Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыка на переменах, до и после уроков.

  • Музыка в лечебных целях.

  • Успокаивающий вариант тренировки Упражнение Музыкальный фон Время

  • Мобилизующий вариант тренировки Упражнение Музыкальный фон Время

  • роль музыки в создании психологического комфорта. Роль музыки в создании психологического комфорта. Роль музыки в создании психологического комфорта


    Скачать 27.23 Kb.
    НазваниеРоль музыки в создании психологического комфорта
    Анкорроль музыки в создании психологического комфорта
    Дата16.04.2022
    Размер27.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРоль музыки в создании психологического комфорта.docx
    ТипДоклад
    #478108

    Доклад на тему:

    «Роль музыки в создании психологического комфорта»

    Роль музыки в создании психологического комфорта

    Музыка может быть средством успокоения и лечения. Большое значение она имеет как средство борьбы с переутомлением. Может задавать определенный ритм перед началом работы. Настраивать на глубокий ритм во время перерыва.

    Использование музыки как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма.

    Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали. Что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. Поэтому, используя музыку в качестве вспомогательного лечебного средства. Нужно учитывать вкусы отдельных людей.

    Научные исследования показали. Что построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая, конечно же, не осознавалась гениями искусства в момент творения. В частности, речь идет о количестве и соотношении длинных и коротких поворотов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпадение ожидаемого с реальным развитием музыкальной фразы. По мнению В.С.Лобзина и М.М.Решетникова, и создает то прекрасное чувство удовлетворения, характеризуемое как эстетических ощущений, но может привести и к психическим нарушениям.

    Физиологические воздействия музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а вместе с ней и мускулатура, обладает способностью «усвоения ритма». Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на человека в процессе труда можно понять, исходя из учения А.А. Ухтомского о доминанте.

    Проявление доминантного возбуждения в определенной совокупности нервных центров лежит в основе деятельности , но устойчивость доминанты может нарушиться и возникнут признаки лабильности центров.

    Тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты, восстановить его нарушенный уровень.

    Физиологические исследования показывают, что в ритмических движениях при работе руководящая роль принадлежит корковым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области центральной нервной системы. Это говорит о связи ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека.

    Ритмы отдельных органов всегда соразмерны. Между ритмом движений и внутренних органов существует определенная связь, регулируемая специальным нервным механизмом – моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему – двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма. Более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

    Выявлено, что ритмы маршей, сопровождающих отряды войск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Поэтому можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время, марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны, их темп ускоряют до 72 тактов в минуту, - что несколько превышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому марши с ритмом 22/4, 4/4 оказывают бодрящее мобилизующее воздействие.

    Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

    Среди музыкальных инструментов есть лидеры по воздействию на состояние человека. Наибольшее влияние оказывает органная музыка.

    При отборе музыкальных произведений необходимо также учитывать тот факт, что мелодичные произведения, особенно те, что обладают четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма, т.е. оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут люди, получившие определенную музыкальную подготовку. В противном случае ответная реакция на прослушивание такой музыки появляется не сразу, примерно через 1 – 2 минуты после прослушивания.

    Наиболее сильная эмоциональная реакция на музыкальные произведения возникает у людей со средней музыкальной культурой. Они достаточно подготовлены, чтобы воспринять сложное музыкальное произведение, и в то же время часть нюансов звучания, отдельные технические приемы исполнения скрыты от них, не отвлекают внимание от содержания музыки, также отсутствует элемент рассудочности, характерный для реакции знатоков и специалистов.

    Кроме того, при подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства лиц, подвергающихся воздействию музыки. В одном из исследований А.А.Коротаев показал, что в спокойном состоянии изменения в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки – одинаковы: приятная улучшает деятельность, а неприятная – ухудшает.

