Главная страница

РП 1 семинар. Римское право


Скачать 42.55 Kb.
НазваниеРимское право
Дата15.01.2022
Размер42.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРП 1 семинар.docx
ТипДокументы
#331590

  1. Предмет курса. Цели и значение изучения римского права. Структура курса

РИМСКОЕ ПРАВО

Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.

Римское право, писали К.Маркс и Ф.Энгельс, есть "частное право в его классическом выражении".

Предметом курса "Римское частное право" является право рабовладельческого Рима I-VI вв. н.э.

Римское право первых трех веков (период принципата) получило название классического, следующих трех (период домината) - постклассического.
Архаическое право Древнего Рима, право республиканского Рима (период до н.э.), в том числе Законы XII Таблиц (451-450 гг. до н.э.), изучаются в курсе лишь постольку, поскольку, по образному выражению римского историка I в. Тита Ливия, они были источником всего публичного и частного права Рима. И хотя, по установившемуся мнению, они перестали быть действующим правом уже около середины II в. до н.э., Законы XII Таблиц оставались священным заветом предков, и их постоянно цитировали Цицерон, Гай и другие видные римские юристы. Ссылки на Законы XII Таблиц мы находим в кодификации императора Юстиниана (VI в. н.э.).

Римский юрист III в. Ульпиан так определял сущность права: "Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому свое"*(2).

И тот же Ульпиан, цитируя другого видного юриста - Цельса, писал: "Право получило свое название от "правосудия" (iustitia), ибо... "право есть" наука о добром и справедливом".

За этими благодушными цитатами о праве и справедливости не следует забывать, что Римская империя была рабовладельческим государством. Раб не был субъектом права, он был говорящей вещью, объектом права и бесправен в области имущественных и семейных отношений. О публичной сфере здесь вообще не идет речь.

Марк Красс, прежде чем повести войска против Спартака, казнил 4 тыс. солдат, после подавления восстания Спартака было распято 6 тыс. восставших.
Римские юристы делили все право на публичное и частное. По Ульпиану, "публичное право относится к положению Римского государства, частное - к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или из предписаний народов, или из предписаний цивильных".

Критерием разграничения публичного и частного права является интерес, который защищается этим правом.
Для публичного права — это интересы Римского государства; для частного - интересы отдельных лиц.

Современное деление права на публичное и частное имеет свои корни в римском праве и воспринято многими правовыми системами, хотя, естественно, в измененном виде.

Для публичного права был характерен принцип, согласно которому нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Такие нормы в современной теории права называются императивными (повелительные, безусловно обязательные). В частном праве тоже имеют место императивные нормы, но преобладают диспозитивные (по современной терминологии), позволяющие сторонам самим регулировать свои отношения, и только если они отказываются от такого регулирования, применяются правила соответствующего закона.

Систему частного права составляли: правовое положение лиц, право собственности и другие вещные права, договоры и обязательства, семейное право, наследственное право, защита частных прав.

В римских источниках все право относится или к лицам, или к вещам, или к искам. Такая система права, не имеющая общей части, в современном праве получила название институционной, в отличие от пандектной, в которой общие положения выделяются.

Таким образом, предметом курса "Римское частное право" является частное право рабовладельческого Рима I-VI вв. н.э., регулирующее имущественные отношения (в том числе семейные) с участием отдельных лиц.

  1. Этапы развития римского права. Рецепция римского права.

периодизация истории римского права:

1. Древнейший период(VI - середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и искусной юридической техники.

3. Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

– высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

– недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. 

Причины рецепции римского права:

– римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

– короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

– повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

– глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

– постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.
Памятники рецепции римского права:

– во Франции – «Извлечения Петра» (XI в.) и «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);

– в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);

– в Германии – Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);

– на Руси – Соборное уложение 1649 г.

Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Поскольку римское право было приспособленным к различным жизненным условиям, оно образовало «современное римское право», которое действовало в Германии до 1900 г.

Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлялось в XII в. по закону Лотаря II(Франция), но фактически его применение никогда не прекращалось.

Римское право определило характер всех будущих правовых систем. При отсутствии римского права, возможно, были бы выработаны другие системы, но в данном случае оказалась в готовом виде система, которая соответствовала возникающим запросам.

Римское право было построено как абстрактное право и как частное право. Оно существовало и при феодализме, и при капитализме, выражая интересы эксплуататоров: купцов (нашедших свободу частной собственности и договоров); помещиков (захвативших общинные земли); церкви (в качестве политической силы и одного из крупнейших землевладельцев).

Римское право имело огромное влияние на развитие культуры в целом.
Важную роль в истории права играют:

1) юридическая техника римского права,что, соответственно, влияет на точность и лаконичность нормы права, а также цельность и практичность права в целом;

2) исключительность римского права,являющаяся результатом интенсивного развития общества и его культуры, а также результатом развития товарно-денежных отношений.

