Главная страница

Реферат история. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока


Скачать 51.78 Kb.
НазваниеРоль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока
Дата28.11.2022
Размер51.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат история.docx
ТипРеферат
#817013


Дисциплина: История

Реферат

Тема: Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока

2022 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока………………………………………………………………………...4

2. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты……………………..9

3. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока………………….14

Заключение…………………………………………………………………...20

Библиографический список………………………………………………….21

Введение

Религия (от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность) и её влияние на жизнь человека. Для развития философской мысли в Китае, Индии, Японии, Ближнем и Среднем Востоке определенное значение приобретают структурные различия форм религий, получивших распространение в тех или иных регионах — различие между религиями богооткровенными (христианство, ислам), и религиями небогооткровенными (индуизм, конфуцианство, даосизм, буддизм). В богооткровенных религиях Бог абсолютно трансцендентен и открываются человеку знанием о себе через свое "слово". В небогооткровенных — бор, хотя ж выступает духовным первоначалом, тем не менее не является личностью, творящей мир и посылающей человеку "слово" о себе. В этих религиях Бог — высшая, но все же ступень бытия Бог в них неуловим для понятия именно потому, что он не отделен от природы.

Цель работы: в создании цельной и непротиворечивой концепции развития цивилизаций Запада и Востока, взятой лишь в одном, но весьма существенном для понимания проблем Запада и Востока аспекте – аспекте его религиозных традиций.

Актуальность рассмотрения этой темы: В настоящее время в мире существует огромное количество религий (точнее модификаций основных религий мира). Существуют религии, которые объединяют сотни стран и народов и являются основными (мировыми) религиями, а существуют религии, которые, возможно, нам даже не известны. Каждая религия, если она есть у человека, народа – показывает и рассказывает нас, постороннем людям о данной нации очень много.

Актуальность реферата в расширении кругозора и понимании культуры, политики и соц. устройства Запада и Востока через различные религии. В мировом смысле данная тема может быть актуальной еще и потому, что хоть большинство мировых религий зародилось именно с Востока (вслед зачем его стали усиленно изучать), распространившись затем по всему свету, страны Востока остаются загадочными и непознанными для большинства европейцев


  1. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока

В духовно-культурной сфере раннее Средневековье стало временем усиления роли религий, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями.

В Западной Европе на протяжении 1 тысячелетия нашей эры христианство превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформи­лось в теократическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) называют епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Со­гласно церковному преданию, первым епископом римской христианской общины в I в. н. э. был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV-V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов [12].

Их основными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 г. при военной и политической поддержке французского короля Пииина Короткого воз­никает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат). Папа же в 754 г. вновь помазал Пииина и его сыновей на королевство и, опираясь на авторитет церкви, освятил, узаконил власть семьи. Таким образом, остальные ветви Каролингов были лишены права наследования. Папа помог укре­пить центральную королевскую власть, противостоящую франкской феодальной аристократии. Одновременно папа присвоил франкскому королю титул «патри­ций Рима» (который ранее давался лишь наместнику византийского императора в Равенне)1.

В 800 г. папа римский произвел коронацию сына Пипина Короткого Карла Ве­ликого императором Священной Римской империи, что вызвало резкий протест со стороны Византии, которая сама считала себя наследницей Рима. В 962 г. та же процедура была проведена в отношении Оттона I, германского короля, ставшего императором Священной Римской империи. От него папа получил гарантию не­прикосновенности своего престола.

Папа Григорий VII в «Диктате папы» (1075) изложил свою церковно-политическую программу. Обосновывал религиозное и политическое верховенство пап над светскими государями, идею папской теократии. Активно участвовал в Клюнийской реформе, направленной на укрепление католической церкви. Запретил симонию — приобретение церковных должностей за деньги. Ввел целибат — обяза­тельное безбрачие всего духовенства. Боролся с императором Генрихом IV за инве­ституру — право назначения на церковные должности. Был канонизирован в 1606 г.

Христианская церковь изначально претендовала на абсолютный контроль в от­ношении духовной жизни общества, включая и объяснение сути исторического процесса [10].

Уже Августин Блаженный (354-430), христианский теолог и церковный де­ятель, в своем основном сочинении «Град божий» («Civitas Dei») представил философию истории как мировую эволюцию, объединяющую личности и племена в великое целое человеческого рода. История в представлении Августина Блажен­ного развертывается как грандиозный процесс воспитания человеческого рода к спасению, очищению достойных, предопределенных от греха, раздробления, муки к праведности, единству, блаженству. Таков закон истории и таков в ней прогресс. Данная концепция полностью господствовала около тысячелетия. И в наши дни она имеет важное значение для христиан [9].

