Главная страница
Навигация по странице:

  • Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра педагогики и психологииКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»

  • Роль семьи в воспитании и обучении ребенка.. контр педагогика. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка


    Скачать 41.74 Kb.
    НазваниеРоль семьи в воспитании и обучении ребенка
    АнкорРоль семьи в воспитании и обучении ребенка
    Дата23.09.2022
    Размер41.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтр педагогика.docx
    ТипКонтрольная работа
    #692827

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Кафедра педагогики и психологии
    Контрольная работа по дисциплине

    «Педагогика»
    Тема: Роль семьи в воспитании и обучении ребенка.
    Выполнила: Митякова Нелли Валентиновна

    студентка 3 курса 2 группы

    ФКПСР и АФК

    направление подготовки

    37.03.01 «Психология»

    (квалификация «бакалавр»)

    заочная форма обучения

    подпись_______________

    Руководитель: Гайкина М.Ю.

    К.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии СГМУ

    подпись_____________

    оценка______________

    Архангельск, 2022

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1. Семейные отношения и их воспитательное значение. 4

    Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества. 4

    Глава 2. Задачи и основы семейного воспитания. 11

    Заключение 14

    Список литературы: 16














    Введение


    Современный ребенок развивается в огромном пространстве взаимодействия различных социальных институтов: семьи, детского сада, культурно-просветительных учреждений, общества сверстников и т.д. Влияние каждого из них имеет непосредственное значение на развитие формирующейся личности. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от активного участия его родителей в воспитательном и образовательном процессе. Родители - это первые воспитатели и учителя ребенка. Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что семья является не просто важным, а в высшей степени действенным компонентом воспитания детей, поскольку все, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

    Именно в семье закладываются основы личности ребенка, формируются основные черты характера и привычки; нравственные начала и жизненные принципы. В семье ребенок получает первые представления об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, строит отношения с окружающими, учится правильно вести себя в различных ситуациях; именно от родительского воспитания зависит как ребенок смотрит на мир: положительно или отрицательно.


    Глава 1. Семейные отношения и их воспитательное значение.

    Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества.
    Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, самым добрым и самым мужественным. Кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь за трудолюбие или знание дела, за воспитанность, за нравственность, иначе говоря, мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей.

    Всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения – наш идеал. Идеал и семейного и общественного воспитания. Но сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского и учительского труда, чтобы наши дети вобрали в себя все богатство, интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры, выработанной человечеством. Педагогика утверждает: человек формируется в деятельности, в учении, в труде, в игре, в общении, в творчестве, в спорте, так развиваются важнейшие черты человеческой личности. Мы должны понимать и знать чем определяется и от чего зависит общий ход развития любого ребенка.

    Мысли и интересы детей не ограничиваются теми рамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир - это детская и сверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своему наблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судят их. Конечно, их запросы и интересы детские, их суждения - детские, но они существуют, и рядом с индивидуальными чертами.

    Наблюдения детей касаются не только характеров и отношений, непосредственно затрагивающих их интересы, но захватывают область гораздо шире. Им есть дело до того, как живут между собой отец с матерью, какое занимает общественное положение отец, любимы ли и уважаемы ли родители. Жизнь взрослых членов семьи кладет свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание.

    Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в хозяйственную деятельность. В семье может быть и порядок, и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух семьи, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм. Бывает, что дети вырастают со складом, как раз обратным тому, какой должен был получиться. Даже у самых горячих «протестантов» мы замечаем, что детство было проведено именно в такой среде, против которой они протестуют, что служит для них источником противоречий, непоследовательности, недовольства собою. Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь. Это самая ранняя и самая влиятельная пища, которой питается дух растущего организма.

    Каждый раз, когда мы, родители, сдерживаем в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, мы исполняем только свою обязанность. Дети заметят работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут - сначала из подражания, потом по убеждению - управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания.

    Дети, начав свою жизнь беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему-либо другому лишившиеся отца или матери, в зрелые годы чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца – умным и умелым, хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит, и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.

