Главная страница
Навигация по странице:

  • «Меня упрекали во всем, окромя погоды…»

  • На столетие Анны Ахматовой

  • Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

  • Мир создан был из смешенья грязи, воды, огня

  • После нас, разумеется, не потоп

  • Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером

  • Выступление в Сорбонне (1989)

  • Бродский. Рождественская звезда


    Скачать 25.33 Kb.
    НазваниеРождественская звезда
    Дата27.03.2018
    Размер25.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБродский.docx
    ТипДокументы
    #39551

    Рождественская звезда

     
    В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
    чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
    младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
    мело, как только в пустыне может зимой мести.
     
     
    Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
    из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
    Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
    Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
     
     
    Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
    на лежащего в яслях ребенка издалека,
    из глубины Вселенной, с другого ее конца,
    звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца,
     

    24 декабря 1987

    Пейзаж с наводнением

     
    Вполне стандартный пейзаж, улучшенный наводнением.
    Видны только кроны деревьев, шпили и купола.
    Хочется что-то сказать, захлебываясь, с волнением,
    но из множества слов уцелело одно «была».
    Так отражаются к старости в зеркале бровь и лысина,
    но никакого лица, не говоря — муде.
    Повсюду сплошное размытое устно-письменно,
    сверху — рваное облако и ты стоишь в воде.
    Скорей всего, место действия — где-то в сырой Голландии,
    еще до внедренья плотины, кружев, имен де Фриз
    или ван Дайк. Либо — в Азии, в тропиках, где заладили
    дожди, разрыхляя почву; но ты не рис.
    Ясно, что долго накапливалось — в день или в год по капле, чьи
    пресные качества грезят о новых соленых га.
    И впору поднять перископом ребенка на плечи,
    чтоб разглядеть, как дымят вдали корабли врага.
     

    1993, Амстердам

    «Меня упрекали во всем, окромя погоды…»

     
    Меня упрекали во всем, окромя погоды,
    и сам я грозил себе часто суровой мздой.
    Но скоро, как говорят, я сниму погоны
    и стану просто одной звездой.
     
     
    Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
    и прятаться в облако, слыша гром,
    не видя, как войско под натиском ширпотреба
    бежит, преследуемо пером.
     
     
    Когда вокруг больше нету того, что было,
    не важно, берут вас в кольцо или это — блиц.
    Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
    готов к умноженью лучше иных таблиц.
     
     
    И если за скорость света не ждешь спасибо,
    то общего, может, небытия броня
    ценит попытки ее превращенья в сито
    и за отверстие поблагодарит меня.
     

    1994

    На столетие Анны Ахматовой

    Страницу и огонь, зерно и жернова,
    секиры острие и усеченный волос -
    Бог сохраняет все; особенно - слова
    прощенья и любви, как собственный свой голос.

    В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
    и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
    затем что жизнь - одна, они из смертных уст
    звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

    Великая душа, поклон через моря
    за то, что их нашла, - тебе и части тленной,
    что спит в родной земле, тебе благодаря
    обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

    Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

    Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

    За дверью бессмысленно все, особенно -- возглас счастья.

    Только в уборную -- и сразу же возвращайся.
    О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.

    Потому что пространство сделано из коридора

    и кончается счетчиком. А если войдет живая

    милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
    Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.

    Что интересней на свете стены и стула?

    Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером

    таким же, каким ты был, тем более -- изувеченным?
    О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову

    в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.

    В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.

    Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
    Не выходи из комнаты. О, пускай только комната

    догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито

    эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.

    Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
    Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.

    Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,

    слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся

    шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

    Мир создан был из смешенья грязи, воды, огня,

    воздуха с вкрапленным в оный криком "Не тронь меня!",

    рвущимся из растения, впоследствии -- изо рта,

    чтоб ты не решил, что в мире не было ни черта.

    Потом в нем возникли комнаты, вещи, любовь, в лице --

    сходство прошлого с будущим, арии с ТБЦ,

    пришли в движение буквы, в глазах рябя.

    И пустоте стало страшно за самое себя.

    Первыми это почувствовали птицы -- хотя звезда

    тоже суть участь камня, брошенного в дрозда.

