Главная страница
Навигация по странице:

  • История государства и права зарубежных стран (дисциплина) Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения

  • Протокол проверки Преподаватель

  • Задание 1. Проведите сравнительную характеристику правовых систем Древнего Египта и Древнего Китая.

  • ПКЗ история зарубежного права. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации сибирский институт управления филиал ранхиГС


    Скачать 222 Kb.
    НазваниеРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации сибирский институт управления филиал ранхиГС
    Дата24.06.2019
    Размер222 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПКЗ история зарубежного права.doc
    ТипПротокол
    #82875
    страница1 из 3
      1   2   3


    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


    Кафедра Теории и истории государства и права

    История государства и права зарубежных стран

    (дисциплина)
    Письменное контрольное задание

    для студентов дистанционного обучения

















    Протокол проверки

    Преподаватель: Недзелюк Т.Г.

    Дата проверки

    Оценка

    Подпись преподавателя

    Новосибирск 2016 г.

    Задание 1. Проведите сравнительную характеристику правовых систем Древнего Египта и Древнего Китая.

    Древнеегипетская правовая система отличается самобытным характером и оригинальностью. Некоторые авторы даже утверждают, что первые известные в истории человечества коллизионные нормы возникли именно в Египте эпохи Птоломеев (332 до н. э. — 30 до н. э.)1. Формирование права и его становление происходило в специфических условиях, поскольку Египетское государство возникло одним из первых. Древние египтяне выводили свое законодательство из божественных установок, поэтому нормы права по сути были нормами религиозного происхождения и назначения. Так, олицетворением справедливости в конфликте, связанном с нарушением прав, выступали отдельные божества: бог Осирис, богиня Маат. К примеру, в Новом царстве Маат почитают как дочь РА, т.е. сестру Фараона. После смерти каждый проходит через суд, который вершит Маат и получает по заслугам, так доктринально закреплялась идея неизбежности воздаяния.

    Изначально, сведения о справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни отражались в мифах. Затем стали оформляться и в письменном творчестве: настенных надписях, поучениях искусству жизни, жизнеописаниях и преданиях о "сердце и словах" (о мыслях и приказах) богов и фараонов. И только потом уже правовые идеи и ценности оформлялись в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений. При этом авторство первых нормативных актов приписывают опять-таки богу: по легенде Тот вручил египетским жрецам 42 священные книги. В дальнейшем источником права стал фараон. На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.): "ища благое дело для Египта, исследуя дела", фараон "самолично говорит в виде указа", а писец с прибором и свитком записывает "согласно всему тому, что сказал его величество"2.

    Совершено по другому сценарию в это же время происходило формирование права в Древнем Китае. На правовую систему оказывало мощное воздействие сразу две философских школы. Конфуцианство и легизм стремились организовать жизнь общества на "рациональных", "справедливых" началах, но расходились в способах достижения цели. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.                 

    В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. I этап (XIV-VI вв. до н.э.): главенствующую роль в регулировании общественных отношений играли обычаи (ли). Правовые нормы еще не выделялись из общего массива религиозно-этических норм. В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. В нем правовым нормам (фа) отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами морали (ли). В "Цзочжуани" сохранились вы­сказывания Конфуция по поводу кодекса зако­нов, отлитых на треножниках в царстве Цзинь в 513 г. до н.э.: "Если руководить народом по­средством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испыты­вать стыда. Если же руководить народом посред­ством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится"3. По мнению Конфуция, правила ли должны выполнять функции законов: "Если верхи любят ли, то в народе не сыщется ни одного, кто бы решился не проявить почти­тельности; если верхи любят справедливость, то в народе не сыщется ни одного, кто бы решился не подчиниться; если верхи любят честность, то в народе не сыщется ни одного, кто решился бы не быть искренним"4.

