Главная страница
Навигация по странице:

  • Что говорят классики о художественной литературе

  • Что такое тезисный разбор текста и как его сделать

  • Анализ художественной литературы в воспитании и образовании моло. Роль навыка анализа художественной литературы в воспитании и образовании молодого поколения


    Скачать 47.51 Kb.
    НазваниеРоль навыка анализа художественной литературы в воспитании и образовании молодого поколения
    Дата27.09.2022
    Размер47.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ художественной литературы в воспитании и образовании моло.docx
    ТипДокументы
    #701527

    Роль навыка анализа художественной литературы в воспитании и образовании молодого поколения

    Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и наслаждение. Правда не всегда это происходит бескорыстно. Поэтому многие видят в произведениях писателей, композиторов, художников средство приятного времяпрепровождения. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору или компьютеру, чтобы отдохнуть, а то и поразвлечься. Без всякого намерения чему-то научиться, получить информацию. Да и сами художники, композиторы, программисты, писатели, зная законы искусства, так строят свои произведения, чтобы взбудоражить, поддержать и развить интерес и даже любопытство зрителей, слушателей. То есть обращаются к первичным эмоциям и инстинктам. Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче. Одна из его задач в жизни молодого поколения – воспитательная.

    Художественное произведение представляет собой сложное многообразное единство взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих друг с другом компонентов, которые составляют его художественную целостность. Ни одно искусство не может так наглядно, «объёмно» изобразить человека, как живопись и скульптура. Но и живописец и скульптор «схватывают» лишь один момент жизни, и, рассматривая картину и скульптуру, мы только догадываемся о том, что предшествовало этому моменту, что последует за ним. Ни живописец, ни скульптор не имеют средств, чтобы показать своих героев в движении, в изменении, в развитии. Это может сделать искусство кино, в котором чудесно сплавлены особенности искусство слова, сценического искусства, живописи, музыки, художественной фотографии и компьютерной графики. Но не забудем, что художественные фильмы создаются на основе литературных сценариев. Нельзя перевести на «язык» кино лирические произведения в полном объеме. При всём необъятном могуществе киноискусства есть области общественной и внутренней жизни человека, доступные только искусству слова. Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни. И одно событие, и цепь самых сложных событий.

    Чтение художественной литературы – обязательный атрибут культурной повседневности любого человека с детского возраста и до глубокой старости. Художественная литература доступна всем, включая молодое поколение учащихся, но глубина её понимания и усвоения зависит от того, умеет ли учащийся ее читать и анализировать, и каков сам учащийся: его вкусы и интересы, морально-мировоззренческие установки.

    Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди молодого поколения просвещения и культуры. Вместе с тем, навык анализа текстовой информации, как основа образовательной деятельности так же формируется на основе художественных произведений в стихах и прозе.

    Литература в целом — это один из способов получения информации. Она позволяет познать мир, человечество, самого себя и управлять этими знаниями. В современной российской педагогике и психологии вполне успешно практикуется подход к обучению, как к процессу осмысленного усвоения текстовой информации. При этом считается, что получение знаний на основе заучивания (зубрешки) информационных блоков имеет свои возрастные пределы. Их эффективность резко падает к началу подросткового периода. Далее обучение должно проводится на базе анализа и понимания сути конкретного информационного пакета. Таким образом, особую значимость преподавание литературы приобретает в именно в подростковой период, когда личность практически уже сформирована. И дальнейшее её воспитание становится существенной проблемой, требуя особых подходов.

    Художественная литература эмоционально передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И как известно – именно эмоции помогают более прочному усвоению знаний. Одновременно такая литература доставляет много радости, просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на характер. При этом каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым должен согласиться и принять тот или иной читатель, если принимает правила игры на основе анализа содержания произведения. Картины жизни, образы фиксирует и придумывает живописец. По-своему жизнь и характеры людей отражаются в музыке (звук), скульптуре (форма) и танце (движение). А вот информационное и эмоциональное орудие писателя — слово. Художественная литература — это искусство слова. Во все времена творцы словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно отражают сложность и многообразие жизни человека и общества, ярко и доходчиво выражают свои раздумья о смысле жизни, свои сокровенные чувства.