    В тех семейных неполадках, которые образуются, когда между мужем и женой является третье лицо, особенно близкое тому или другому, точно так же обнаруживается потребность детей в любви и ласке и смутно сознаваемые ими права на отца и мать. Пока дети в том возрасте, когда они не понимают, в чем дело, они все же относятся к этому третьему лицу враждебно, как к нарушителю их прав, отнимающему у них то, что принадлежит им: время, любовь, заботы о них того или иного родителя. Позже они являются либо судьями, либо несчастными людьми. В детях сказывается весьма сильная потребность видеть родителей существами нравственно чистыми.

    Чтобы семья могла быть признана нормальною, мало, чтобы в ней были налицо отец и мать; надо, чтобы и их взаимные отношения соответствовали идее самого близкого из людских союзов и не заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей. Им одинаково нужны и дороги и отец и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовь и уважение родителей. Если нет этого уважения, нет дружеских отношений, то в чем бы это ни выразилось, дети чутко подметят, что между отцом и матерью что-то неладно, и легко могут прийти к вопросу, кто из них прав, кто виноват. Конечно, и дети бывают разные, но можно признать скорее правилом, чем исключением, что дети чувствуют потребность любить своих родителей, видеть в них хороших людей и что для них отнюдь не легко убеждаться в том, что отец или мать – плохие люди, что отец может обижать мать, или, наоборот, видеть, что один из родителей бранится, другой - плачет.

    Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать, потому что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, что по традиции она больше привыкла к этому, а поэтому может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

    С годами значение этого непосредственного ухода утрачивает первенствующую роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки.

    Они хотят слышать сказочки, они любят поговорить, порасспросить, сами рассказать что-нибудь, выступают на сцену игры и занятия. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других - наоборот. Понемногу дети приобретают черты, свойственные полу. Намечаются характеры: усидчивые, вдумчивые или непоседы и живые, спокойные и впечатлительные, забияки и смирненькие. И опять-таки на одних лучше влияет отец, на других мать, потому что во всех такого рода услугах детям сказывается натура, склад, характер взрослого, которые не могут быть одинаковы у отца и матери. Если брать во внимание только время, то мать по-прежнему отдает им больше времени; что касается существа дела, то влияние отца может быть и одинаково и больше материнского, по крайней мере, на некоторых детей, хотя он и меньше бывает с ними, чем мать. Не зря же говорят, что «родители воспитывают детей даже тогда, когда их нет дома». Вопрос не в количестве времени, а в качестве влияния, которое определяется многими причинами, лежащими в личных свойствах человека.

    Разделение влияния отца и матери есть явление естественное. Никто не может дать больше того, чем он может дать. Ни ревности, ни огорчению тут не должно быть места, потому что эти чувства неуместны, когда явление естественно, они неизбежно повлекут за собой неполадки, которые вызовут вопрос: кто же прав - отец или мать? Главное же, детское сердце вполне способно вместить любовь и к отцу, и к матери.

    Поддержка не должна выражаться в признании за одним из родителей положения своего рода «старшего». В глазах детей родители должны быть равны, оба хороши, каждый по-своему. Пусть дети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их и желают им добра. Естественно, если ребенок набедокурил без матери, но при отце, мать все равно будет знать об этом, потому что отец ей расскажет. Но это будет не жалоба, не апелляция к старшему, а простое сообщение. И то, что сделал один, того не должен переделывать другой. Если, по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, обнаружил слабость, то об этом можно переговорить между собою.

    Дети в семье такие же члены ее, как и все остальные, но малолетние. Жизнь семьи общая. У взрослых есть свои права, есть они и у детей; у взрослых есть обязанности, и у детей они есть, посильные, соответствующие их возрасту, но есть. Когда дети легли спать, в детской не шумят; но когда работает отец, то дети не входят к нему, чтобы не помешать. Взрослые берегут свои вещи, и дети должны стараться беречь их. День расписан, и дети должны обедать вовремя, гулять и спать ложиться вовремя. Они приучаются в семье к порядку, труду, дружелюбию, правдивости и честности, и это достигается тем легче и прочнее, чем жизнь взрослых складывается разумнее, любовнее, проще, носит наиболее трудовой характер.

