) появилась возможность совершить духовный подвиг и получить отпущение грехов. Появляется надежда заслужить спасение, не отказываясь от присущего им социального положения.

    Активнее всего на призыв к крестовому походу откликнулись во Франции, Италии и западной Германии, при этом районов западного христианства, которые совсем не были затронуты общим порывом, было крайне мало. В основе крестоносного порыва лежало в первую очередь обещание индивидуального спасения, гарантия того, что наказание за грехи будет отменено в результате совершённого «вооружённого паломничества»10.

    Церковь отодвигала на второй план или вообще замалчивала то обстоятельство, что человек на войне совершает убийство. Вместо этого на первый план выдвигалось то, что воин отдает свою жизнь в бою и тем самым как бы подтверждает свою приверженность вере. [1, с. 14-25]

    Возникновение военно-монашеских орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни западного христианского мира в конце XI - начала XII века. Члены этих орденов следовали правилам, в целом основывавшимся на уже существовавших монастырских уставах, они принимали монашеские обеты - бедности, целомудрия и послушания. Но жили они в миру и воевали.

    Самым известным и одиозным является орден Тамплиеров, тайна сокровищ которых будоражит умы исследователей, начиная с XIV в. Орден Мальтийских рыцарей насчитывает вот уже более девяти веков своей истории, которая затрагивает самые различные стороны жизни Западноевропейских государств, России и Средиземноморского региона. Мальтийские рыцари и сегодня продолжают играть существенную роль в общественной жизни. Ключевой деятельностью этой организации является госпитальная (медицинская): именно с этого орден начинал свой путь в XI в.

    Крестоносное движение имеет различную оценку в среде историков-медиевистов. Самая распространённая заключается в том, что крестовые походы как международные конфликты изменили средневековую Европу, открыв дорогу эпохе Возрождения и позволив европейцам заново познавать Античный мир, которому они наследовали за несколько столетий до этого. В этот период (XI-XIII вв.) был отмечен рост населения, миграционная активность средневековых европейцев, урбанизация, определённый прогресс в науке и культуре, расширилась торговля с Востоком11.

    Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

    • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;

    • Европейцы узнали о шахматах;

    • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;

    • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

    В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

    Хотя эпоха крестовых походов принесла и немало бедствий, она имела и определенную пользу. Так оказавшись на ближнем востоке и вступив в тесный контакт с арабами, европейцы принесли много интересного в Европу, например секрет изготовления бумаги. А это в свою очередь положительно повлияло на развитие книжного дела и привело к удешевлению книг. Помимо бумаги они познакомились и со многими другими достижениями древней культуры Востока в области медицины, географии, математики, алхимии, подготовив почву для начала европейской эпохи Возрождения.

    Европейские рыцари во время крестовых походов научились дисциплине и даже организовались в настоящие рыцарские ордена со своим строгим уставом, кодексом поведения, правилами. Наиболее известными среди них были госпитальеры и тамплиеры. 

    Заключение


    У каждого народа в эпоху средневековья сложилась своя история развития культуры, влияния на нее религии.

    Во все времена людям надо было во что-то верить, на кого-то надеяться, кому-то поклоняться, кого-то бояться, чем-то объяснять необъяснимое, и это неведомое у всех народов было свое.

    После завоевания Римской империи германскими племенами католическим епископам приходилось выполнять не только церковные, но и гражданские функции управления, обороны, суда.

    С распадом светской власти возникли монашеские ордена, вокруг которых сплачивались верующие. В VI веке в Италии возникла монашеская традиция, основанная св. Бенедиктом Нурсийским. Бенедиктинцам предписывалось заниматься ручной работой все время, которое не было занято богослужением. Главным был принцип «молись и трудись». Бенедиктинские монастыри стали центром христианской веры и развитой экономики. Однако в конце I тысячелетия в связи с общим упадком и хаосом в Западной Европе дисциплина в монастырях ослабла. И в это время началось новое движение в монастыре Клюни (Бургундия), ставившее своей целью возрождение духовной глуши и строгого выполнения бенедиктинского устава. Это движение охватило более 3000 монастырей в разных странах. Появились новые монашеские ордена. Орден уистерианцев, появившийся в это время, предписывал монахам постоянно хранить молчание (кроме времени богослужения).

    Во времена крестовых походов появились духовно – рыцарские ордена: тамплиеров, Иоаннитов, Мальтийский орден, Тевтонский орден.

    В XII-XIII веках появились движения, отрицавшие церковную иерархию и требовавшие отказа духовенства от владения собственностью. В 1184 г. была учреждена инквизиция (лат. – расследование), задачей которой было обнаружение еретиков.

    Причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы» являлись:

    • Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.

    • Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело.

    Первая стихийная волна крестоносцев, откликнувшаяся на призыв Папы, была представлена в основном бедными крестьянами, ставшими крестоносцами от безысходности и такими же бедными рыцарями. Когда вся эта ватага прибыла к Константинополю, византийский император был не особо в восторге. После того, как предводители крестоносцев присягнули на верность императору, первых крестоносцев переправили через Босфор, и вскоре большинство из них погибло в стычках с турками-сельджуками. Так бесславно закончился «нулевой крестовый поход», первое стихийное выступление людей, назвавшихся крестоносцами.


    Список использованных источников и литературы


    1. Доре, Г. История Крестовых походов / Г. Доре. - М.: Астрель, 2015. - 444 c.

    2. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2016. - 544 c.

    3. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2018. - 640 c.

    4. Самыгин, С. И. История. Учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. - М.: КноРус, 2015. - 312 c.

    5. Томас, Вудс Как Католическая церковь создала западную цивилизацию / Вудс Томас. - М.: Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам (ИРИСЭН), 2016. - 376 c.

    6. Шалдунова, Т.Н. Отражение крестоносного движения в западноевропейской культуре / Т.Н. Шалдунова // Sciences of Europe. - 2019.

    7. Школьник, Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2017. - 625 c.

    8. Удовик, С. О причинах раскола между Православием и Католицизмом / С.О. Удовик. - М.: Мир философии, 2016.

    9. Успенский, Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов / Ф.И. Успенский. - М.: Мысль, 2016. - 448 c.

    10. Эрс, Ж. История крестовых походов / Ж. Эрс. - М.: Евразия, 2017. - 233 c.




    1 Томас, Вудс. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию / Вудс Томас. - М.: Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам, 2016. - c. 151.


    2 Самыгин, С. И. История. Учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. - М.: КноРус, 2015. - c.87.


    3 Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2016. - c.143.


    4 Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2018. - c.200.


    5 Успенский, Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов / Ф.И. Успенский. - М.: Мысль, 2016. - c.156.


    6 Шалдунова, Т.Н. Отражение крестоносного движения в западноевропейской культуре / Т.Н. Шалдунова // Sciences of Europe. - 2019.


    7 Эрс, Ж. История крестовых походов / Ж. Эрс. - М.: Евразия, 2017. - c.71.


    8 Школьник, Ю.К. Рыцари. Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2017. - c.339.


    9 Доре, Г. История Крестовых походов / Г. Доре. - М.: Астрель, 2015. - c.223.


    10 Успенский, Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов / Ф.И. Успенский. - М.: Мысль, 2016. - c.238.


    11 Эрс, Ж. История крестовых походов / Ж. Эрс. - М.: Евразия, 2017. - c.202.




    написать администратору сайта