    II этап (V-Ш вв. до н.э.): произошло оживление законотворческой деятельности, усилилась роль права. На политическую арену в противовес конфуцианству выступили легисты (фацзя), основателем школы является Шан Ян. По его мнению, порядок в государстве достигается тремя пу­тями: законом, доверием, властью. При этом эффективность законов зависит от степени доступности их народу. Шан Ян говорил: "Не сле­дует создавать законы, доступные лишь умным, ибо не все люди умны; не следует создавать за­коны, доступные лишь мудрым, ибо не все люди мудры. А потому совершенномудрые, создавая законы, непременно должны их делать ясными и доступными восприятию, с точными опреде­лениями, доступными как умным, так и глупым. ...Надзор за осуществлением (законов) должны вести высшие и низшие чиновники-законники, они руководят (народом) и разъясняют ему (суть законов)"5.

    Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго "Воюющих царств" было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой. К примеру, при Шан-гуне за 11 лет было 10 войн6.

    Ш этап (III в. до н.э. - III в. н.э.): слияние легизма и конфуцианства. Появилось новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство. Нормы конфуцианской морали отныне соблюдались под страхом силы. Отсюда формула - "Где не хватает "ли", пусть применяется "фа". 

    Таким образом, общей для Древнего Египта и Древнего Китая была среда формирования - деспотия. Естественно, слово деспота было законом и не обсуждалось. И хотя власть деспота де-юре была неограниченной, де-факто все обстояло не так. Деятельность деспота была ограничена и часто даже подчинена интересам узкого круга знати.

    Источники права

    Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех фараонах: Менесе (первый земной правитель Древнего Египта, конец IV тысячелетия до н.э), Сазихиси в эпоху Древнего царства, Рамсесе II Великом (1279—1213 гг. до н. э.); Бокхорисе (720-715 гг. до н.э.). В дальнейшем (эпоха Нового царства) стали использовать и такой источник права, как прецедент, применялся в основном для решения административных дел (архивы кенбетов).

    К источникам права Древнего Китая относятся правовые обычаи, законы, установления императоров, распоряжения высших сановников, судебную практику. По преданию, изложенному Бичуриным Н.Я.7, писанные уголовные законы впервые появились в Китае в 2282 г. до н.э. в 76-е лето царствования государя Яо. Другие исследователи считают, что первые писаные законы в Китае якобы появились в государстве Шань (XVII- XII в. до н.э.), но свидетельств этому мало. Но большинство ученых склонны называть первым нормативным актом документ созданный в Х в. до н.э. Его автором, как и в Древнем Египте, являлся правитель: Чжоу - Му Ван (947-928 гг. до н.э.). Его уголовных кодекс насчитывал три тысячи статей. Известно также о бронзовом треножнике с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 г. до н.э., основой которого стало понятие "у син" - пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. На рубеже V - IV вв. до н.э. появился свод законов Фа Цзин ("Книга законов царства Вэй"), составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Но и этот свод законов пока не обнаружен, поэтому вопрос о его существовании остается открытым и сегодня. К III в. до н.э. сборники законов, закреплявших рабовладельческие отношения, создаются и в отдельных территориях Древнего Китая. Уже во время объединения государства под властью Цинь началась деятельность по созданию общих законов. "Книга законов царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах. Ряд статей получили комментарии.

    Уголовное право

    В «Книге Мертвых» (гл. 26–30, 64 и 125) - одном из источников права Древнего Египта - содержался перечень из 42 самых тяжких для египтян грехов: это преступления против фараона и государства, религиозно-культовые преступления (измена во время ведения военных действий, заговор против монарха, мятеж, разглашение государственной тайны, "переход Реки", т.е. посещение соседнего нома без разрешения"). На втором месте - должностные преступления. Так, при фараоне Хоремхебе (1319–1292 гг. до н. э.) началась борьба против коррупции среди чиновников, виновный подвергался смертной казни. Так как уголовно-правовые представления египтян впитали в себя мифологические образы, в каждом номе существовала особая административная должность "смотрителя за священными животными". Например, одной из ипостасей бога солнца Ра был "великий огненный кот", поэтому посягательство на жизнь представителей семейства кошачьих оборачивалось уголовным преследованием. В случае гибели кошки виновный приговаривался к смертной казни, суровость приговор не менялась, даже если это был несчастный случай. Привлекали к ответственности и за переодевание в платье лица другого сословия, должностного ранга или даже пола. Строго каралась кража, особенно если дело касалось храмовой собственности (наказывалась 100 ударами и взысканием в пользу храма штрафа в стократном размере стоимости украденного), погребального имущества или был ограблен некрополя. Отдельную категорию составляли преступления против личности (убийство, в том числе и раба; врачевание, в результате которого больной погиб) и против семьи и нравственности (прелюбодеяние, изнасилование). Постепенно обособилась и группа преступлений против частной собственности (кража, грабеж, мошеннические действия в виде обмеривания или обвешивания и пр.). В качестве наказания предусматривалось, как правило, возвращение похищенного и выплата за моральный ущерб потерпевшему.