    В напряженной ситуации изменения в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказались противоположными. Приятная музыка улучшает деятельность «сильных», причем в той же степени, что и в спокойной ситуации. У «слабых» же, наоборот, под влиянием приятной музыки обнаружилась тенденция к ухудшению деятельности, т.е. к дальнейшему усилению нервно-психического напряжения. Однако, как позволили установить результаты динамики, это ухудшение происходит не сразу, а лишь спустя 13-15 минут. Вначале наблюдается улучшение деятельности. Также отмечается отрицательное влияние неприятной музыки в напряженной ситуации на «сильных» а «слабые» не обращают на нее внимания, как бы отключаются.

    В связи с этим следует ограничивать музыкальное воздействие на учащихся в зависимости от особенностей нервной системы в спокойной ситуации 20-30 минутами (перерыв, окончание деятельности), а в условиях напряженной работы -10-15 минутами.

    Музыка на переменах, до и после уроков.

    Начальный период учебной смены характеризируется пониженной работоспособностью, поэтому необходимо уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, стимулирующей функционирование нервно-моторных центров организма, формировать их эмоциональное состояние, настраивать познавательные процесс и двигательный аппарат на рабочий ритм.

    В связи с этим в начале смены музыка может быть темповой, громкой. На переиене транслируют спокойную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, музыка должна быть бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым. Это предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности и производительности учебной деятельности.

    Следует отметить, что в начале недели (понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на 3-4 децибела.

    Типовую применимую в любом учреждении программу разработал И.А. Гольдцварг (1988).

    Первая музыкальная передача длится 20-30 минут и признана помочь быстрее включиться в необходимый рабочий ритм. Она состоит на бодрых, жизнерадостных песен, маршей. О начале уроков может предупреждать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае – традиционный звонок. (Его лучше заменить колокольчиком).

    Музыка, транслируемая на большой перемене, должна подбираться с учетом вкусов и просьб слушателей, и может быть составлена по заявкам учащихся. Последняя музыкальная программа начинается сигналом о конце заключительного урока. Она провожает учащихся бодрой, веселой музыкой. После 10-15 минут «провожающей» музыки начинается вторая часть, предназначенная для «врабатываемости» учащихся следующей смены. Составление музыкальных программ, их жанровая и структурная концовка, подбор тональности и уровня громкости звучания требуют большой ответственности.

    6% опрошенных относятся к функциональной музыке негативно – это лица старше 40 лет. У пожилых граница слуха (верхняя) снижается, звуковые колебания от 10 000 герц и выше им могут быть не слышны.

    Подростки и юноши живее реагируют на музыкальные передачи. Музыка во время учебы, труда и отдыха способна возбудить и успокоить, взбодрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психологического воздействия, она способна расположить к покою или движению, вызвать легкость или тяжесть, создать то или иное эмоциональное впечатление.

    Трансляция музыки с текстом может отвлечь, рассеять внимание, поэтому предпочтительным является материал на незнакомом языке. Такие произведения воспринимаются аналогично инструментальной музыке.

    Музыка в лечебных целях.

    Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной физкультуры.

    Для этих же целей можно использовать искусство танца, тренирующего не только мышечную, но сердечно- сосудистую и нервную системы. Как показывают наблюдения, использование танцевальной терапии вместо традиционной физкультуры значительно повышает психо-эмоциональный тонус учащихся.

    В решении вопроса об использовании музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов учащихся особое внимание уделяются применению музыки в комнатах отдыха. Во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий.

    Музыкальное сопровождение занятий аутотренингом существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «наслоение» друг на друга является обязательны условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать их, чтобы «попасть в такт».

    В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением последней фразы-«мобилизация») музыка должна звучать очень тихо. Находясь как бы за кадром, не заглушая звучания текста.

    Опыт показывает, что достаточно длительное и универсальное музыкальное воздействие, без эффектов «пресыщения», оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К. Глюка, Л.Бетховена и др.

    Каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют определенные, субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски и формы художественного выражения могут ассоциироваться с грустью, и обладают спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием. Нежелательно использовать в процессе сеансов разгрузки музыкального произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби.

    Чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой.

    В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков, или произведений малых форм.

    Иногда достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшения психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений. Вызывающих сходную реакцию.

    Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Если человека мучают меланхолия, тревога, страх, то первой для прослушивания ему предлагают грустную мелодию, которая звучит, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. Это может быть светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, должно обладать наибольшей силой эмоционального воздействия. Чтобы породить у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамичная музыка. Рождающая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

    Для моделирования настроения посетителей комнаты психологической разгрузки рекомендуется следующие музыкальные произведения:

    -при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Э.Грига. «Полонез» М.К.Огинского;

    - при угнетенном меланхолическом настроении – «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта;

    -при выраженной раздражительности – «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского;

    -При снижении сосредоточенности, внимания – «времена года» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р.Шумана;

    Расслабляющее воздействие оказывают: «Баркаролла» П.И.Чайковского, «Пастораль» Ж.Бизе. Соната до мажор (часть 3) Ж.М. Леклера, «Лебедь» К.Сен-Санса, «Сентиментальный вальс П.И.Чайковского, романс из к/ф «овод» Д.Д.Шостаковича, «Старинная песенка» Ж.Бизе, «История любви» Ф.Лея, «Вчера» Дж.Леннона, «Элегия» Г.Форе и др.

    Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусиотрены варианты, направленные на успокоение (в конце учебной смены) и мобилизацию (перед занятиями) (табл. 3,4)

    Таблица 3

    Успокаивающий вариант тренировки

    Упражнение

    Музыкальный фон

    Время

    Водная часть. Установка на состояние покоя и отдыха

    Бах. Прелюдия № 1

    2 мин

    Расслабление мимических мышц

    Бах. Прелюдия № 8

    4 мин 30 с

    Расслабление мышц туловища

    Шопен. Прелюдия № 4

    2 мин 5 с

    Расслабление мышц ног

    Шопен. Прелюдия № 13

    4 мин 35 с

    Регуляция ритма дыхания

    Шопен. Прелюдия № 15

    1 мин 10 с

    Регуляция ритма сердечных сокращений

    Шопен. «Прелюдия» № 15

    1 мин 10 с

    Выход из состояния расслабленности

    Глюк. «Мелодия»

    4 мин 5 с

    Общая активизация

    Шопен. Прелюдия № 17

    3 мин 45 с

    Мобилизующий вариант тренировки

    Упражнение

    Музыкальный фон

    Время

    Вводная часть. Установка на состояние на состояние покоя и отдыха.

    Бах. Прелюдия № 1

    2 мин

    Расслабление мимических мышц

    Бах. Прелюдия № 8

    2 мин 5 с

    Расслабление мышц рук

    Бах. Хор

    3 мин 20 с

    Расслабление мышц туловища

    Шопен. Прелюдия № 4

    2 мин 5 с

    Расслабление мышц ног

    Шопен. Прелюдия № 13

    4 мин 35 с

    Мобилизация физического и психического тонуса

    Глюк. «Мелодия»

    4 мин 5 с

    Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности Таривердиев. «Мгновение», Бизе – Щедрин. Тема «Тореадор»

    1мин 45 с;

    Музыкальное искусство не может существовать без слушателей. И если с потребителями популярной музыки не возникает проблем, то музыкантам академического, серьезного искусства приходится прилагать немало усилий для воспитания своей аудитории.

    Но в конечном итоге именно в недрах классической музыки содержатся наивысшие эстетические и этические ценности общества. Музыкальная пропаганда должна использовать специальные приемы и методы убеждения и активизации слушательского интереса, достижения определенного уровня доверия и согласия, особой подачи предлагаемого материала.В теориях коммуникативного воздействия подчеркивается тот факт, что отношение к воспринимаемому, во многом зависит от реакции слушателя на исполнителя, при негативном отношении даже самая хорошая и необходимая информация может не достигнуть цели.

    Список использованной литературы

    1. Н.Н. Кондратюк Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие. М.2005

    2. В.И. Петрушин. Музыкальная психология. М., 1997.

    3. Г.М. Цыпин Психология музыкальной деятельности М., 1994

    4. Б.М. Теплов Психология музыкальных способностей. М., 1947.

     


    написать администратору сайта