Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Методологическая база исследования

  • Методы исследования

  • Структура работы

  • . Роль рисования для развития детей дошкольного возраста

  • 1.3. Программные задачи в разных возрастных группах Задачи изобразительной деятельности детей 3 – 4 лет

  • 1.4. Методика организации образовательной деятельности по рисованию в младшей группе

  • . Применение игровых методов обучения в младшей группе

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Основная

  • Интернет - ресурсы

  • Курсовая работа. Рисование является важнейшим средством формирования личности ребенка, оно дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках о том, что узнал, увидел, пережил


    Скачать 154 Kb.
    НазваниеРисование является важнейшим средством формирования личности ребенка, оно дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках о том, что узнал, увидел, пережил
    Дата20.04.2021
    Размер154 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа.doc
    ТипДокументы
    #196862


    ВВЕДЕНИЕ

    Рисование является важнейшим средством формирования личности ребенка, оно дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках о том, что узнал, увидел, пережил.

    Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.

    Рисование позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями искусства.

    Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру.

    Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

    Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

    Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

    При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях).

    Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

    Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

    На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

    Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

    Роль воспитателя в развитии ребенка научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия - один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

    Правильное развитие мелкой моторики у детей учит ребят приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

    Здесь важная роль воспитателя для развития ребенка состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски - гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель). Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

    Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

    Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

    Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер.

    Таким образом, основная задача педагога помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

    рисование позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач.

    Объект исследования: образовательный процесс в области изобразительного искусства в дошкольном образовательном учреждении.

    Предмет исследования: организация образовательной деятельности по рисованию в младшей группе.

    Цель исследования: изучить методику обучения рисованию в младшей группе в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Задачи исследования:

    1. Подбор научно-методической литературы по проблеме исследования.

    2. Изучение теоретических и методических основ рисования в дошкольном образовательном учреждении.

    3. Изучение методики обучения рисованию в младшей группе.

    4. Подбор тематики занятий по рисованию в младшей группе.

    Методологическая база исследования: В основу работы положены исследования следующих педагогов Н.К. Крупской, Ф.Фребеля, Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт, Коррадо Ричи, Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит, В.М. Бахтерева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Т.Н. Доронова, С.В. Погодина.

    Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация теоретического материала, составление конспектов занятия по рисованию.

    Практическая значимость: рекомендуется для изучения воспитателем в детском саду, студентом дошкольного отделения педагогического колледжа для систематизации знаний по данной проблеме.

    Структура работы: введение, теоретическая глава состоит из пяти параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

      1. . Характеристика рисования как вида

    продуктивной деятельности

    В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов.

    Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

    Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

    Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. 

    Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
    Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
    Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

    При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, мел), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. 
    Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
    Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела теория Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

    С конца XIX.в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

    За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт).

    Первым автором, посвятившим свой труд «Дети — художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

    Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств. Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит.

    В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

    Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.

    В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.

    Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований – выявление закономерностей детского творчества.

    Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

    Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась.

    Программный материал для первой и второй групп раннего возраста расположен по видам деятельности и дается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп - по кварталам. Такое построение материала связано с необходимостью проведения в младших группах длительной работы по закреплению навыков в течении всего года, а расположение материала по кварталам для других групп обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.

    Таким образом, множество педагогов из разных стран и разных направлений внесли свой вклад в развитие изобразительного искусства дошкольников и доказали, что рисование для дошкольников важна роль их развития.



      1. . Роль рисования для развития детей дошкольного возраста

    Роль занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.

    В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
    Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
    Основная роль изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

    Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

    В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.

    К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других понятий. Например, по математике: ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный), счет, форма предметов, подготовка руки к письму, биология – строение растений, животных, человека.

    Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.

    Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.

    Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая. Особенно это заметно к концу учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета.

    Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.

    Таким образом, роль рисования в дошкольном возрасте является неотъемлемая частью развития ребенка. С помощью рисования дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. При этом в каждой возрастной группе имеются свои задачи изобразительной деятельности.
    1.3. Программные задачи в разных возрастных группах

    Задачи изобразительной деятельности детей 3 – 4 лет

    Для каждого возраста в программе воспитания определены свои задачи обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

    Проанализируем Программу под редакцией Н.Вераксы « От рождения до школы». В младшей группе определены следующие задачи:

    1. Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

    2. Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.

    3. Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).

    4. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

    5. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков; сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще – кап – кап – кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ – топ!»).

    6. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать узорами силуэты предметов, вырезанных воспитателем (платье, кесе)
      Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).