    Что говорят классики о художественной литературе?

    Писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что «литература — это сокращенная вселенная».

    Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни», подчеркивая ее познавательную ценность, глубину проникновения в жизнь.

    А. М. Горький считал главной заслугой литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала жажду лучшего, она учила». По его мнению, «цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». «Чем же сильна литература?» — спрашивает А. М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».

    По словам А. Н. Островского, литература «оживляет голые. факты и делает их понятными; из исторических имен творит живых людей. Историк-ученый только объясняет историю, указывая причинную связь явлений, а историк-художник пишет, как очевидец, он переносит нас в прошлые века и ставит зрителем событий».

    Существует такое понятие, как национальная культура народа, которая корнями уходит глубоко в почву и историю данной нации, но современный прогресс человечества подразумевает культурную глобализацию.

    Изменения, связанные с прогрессом науки и техники ведут к изменению прежних идеалов и оценок содержания литературного произведения, и поиску новых критериев его анализа у нынешнего поколения.

    Мы говорим о материальном и духовном развитии молодёжи, однако отделить одно от другого не так уж просто. Каждый мощный взлёт писательской мысли, повлиявший на воспитание молодого поколения, всегда несет в себе элемент духовности. Нравственность, как и другие области этики и культуры общества в целом, исторически меняется. Более высокие технические и творческие возможности сказываются на образе мышления и жизни молодёжи. Но это совсем не значит, молодёжь должна отвергать высшие духовные и культурные ценности, наработанные прежними поколениями, и не следует ставить их в зависимость от материальных потребностей.

    Предметом изображения литературы чаще всего являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы, — словом, внутренний и духовный мир человека.

    Несомненно, что художественная литература воспитывает молодое поколение. Главное в нравственности — ее регулятивная способность, основанная на общественном мнении и совести каждого человека. Морально-нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, который наслаждаясь словом, знакомясь с удивительными персонажами, познаёт мир и подсознательно формирует в себе высокие гражданские чувства.

    Понятие «формирование» в педагогике и психологии охватывает диапазон внешних (социальных, экономических, воспитательных и др.) и внутренних (самостоятельная деятельность личности, самовоспитание и др.) факторов, находящихся в неразрывной взаимосвязи и обеспечивающих становление и развитие личности. При этом успешное формирование нравственных ценностей обеспечивается совокупностью внешних и внутренних условий, способствующих их формированию. Таким образом, наряду с воспитательной деятельностью педагога происходит и самовоспитательная деятельность учащихся по освоению нравственных ценностей будущих специалистов.

    Деятельность учащихся по самовоспитанию ставит их в позицию субъектов процесса формирования нравственных ценностей и способствует проявлению максимальной активности, самостоятельности в освоении ими нравственных ценностей.

    Художественная литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека. Несомненно, что творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, М. И. Шолохова, А. И. Солженицына и др. российских литературных классиков, позволяют молодому поколению всего мира, не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с их героями, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды. Но это происходит только на основе глубокого и всестороннего анализа произведения.

    О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе как о человеческой личности. Поэтому А. М. Горький очень точно заметил, что литература — это человековедение.

    Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии. Это — то искусство, которое активизирует человеческие духовные силы: ум, интуицию, чувства, эстетические понятия. Эстетическое воспитание — это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех ее проявлениях и вносить ее в жизнь, способности понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания молодого поколения решается совместными усилиями семьи, школы, общественности. Молодёжь воспитывается эстетически на огромном историческом опыте писателей. Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных идей не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении.

    Литература обеспечивает многовековую преемственность мировой культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи — образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Евгений Онегин, Рэдрик Шухарт — это уже не просто художественные образы — это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей.

    От личности учащегося зависит, что он выбирает для чтения — так называемое «бульварное чтиво» или подлинно художественные произведения. Первого рода книги — чисто развлекательные, они ничего не дают, кроме сиюминутного удовольствия от сюжета, вторые — глубоко влияют на учащегося, воспитывают его, дают пищу для ума.

