Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль семьи в детские годы в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

  • Результатом исследования

  • Творческое

  • Исследовательская работа. Роль семьи С.Т.Аксаков. Роль семьи в детские годы в повести С. Т. Аксакова Детские годы Багровавнука


    Скачать 37.11 Kb.
    НазваниеРоль семьи в детские годы в повести С. Т. Аксакова Детские годы Багровавнука
    АнкорИсследовательская работа
    Дата17.11.2022
    Размер37.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРоль семьи С.Т.Аксаков.docx
    ТипДокументы
    #794958

    Байбулатова Зарина, 9 класс,

    МОБУ СОШ им.Ф.Асянова с.Бузовьязы

    Кармаскалинского района РБ

    Научный руководитель

    Юсупова Гульнара Шамсутдиновна

    Роль семьи в детские годы в повести С.Т.Аксакова

    «Детские годы Багрова-внука»

    1.Введение

    2. Тема семьи и детства в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука»

    2.1 История вопроса семейной темы в творчестве русских писателей 19 века

    2.2 Творческое становление С.Т.Аксакова

    2.3 «Я вырос в семье, любящей»

    3.Место повести «Детские годы Багрова – внука» в ряду «семейной литературы 19 века

    4.Выводы

    5.Литература

    Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

    Лев Толстой

    1. Введение

    Что для каждого человека семья? Это дом, близкие люди, взаимопонимание, гармония. Слова «семья» и «дом» давно стали словами- синонимами и существуют, как единое целое. И именно в атмосфере любви и взаимопонимания ребенок открывает книгу жизни, медленно прочитывая страницу за страницей.

    «Будущее человечества» так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. Об этой способности, заставляющей самосовершенствоваться людей, задумывались проницательные психологи, русские писатели.

    Мой небольшой жизненный опыт показывает, что именно в детстве закладываются лучшие качества личности ребенка. Что же влияет на формирование характера человека? Какие события оставляют в детской памяти неизгладимый след?

    Размышляя над этими вопросами, я обратилась к творчеству С.Т.Аксакова, русского писателя, критика, театраловеда 19 века. Прочитав повесть «Детские годы Багрова-внука», я была очарована поэзией детства. Сколько красок, сколько музыки, сколько чувств в большинстве сцен этой повести! Все это мне захотелось выразить в красках: впечатления главного героя Сережи от своей тяжелой болезни, сцены рыбалки, бесконечные дороги вокруг родового имения.

    И, несмотря на то что нас уже около двух столетий отделяют события, рассказанные в повести, мне глубоко понятны детские переживания героя, горечь неудач и радость побед. Поэтому произведение С.Т.Аксакова никогда не потеряет своей актуальности, потому что в нем мастерски раскрыта суть становления личности ребенка. Именно в семье в детские годы закладываются главные качества личности ребенка.

    Таким образом, целью данной работы является исследование семейной темы и формирования личности ребенка в период детства в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова - внука».

    Гипотеза: именно в счастливой и благополучной семье в детские годы закладываются лучшие качества личности ребенка.

    Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

    Задачи исследования:


    • Кратко рассмотреть историю вопроса семейной темы в творчестве русских писателей 19 века;

    • изучить содержательное наполнение понятий «семья, «семейные отношения», «детство», «мир детства», «идеал детства»;

    • передать красками лучшие сцены произведения С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова - внука».

    Заинтересовавшись этой темой, я выбрала объектом исследования лучшие книги С.Т.Аксакова о семье и детстве, а предметом процесс взаимоотношений двух миров – детского и взрослого, который отражается на формировании личности ребенка в семье.

    Думаю, что эта работа будет интересна моим сверстникам в период взросления, осмысления человеческих взаимоотношений. Чувства и поступки маленьких «героев» XIX века способны удивлять и восхищать нас, поколение XXI века.

    Методы исследования:


    • библиографический анализ литературы и материалов сети Internet

    позволит узнать историю исследуемого вопроса;

    • анализ эпизода художественного текста позволит глубоко и последовательно рассмотреть проблему исследовательской работы;

    • сравнительно-сопоставительный метод позволит найти общее в произведениях писателя.

    В критической литературе мне удалось найти не так много исследований, посвященных творчеству С.Т.Аксакова. Мне удалось воспользоваться следующими источниками:

    1. В.А.Богданов. Становление человека // С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука;

    2. В. Кожинов, «Семейная хроника» Аксакова. Лит. в шк. 1995. –№ 1.;

    3. Б.Н. Тарасов. Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. - 1995. - N4.

    Результатом исследования станет обобщение материалов источников по данной проблеме.