    В Древнем Египте уголовное дело возбуждалось по жалобе потерпевшего, который и поддерживал обвинение. В своей жалобе он указывал наказание, которое, по его мнению, заслуживал виновный и размер вознаграждения, на которое рассчитывает.

    Так как право, в том числе уголовное, в Древнем Китае развивалось из философских учений, первыми к преступления причисли деяния морально-нравственные. В период династии Шан-Инь классифицировалось 10 видов грехов: пристрастие к играм и пению, пьянство, корыстолюбие, распутство, разгул, охота, пренебрежение к указаниям императора, сопротивление откровенным и искренним советам, чурание людей добродетельных и опытных, сближение с людьми безнравственными и неопытными. Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния вэто время философского течения. Уже чжоусскому (XII в - 221 г. до н.э.) законодательству были известны 500 видов преступлений, в том числе против личности. Но в отличие от Древнего Египта, убийство раба не наказывалось. Если рабовладелец убивал чужого раба, то возникала лишь обязанность возместить материальный ущерб. Лишь в I в. до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства частных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.

    Особое место, также как и в Древнем Египте, всегда отводилось государственным преступлениям (измена императору, бунт и др). В царстве Цинь (221-206 гг до н.э) одним из тяжких государственных преступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка. Связано это было с тем, что  представители этой оппозиционной школы, ссылаясь на примеры из древней истории, предрекали скорую гибель царствующей династии. По этой же причине "большая группа конфуцианских ученых чис­ленностью 460 человек была заживо закопана в землю, а остальные сосланы за границу. Также репрессиям подверглись музыканты, множество музыкальных инструментов было потоплено в бурлящих водах реки Хуанхэ"8.

    В Древнем Китае преступлениям против собственности (кража имущества из храма, различных документов, деревьев в саду, грабеж, убой чужого скота) уделялось значительное внимание. Гонениям подвергались дезертиры, трусы, и те, кто не исполняли приказа начальника. Но были и специфические законы. Например, непочтительное отношение к отцу, нарушение сроков ношения траура, расторжение брака без законных оснований и т.д.  В 356 г. до н.э. Шан Ян ввел обязательный донос: "Приказал народу разделиться на [группы] по пять и десять [семей], установил [систему] вза­имного наблюдения ответственности [за престу­пления]. Тот, кто не донесет о преступнике, будет разрублен напополам; тот, кто донесет о преступ­нике, будет награжден так же, как [воин], отру­бивший голову врага; скрывших преступника на­казывать так же, как и [воина], сдавшегося врагу"9.

    Система наказаний.

    В Древнем Китае наказания должны были причинить физические мучения преступнику и таким образом искупил свою вину. Мера наказания определялась социальным рангом виновного. Чем выше ранг, тем мягче уголовное наказание. Согласно исторической традиции сложилась система наказаний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. В древнейший период получила распространение практика замены калечащих наказаний на символические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета. В X в. до н. э. для пополнения государственной казны смертную казнь и членовредительство стали заменять на денежные штрафы. Но относилось это не ко всем слоям населения, а только для представителей знати и имущих людей. А чиновники старше 56 лет и вовсе освобождались наказания (во время династии Цинь). Не подлежали уголовному преследованию также дети в возрасте до 8 лет и старики, не принадлежащие высшему сословию, старше 70 лет.

    При этом нельзя забывать, что в Древнем Китае долгое время местные жители, руководствуясь принципом талиона, придерживались обычая кровной мести. Еще одна особенность системы наказания - существование института коллективной ответственности родственников преступника. Во время династии Цинь за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Эта система была разработана Цинь Шихуаном и при его исполнении погибло более тысячи человек. Если преступником являлся чиновник, ответственность за деяния ложилась на вышестоящих и нижестоящих сослуживцев. В III в. до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.