Успехи римского права объясняются мастерством юристов, которые создали целый арсенал правовых средств.

Римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории.

Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона.

Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод. Римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец такого подхода.

  1. Значение понятия «ius», его определение по Цельсу.

термин ius означал нормы, содержащиеся в сочинениях юристов.
Что касается субъективного значения, достаточно будет вспомнить знаменитое определение узуфрукта- это право пользоваться чужой вещью и извлекать из нее плоды, сохраняя саму вещь неизмененной., или разные выражения, указывающие на права, которыми пользуется обладатель сервитута прохода (ius eundi, ius agenda – право прохода, право прогона скота).
Термин «ius» используется также во многих других значениях, вошедших в употребление в разные периоды, среди которых можно считать особенно важными следующие:
а) ритуал, торжественная форма, кот. необходимо соблюдать ( в этом смысле Гаем ius определяются конфарреация, confarreatio, и манципация, mancipacio);
б) субъективное состояние имущественного положения, как в выражениях «sui iuris» («самовластный»), «alienti iuris» («подчиненный чужой власти»);
в) совокупное юридическое имущественное состояние субъекта (как в выражении «succession in ius», «преемство в праве») или вещи («ius fundi», «право земельного участка», явл. характеристикой юрид. положения земельного участка);
г) место, где в присутствии магистрата разворачивается первый этап частного процесса, в этом смысле термин употребляется в выражениях in iure cession, interrogation in iure, confessio in iure (уступка, опрос, признание в присутствии магистрата) и т.д..


  1. Основные признаки и принципы римского права. Роль aequitas и bona fides в римском праве


1. Принцип развития.
Римские юристы видели смысл существования права в спокойном и сбалансированном развитии общества и государства, что бы взаимоотношения их были гармоничными. При этом, главным действующим лицом считался римлянин, его правапод интерес гражданина Рима и должно было подстраиваться государство.  

Одним из проявлений римского права стала его прецедентность, как реакции на применение правовых норм в зависимости от случая, казуса, произошедшего в жизни римлянина. В результате истинным смыслом права стало принятие справедливого и честного решения, в каком-либо случае, что влекло толкование нормы права, в том ключе, в каком это было нужно, несмотря на логические противоречия.
Но жизнь полна всевозможных казусов и прецедентов, поэтому. и развитие римского права остановить невозможно. Это приводит к ситуации, когда норма становится общепринятым правом, когда полностью удовлетворяет интересы гражданина.
Кроме того, римские юристы также считали, что право кроме удовлетворения интересов человека, должно также служить и духовному его развитию. Это было связано с соединением правовых и религиозных сакральных представлений и практик древних римлян.
Особенностью принципа развития, также является, то, что он мог выступать основой всего применения права в римской жизни.
Таким образом, римские юристы, пользуясь принципом хозяйственной пользы, принимали во внимание не только то, что является верным, справедливым, а что нет, но и то, что будет полезным римлянину как человеку и гражданину.
Связанным с принципом правоприменения, является принцип соглашения как главной возможности достичь единства всех жителей римской общины.
Претор обязуется охранять и беречь такое соглашение, которое не нарушение ни ранее принятых постановлений и ни содержит угрозы для стабильности и безопасности Рима.

2.Принцип свободы
Принцип свобод в римском праве означал то, что любой свободный гражданин Рима мог совершать любое  действие, которое бы не противоречило бы установленным правовым нормам и традициям.
В тоже время римские юристы четко разграничивали свободу действий гражданина направленных на пользу, как самому человеку, так и общине и городу, с проявлениями эгоистичными и антисоциальными человеческой сущности.
С целью ограничения деструктивных проявлений человеческого характера были введены в римскую юриспруденцию такие понятия как «добрая совесть», основанный на праве «естественный интерес» и категория «вины». Все эти понятия рассматривались римскими юристами как часть естественного хода развития права, естественного разума.
Римской юридической мыслью четко разделялась свобода социально полезных проявлений личности, и наоборот, свобода эгоистических и антисоциальных проявлений. Такое понимание идеи свободы находило свое выражение в необходимости некоторых, порой весьма серьезных, ограничений личности, наличие которых и есть основная предпосылка качественной реализации субъективных прав участников имущественного оборота.

Римские юристы понимали под принципом свободы своего рода определённый баланс между интересами различных субъектов основанных на применении установленных правовых норм. При этом отступление и нарушение установленных римскими властями законов является преступлением и соответственно карается законом Рима.