    Родители в раннем возрасте детей сеют то, плоды чего они собирают позже.

    Если мы хотим, чтобы дети наши были друзьями нашими и в юности, и в зрелом возрасте, надо с раннего детства стать с ними на дружескую ногу, избегая всего того, в чем чувствуется взгляд на них сверху вниз. Недостаточно говорить им: не лги, будь откровенен с родителями, не скрывай от них ничего, сделав что-нибудь дурное, имей мужество сознаться. Надо не только самому не лгать и не рядиться в плащ проповедника добродетели, а жить так, чтобы нечего было прятать от детей, нечего было бояться, что они осудят (хотя бы и позже), потому что они могут осудить только за дурное, а не за несчастье, потому что они способны оценить многое из того, что мы считаем достоинством человека, и рады будут найти это хорошее в своих родителях.

    Семья только тогда семья, когда в ней есть дети, иначе супружеское сожитие неполно, без родителей и детей - нет семьи.

    Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным супругам. Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, в своем отношении к детям, к прислуге, к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что, воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным.

    Каждому известно, как часто приходится слышать, матерей, открывающих в своих детях разные удивительные достоинства, таланты, способности. Но еще в этой родительской любви, гордости и могут встречаться преувеличения, то в основе чувства эти вполне естественны. Дело, в которое вложил свою душу, в которое потрачено много сил, каждому дорого. Тем более если это дело - воспитание живой души.

    Глава 2. Задачи и основы семейного воспитания.


    Одна из главнейших добродетелей, к которой испокон века родители приучают детей, есть послушание. Это подчинение своей воли чужой, другой воле, какому-нибудь стороннему авторитету. Послушание по своему существу есть состояние неприятное, потому что каждое живое существо стремится осуществлять в своих действиях свою волю, свои желания. Каждый действует, как хочет. Подчинение чужой воле с хорошими свойствами, предполагает лишение свободы и удовольствия поступать по собственному желанию. Руководство детьми, родительский авторитет, необходимы, но именно в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающего их мира, а потому не могут поступать разумно. За этими пределами подчинение детей руководству и авторитету взрослых не имеет достаточных оснований; между тем взрослые постоянно переходят указанную границу, требуя от детей того, что едва ли детям нужно и что трудно оправдать вполне разумными основаниями. Память маленьких детей бывает очень свежа и восприимчива, без труда усваивает слова; что хорошее произношение дается детям легко, а потому и нужно воспользоваться периодом детства для изучения иностранных языков.

    Даже такие совершенно естественные и вполне необходимые проявления детской натуры, как игры, взрослые стараются превратить в воспитание. Многим просто не нравится свободная, ничем не стесняемая детская игра, они находят ее слишком пустой и бессодержательной, а потому стараются ее систематизировать, придать ей глубокий смысл и значение. Современное воспитание приносит в жертву настоящее будущему, в воспитываемых видят собственно не детей, а будущих взрослых людей, деятелей в различных сферах. Воспитание понимается не как развитие того, что есть, а как подготовка к тому, что будет. Жизнь человеческого организма распадается на возрасты. Каждый возраст имеет свои характерные черты, физические и психические. Дети проникаются полным доверием ко всему, что им говорят и обещают, их лицо есть для наблюдателя открытая книга; дети пугливы: новые явления, особенно значительных размеров, совершенно не страшные сами по себе, у них легко вызывают чувство страха. Все эти свойства чисто детские. У юношей замечаются значительная идеалистичность мышления и действия, полное доверие к своим силам, грандиозность замыслов, уверенность, что можно разом если не совсем перевернуть мир вверх дном, то, по крайней мере, существенно изменить его в короткое время. Это специфические черты возраста, и с переживанием юности они отпадают. Детям присуща сострадательность, дети способны в некоторой мере к логическому мышлению, им свойственна полная правдивость. Эти черты не исчезают с детством, они переходят в дальнейшие возрасты, причем некоторые свойства усиливаются, развиваются, например способность логического мышления, а другие с возрастом ослабевают, например правдивость. Юноша обнаруживает значительную энергию и настойчивость в преследовании цели, владеет способностью отвлеченного мышления, критически относится к авторитетам. Эти свойства не исчезают с юностью: давным-давно минует юность, но способность отвлеченного мышления, критическое отношение к окружающему и энергия в преследовании цели сохраняются в большей или меньшей мере, причем опять с возрастом одни черты усиливаются, а другие ослабевают. Свойств, переходящих в другие возрасты, гораздо меньше, чем специальных свойств, отпадающих с возрастами.