    Читая такие произведения прошлого как «Преступление и наказание», «Война и Мир», «Анна Каренина», «Гранатовый браслет», «Пикник на обочине», «Осколки чести», «Яма» и др., современная молодежь меняется, у них меняется отношение к жизни, и становятся лучше. Такие художественные произведения затрагивают их до глубины сердца и воспитывают.

    Одни учащиеся «глотают» произведения, не «переживая» их, в то время как другие вдумываются в то, что читают. У первых — остается от чтения мало, у вторых — прочитанное глубоко западает в их сознание.

    Сила художественной литературы заключается также в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.

    Говоря о преподавании литературы сегодня, нельзя сказать о том новом понимании задач и целей образования. Совершенствование преподавания литературы предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на учащегося, воспитание самосознательности, развитие воображения и чувства прекрасного. В юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности, качественно новый подход к прочтению литературных произведений. Одновременно углубленное изучение произведений художественной литературы готовит учащихся к тому, что они должны уметь адекватно извлекать и воспринимать информацию из текстов любого уровня сложности.

    По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее. Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению пороков личности. Талантливый писатель формирует сгусток впечатлений о действительности. Краски мастера слова бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать.

    Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения. Воспитание подрастающего поколения при помощи художественной литературы не тяжкий труд родителей и преподавателей, а увлекательный, доставляющий глубокое удовлетворение процесс.

    Исходя из этого, задача и цель литературного образования — приобщение учащихся к лучшим образцам национальной и мировой литературы, формирование духовной и эстетической культуры студентов, развитие их творческих способностей. Благодаря литературному анализу, они начинают воспринимать художественное произведение как искусство слова, как воспроизведение действительности, как образное выражение мира. Через осознанное чтение художественного произведения они получают духовное удовлетворение. Через литературные знания проходит понимание поэтики произведения, подготавливает учащихся эстетическому восприятию прекрасного, достигает формирование их нравственно-эстетического мировоззрения, интуитивное понимание идеи писателя, её осмысление.

    Проблема научного анализа художественного произведения — одна из самых сложных теоретических проблем литературоведческой науки. Методы анализа художественного произведения достаточно разработаны учёными — литературоведами и методистами. В русской литературоведческой науке наблюдаются в основном следующие типы анализа: целостный анализ, структурный анализ, имманентный анализ и проблемный анализ.

    Теоретическим вопросам методики анализа художественного произведения в современной школе внимания не уделяют. Это осуществляется только на филологических факультетах вузов. Там обучают студентов многоплановому анализу художественного произведения. Однако, даже обладая теоретическими знаниями литературного анализа, студенты затрудняются при этом глубже вникнуть в художественную ткань произведения — анализируя поэтический синтаксис, они должны определить стиль автора, лексические богатства языка, сюжет и композиции произведения, образную систему, портретную характеристику героя, речь персонажей, функции пейзажа, жанровую природу произведения, особенности формирования художественного метода автора и т.д.

    Поэтому во избежание ошибок при литературном анализе художественного произведения учащимися необходим системно-функциональный подход. Для этого следует осуществить элементарное определение художественного целого, как сложного единства составных частей с учётом индивидуальных особенностей каждого произведения, так и стиля каждого автора. То есть уже в школе следует преподнести учащимся методику литературного анализа художественных произведений таким образом, чтобы её можно было бы использовать для контент-анализа любых других текстовых источников информации. Понятно, что осуществляя анализ художественного произведения, учащиеся при помощи полученных знаний и навыков из теоретического материала, могут раскрыть индивидуальные особенности стиля.

    Вместе с тем, современное состояние методики анализа художественного произведения требует более чуткого подхода к данной проблеме. Например, многие учащиеся иногда ограничиваются лишь пересказом содержания и перечислением героев произведения. Преподавание школьного курса Литературы зачастую не помогает им усвоить теоретические и практические навыки понимания и анализа художественного произведения. Хотя предполагается, что даже учащиеся начальной школы могут самостоятельно работать над текстом. А самостоятельное чтение и анализ художественного произведения развивает у них творческую мыслительную способность, влияет на формирование аналитических способностей, которое необходимо им в последующих этапах обучения.