3. Принцип гармонии
Согласно достижениям римской юридической мысли под гармонией понималось стремление к воплощению адекватности и справедливости в применении правовых норм в регулировании отношений имущественного и личного характера. Таким образом, под гармонией имелось в виду стремление к достижению истины и справедливости, как строгого целесообразного критерия в применении норм права. Согласно данному принципу приоритетом перед правами индивида являются интересы римского общества и государства. В тоже время человек может совершать, то, что не запрещено законодательством Рима, и тем самым соблюсти уже собственные интересы.

4. Принцип единения
Под принципом единения понималась организация римской правовой системы таким способом, чтобы гарантировать стабильность и жизнеспособность римского общества. Отметим, что такой принцип предусматривал, с целью укрепления общины перед внутренними и внешними опасностями, с одной стороны некий минимум единства общества, а с другой некий минимум разъединения индивидуумов друг от друга и от остального общества.

В роли такого средства единения и разъединения интересов в правовой системе Рима выступали контракты, обязательства, пакты, мировые соглашения и т. д.

Итак, римское право имело в своем составе как минимум четыре основных принципа. Это принципы: развития, единения, свободы, гармонии. Данные принципы стали детищем всего общего развития римской цивилизации и римского права. Наследие этой цивилизации осталось в том числе и в виде правовой системы сложившейся уже после падения Римской империи, в период Средних веков, и особенно в период Нового и Новейшего времени.
Признаки римского права

  • Ясность построения и юридической аргументации;

  • Точность и исчерпывающий характер формулировок;

  • Конкретность и практичность римского права;

  • Соответствие юридических предписаний интересам свободных граждан;

  • Отмеченное выше выделение частных и публичных отраслей права;

  • Казуистичность норм права, которые изначально формулировались с опорой на конкретные случаи, которые постепенно обобщаясь и трансформируясь воплощались в общих понятиях, правилах и институтах римского права



Bona fides – добросовестность, добрые нравы. Принцип взаимоотношений сторон в договорных и иных правоотношениях в древнем риме.
Aequitas – справедливость. Как принцип был введен практикой юристов в противоположность строгому праву (ius strictum). Принципом справедливости были проникнуты многие положения преторского права. Его исходным началом было формальное равенство римских граждан перед законом. Сами римские юристы не дали определение понятию справедливости, хотя часто её использовали.



  1. Структура римского права: ius civile, ius praetorium, ius gentium, ius naturale.

Цивильное право (лат. «ius civile») - право граждан, входивших в римскую городскую общину - civitas (есть мнение, что Ц. п. в ранний период называлось квиритским правом). Ц. п. понимается как закрепленная законами национальная система частного квиритского права по защите и распоряжению собственностью, т. е. система права, регулировавшая гражданско-правовые отношения.

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium)—совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Право народов (jus gentium) — разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Источники раннего римского права.

Ниже перечислены источники римского права.

1. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д.

2. Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме.


  1. Методы правового регулирования в римском праве.


    _____________________________________________


  2. Правила толкования и применения права

Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.

Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы. Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса. Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.

Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.

Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.

Различают следующие способы:

1) грамматический.

Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.

2) логический.

Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.

3) систематический.

Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.

4) историко-политический.

Во внимание принимаются те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Используются материалы, которые были в момент подготовки данного нормативно-правового акта. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.

5) специально-юридический.

Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.

6) Телеологический (целевой).

Толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативно-правовой акт.

7) функциональный.

Правовые нормы неодинаковы по своему характеру действия, функциональному содержанию. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные и т.д. У них разные функции. Это важно иметь ввиду при толковании. Также здесь учитываются тип и механизм, направленность правового регулирования.

Существуют классификации видов толкования по различным основаниям.

Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:

1) Буквальное (адекватное) толкование.

Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.

2) Ограничительное толкование.

Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».

3) Расширительное толкование.

Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст. 62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

Кроме того, различают виды толкования по субъектам:

1) Официальное толкование.

Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.

Оно подразделяется на ряд подвидов:

- нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.

- казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.

- аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.

- легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.

- судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.

2) Неофициальное толкование.

Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.

Неофициальное толкование делится на виды:

- профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.

В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.

- обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.

Таким образом, акты толкования – один из важнейших видов правовых актов. Их функциональное значение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, их роль в механизме правового регулирования очень велика. Без них этот механизм оказался бы ослабленным. Ведь если норма неправильно понята, то за этим последует неправильное её применение.
Правоприменением называется одна из форм реализации права в виде организующей государственной деятельности посредством применения власти уполномоченных органов государства.

признаки применения права:


  1. Властный характер правоприменения выражается в его осуществлении субъектом, являющимся государственным органом, владеющим соответствующими полномочиями. В редких случаях таким субъектом могут выступать общественные органы/объединения.

  2. Правоприменение – это одно из выражений управленческой государственной функции.

  3. Правоприменение носит организационный характер – создает условия для реализации правомочия в каждой конкретной ситуации.