    Главной целью выносимых судебных решений в Древнем Египте было не устрашение, в как в Древнем Китае, а пресечение повторного преступления. Поэтому смертная казнь применялась здесь не столь широко. "Дошедшие до нас источники указывают на два без условных случая использования смертной казни в качестве меры наказания. Оба они касаются преступлений чиновников против государства: подделка мер при сборе на логов и мошенничество при регистрации под данных. Таким образом, мы можем говорить о редком использовании смертной казни в Египте в юридической практике Эллинистической эпохи. Единственные надежные сведения мы имеем о смертной казни как о виде наказания (а вероятнее, средстве устрашения) для нечистоплотных чиновников. Смертная казнь так же использовалась против мятежников и, вероятно, убийц. Посадить на кол - такова засвидетельствованная и, вероятно, единственная, форма смертной казни в этот период"10.

    О принципах и системе наказания в Древнем Египте мы можем судить, например, по "Поучении Мерикара": "Остерегайся карать опрометчиво! Не убивай - нет тебе в этом пользы, наказывай побоями и заключением; благодаря этому будет заселяться эта страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт"11. Поэтому фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в разглашении государственной тайны лишали языка, подделывателю документов или весов отрубали руку. Были и такие виды наказание, как клеймение, телесные наказания (нанесение 50 ран), лишение свободы (отдача в каторжные работы в Эфиопию), имущественные наказания (штрафы и пени могли в 100 раз превышать прямой ущерб). Но в отличие от древнекитайского право, древнеегипетское предусматривало наказание за умерщвление раба: наказывалось смертью наравне с убийством египтянина.

    Еще одно отличие в системе наказания Древнего Египта - высокопоставленным членам общества наказание не смягчалось. Им лишь предоставлялась поблажка в виде право самим убить себя. Но в случае измены, восстания и заговора против государства, как и в Древнем Китае, казни подвергался не только виновный, но и члены его семьи. При этом он лишался погребения – его бросали в воду. Но фараон мог использовать свое право помилования преступников.

    Право собственности.

    В Древнем Египте не сложилось понятие права собственности, но определенное представление уже было. Ведь вся земля, вместе с живущими на ней рабами, принадлежала фараону. Но нельзя говорить о полном отсутствии вещных прав на землю. Ведь помимо земель, пожалованных за службу ("дом номарха"), существовала недвижимость, находившаяся в собственности подданных царя ("дом отца моего"). При этом наряду с царскими пожалованиями в Египте встречались частные договорные акты о передаче отцом сыну владения недвижимостью. Кроме этого, древнеегипетское право регулировало отношения связанные с договорами мены, купли-продажи, займа, найма, аренды и т.д. Сделки с землей, рабами (раб продавался вместе со своими детьми, которые у него уже были и которые могли родиться в будущем) совершались по ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жрецов. Согласно законам Фараона Бокхорис при заключении сделки оформляется расписка, или можно было привести клятву: "Во-первых, для того чтобы они, высоко почитая клятвы, испытывали богобоязнь. Ибо совершенно очевидно, что к человеку часто приносящему клятвы начинает пропадать доверие, и чтобы не лишиться ссуды, любой будет стараться изо всех сил не доводить дело до клятвы"12. Люди получившие расписку, не могли взимать более чем двойную сумму прибыли, а долги можно было взимать только из имущества должников, но не через лишение их свободы13. Кроме этого, позволил частным лицам приобретать поземельную собственность и заключать о ней акты, нанеся этим ущерб храмам и жрецам.

    Широкое распространение получили договоры перевозки грузов. Владельцы судов состояли, как правило, на государственной службе и являлись материально ответственными лицами, вследствие чего были обязаны возмещать владельцу ущерб в случае гибели или порчи товара.