    2. Тема семьи и детства в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова - внука»

    2.1 История вопроса семейной темы в творчестве русских писателей 19 века

    Общеизвестно, что семья – бесценный микромир личности, который символизирует собирательный образ Отечества. Острые вопросы жизни, неурядицы, горе и трагедии связаны, прежде всего, с внутренними проблемами домашнего очага. Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Особенно ярко это происходит в детские годы ребенка. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, описывая семейный уклад и традиции, изучая разные системы воспитания.

    Русская художественная литература XIX века сказала о семье гораздо больше, чем вся русская литература на протяжении веков. В таких произведениях, как «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Война и мир» и «Анна Каренина» Л.Н.Толстого перед читателем предстают различные сцены семейной жизни.

    Среди произведений русских писателей, описывающих семейный быт и нравы XIX века, нужно выделить и трилогию С.Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», тетралогию Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты»,

    «Инженеры»; трилогию Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»; повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты»; лирический дневник И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» [2, 23]

    Тема семьи и детства является сквозной темой русской литературы, темой, к которой равнодушным не оставался ни один русский писатель или поэт. Лучшие книги С.Т.Аксакова: «Семейная хроника» и «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука» не стали «злободневными» для своего времени, но они явились новым словом в русской литературе 50-х годов XIX века. Недаром критики говорили, что в трудное для России предреформенное время произведения С.Т. Аксакова стали глотком свежего воздуха, живительным родником для читателей. И это не удивительно, ведь в них писатель обратился к вечным человеческим темам: любви к Родине, к своей Земле, он воспел ценность семейных отношений и, как никто, рассказал про удивительный мир природы, благотворно влияющей на душу ребенка и взрослого.

    С момента появления и по настоящее время интерес к творчеству С.Т. Аксакова не угасает, многочисленные работы исследователей говорят о том, что наследие писателя остается актуальным и сейчас. Большинство из них посвящено всей семье Аксаковых, ведь Сергея Тимофеевича вне семьи представить невозможно.

      1. Творческое становление С.Т. Аксакова

    Замысел книги о детстве возник у Сергея Тимофеевича Аксакова в 1854 году. В шуточном стихотворении, написанном на день рождения внучки, он обещает ей прислать через год свою книжку «про весну младую, про цветы полей, про малюток пташек, …про лесного Мишку». Но проходит время, и Сергей Тимофеевич сообщает Оле: «…дай бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она была готова. Да и книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе». Она явно перерастала первоначальный замысел: существенно изменились и содержание ее, и цель, и объем. «Я дописываю большую книгу, читаем в письме Аксакова от 3 мая 1857 года. Это должно быть (хорошо, если будет) художественным произведением моих детских лет, начиная с третьего до девятого года моей жизни». Так появились «Детские годы Багрова-внука», вначале на страницах журнала, в отрывках, а через год, в 1858 году, отдельной книгой. Действительно, замысел Аксакова

    значительно расширился, и получилась книга о годах далекого детства, о людях и судьбах прошлого.

    А за два года до этого Аксаков выпустил «Воспоминания», в которых он рассказал о своем отрочестве и юности, прошедших в Казани: там он учился в гимназии, откуда поступил в Казанский университет.

    «Воспоминания» были изданы совместно с «Семейной хроникой» из жизни старшего поколения Багровых. И теперь, когда появилась история детства Аксакова, образовалась художественно-автобиографическая трилогия. В истории русской литературы она заняла место непосредственно с «Детством», «Отрочеством» и «Юностью» Льва Николаевича Толстого.

    «Есть у меня заветная дума, которая давно и день и ночь меня занимает… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе.»

    Писатель хотел создать «историю ребёнка» и чтобы это была книга для детей и для взрослых. «Книга, — набросал Аксаков в черновике, — должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».

    В центре повествования третье поколение Багровых образ маленького Сережи Багрова. Его жизнь от младенчества до девятилетнего возраста прослежена необычайно пристально и подробно.

    Сережа Багров – и герой книги, и её повествователь. От его имени ведется рассказ. Это не воспоминание о прошлом, а рассказ о событиях, которые развертываются на наших глазах.

    «Детские годы Багрова внука» - это жизнь, увиденная глазами ребенка. Такого произведения в литературе еще не было.

      1. «Я вырос в семье, любящей»

    Если Л. Толстой в своей трилогии берет несколько эпизодов из детства и отрочества Николеньки Иртеньева, то С. Аксаков рисует девять лет жизни Сережи Багрова, строго соблюдая последовательность событий.

    Формирование внутреннего, нравственного мира ребенка складывается в первую очередь под влиянием семьи, природы и книг.

    Жизнь самого Сергея Аксакова началась тяжелой болезнью, которая продолжалась так долго, что знакомые говорили матери Сергея: «Перестань мучить дитя, ведь уже и доктора, священники говорили, что он не жилец, покорись воле божьей...».