    7. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (ёлочки на нашем участке, одуванчики в траве) или изображая разнообразные предметы, насекомых.

    8. Учить располагать изображения по всему листу.

    Также были проанализированы задачи обучения рисованию в других группах, данный материал представлен в приложении 1.
    1.4. Методика организации образовательной деятельности

    по рисованию в младшей группе

    Дошкольный возраст — это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественно-образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, т. к. процесс рисования, не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком

    как-бы оживают мазки, линии, формы.

    Первые действия ребенка с кистью, карандашом, обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает. Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом процесс восприятия своего рисунка приятен ребенку и радует его.

    Любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры, и занятия по изобразительной деятельности в том числе. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования. Образ для них становится живым.

    Например: пришел в гости грустный гномик - мы для него нарисовали солнышко, в конце занятия он стал очень веселым и водит с нами хоровод; дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей слепить им колобок. Колобки получились красивые.

    Программные задачи по рисованию в младшей группе определены в программе обучения и воспитания. Они следующие:

    - вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками;

    - формировать представление о том, что карандашами, красками рисуют;

    - развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой рукой;

    - подводить детей к изображению знакомых предметов;

    - обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге;

    - привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразными линиями, конфигурациями;

    - побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;

    - вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами;

    - побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;

    - развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы путем организации их восприятия окружающей жизни и игры;

    - формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок) ;

    - учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;

    - учить держать карандаш и кисть свободно, правильно.

    Материал, используемый в младшей группе при проведении занятий по изобразительной деятельности это карандаши, восковые мелки, краски, кисти. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный) .

    На первых занятиях по рисованию лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски двух-четырех цветов. При этом используем следующие приемы рисования красками:

    - примакивания (листопад, следы) : «топ-топ» - гуляет кисточка по бумаге;

    - протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента, слева-направо – длинная дорога;

    - сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой

    - красивый заборчик ;

    При рисовании карандашами - следующие приемы:

    - штрихи короткие вертикальные -дождик, травка, заборчик,

    -горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота) ;

    - кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток) ;

    - кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики) .

    На первых занятиях знакомим детей с карандашами и красками и на занятие могут приходить король - Карандаш и принцесса - Кисточка, которые рассказывают о правилах работы с ними. В дальнейшем эти материалы чередуются на занятиях, но чтобы закрепить навыки работы с ними, надо проводить несколько занятий рисования карандашом, затем несколько - красками.

    Например: карандашом рисуем дождик: ритмом штрихов передаем капельки дождя, при этом учим держать карандаш правильно в правой руке, выделяем синий цвет среди других цветов;

    Дорисовывали усыкоту путем ритмичности проведения коротких горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга;

    Рисовали разноцветные клубочки (красный, зеленый, синий) - учили круговыми движениями рисовать клубки ниток, закрепляли при этом цвета.

    После двух-трех занятий, на которых содержание рисунка определяется педагогом, проводится занятие по замыслу детей. Конечно, назвать эти занятия в буквальном смысле слова занятиями “по замыслу” нельзя: малыши изображают то, что хотят, многие просто водят карандашом по бумаге или повторяют изображения, усвоенные ранее.

    Когда дети овладевают некоторыми умениями и навыками, можно рисовать коллективно. Коллективные работы выполняются небольшими подгруппами по 8-10 детей. Эта работа доставляет детям радость от рисования «рядом» и всегда очень красиво смотрится.

    По рисованию красками могут быть следующие темы:

    «По ровненькой дорожке» - учим рисовать кисточкой, ритмично наносить отпечаток на бумаге;

    «Курочка» (отпечаток ладоши) – вызвать у детей эмоциональный отклик на яркий цвет краски, радоваться цветовым пятнам;

    «Осенний листопад» - ритмом мазков передаем явления природы, учим правильно держать кисть в правой руке, радоваться ярким мазкам.

    «Украсим матрешке сарафан» - украшаем мазками сарафаны матрешек, наносим мазки на силуэт сарафана, закрепляем цвета.

    В группе должен быть стенд или мольберт для рассматривания готовых рисунков. Рассматривая их с детьми, прежде всего нужно обращать внимание детей на работы в целом: хвалить, обращать внимание на цвет. Это развивает у детей образное восприятие, способствует обогащению словаря.