В Византии церковь уже в первые века своего официального признания (с им­ператора Константина в 325 г.) приобрела огромное влияние и объективно пре­вратилась в конкурента верховной светской власти. Императоры в обстановке начавшейся борьбы с арабами остро нуждались в материальных и финансовых ресурсах, но одна треть земельных площадей империи к середине VII в. находилась в руках монастырей, в которых насчитывалось 100 тыс. монахов. Монастырские земли пользовались иммунитетом, были освобождены от налогов. Поэтому им­ператоры из династии Исавров (717-843) повели упорную борьбу за подчинение церкви государственным нуждам. Этот процесс получил название иконоборче­ства, так как внешне гонения на церковь выразились в уничтожении икон, других церковных реликвий. По существу же «кампания против икон» служила идеологическим прикрытием осуществлявшейся секуля­ризации церковного имущества, которое переходило в руки государства. Византийская система отношений между светской и церковной властями официально именовалась симфонией. Это понятие должно было означать гармоничное, заинтересованное взаимодействие и взаимопонимание. В научной литературе утвердилось определение цезарепапизм в отличие от папизма в западном христианстве. Церковь, патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но при столкновении со светской властью духовная власть терпела поражения или отступала.

В арабском мире в VII-X вв. ислам, напротив, определял и направлял все сто­роны государственной и общественной жизни (см. выше).

В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересы правящих кругов. В его лоне возникали разнообразные религиозные секты, которые продолжали высту­пать против кастовых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономического равенства. В противовес буддизму происходит постепенное рефор­мирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В индуизме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в ос­новном за пределами Индии [10].

В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные «пять от­ношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими бра­тьями, между друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обря­дов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица — «профессора церемоний», ко­торые состояли на государственной службе, но не образо­вывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански образо­ванных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.

В Японии древнейшую религию (синтоизм, или «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли его японцы), который превратился в строго централизованную государственную религию. Буддийские монастыри превратились в крупных феодальных землев­ладельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что трансформировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь прино­ровиться к менявшимся социально-экономическим условиям и быть полезными власть предержащим [1].

В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Складывался новый баланс сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и Вос­током. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. Мировое цивилиза-ционное пространство к рубежу 1 и 2 тысячелетий н. э. было совсем не похоже на то, что представлял собой мир в 1 г. н. э. В этом новом цивилизационном простран­стве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии.

Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры

В X-XI вв. после распада империи Карла Великого в Западной Европе утверж­дается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести во­енную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств уже в IX-X вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам [3].

Во Франции династия Капетингов (потомков Гуго Капета с 987 г.) была слаба и не могла противодействовать феодалам, которые жили вольно и с королем осо­бенно не считались. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Крепостные крестьяне страдали под бременем множества повинностей.

Капетингам принадлежало небольшое герцогство Иль-де-Франс в центре стра­ны, расположенное в среднем течении двух рек, впадавших в Атлантический океан. Это были река Сена с городом Парижем и река Луара с городом Орлеаном. Удачное географическое расположение позволило Капетингам превратить Иль-де-Франс в хозяйственный центр страны и объединить почти всю Францию. После династии Капетингов (987-1328) династии Валуа (1328-1589) удалось завершить процесс собирания французской земли и французов под своим началом [12].

В XV в. в Западной Европе началось преодоление феодальной раздробленности, шло постепенное укрепление феодальных монархий и складывание национальных государств. Политическое объединение стало фактом в Англии, Франции, Испан­ском королевстве, а также в Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Чехии и в Москов­ском государстве. Раздробленной оставалась Италия, где процессу объединения препятствовали папы [9].

Причинами перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам были:

+ вытеснение натурального хозяйства товарно-денежным хозяйством;

+ развитие экономических связей между разными частями страны;

+ рост городов и городского населения.

Королей в деле централизации страны поддерживали ремесленники и купцы. Они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на гра­ницах феодальных владений, в прекращении междоусобных войн. Поддерживало королей и большинство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения [6].

Почти все централизованные государства были национальными — их населе­ние принадлежало к одной народности. Но существовало в Европе и огромное многонациональное государство — Священная Римская империя. В этой империи объединения государства под единой властью так и не произошло. В Германии сложилась система территориальных княжеств. Император не имел реальной вла­сти над страной, здесь не было единого законодательства, центрального аппарата управления, единой системы государственных налогов и т. д.

В централизованном государстве формировалась новая политическая структу­ра. Страной управлял король. Он опирался на королевский совет, состоявший из представителей знати. Королевский совет обычно занимался финансовыми (сбор налогов) и судебными делами. Государство делилось на административные терри­тории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля.