    Вот и повесть начинается с воспоминаний главного героя Сережи Багрова о том, как отнимают его от груди кормилицы, и о долгой болезни, от которой он едва не умер. Может быть, именно тяжелая болезнь сделала так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Сережиной душе, была доходившая до болезненной остроты, жалость ко всему страдающему и слабому.

    Родители Сережи очень бережно и любовно относились к своему сыну, подолгу сидели у кровати больного, стараясь всячески облегчить его страдания. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза матери. Все живое на земле создано солнечным теплом, мальчик не мог еще выразить этого словами, но чувством он понимал, что все живое в нем даровано и сохранено материнской самоотверженностью.

    Образы матери и отца необычайно конкретны, хотя и переданы через детское восприятие. Мать относится к своему ребёнку с глубокой нежностью и любовью, что находит своё отражение в соответствующей лексике: «мать нежно приласкала меня» [1, с. 370]; «… её слова, <…> ласковые…» [1, с. 302]. Страсть к чтению, вкус к слову мальчику привила именно мать. Может быть, это обстоятельство послужило тому, что Сергей Тимофеевич стал в будущем писателем.

    Читать мать научила так рано, что Сережа даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал её наизусть и каждый день читал вслух сестре. Когда сосед С. И. Аничков подарил ему «Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлёкшись книгами, был «точно, как помешанный». Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющие гром, снег, метаморфозы насекомых и т. п

    С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть, поэтому больше других своих детей.

    Если мать привила мальчику эстетический вкус, развивала главным образом его духовный мир, то отец играл в жизни главного героя книги другую, не менее важную роль: он открыл ребёнку мир природы, научил видеть красоту окружающей действительности, приобщил к занятиям рыбной ловлей, к охоте, научил трудиться и уважать труд других людей). Вот и с тяжелой болезнью помогли справиться мальчику картины природы. Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенно плохо в большом путешествии и родители, принуждённые остановиться в лесу, постлали ему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силах пошевелиться, и «вдруг точно проснулся».

    Самый частый образ произведения — дорога: путешествия считались лекарством. В книге мы встречаем многочисленные описания переездов к родственникам, в гости. Когда ослабленная постоянной болезнью мать заболела, родители собрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителям отца. Дорога поразила ребёнка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости «штуфы», большие деревья, ночёвки в поле и особенно — рыбная ловля на Дёме, которая сразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнём, и огонь лучины, родники и т. п. Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колёсам и потом отваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а мать остается безучастной ко всему происходящему. После Багрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опять окружённый общей любовью, вдруг повзрослел.

    В доме гостят молодые братья матери, военные, окончившие Московский университетский благородный пансион, поэтому родители постоянно учат ребёнка нормам поведения в обществе, способствуя тем самым процессу его социализации: «Запах постного масла бросился мне в нос, и я сказал: «Как нехорошо пахнет!» Отец дёрнул меня за рукав и опять шепнул мне, чтоб я не смел этого говорить…» [1, с. 275]. Большое внимание семья Багровых уделяет этикету, воспитанию правильного поведения за столом, соответствующего их социальному статусу. Например, мы находим пример этому в тексте: «За обедом нас всегда сажали на другом конце стола, прямо против дедушки, иногда он бывал весел и говорил с нами,<…> а иногда он был такой сердитый, что ни с кем не говорил; бабушка и тётушка также молчали, и мы с сестрицей, соскучившись, начинали перешёптываться между собой; но Евсеич, который всегда стоял за моим стулом, сейчас останавливал меня, шепнув мне на ухо, чтобы я молчал; то же делала нянька Агафья с моей сестрицей. После они сказали нам, чтобы мы не смели говорить, когда старый барин, то есть дедушка невесел. <…> нас <…> сажали против дедушки, <…> после ужина мы прощались и уходили спать.<…> Мы только и виделись с нею [тётушкой] и со всеми [дедушкой и бабушкой] за обедом, ужином, при утреннем здорованье и вечернем прощанье …» [1, с. 279].

    Сережа рос мальчиком очень правдивым. И в своих воспоминаниях Багров не утаивает от читателя и того, что заведомо считается предосудительным. Он признается в своей трусости (во время верховой езды страх превозмог в нем даже самолюбие, столь сильное у детей); он, при всей своей любви к живому в природе, радуется, видя подстреленных куропаток. В Сереже пробуждается и крепнет критическое к себе отношение, и переживание дисгармонии внешнего мира обостряется сознанием своего собственного несовершенства.