    Всякий звук, будь то пенье, шепот, дутье в дуду, --

    следствие тренья вещи о собственную среду.

    В клЈкоте, в облике облака, в сверканьи ночных планет

    слышится то же самое "Места нет!",

    как эхо отпрыска плотника либо как рваный SOS,

    в просторечии -- пульс окоченевших солнц.

    И повинуясь воплю "прочь! убирайся! вон!

    с вещами!", само пространство по кличке фон

    жизни, сильно ослепнув от личных дел,

    смещается в сторону времени, где не бывает тел.

    Не бойся его: я там был! Там, далеко видна,

    посредине стоит прялка морщин. Она

    работает на сырье, залежей чьих запас

    неиссякаем, пока производят нас.

    После нас, разумеется, не потоп,

    но и не засуха. Скорей всего, климат в царстве

    справедливости будет носить характер

    умеренного, с четырьмя временами года,

    чтоб холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик

    правили поочередно: на протяженьи трех

    месяцев каждый. С точки зрения энциклопедии,

    это -- немало. Хотя, бесспорно,

    переменная облачность, капризы температуры

    могут смутить реформатора. Но бог торговли

    только радуется спросу на шерстяные

    вещи, английские зонтики, драповое пальто.

    Его злейшие недруги -- штопаные носки

    и перелицованные жакеты. Казалось бы, дождь в окне

    поощряет именно этот подход к пейзажу

    и к материи в целом: как более экономный.

    Вот почему в конституции отсутствует слово "дождь".

    В ней вообще ни разу не говорится

    ни о барометре, ни о тех, кто, сгорбясь

    за полночь на табуретке, с клубком вигони,

    как обнаженный Алкивиад,

    коротают часы, листая страницы журнала мод

    в предбаннике Золотого Века.

    М. Б.
    Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером

    подышать свежим воздухом, веющим с океана.

    Закат догорал в партере китайским веером,

    и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.
    Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,

    рисовала тушью в блокноте, немножко пела,

    развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком

    и, судя по письмам, чудовищно поглупела.
    Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии

    на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною

    чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более

    немыслимые, чем между тобой и мною.
    Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем

    ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,

    но забыть одну жизнь -- человеку нужна, как минимум,

    еще одна жизнь. И я эту долю прожил.
    Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,

    ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?

    Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.

    Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.

    Вид с холма (1992)





    Книга: Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы






    Вот вам замерзший город из каменного угла.

    Геометрия оплакивает свои недра.

    Сначала вы слышите трио, потом -- пианино негра.

    Река, хотя не замерзла, все-таки не смогла

    выбежать к океану. Склонность петлять сильней

    заметна именно в городе, если вокруг равнина.

    Потом на углу загорается дерево без корней.

    Река блестит, как черное пианино.
    Когда вы идете по улице, сзади звучат шаги.

    Это -- эффект перспективы, а не убийца. За два

    года, прожитых здесь, вчера превратилось в завтра.

    И площадь, как грампластинка, дает круги

    от иглы обелиска. Что-то случилось сто

    лет назад, и появилась веха.

    Веха успеха. В принципе, вы -- никто.

    Вы, в лучшем случае, пища эха.
    Снег летит как попало; диктор твердит: "циклон".

    Не выходи из бара, не выходи из бара.

    Автомышь светом фар толчею колонн

    сводит вдали с ума, как слонов Ганнибала.

    Пахнет пустыней, помнящей смех вдовы.

    "Бэби, не уходи", -- говорит Синатра.

    То же эхо, но в записи; как силуэт сената,

    скука, пурга, температура, вы.
    Вот вам лицо вкрутую, вот вам его гнездо:

    блеск желтка в скорлупе с трещинами от стужи.

    Ваше такси на шоссе обгоняет еще ландо

    с венками, катящее явно в ту же

    сторону, что и вы, как бы само собой.

    Это -- эффект периметра, зов окраин,

    низкорослых предместий, чей сон облаян

    тепловозами, ветром, вообще судьбой.
    И потом -- океан. Глухонемой простор.

    Плоская местность, где нет построек.