Новым моментом стало появление собраний представителей сословий, которые обсуждали важнейшие экономические, внешнеполитические и другие вопросы, представляя подготовленные решения на утверждение короля. В испанские корте­сы, английский парламент, немецкий рейхстаг, шведский риксдаг, да и в русский Земский собор входили представители дворянства, духовенства и горожан. Кре­стьяне допускались в исключительных случаях. Таким образом, централизованная монархия формировалась и как сословно-представительная.

2. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты

Образование монгольской державы.

Монгольское раннефеодальное государство сложилось в начале XIII в. В Цен­тральной Азии происходило объединение монгольских кочевых племен в единую, мощную державу. Среди племен, кочевавших по территории Центральной Азии, наиболее многочисленными и воинственными были племена татар. Предполо­жительно это и послужило причиной того, что позже на Руси новых жестоких завоевателей, пришедших с востока, стали называть монголо-татарами. Процесс объединения возглавил Темучин (Чингисхан).

Чингисхан верил, что избран Небом для объединения Монголии, покорения соседних народов. Он внес решающий вклад в формирование единой монгольской народности. После его смерти осталось много Чингизидов. Чингисхан дал своему народу письменность на основе уйгурского письма, ввел делопроизводство и суд. Жизнь этой своеобразной кочевой цивилизации регулировалась «Ясой», законо­дательством Чингисхана, поучениями (биликами).

После провозглашения Темучина Великим ханом (Чингисханом) он вел непре­рывные войны, разгромил и завоевал крупные государства. Так, монголы разбили армию хорезмшаха Мухаммеда численностью до 400 тыс. человек, из которых 160 тыс. погибли. Некоторые среднеазиатские города были разграблены, сровнены с землей, а население вырезано.

Монголы были номадами (кочевниками) и рассматривали оседлое население как объект грабежа. Завоевательные походы сопровождались разрушением городов, гибелью бесценных памятников культуры. Были опустошены обширные террито­рии. Погибли сотни тысяч людей во многих странах [8].

Монголы облагали местное население многочисленными налогами и повин­ностями. Власть принадлежала наместникам, которые опирались на послушных правителей из местной знати, чиновников и военные гарнизоны. Завоеватели ста­рались привлечь на свою сторону крупных землевладельцев, купцов, духовенство.

Мощному движению монгольских войск мало кто мог сопротивляться. Но в статичном, относительно мирном состоянии быстро выявлялась внутренняя слабость, непрочность мон­гольской империи. Она представляла собой искус­ственный конгломерат разноязычных племен и народ­ностей с разными историческими судьбами, уровнем общественного и культурного развития, интересами и устремлениями.

Социальная структура монголов.

На основе кочевой государственности, которая просуществовала уже полторы тысячи лет со времен скифов и гуннов и имела устоявшиеся формы, Чингисхан создал могучую военно-административную систему. Население делилось на сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), выставлявшие соответствующее число воинов. Вое­начальники были одновременно управителями. Главой государств являлся каган (хан), поставленный властвовать волею Неба. При нем был совет, состоявший из ближайших родственников и знати, а также гвардия. Чиновники ведали ханской ставкой (ордой), казной, распределением пастбищ, сбором налогов (дани), испол­няли полицейские функции. Для решения наиболее важных дел представители знати и местные правители собирались на съезд (курултай) [2].

В армии царила суровая дисциплина. Осадную технику для штурма городов (стенобитные и метательные орудия) монголы заимствовали у покоренных ки­тайцев. Монгольская армия побеждала не только благодаря своей численности, которая оценивается в 150-250 тыс. человек. Монголы атаковали сомкнутым строем и обращали в бегство численно превосходящие, но плохо организованные силы противника. Каждый монгол был тяжеловооруженным (лук, сабля, шлем и панцырь из толстой кожи) воином-наездником, своего рода «универсальным солдатом» того времени. Монголы метко, из любого положения стреляли из луков, хорошо владели саблями, быстро передвигались, имея при себе несколько лошадей. Защитные доспехи монголов были более удобными, чем у европейских рыцарей. У монголов была прекрасная разведка перед боем. Монгольские войска легко пре­одолевали реки, брали штурмом города.

Благодаря организации и энергии народ численностью около одного миллиона человек подчинил себе территории с населением в сто миллионов человек [3].

Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи

Монгольская экспансия XIII в. имела огромное влияние на развитие человече­ства. Ее можно сравнить с варварскими нашествиями V в., которые опрокинули Римскую империю и положили конец Древнему миру. В VII столетии свое слово сказали арабы-мусульмане.

В 1207-1215 гг. монголо-татарами были захвачены Сибирь и Северо-Западный Китай, в 1219 г. они вторглись в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, Закавказье. Были завоеваны Корея, Северная Индия, Ближний Восток. Первая встреча объ­единенных южнорусских и половецких войск с туменами Чингисхана произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке. Однако из-за отсутствия единства действий русских князей эта битва была проиграна. Монголы дошли до Днепра и вернулись в Азию.