    Убедителен пример наказания и последующего раскаяния ребёнка. Однажды произошла ссора между Серёжей Багровым и другом его дяди Волковым: последний дразнил мальчика тем, что якобы хочет жениться на его сестрице и забрать его любимое имение Сергеевку («дитя не может ясно различать границ между шуткой и правдою …» [1, с. 298]). Мальчик проявил агрессию по отношению к Волкову: «… я схватил деревянный молоток, и подошёл поближе, пустил молотком прямо в Волкова…» [1, с. 302]. После этого последовало наказание: «Наказание, о котором прежде я только слыхал, было исполнено надо мной: меня одели в какое-то серое, толстое суконное платье и поставили в угол совершенно в пустой комнате…» [1, с. 302]. Мать умела найти нужные слова, объяснить ребёнку, что он поступил плохо: «Долго говорила она; её слова, нежные и грозные, ласковые и строгие, и всегда убедительные, её слезы о моём упрямстве поколебали меня: я признавал себя виноватым перед маменькой и даже дяденькой, которого очень любил…» [1, с. 302].

    Сосредоточив изображение на процессе формирования в ребенке Человека, С.Аксаков представляет этот процесс постепенным, сложным и многомерным. При этом писатель ведет повествование с такой неторопливой обстоятельностью, что возникает иллюзия течения самой жизни его героя. Вначале ребенок осваивает мир предметов и внешних явлений. Готовый и устойчивый для взрослых, он, этот мир, является ребенку каждый раз новым, как бы на глазах его рождающимся, а потому ослепительно ярким и загадочным. Сережа не только поражается, восхищается или возмущается, он и мыслит об этом мире: «Ах, какое дерево!» и тут же: «Как оно называется?» Он допытывается у взрослых, что такое молния, что такое межевание, постоянно пополняя свой «толковый словарь». А в нем и степь (это безлесная и волнообразная равнина), и стойло (это комната для лошадей), и белые избы (это те, что с трубами), и урема (пойменное место) …

    Отношения в семье рисуются рассказчиком очень тёплыми. Это можно увидеть в эпизоде, когда доктор говорит матери о том, что шансов на жизнь у Серёжи нет. Но его мама, поддерживаемая отцом, надеялась, и её надежды оправдались. После этого отношения в семье становятся только крепче. Сестра Серёжи была одна из слушательниц чтения своего брата, за что он ей очень благодарен.

    В конце повести мы видим Сережу выросшим на наших глазах духовно и нравственно, возмужавшим человеком.

    3. Место повести «Детские годы Багрова-внука» в ряду «семейной литературы» 19 века. 4. Выводы

    Тема семьи и детства является сквозной темой русской литературы. Лучшие книги С.Т. Аксакова: «Семейная хроника» и «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука» явились новым словом в русской литературе 50-х годов XIX века.

    С. Аксаков блестяще справился с поставленной перед собой задачей, повесть была высоко оценена современниками и завоевала любовь читателей всех возрастов. В ней описываются первые десять лет жизни мальчика Серёжи, проведённые в Уфе и деревнях Оренбургской губернии. Самое главное в книге – процесс формирования в ребёнке Человека. С. Аксаков правдиво рассказал обо всём, что было пережито им в детстве. С особой теплотой писатель создает образ матери. Мать и ребёнка связывает взаимная любовь и понимание друг друга. Прообразом Софьи Николаевны Багровой была мать Аксакова Мария Николаевна.

    1. Таким образом, семья, родители, играют важную роль в формировании личности главного героя мемуаров, его мировоззрения. Мать и отец находятся всегда высоко, выше на социальной лестнице; здесь имеет место субординация в отношениях: «я мать», «я отец». Проведённый нами анализ показал, что семейный мир прежде всего способствует социализации главного героя: здесь происходит развитие нравственного, духовного, морально-этического облика ребёнка. С. Т. Аксакову удалось ярко и глубоко показать важность семейного воспитания, семейных традиций и отношений в формировании картины мира Сережи Багрова, его личности. Семейные отношения в автобиографической повести выстроены на любви, взаимопонимании, добре, что представляет особую ценность для современного читателя.

    2. Мне захотелось изобразить этот светлый мир счастливой семьи.

    Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. И, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания. А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы, к коим как раз и относится повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

    5.Литература

      1. С.Т. Аксаков. Детство Багрова внука. М.: Худож. лит., 1982. 542 с;

      2. В.А.Богданов. Становление человека // С.Т.Аксаков. Детские годы

    Багрова-внука;

      1. Гриценко З. Детство Багрова-внука как модель взросления человека

      2. В. Кожинов, «Семейная хроника» Аксакова. Лит. вшк. 1995. 1.;

      3. Б.Н. Тарасов. Детство в творческом сознании русских писателей //

    Литература в школе. - 1995. - N4.


    написать администратору сайта