    Например: «Вот как много красивых цветов мы нарисовали. Получилось нарядно, как будто большое поле усеяно цветами», или «Как много больших орешков упало с дерева – хватит белочке на обед».

    Работы, выполненные в течение месяца можно вывесить на выставке - стенде для просмотра родителями, где указана тема, цель работы, какого числа выполнена.

    Каждая работа должна быть подписана в правом нижнем углу (имя и первая буква фамилии ребенка). Остальные работы можно хранить в пластмассовой папке, в отдельных файлах для каждого ребенка. Они необходимы для того, чтобы наблюдать за процессом развития умения и навыков детей, для диагностики и для оценки работы воспитателя.

    На занятиях по рисованию необходимо использовать следующие методы и приемы:

    1. Наблюдение за объектом изображения, т. е. рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

    2. Метод пассивных движений - используется для того, чтобы ребенок легче овладел соответствующими движениями при рисовании; в воздухе проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.

    3. Показ способов изображения. - многочисленные точки или штрихи – это снег или дождь;

    - вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;

    - однонаправленные движения – горизонтальные: дорожки, линеечки;

    - вертикальные: столбики, заборчик, травка.

    Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.

    4. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации. Например, при рисовании на тему сказки «Колобок», можно использовать приемы работы с детьми: - рассматривание книги с

    иллюстрациями, читать стихи и потешки « Я пеку, пеку, пеку» рассматривание альбома с животными.

    Работы хранятся до следующего занятия, по желанию родителей могут дети забрать их домой.

    Индивидуальная работа.

    Чтобы быстрее развить и закрепить навыки рисования надо проводить индивидуальную работу с детьми. Заниматься можно вне занятий утром или во второй половине дня. Работать надо по подгруппам 2-3 ребенка под руководством воспитателя.

    Во время этой работы необходимо закреплять навыки правильного выполнения работы, использования оборудования, следить за осанкой, за эмоциональным состоянием ребенка, вызывать желание рассказать о своей работе, необходимо использовать при этом потешки, песенки, попевки.

    В группе необходимо создать развивающую среду, способствующую художественно-эстетическому развитию детей.

    Для работы по изобразительной деятельности необходимо приобрести различного вида бумагу, гуашь, большие кисти, большие карандаши, восковые мелки, всевозможные печати, тычки, емкость для краски и воды, мольберт – это оборудование находится в специальных контейнерах в недоступном для детей месте.

    На полках можно разместить – игры на цвет, форму; альбомы для раскрашивания и рассматривания, контуры для раскрашивания, книги, трафареты, шаблоны, вкладыши, пирамиды, кубы (цветные, пазлы по цвету, цветные конструкторы – все это должно находиться в доступном для детей месте.

    Таким образом, методика организации образовательной деятельности

    по рисованию в младшей группе применяются такие методы, как наблюдение за объектом изображения, метод пассивных движений, показ способов изображения, взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации. Так же применяются игровые методы.


      1. . Применение игровых методов обучения в младшей группе

    Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.  Игровое творчество проявляется  в поисках средств и способов для изображения задуманного.

    Игровые   приемы педагогами  применяются охотно.  Трудности возникают в их самостоятельной разработке.  Основной причиной этого является незнание  особенностей игровых приемов обучения.  Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.

    Подобные приемы, построенные на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.

    Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

    • игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту), позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;

    • дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;

    • играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

    В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний. Если в младших группах игровые приемы преобладают, то в старших, поскольку на первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно-волевых качеств, ответственного отношения к учебной деятельности, на смену им приходят другие, позволяющие дошкольникам осознавать, что деятельность на занятии есть выполнение учебных задач.

    Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Все возрастающий у детей старшего дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней позволяют педагогу ставить перед воспитанниками учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения усилий.

    Включение игровых приемов в изобразительную деятельность, не должно  нарушать ее естественного хода. Изображение – своеобразный центр игры.

    Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития – с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности, с другой стороны. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения. Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно - игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких - либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы и режиссеры, и как актеры. Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, «бросового» материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши). Ведь с кисточкой, карандашом можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь). Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.

    Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач, пожарный); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями.

    Применение игровых приемов

    В младшей группе воспитатель ставит перед собой задачу вызвать у детей непроизвольный интерес к занятию. Игровые приемы используются, чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес к деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие активности. Нередко все занятие целиком проводится в форме игры. 