К концу жизни Чингисхана в состав созданной им империи входили, кроме собственно Монголии, Северный Китай, Восточный Туркменистан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, большая часть Ирана и Кавказа. Такая громадная по размерам империя возникла в истории впервые.

После смерти Чингисхана в 1227 г. его завоевательную политику продолжили наследники. По желанию Чингисхана его преемником стал Угэдэй (правил 1229-1241). При нем была создана система ямской (почтовой) службы. Почтовые стан­ции (ямы) обеспечивались местным населением лошадьми, продуктами питания и всем необходимым. При этой системе курьеры покрывали за день до 400 км пути. В 1235 г. Угэдэй построил город Каракорум (Харахорин) — столицу Монгольской империи. Каракорум находился в 320 км к юго-западу от того места, где в настоя­щее время находится столица Монголии Улан-Батор.

Внук Чингисхана Хулагу-хан основал в Иране и Закавказье государство Хулагидов. Другой внук Чингисхана Хубилай в 1271 г. основал в Китае монгольскую династию Юань. В 1279 г. он завершил завоевание Китая и перенес столицу мон­гольской империи из Каракорума в Чжунду (современный Пекин) [11].

Результаты монгольской экспансии нельзя оценить однозначно. Огромное число государств и народов было стерто с лица земли. Погибли миллионы людей. Были разрушены города, утрачены многие достижения материальной и духовной культуры, нарушены культурно-торговые связи между государствами. В то же время под властью кочевников были объединены огромные территории, на кото­рых впоследствии возникли крупные государственные образования. Для сильных и многочисленных этносов монгольская экспансия стала «вызовом», на который пришлось отвечать, менять свою жизнь, чтобы выжить и снова стать самостоя­тельными, более сильными. Номадическая, кочевая цивилизация подтолкнула земледельческие, оседлые цивилизации сделать новые шаги в своем развитии.

Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства

С монгольским «вызовом» жестоко столкнулась и Древняя Русь. Внук Чин­гисхана хан Батый в 1236 г. возглавил новый поход на Запад. Батый обладал огромным войском (по разным оценкам его численность достигала от 37,5 тыс. до 75 тыс. человек). Хорошо организованное войско располагало совершенной осадной техникой, колоссальным опытом ведения военных действий, покорения городов и народов. В конце 1237 г. монголы вторглись в Северо-Восточную Русь. Русские города Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и другие, имевшие в то время по несколько тысяч жителей и способные выставить небольшое число вооруженных защитников, были взяты штурмом, сожжены и разграблены. В марте 1238 г. войска Юрия Всеволодовича в решающем сражении были разбиты на реке Сить. В 1239-1240 гг. были разгромлены южные и юго-западные княжества. Разоренный Киев не мог восстановиться более 200 лет. Русские северо-восточные княжества вошли в состав Золотой Орды, образовавшейся в 1243 г.

Некоторые авторы считают нашествие большим набегом, кавалерийским рей­дом кочевников, не имевшим больших последствий. Дискуссию вызывает и опреде­ление этнической принадлежности захватчиков. Далеко не все татары, прожи­вающие сегодня на территории России, считают себя потомками пришельцев из далеких восточных степей. Часто речь идет о преемственности с населением Волжской Булгарии, которая также погибла под ударами агрессивных завоевате­лей (1236).

Большинство историков считает, что нашествие и установившееся затем мон­голо-татарское иго изменили весь ход русской истории.

При всех спорах и спекуляциях последствия монгольского нашествия пред­ставляются очевидными [12].

1. В битвах погибло большинство дружинников, часть мужского населения и во­обще жителей, особенно в городах. Из 74 городов на подвергшихся нашествию тер­риториях 49 были разрушены войсками Батыя. Треть из них обезлюдела и больше не восстанавливалась. Уцелели Новгород и Псков, до которых монголы не дошли. Многие русские люди были уведены в рабство. Сельское население лесостепи уходило в междуречье Оки и Волги, на северо-западные, северные и северо-вос­точные территории Руси. Осваивались земли в лесных массивах и на водоразделах рек, требовавшие больших начальных затрат труда. Появление слова «деревня» (от «драть») связано с раскорчевкой новых земель. Природно-климатические условия ведения хозяйства ухудшились. Преобладали тяжелые почвы, которые давали не­высокие урожаи.

2. Вся территория некогда мощного Древнерусского государства была поделена между соседями, которые не преминули воспользоваться ситуацией и округлили свои владения за счет соседней Руси. В состав Великого княжества Литовского, возникшего в XIII в., вошли Полоцкое, Турово-Пинское, Волынское, Киевское, Черниговское, Смоленское княжества. Ливонский орден крестоносцев обосновался в Прибалтике и стремился к постоянным захватам русских земель. Только победы новгородцев под руководством Александра Ярославича Невского (1220-1263) над шведами в Невской битве (15 июля 1240) и ливонскими рыцарями в Ледовом побоище (5 апреля 1242) приостановили экспансию с Запада.