    Самостоятельно-учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компонент. Целевые и исполнительные компоненты литературного анализа включают в себя: постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, которые содействуют развитию творческой мыслительной способности учащихся.

    Считается, что при анализе темы художественного произведения следует исходить, как и из идейности, так и структуры его в целом, которые можно раскрыть, применяя синтезированные стили контекстуального и имманентного анализа, способами которых и мы пользуемся при интерпретации текста произведения.

    Способы анализа художественного произведения, которые обычно применялись в основном в литературоведческой науке и школьной практике —это целостный, анализ системы образов и проблем. При этом в каждом виде используют анализ, и синтез части произведения. Но при использовании, какого-либо одного вида анализа интерпретатор не получает желанного результата. Целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения. Анализ по образам, не правильно примененный, уводит от целостной стороны произведения. Проблемный анализ может привести к «отрыву» от произведения, уходу от непосредственного эстетического переживания текста в область отвлеченных идей они предпочитают для изучения произведения на практических занятиях в вузе проблемный анализ: «Важно сформулировать вопрос так, чтобы полный ответ на него получался непременно в результате исследования художественной структуры произведения в тесном единстве с его содержанием. Проблемный анализ, активизируя участников занятий, помогает ставить и решать серьёзные вопросы творческого сознания писателя, развитие литературы определённого времени».

    Если в 1-м классе и частично во 2-м речь идет только об элементах анализа текста, то в 3-6-м классах – о собственно анализе.

    Цель анализа текста на этом, первом этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом.

    Основная задача учителя на уроках в 3-6-м классах – помочь школьнику увидеть в тексте личность автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность». Иными словами, подрастающему поколению прививаются навыки в области прикладной психологии взрослых на основе их литературных произведений.

    Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный.

    Считается, что не стоит торопиться и использовать такие виды анализа, как «пообразный», «проблемно-тематический», «композиционный» и др.

    В 7-8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, а в 9-11-м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

    Для определения художественной специфики отдельно взятого произведения необходимо анализировать его в сравнительном контексте. Определять композицию его построения.

    Логическая последовательность расположения компонентов сюжета: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки — относиться к композиции произведения. Анализ сюжета вне композиции немыслим.

    Таким образом, современным учащимся необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приёмами и способами эффективной работы над художественным текстом.

    Овладевая всё более сложными интеллектуальными действиями с текстом художественного произведения, учащийся приходит к смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к анализу текстовой информации вообще.

    Что такое тезисный разбор текста и как его сделать?

    Тезис (от греч. thesis – утверждение) – основные положения, выводы, приводимые в исходном тексте.

    Тезисы – это основные положения текста.

    Каждый тезис – это обобщённый, чёткий ответ на вопрос, рассматриваемый в источнике, выражающий его основную суть.

    Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

    Тезисный разбор текста – это один из приёмов его конспектирования. То есть приём литературного анализа теста с точки зрения определения логики его построения и наиболее важных моментов содержания.

    Алгоритм углубленного тезисного разбора текста

    1. Внимательно прочитайте текст.

    2. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

    3. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они представлены в тексте.

    4. В процессе записи пронумеруйте их. У вас получатся общий набор тезисов текста.

    5. Ещё раз прочитайте текст.

    6. Разделить текст на логические части.

    7. В каждой части выделите главное.

    8. Обдумайте выделенное, на основании ранее сформулированных поабзацных тезисов. Откорректируйте их.

    9. Закончить тезисный разбор, составив окончательный набор тезисов.

    При хорошо составленном результате тезисного разбора формулировки тезисов вытекают одна из другой. Т.е. логически взаимосвязаны.

    Правила тезисирования

    □ Для написания тезисов целесообразно использовать сложный план.

    □ Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой.

    □ В тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров.

    □ Часть тезисов может быть написана в виде цитат.

    □ Если это тезис, который требует доказательств, то должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.


    написать администратору сайта