Главная страница

срс история. Роль известного казахского деятеля Ахмета Байтурсынова в формировании национального самосознания казахов


Скачать 23.92 Kb.
НазваниеРоль известного казахского деятеля Ахмета Байтурсынова в формировании национального самосознания казахов
Дата25.03.2023
Размер23.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласрс история.docx
ТипДокументы
#1013823

Эссе на тему:

Роль известного казахского деятеля Ахмета Байтурсынова в формировании национального самосознания казахов

Ахмет Байтурсынов навсегда останется ведущим звеном в истории Казахстана, оплотом его будущего, пожертвовавшим ради процветания нации свою жизнь. Он посвятил соотечественникам все свои годы, раз за разом подвергался жестоким испытаниям, однако, в конце концов, покорился лишь самой смерти. В своей работе я хочу …….

О деяниях «Учителя нации» стоит говорить лишь после того, как узнаешь о его суровой жизни. С самого детства он наблюдал произвол и жестокость со стороны правительства, причем не издалека. Его отца и братьев сослали в Сибирь на целых 15 лет за самозащиту от издевательств со стороны полковника Яковлева и российских полицейских. Тогда Ахмету было всего 13 лет. Думаю, живя он в другое время, то целиком погрузился бы в науку и образование. С малых лет Байтурсынов тяготел к знаниям, обучался грамоте у аульных старшин, однако эпоха требовала перемен, как в жизни людей, так и в политике страны.

Не смотря на то, что в столь юном возрасте мальчик остался без своего отца, ему все равно удалось пробиться выше. Неизвестно, что стало бы с Ахметом если бы не его родной дядя Ергазы. Именно он отдал племянника в Тургайское русско-казахское училище. Произошло это по настоянию Байтурсына, ведь он считал: «Чтоб казаху отстаивать свои права, надо быть грамотным» и был в этом абсолютно прав. С этого момента и начинается путь великого просветителя. После окончания Тургайского, Ахмет поступает в Оренбургское училище, где, спустя 4 года, обретет свое истинное призвание – учительское. Этот период жизни не будет насыщен для него радостями студенческой жизни и просветлением будущих перспектив. Дядя Ахмета умирает, а вместе с ним и последняя опора. Однако юноша продемонстрировал невероятную стойкость и целеустремленность. После успешного окончания учебы он станет преподавать не только в городских школах, но и в аульных. Уже тогда Ахмет начал просвещать безграмотное население, убеждая родителей в необходимости образования для их детей. Все это свидетельствует не только об учености, но и о небезразличии к своему народу!

Ахмет Байтурсынов был выдающимся педагогом еще и потому, что очень любил детей. Хотя у них с его «Ақ келін» − русской женой Падрисой, своих не было, супруги всю жизнь поддерживали и воспитывали осиротевших племянников – Аумата, Казихана, Шолпан и Сарымата. Ахмет нес ответственность не только перед всем народом, но и перед этими малышами. И, несмотря на то, что сам он тогда только вернулся из ссылки, заботливый дядя разыскал последнего племянника, который едва не умер в интернате. Его нежность к детям также выражалась в трудах. К примеру, в колыбельной «Баю-баюшки-баю»:

«На белоснежную постель

Скорее спать ложись, малыш.

А за окном гудит метель,

И занесет дома до крыш

Сугробом белым, как постель…

Баю-баюшки-баю…

Поскорей усни, малыш,

Успокоится метель,

Растает снег,

Пока ты спишь…»

Здесь раскрывается еще один его талант – поэзия. Для противостояния царской власти искусный поэт, литератор и публицист избрал творческий подход. Среди улик к его первому аресту можно найти авторские стихи и даже перевод «40 басен» Крылова. Например, стихотворения «Нет, не могу с судьбой я примириться», «Письмо матери» описывают все разочарование поэта, несправедливость его положения и произвол властей. Конечно же, такие строки не остались безнаказанными:

«…Не конокрад и не убийца,

Я – только жертва кровопийцы.

Нигде никто не превзошел,

Прогнившей власти произвол…»

Далее выходит его первый сборник «Кырык мысал» — «Сорок басен». Он начинается с перевода басни Крылова «Лебедь, рак и щука», что и понятно, ведь разобщенность, внутренние распри всегда были бедой казахов. Таким образом, Ахмет Байтурсынов старается говорить со своим народом о проблемах, совмещая это с просвещением в литературном мире.

В 1905 году наступает время для активного включения в политическую деятельность. Объединившись с другими молодыми интеллигентами – Букейхановым, Акбаевым, Дулатовым, Нурекеновым и др. – они составили обращение к царю. В историю это вошло как «Каркаралинская петиция», требующая прекратить экспроприацию земель у казахского населения, остановить поток переселенцев из России, учредить народные земства, организовать обучение на казахском языке, ввести свободу вероисповедания и т.д. По сути, данная петиция стала программной статьей национального движения, охватив весь спектр проблем степи тех лет. Благодаря усилиям интеллигенции (естественно, включая Байтурсынова) ее подписали более 15.000 человек. К тому же, обращение сумело достичь адресата, несмотря на окружающие запреты. Это можно считать первым, а главное организованным прорывом.

В конце того же года будет проведен съезд делегатов 5 областей Казахстана, на котором примут решение о создании национального движения. Так и появилось движение «Алаш», объединившее поэтов, писателей, публицистов и в целом самых выдающихся сынов всей степи. Каналом связи с народом они изберут газеты и журналы: «Казахская газета», «Серке», «Айкап» и «Казах». Последняя, и самая известная, находилась под редакторством Байтурсынова. Она объединила все население, стремилась восстановить казахский язык, просветить народ и говорить о его проблемах вслух. В этом можно увидеть непосредственное влияние и цели самого Ахмета. К тому же, в газете опубликовано множество его статей.