  4. Применение права персонализированно, т.е. определяет индивидуальные предписания, конкретизирует права и обязанности субъектов для каждого отдельного случая.

  5. Правоприменение осуществляется с соблюдением юридически закрепленных процедур: регламент процедур содержится в специальных процедурных нормах права. Данные процедурные нормы, в свою очередь, являются составляющими частями процедурных отраслей, как то, например, уголовно-процессуальное право.

  6. Правоприменение – сложный многоступенчатый процесс.

  7. Правоприменению присуща творческая природа. Несмотря на необходимость соблюдения определенных процедур, применение права не осуществляется механически: как уже было сказано, имеет место индивидуализация каждого случая с учетом разнообразных жизненных обстоятельств. Подобный подход требует от представителей соответствующих органов не только точного владения юридическими знаниями, но и определенной интеллектуальной гибкости.

  8. Каждая осуществленная процедура правоприменения (его итог) закрепляется документально путем формирования акта применения права.

    Ключевыми этапами здесь являются:

  • установление фактов по рассматриваемому делу;

  • определение применимой правовой нормы и ее анализ;

  • вынесение решения и закрепление его документально.


  • виды применения права:




  1. Позитивное применение права не связано с правонарушениями, заключает в себе обязательную реализацию определенных регулирующих норм, к примеру, назначение государственных пособий. Позитивное правоприменение касается не всех норм, но в установленных случаях осуществляется всегда.

  2. Юрисдикционное применение права связано с правонарушениями, заключает в себе реализацию мер по охране норм права (наложение санкций). Юрисдикционное правоприменение может применяться к любой из существующих норм в случае ее несоблюдения.


8. Деление права. Ius publicum и ius privatum: критерии деления. Виды правовых норм и их комплексов.

Главным квалифицирующим признаком клас­сификации институтов и в целом системы римского права явилось деление на право публичное и право частное (jus publicum — jus privatum). Со­гласно основополагающему определению, «публичное право есть то, ко­торое рассматривает состояние римского государства, частное — то, ко­торое посвящено интересам отдельных лиц».

Публичное право, отражая интересы римского народа, подлежало правовой охране от име­ни римского народа и исключительно с его санкции. Традиционно поэто­му в эту область включались принципы и институты, которые современ­ная правовая культура относит к государственному, административному, уголовному, финансовому праву, регулированию священно-культовых вопросов, общим началам судебного процесса (с существенными изъя­тиями), наконец, международному праву. В область римского частного права вошли такие институты и принципы, которые позднее стали отно­ситься к гражданскому материальному и процессуальному праву, частич­но к сфере уголовного права и процесса (поскольку там шла речь об ох­ране личности гражданина от личностных же посягательств). Частное право, подразумевалось, отражало интересы индивидуума и не могло охраняться помимо желания и интересов отдельного лица. Свои источ­ники право черпало не только в общегосударственных установлениях, но и в воле частных лиц; в традиции римского права сформировалось при­знание поэтому частных соглашений в этой области как имеющих силу общеправовых установлений.

Категорично признавалось, что «пуб­личное право нельзя менять частными соглашениями», однако в строгом смысле это означало лишь, что вопросы, признанные предметами регу­лирования публичного права, не могут регулироваться соглашениями частных лиц, и вовсе не требовало, чтобы сделки частного характера сле­довали установлениям государства. Вместе с тем подразумевалось, что требова­ния публичного права не вмешиваются в установления, традиционно счи­тающиеся сферой частного права, и что публичное право только создает правовые условия и должные гарантии реализации индивидуально-сво­бодного поведения. Основными постулатами всех требований частного права полагались такие, что «никто не понуждается действовать против своих желаний» и что «кто пользуется своим правом, никому не вредит». Соответственно, индивидуальная автономия составляла признанный пре­дел вмешательству публичного права в эту область.

Вторую важнейшую особенность римского права, особенно клас­сического периода, представляет отсутствие столь привычной современ­ной правовой культуре четкости разделения на материальное и процессу­альное право. Более того: римское право, главным образом частное, это имманентно исковое право; признание собственно правомочия субъек­та в отношении ли вещи, в отношении совершения какого-то значимого юридического действия в римском праве означало, что наличествуют точ­но определенные и установленные формы правовых требований — и что не может быть не охраняемых и не гарантируемых прав. Неразрывность материального содержания права и его судебно-процессуального обеспе­чения была не только итогом чисто исторических особенностей станов­ления и развития римского права, начинающегося с порядка фиксации юридических действий в обычае или законе. Эта неразрывность лежала в основе всей римской правовой культуры, в свою очередь на­лагая отпечаток и на содержание институтов и принципов, собственно, ма­териального права, не позволяя им обрести полную самостоятельность.


написать администратору сайта