3. В 1243 г., после возвращения Батыя из похода в Европу, в степных низовьях Волги образовалось государство Золотая Орда. Формально русские земли не вош­ли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздаль-ская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. «Ярлыки» — грамоты на княжение русским правителям — стали выдаваться в Золотой Орде. Суверенного, полити­чески независимого, самостоятельного государства на русских землях на полити­ческой карте Европы не стало.

4. Монголо-татары, осуществив перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»). «Ордынский выход» представлял собой прямой денежный налог по полугривне с сохи. Первоначально в сохе числили двух мужчин-работников. Впоследствии соха стала означать определенное количество пахотной земли, с ко­торого взимался налог — посошная подать. Кроме «выхода», или «царевой дани», действовало более десятка других «даней» и «тягостей»: «запросы» — единовремен­ные сборы; «ям» и «подводы» — участие в перевозках; «мыт», «тамга» — торговые сборы; «дары» и «почестья» — подарки в Орду; «корм» для проезжих ордынцев и т. д. Через налоговую систему изымался не только прибавочный, но и необхо­димый продукт. В денежном обращении наступил «безмонетный период». Почти все золотые и серебряные монеты ордынцы изымали. Приток иноземной монеты сократился. В качестве мелких платежных единиц использовались шкурки пушных зверей, шиферные пряслица, стеклянные бусы, старые дирхемы и денарии. Во вре­мя карательных экспедиций в русские земли гибли люди, материальные ценности. В «монгольский период» экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации.

На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда. Развитие производительных сил происходило чрезвычайно медленно. Слабо развивались и товарно-денежные отношения [7].

По подсчетам военных историков, с 1055 по 1462 гг. на Русь было совершено 245 нашествий. За 1228-1462 гг. северо-восточная Русь вынесла 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн, не считая довольно частых эпидемий, неурожаев и постоянных пожаров.

3. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока

Экспансия Запада

В начале второго тысячелетия европейские народы имели одну цивилизацию, одну веру (они были христианами) и подчинялись папе. Значительные и довольно богатые территории были заняты мусульманами.

В Европе происходил постепенный подъем производительных сил. Развива­лись и богатели города как центры ремесла и торговли. Завершался процесс феодализации. В XI в. стал ощущаться рост численности населения, нуждавшегося в средствах к жизни. Наиболее беспокойным слоем были рядовые рыцари, нередко занимавшиеся самым обычным разбоем и готовые ввязаться в любую авантюру. К ним прибивались беглые крестьяне, бродячие торговцы, молодые искатели при­ключений из всех сословий. В 1095-1097 гг. Европа пережила ряд неурожайных лет. Крестьяне, предоставленные самим себе, были готовы идти куда угодно в по­исках лучшей доли.

В этих условиях в 1095 г. прозвучал призыв папы римского Урбана II осво­бодить «гроб господень», другие святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа и находившиеся в Иерусалиме, на Ближнем Востоке. «Европейская земля не в со­стоянии прокормить всех ее обитателей», — откровенно объяснял причину первого крестового похода его инициатор. Участникам церковь обещала отпущение грехов и богатую добычу. Эти войны получили название крестовых походов, так как участ­ники нашивали на свою одежду красный крест.

Состоялось восемь крупных крестовых походов. В результате первого, в кото­ром принимали участие преимущественно французы, в 1096-1099 гг. был занят Иерусалим. На территории Сирии и Палестины образовалось несколько крупных государств крестоносцев. Однако с течением времени мусульмане постепенно объ­единились, главным образом под руководством турок. Все завоевания европейцев были утрачены. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев в Палестине — город Акра, что считается концом эпохи крестовых походов [13].

Частью крестовых походов можно считать борьбу испанских рыцарей против мавров (арабов). Возникли христианские королевства Португалия, Кастилия, Леон, Наварра, Арагон. Эта борьба продолжалась более 600 лет.

Часть рыцарей-монахов после изгнания христиан из Иерусалима продолжала военные действия в Прибалтике. На территории Пруссии местное население было истреблено или окатоличено. Поляки и литовцы приняли католицизм.

Крестовые походы сопровождались значительными людскими потерями. В то же время христиане познакомились с более развитой восточной культурой и многое переняли. После крестовых походов Европа стала более цивилизованной. Стало ослабевать крепостное право.