    Где вам делать нечего, если вы историк,

    врач, архитектор, делец, актер

    и, тем более, эхо. Ибо простор лишен

    прошлого. То, что он слышит, -- сумма

    собственных волн, беспрецедентность шума,

    который может быть заглушен
    лишь трубой Гавриила. Вот вам большой набор

    горизонтальных линий. Почти рессора

    мирозданья. В котором петляет соло

    Паркера: просто другой напор,

    чем у архангела, если считать в соплях.

    А дальше, в потемках, держа на Север,

    проваливается и возникает сейнер,

    как церковь, затерянная в полях.



    Письмо в оазис (1994)





    Книга: Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы






    Не надо обо мне. Не надо ни о ком.

    Заботься о себе, о всаднице матраца.

    Я был не лишним ртом, но лишним языком,

    подспудным грызуном словарного запаса.
    Теперь в твоих глазах амбарного кота,

    хранившего зерно от порчи и урона,

    читается печаль, дремавшая тогда,

    когда за мной гналась секира фараона.
    С чего бы это вдруг? Серебряный висок?

    Оскомина во рту от сладостей восточных?

    Потусторонний звук? Но то шуршит песок,

    пустыни талисман, в моих часах песочных.
    Помол его жесток, крупицы -- тяжелы,

    и кости в нем белей, чем просто перемыты.

    Но лучше грызть его, чем губы от жары

    облизывать в тени осевшей пирамиды.





    Выступление в Сорбонне (1989)





    Книга: Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы






    Изучать философию следует, в лучшем случае,

    после пятидесяти. Выстраивать модель

    общества -- и подавно. Сначала следует

    научиться готовить суп, жарить -- пусть не ловить --

    рыбу, делать приличный кофе.

    В противном случае, нравственные законы

    пахнут отцовским ремнем или же переводом

    с немецкого. Сначала нужно

    научиться терять, нежели приобретать,

    ненавидеть себя более, чем тирана,

    годами выкладывать за комнату половину

    ничтожного жалованья -- прежде, чем рассуждать

    о торжестве справедливости. Которое наступает

    всегда с опозданием минимум в четверть века.
    Изучать труд философа следует через призму

    опыта либо -- в очках (что примерно одно и то же),

    когда буквы сливаются и когда

    голая баба на смятой подстилке снова

    дл вас фотография или же репродукция

    с картины художника. Истинная любовь

    к мудрости не настаивает на взаимности

    и оборачивается не браком

    в виде изданного в ГЈттингене кирпича,

    но безразличием к самому себе,

    краской стыда, иногда -- элегией.
    (Где-то звенит трамвай, глаза слипаются,

    солдаты возвращаются с песнями из борделя,

    дождь -- единственное, что напоминает Гегеля.)
    Истина заключается в том, что истины

    не существует. Это не освобождает

    от ответственности, но ровно наоборот:

    этика -- тот же вакуум, заполняемый человеческим

    поведением, практически постоянно;

    тот же, если угодно, космос.

    И боги любят добро не за его глаза,

    но потому что, не будь добра, они бы не существовали.

    И они, в свою очередь, заполняют вакуум.

    И может быть, даже более систематически,

    нежели мы: ибо на нас нельзя

    рассчитывать. Хотя нас гораздо больше,

    чем когда бы то ни было, мы -- не в Греции:

    нас губит низкая облачность и, как сказано выше, дождь.
    Изучать философию нужно, когда философия

    вам не нужна. Когда вы догадываетесь,

    что стулья в вашей гостиной и Млечный Путь

    связаны между собою, и более тесным образом,

    чем причины и следствия, чем вы сами

    с вашими родственниками. И что общее

    у созвездий со стульями -- бесчувственность, бесчеловечность.

    Это роднит сильней, нежели совокупление

    или же кровь! Естественно, что стремиться

    к сходству с вещами не следует. С другой стороны, когда

    вы больны, необязательно выздоравливать

    и нервничать, как вы выглядите. Вот что знают

    люди после пятидесяти. Вот почему они

    порой, глядя в зеркало, смешивают эстетику с метафизикой.




    написать администратору сайта