    В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать, нашу религию, нашу эстетику. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мы часто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескому жару и увлечению - все это странно, все это нехорошо, потому что мы, взрослые, думаем и действуем иначе. Мы не хотим понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, напомнить себе, что естественно, что необходимо в эти возрасты. Ведь все специфически детское и юношеское пройдет, отпадет с возрастом, останутся только свойства, переходящие в другие возрасты. И взрослые не церемонятся с детьми, они позволяют им оставаться вполне самими собой, жить полной жизнью возрастов только в часы отдыха, а во все прочее время только приготовляют их к чему-то в будущем.

    Специальные свойства воспитательных возрастов нередко прямо объявляются недостатками, с ними ведется борьба, их пытаются истреблять. Детскую подвижность, резвость, неподдельность перестали считать детскими недостатками, перестали преследовать детей за эти свойства Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало; взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли в следующий...

    Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть вполне органической деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов.

    Заключение


    Как же сделать детей счастливыми? А.С. Макаренко писал: «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети. Воспитание неизбежно перестает быть воспитывающим, если уничтожает удовольствие, как у наставников, так и у питомцев». Общение с детьми – занятие радостное и необходимое. В этом и есть подлинное счастье человеческого общения, счастья каждого ребенка! Эти прекрасные минуты детства – основа формирования гармонической личности. Человека воспитывает вся жизнь, начиная с семьи. Многое зависит от самого человека.

    Ценность личности как раз и состоит в том, что личность потому и личность, что утверждает нравственные начала, независимо от условий, проявляет себя по-граждански в любой среде. Ребенок сам творит себя. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему в полную меру развить свои способности. Процесс становления детской души тонок и требует определенной гибкости со стороны воспитателей. Особенно если дело касается чувств ребенка, его личных привязанностей. В воспитании нельзя пренебрегать никакими малостями. «Мелочей в воспитательной работе не бывает и быть не может, - отметил К.Д. Ушинский. - Ведь здесь речь идет об одном из самых сложных и ответственных дел - о формировании человеческих душ и характеров, о закалке сердец и умов строителей будущего!»

    Чем ярче жизнь ребенка, чем больше позитивных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Детство является особым психическим состоянием, в котором чувства и разум слиты: постоянные открытия, неуемная энергия, готовность переносить трудности. Решения приходят мгновенно, открытия совершаются на каждом шагу. Становление личности напоминает в чем-то полет птицы в весеннюю пору: вроде знает куда летит, а вроде бы и нет - то, набрав высоту, камнем падает вниз, то стремительно уносится под облака. Удивительная концентрация радости, нескованной силы, энергии!

    Если мы хотим приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, нужно сбросить с себя «взрослость», чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.

    Порой мы забываем свое детство, свою юность и потому не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте. Надо быть интересным для своих детей. И пусть наша помощь детям и советы не будут навязчивы.

    Всю жизнь мы воспитываем наших детей, а они воспитывают нас. Вернее, мы сами себя воспитываем под влиянием наших детей. Чтобы оставаться им нужными всегда: когда они, став взрослыми, будут находить у нас понимание, мудрость, духовную близость.




    Список литературы:




    1. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис… канд. псих. наук. - Пенза, 2000.

    2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис… канд. псих. наук. - М., 2015.

    3.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000.

    4. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990

    5. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 1999.

    6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.


    написать администратору сайта