Нараставшее сопротивление со стороны мусульман обратило взоры католи­ческой Европы на другой Восток — прибалтийские и русские земли, заселенные язычниками и православными христианами. Скандинавских викингов давно привлекали славянские земли Приладожья и Приневья. Были образованы во­енно-рыцарские ордена для захвата новых территорий и обращения их населения в католичество. В конце XII — начале XIII в. последовательно были созданы Тев­тонский орден, орден Меченосцев, Ливонский орден специально для покорения Прибалтики, русского Северо-Запада. Ослабление Руси нашествием Батыя при­вело к оживлению агрессивных замыслов западных соседей.

Александр Невский

В середине XIII в. русская цивилизация оказалась между двух огней. Князю Александру Ярославичу Невскому (1220-1263) пришлось делать поистине исто­рический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монголо-татарских завоевателей; или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что, как говорили русские люди, «Даст Бог — Орда переменится».

15 июля 1240 г. Александр одержал первую свою крупную победу над шведами в битве на реке Неве. Причем благодаря военному таланту князя потери русского войска в битве были незначительными: новгородцев и ладожан полегло всего около 20 человек. За эту победу Александр получил почетное прозвище Невский. Важным результатом победы явилось сохранение побережья Финского залива за Русью, что дало возможность продолжать торговлю с европейскими странами.

Весной 1242 г. вновь проявился полководческий дар Александра Невского. Новая опасность грозила со стороны немецких рыцарей, которые захватили Псков, Изборск, двигались к Новгороду. Главное сражение русского войска с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера — Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска [12].

Некоторые зарубежные и отечественные авторы пытаются отрицать, принизить или исказить деяния Александра Невского. Но сово­купность источников и полученных фактов позволяет утверждать, что именно Александр Невский выра­ботал спасительную стратегию выживания русского народа в тяжелейший исторический момент. С одной стороны, победы Александра Невского предохранили Русь от дальнейшей экспансии шведских и немецких рыцарей, защитили население северо-западных земель от политического, экономического и духовного по­рабощения. С другой стороны, Александр Невский, который четырежды ездил в Золотую Орду и полу­чил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252-1263), проводил единственно спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». Он понимал, что у Руси нет еще достаточно сил для успешной борьбы с Золотой Ордой, которая в военном и политическом отношении была значительно могущественнее. В условиях невозможности сбросить иго оставалась только необходимость найти пути к сосуществованию с Золотой Ордой.

В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одно­го поражения. Он стремился закончить военный конфликт мирным договором и одним из первых в Европе выдвинул принцип нерушимости границ. Александр Невский после смерти был причислен к лику святых и стал одним из бесспорных героев отечественной истории.

Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы

Объективное социально-экономическое развитие русских земель, а также тяжелое бремя золотоордынского ига все чаще ставило перед русскими людьми вопрос о необходимости объединения. Под воздействием ига менялось значение городов и княжеств Северо-Восточной Руси. Ослабевала роль старых городов (Владимира, Ростова, Суздаля и др.), которые в первую очередь подвергались набегам и опустошениям. Богатой и влиятельной была Новгородская земля. Одновременно усиливались новые княжества, в том числе Московское и Тверское. Именно между этими последними на протяжении нескольких десятилетий XIV в. происходила наиболее ожесточенная и упорная борьба за великое княжение и по­литическое лидерство в русских землях. Зачастую решающим аргументом в этой борьбе выступало ордынское войско, которое привлекали па свою сторону русские князья.

Москва, основанная в 1147 г., управлялась посадником и стала княжеством только в 1276 г., когда князем стал сын Александра Невского Даниил (1261-1303). Изначально княжество по территории было маленькое. В генеалогическом отноше­нии (но степени знатности) московские князья занимали низкое место среди дру­гих князей. Для потомков Даниила, которые, являясь ветвью рода Рюриковичей, стали называться Даниловичами, низкий «рейтинг» стал своеобразным вызовом, стимулом в политической борьбе.

Каждый из московских князей внес свою лепту в исторический триумф Москвы.

При Данииле (1261-1303) в состав Московского княжества вошел Переяславль, была учреждена первая в Москве архимандрития, основан Свято-Данилов мона­стырь, где князь был похоронен (позже причислен к лику святых).

Значительное усиление Московского княжества произошло при Иване I Калите (великий князь в 1328-1340). Его политика внешне носила явно проордынский характер: он избегал конфликтов с Ордой, был усердным сборщиком и достав­щиком ордынского «выхода», принимал непосредственное участие в подавлении антиордынских выступлений на русских землях.