В 1912 выходят его «Учебное пособие», «Азбука для детей», но помимо этого и работой над газетой, Ахмет создает казахский алфавит «төте жазу», или сокращенное письмо». Это один из самых значительных его трудов, которым люди пользуются и по сей день за пределами нашей страны. Байтурсынов убрал ненужные арабские буквы и вместо 35 их стало 24, с добавленными гласными. Роль лингвиста в развитии языка велика и потому, что он первым ввел казахские варианты грамматических терминов: имя существительное, глагол и т.д.

Политика не замерла и следующим важным событием стало образование Алашской автономии и формирование Народного совета. Нужно сказать, что взгляды алашординцев опережали свое время более чем на 100 лет! Они пропагандировали права человека и личности, демократизацию общества и светскость. К сожалению, такой феномен просуществовал всего 3 года и, в 1920 году, партия была распущена. Благодаря связям и усилиям Букейханова остальные члены партии не преследовались следующие 10 лет. Байтурсынов даже привлекался к работе советской верхушкой и не только из-за своих способностей, но и из-за глубокого уважения к нему всего народа. В 1919 году Ленин назначил его на место члена Революционного Комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем. Ахмет возглавлял отдел внутренних дел и социальной политики. Тогда же Сталин настоял на его вступление в партию. Естественно, отказ не принимался.

Сакен Сейфулин писал: «Ради блага родного народа добропорядочный Ахмет готов был вступить в любую партию». Честности Байтурсынову было не занимать. Из-за этого он и проработал в ВКП всего 1 год. В Москве он постоянно напоминал руководителям государства о необходимости осторожного проведения национальной политики на местах. Говорил, что новым правителям еще надо «доказать и показать на деле, что они являются освободителями угнетенных народов, а не новыми господами — поработителями их, желающими сесть на их шею вместо царских чиновников». Вряд ли это им нравилось. После своей годовой службы, в 1921 его назначили заместителем Наркома просвещения.

После своей политической карьеры Ахмет углубляется в науку и педагогику. С 1925 по 1929 года он преподавал в Казахском институте народного просвещения и Казахском педагогическом университете. В 20-ом году вышла его книга «Баянши» а в 26-ом тезисы «О терминологии в тюркских языках», сборник «23 жоктау» и «Әдебиет танытқыш» («Теория словесности»). В последнем труде ученый выделил основные периоды казахской литературы, систематизировал жанры казахской поэзии.

Однако прошло время, и защита Букейханова больше не могла устоять перед репрессиями. В 1929 году начались преследования партии Алаш. Байтурсынова арестовали и обвинили в организации выхода Казахстана их состава СССР, в сговоре с Мустафой Шокаем в 26-ом году. Сначала его приговорили к расстрелу, но приговор заменили 10 годами лагерей. В 1932 его сослали в Архангельскую область. Оттуда он писал: «И вот волею судеб, пришлось мне при старости лет (62 г.) побывать 20 месяцев в тюрьме, 22 месяца в концлагере и очутиться, наконец, в таком положении, где старость атакует меня с трех сторон». В Архангельске он остался без средств к существованию из-за инвалидности и преклонного возраста. Однако даже тогда он не прекращал писать стихи, поддерживать своих товарищей, написав:

«Смотри: здесь лучшие сыны

Народов, гении страны.

Собрались здесь и стар, и млад,

И каждый в чем-то виноват?

Подумай, это же везенье –

Умов блестящих окруженье,

Ты ближе к ним, сынок, держись,

Усердно новому учись»

И он не переставал учиться.

В 1934, благодаря Пешковой и Букейханову Ахмет вернулся в Алма-ату. До 1937 года Байтурсынов жил спокойно, работал переводчиком и преподавателем, покуда хватало сил. Однако как только машина репрессий вновь заработала он снова был арестован, а затем расстрелян спустя 2 месяца.

Хочу подытожить работу своим мнением об этом удивительном человеке. «Учитель Нации» оказался исключительной персоной. И даже не из-за склада своего ума и образованности – в первую очередь из-за упорства, целеустремленности и идейности. Год за годом преодолевая колоссальные для человека трудности, Ахмет Байтурсынов не растерял своей стойкости и веры в лучшее. При этом он оставался реалистом, знал, что необходимо его народу и как он может ему помочь. Несмотря на связанные руки, он и его товарищи боролись за соотечественников до конца своих дней. Я не могу вспомнить ни одного человека, который так же безвозмездно боролся за свою родину.

Помимо политической, Ахмет Байтурсынов вел борьбу с безграмотностью населения, ограниченностью знаний и возможностей. Он направлял целые поколения на светлый путь, вслед за всей казахской интеллигенцией. Его работы несли национальное значение, а потому будут навечно сохранены в истории казахского народа. «Алашевцы» показали всем казахам, что они не дикари и не рабы. Образование и сила воли способны изменить судьбу целого народа!

Благодаря усилиям всех самых выдающихся деятелей степи, Казахстан обрел самосознание, независимость и свободу от векового гнета. Нам же остается лишь благодарить и ценить их за те жертвы, что они принесли ради нашего благополучия.

«Народ мой живет сегодняшним, а все, что сделано мною, я сделал ради светлого будущего моего народа!»


написать администратору сайта