    Например, педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришла матрешка. Вот она, красивая, нарядная!» Матрешка здоровается с малышами, показывает свой фартучек, платок. В игровой форме воспитатель побуждает детей рассмотреть матрешку, определить, какого она цвета, формы. Обращаясь к кукле, воспитатель продолжает: «Почему ты, матрешка, такая скучная? Скажи нам. Может быть, мы тебе поможем?» - Наклоняется к матрешке, слушая ее ответ. Затем вновь обращается к детям: «Дети, оказывается, матрешке скучно одной. Давайте нарисуем ей подружек. И тогда матрешке станет веселее. Целый хоровод матрешек у нас получится!»

    Получив задание, высказанное в такой занимательной форме, малыши охотно принимаются за работу.  А для того чтобы дети рисовали аккуратно, проявляли старание, стремились добиться качественного результата, воспитатель предупреждает: «Матрешка обидится, если ее подружки будут некрасивыми. Вы постарайтесь, порадуйте матрешку. Посмотрите, как надо рисовать». Описанный прием приводит к положительному результату: дети внимательно слушают разъяснения педагога, а затем в самостоятельной деятельности проявляют настойчивость, аккуратность, старательность.

    Можно привести еще целый ряд примеров, разнообразных заданий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, которые позволяют малышам получить значимые результаты, несмотря на то, что они владеют лишь самыми элементарными умениями.

    Таким образом, любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования. Образ для них становится живым. Игровой метод является одним из главных способов достижения хорошего результата в проведении изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рисование для детей младшего дошкольного возраста является средством формирования личности, творчества, развития эстетических чувств.

    Существуют разные виды рисования: предметное, сюжетное, декоративное.

    В младшей группе преимущественно используется предметное рисование.

    Предметы должны быть простой формы. Основным материалом рисования является гуашь.

    Рисование воздействует на умственное развитие: ребенок познает материалы, окружающие предметы старается передать форму, цвет, строение предмета.

    Развивается речь за счет новых слов. Происходит физическое развитие: совершенствуется кисть руки, координация движений, руки и глаза.

    Ребенок видит красоту предмета и старается передать это в рисунке.

    Изучив теорию и практику обучения рисованию в младшей группе можно утверждать:

    - младший дошкольный возраст является базовым для последующего развития детей;

    - ребёнок впервые начинает целевое обучение, поэтому от того, как будет построено занятие (интересно, доступно) будет зависеть формирование желания заниматься данным видом деятельности.

    - воспитатель детского сада должен творчески вдумчиво подходить продумыванию методики проведения организационного занятия рисованием.

    Игровые приемы являются ведущими в работе с детьми младшего возраста, желательно применять нетрадиционные техники.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Основная

    1. А. В. Никитина, «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010 г., 20 с.

    2. И. А. Лыкова, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007 г., 66 с.

    3. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:Мозаика-Синтез, 2014 г., 325 с.

    4. С. В. Погодина, «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», М.: «Академия», 2011 г., 352 с.

    5. Т. С. Комарова , «Детское художественное творчество».- М.:Мозайка-Синтез, 2008 г., 139 с.

    Дополнительная

    1. Г. Г. Григорьева, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2010 г., 325 с.

    2. Г. Г. Григорьева, «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М. «Просвещение» — 1995 г., 62 с.

    3. М. Г. Смирнова, «Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры». - Волгоград: Учитель, 2009 г., 270 с.

    4. Н. В. Шайдурова, «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». - М.: ТЦ Сфера, 2008 г., 160 с.

    5. Н. П. Сакулина, «Развитие художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием». - М., 2000 г.,

    235 с.

    1. О. Г. Жукова, «Планирование и конспекты занятий по изобразительной деятельности», АЙРИС-пресс, 2006 г., 96 с.

    2. Р. Г. Казакова, «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.: Творческий центр СФЕРА – 2004 г., 463 с.

    3. Т. Н. Доронова, «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности», С - П. – 2003 г., 86 с.

    4. Т. Н. Доронова, «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». - М., 2010 г., 332 с.

    5. Э. Литвинова, «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность) », разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 г.,

    128 с.

    Интернет - ресурсы

    1. http://www.maaam.ru/

    2. http://www.coolreferat.com/

    3. http://www.referat-web.ru/

    4. http://fb.ru/article/283240/

    5. http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/

    6. http://www.maam.ru/detskijsad/

    7. http://kladraz.ru/blogs/elena-aleksevna-ahsenova/

    8. http://montessoriself.ru/risovanie-dlya-detey-3-4-goda/





    написать администратору сайта