В то же время действия Ивана Калиты улуч­шили положение населения. В его правление не было совершено ни одного карательного на­бега на московские владения. При Калите была полностью отменена система баскачества, столь ненавистная русским людям. Сбором дани и до­ставкой ее в Орду стал заниматься московский князь. «Такое поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей, и доставлять ее в Орду получил и Иван Данило­вич, когда стал великим князем Владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объеди­нения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь по­лучил возможность бить ее рублем». Иван I, яв­лявшийся посредником Золотой Орды по сбору дани.Это привело к тому, что посте­пенно Иван I и его преемники оставляют только за собой право общения с Ордой и другими странами, и Москва превращается в дипломатический центр Северо-Вос­точной Руси. Обогащение казны московского князя позволило ему присоединять к своим владениям новые территории, которые он отбирал у удельных князей, не имевших возможности своевременно выплачивать дань в Орду. Объединительная, налоговая политика Ивана Калиты способствовала централизации управления [12].

Иван I построил в Кремле каменный собор во имя Успения Божией Матери. Ми­трополит Петр, переехавший из Владимира в Москву, был похоронен в Успенском соборе, который стал усыпальницей высших руководителей Русской православной церкви. Петр был причислен к лику святых. Москва стала ведущим религиозным центром Северо-Восточной Руси. Материальное положение и идеологическое влияние Русской православной церкви значительно укрепилось. Монгольское за­конодательство («Яса Чингисхана») защищало церковь и освобождало монастыри и духовенство от всех даней и повинностей в обмен на обещание молиться за хана и его семью. В результате веротерпимости ордынских ханов в XIV-XV вв. проис­ходил расцвет монастырского строительства. Именно в это время были основаны крупнейшие русские монастыри: Троице-Сергиевский, Кирилл о-Белозерский, Соловецкий. Православная церковь безусловно поддерживала московского князя.

В Кремле при Иване I был построен собор Архангела Михаила. Архангельский собор стал усыпальницей московских правителей, начиная с самого Ивана I. Свое прозвище внук Александра Невского получил за умение пользоваться деньгами, которые он и копил, и раздавал нищим, и давал в виде подарков в Орду. Калита означает кошелек, мешок с деньгами. Остается фактом, что ни один правитель, кроме Ивана Калиты, подобного прозвища не удостоился. Правление Ивана Калиты, а затем и его сыновей — Симеона Гордого (правил в 1340-1353) и Ивана Красного (правил в 1353-1359) — сделали Московское княжество самым сильным и богатым в Северо-Восточной Руси [12].

Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавше­еся третье сословие (буржуазию). Консолидация русских княжеств происходила в условиях ига Золотой Орды, под контролем ордынской администрации, зача­стую при помощи ордынских войск, разорявших и ослаблявших русские земли и города. Однако ускорение объединения Руси вокруг Москвы во многом было вызвано необходимостью освободиться от ига. Таким образом, в ряду причин объ­единения земель Северо-Восточной Руси политические факторы преобладали над экономическими. Политическое объединение шло быстрее, чем вызревали экономические условия для устойчивого су­ществования такого объединения. Причем складывавшееся в условиях зависимости Московское государство перенимало все больше черт от Золотой Орды: авторитар­ность, структуру жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, систему наказаний. В русском языке появились соот­ветствующие слова тюркского происхожде­ния: «кандалы», «нагайка», «кабала». Проис­ходило ужесточение политической системы. Русские князья, которые были фактически слугами ханов, зачастую подвергались уни­жениям, опасности быть уничтоженными своими хозяевами и потому не желали ми­риться с былой вольностью своего населе­ния. Это привело к ослаблению, а затем — в середине XIV в. — и ликвидации вечевых организаций, которые могли противостоять самодержавным стремлениям московских князей. Только в Новгороде и Пскове сохранялось вече на протяжении XV в., вплоть до окончательного присоединения их к Московскому княжеству.

Окончательное свержение монгольского ига.

Вместе с тем набиравшая силу Северо-Восточная Русь находилась под пятой татарских поработителей. Несмотря на царящий в ордынском стане беспорядок, вызванный распадом родовых структур власти, татарские царевичи частенько напоминали русским, «кто в их доме хозяин». Стремительные набеги татарской конницы на города, грабежи и взятие в полон все еще были реальностью. В 1472 г., когда Ахмат-хан из Большой Орды в очередной раз наведался пограбить Русь, Иван III перестал платить дань татарам. Предстояла решительная схватка за право быть свободными. Опасность угрожала Москве не только со стороны Ахмат-хана. В то время Псков подвергся нападению ливонских рыцарей, а удельные князья, братья великого князя, подняли против него мятеж.

Иван III умело использовал все обстоятельства и собрал рать не меньшую, чем у хана. Не вступая в большую схватку, московские войска маневрировали вдоль реки Оки. После переправы татарских войск через Оку неприятель двинулся к русско-литовской границе, проходящей по реке Угре. Хан надеялся на помощь Литвы, но, так и не дождавшись ее, с первыми морозами повернул конницу в степь [11].

После «стояния на реке Угре» в 1480 г. московский князь получил полные суверенные права на подчиненные ему земли. «Свобода действий» вылилась в не­сколько удачных военных походов, что ускорило окончательное присоединение Твери и Новгорода. Укрепление военной мощи Москвы способствовало разработке новых договоренностей, сужавших владельческие права удельных князей в пользу великого князя. С этого времени Великое княжество Московское получило ди­пломатическое признание, приобрело полный суверенитет и стало общерусским государством.

Консолидация земель вокруг Москвы объяснялась этническими и религиоз­но-политическими интересами. Новгородцы, ростовчане, тверичи, жители других городов и сел осознавали свое древнерусское происхождение и ценили усилия московских властей. В 1397-1398 гг. жители Двинской земли, сопротивлявшиеся новгородским властям, приняли уставную грамоту великого князя Василия I для исполнения норм московского права на своей земле. Очевидно, что объединитель­ная политика Ивана III встретила необходимую поддержку со стороны местного населения. Вот почему сторонников Москвы хватало во всех «собираемых» землях.

Народ, связанный единством православной веры, воспринимал Москву как но­вый религиозный центр после утраты Киева. Во Владимир переместился в 1300 г. митрополит, сбежавший от татарского насилия. Именно церковь наиболее активно препятствовала реализации литовских объединительных планов. Она поддержи­вала «собирательную» политику московских князей и помогла им справиться с феодальной смутой. Церковь принесла на Русь из Византии не только культуру, но и идеи православной византийской государственности о сильной политической власти и едином государстве. Авторитет церкви способствовал созданию благопри­ятной почвы, на которой развилось Московское царство [10].

Территориальное расширение Великого княжества Московского сопровожда­лось политической централизацией. Изменилось положение московского князя Ивана III, который стал с 1485 г. в своих официальных политических документах употреблять титул «государь всея Руси и великий князь Владимирский и Москов­ский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский и иных». Прежние народные тяготения к Москве превратились в прочные политические свя­зи. Сложившаяся в удельные века на северо-западе и северо-востоке Руси велико­русская народность была объединена сильной рукой Москвы. Задача освобождения от власти Орды и устранения претензий Полыни и Литвы на древнерусские земли была последовательно решена наследниками Калиты.
Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные в данном реферате, были успешно выполнены, а именно была изучена роль религии, а также духовенства в средневековых обществах Запада и Востока

Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизм. Говоря о религии несомненно начинаешь говорить о странах Востока, которые (проанализировав весь материал работы – мы можем сказать):

Выводы:

  • В странах Востока религия гораздо больше чем на Западе; это философия, основа всего бытия: политики, экономики, соц. строя.

  • 3 мировые религии зародились на востоке (христианство, ислам, буддизм)

  • Так же существуют и другие основные религии Востока (на Востоке в дальнейшем развилось большое количество модификаций религий – течений, для анализа которых нужно большое самостоятельное исследование).

  • В странах Востока преобладает религиозная форма общественного сознания

Складывался новый баланс сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и Востоком. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. Мировое цивилизационное пространство к рубежу первого и второго тысячелетий нашей эры было совсем не похоже на то, что представлял собой мир в первом году нашей эры. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии.

Данную тему надо продолжать исследовать, ведь религии на Востоке постоянно обновляются, добавляются новые течения и т.д. Так же очень важным мне представляется сплоченность народов Востока, почет традиций и сохранение культуры. Я считаю, что это так же веяния религии – этому мы можем поучиться у наших соседей с Востока. Сейчас они уже нагнали, а некоторые нагоняют развитие западных стран. Что, как мне кажется, так же может иметь связь с религиозными мировоззренческими основами.

Библиографический список


1. Борьба за объединение русских земель. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fdp.hse.ru/data/2011/12/16/1261938876/07.pdf

2. Васильев Л.С. Всеобщая история: Учеб. Пособие. М., Высшая школа, 2007.

3. Глава ХХI. Возникновение и развитие средневековых городов в Европе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://krotov.info/history/00/eger/vsem_049.htm

4. Государь всея Руси. – Новосибирск., 2015, с. 233-246

5. Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 2012, с. 67-87

6. Завершение объединения русских земель. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://de.ifmo.ru/--books/0048/5_3_1.HTM

7. Каргополов В.В. Конец ордынского ига. М. – 2010, с. 134-137

8. Образование монгольской державы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zubolom.ru/lectures/history/5.shtml

9. Объединение земель вокруг Москвы. Образование русского централизованного государства (XIV—XV вв.). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st049.shtml

10. Политика Ивана 3. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/6856.html

11. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 2011, с. 56-66

12. Роль религии и духовенства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kemkadri.ru/роль- религии-и- духовенства- в-средневе/

13. Средневековье как стадия исторического процесса. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kemkadri.ru/средневе% D0


написать администратору сайта