    Нормы частного права не получили самостоятельного развития в традиционном праве Древнего Китая, хотя глагол "ю" в значении "иметь собственность" известен был еще с конца Царства Чжоу. Длительное время собственником земли являлась община. Концентрация управленческих функций в руках вана и аристократии привела к появлению "азиатского способа производства". Общины и должностные лица объявлялись владельцами и пользователями земель, но не получали возможности ими распоряжаться. Ван мог в любой момент изъять землю у одного пользователя и передать ее другому.  Шан Ян первым порекомендовал правителю узако­нить частную собственность: "Когда сто человек гонятся за одним зайцем, они делают это отнюдь не из желания разделить его на сто частей, а лишь потому, что (никто) не установил своих прав (на этого) зайца (и наоборот); если даже весь рынок будет наводнен продавцами зайцев, то и тогда вор не посмеет украсть зайца, ибо право на него уже установлено"14. В IV—III вв. до н. э. особый чиновник регистрировал данную категорию сделок: договор оформлялся в письменной и устной форме при наличии свидетелей. Их имена вносились в купчую. В империи Хань купля-продажа земли вновь была ограничена.

    Также как и в Древнем Египте, в Древнем Китае знали договор займа: оформлялся долговой распиской, объектом договора могли быть деньги, зерно и пр. вещи. Известны были такие процедуры, как отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Невозможность уплатить кредитору порождала у должника обязанность закладывать землю, продавать в рабство членов своей семьи, а часто и самого себя. Но, в отличии от частного права Древнего Египта, в Древнем Китае лишь в I веке до н.э. указом императора Уди было запрещено отдавать за долги людей. Тогда же все обращенные ранее в государственных рабов и рабынь, в том числе продавшие сами себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы были освобождены. До этого же времени повсеместно существовала практика отдавать за долги женщин и детей.

    Договор найма в Китае был представлен двумя видами: найм земли (аренда) и найм рабочей силы (личный найм). Вознаграждение за труд выдавалось в денежной или натуральной форме (зерно, овощи, материя). 

    Брачно-семейное право.

    В Древнем Египте Прослеживается сохранение значительных пережитков матриархата. Высокое положение занимала женщина и в семье. В источниках она именуется "владычицей дома". Начиная с V династии, происходят изменения в сторону укрепления и расширения прав мужа. Тем не менее, женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, писать завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем. Но постепенно появляется и полигамия мужчин. Каждый египтянин, если он не жрец, имел право взять в дом вторую жену. У зажиточных египтян и вовсе появляются гаремы, при этом наложницы . не считались женами, их потомство не признавалось членами семьи. Мужчине разрешалось побить палкой жену, брат - сестру, но в "разумных пределах".

    Браки заключались посредством договоров, причем женщина выступает в качестве самостоятельной стороны. Девочкам разрешали выходили замуж в 12 лет, мальчикам - жениться в 14. По брачному договору женщина не только сохраняла свое имущество, но и имела право на определенные суммы на содержание со стороны мужа. Развод был свободным. В случае развода жена получала определенную сумму, а дети сохраняли право на наследование отцовского имущества. Если инициатор муж - все его состояние  переходило старшему сыну, который  делил его между детьми. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти закон путем составления завещания.

    В древнем Китае в эпоху Шан-Инь сохранялись элементы матриархата, допускались браки между родственниками. Но уже во время Царства Чжоу утверждается патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми, рабами и слугами. Жена должна была пребывать до конца своей жизни в затворничестве, находясь в особой половине дома. Она считалась большой грешницей, если покидала дом мужа. Допускалось нанесение побоев вплоть до смерти младшим сыновьям, невесткам, внукам. Древнекитайское правосудие не видело в этом нарушение законов. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась в Китае аж до XIX в.

    Условием вступления в брачные отношения признавались согласие между родителями жениха и невесты, достигших брачного возраста (мужчиной 16-30 лет, женщиной 14-20 лет), отсутствие принадлежности к одному роду. Развод мог инициировался только мужем по четко оговоренным основаниям: жена непочтительна к старшим родственникам мужа, распутна, бесплодна, тяжело больна, болтлива, завистлива, тайно и корыстно распоряжается семейным имуществом. Как и в Древнем Египте, представителям огатых домов разрешалось многоженство и гаремы. Специфической формой брака выступали отношения, при которых мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Главной женой становилась старшая сестра.

    В отличие от древнеегипетских женщин, жены в Древнем Китае не имели собственности, не могли совершать сделки, выступать в суде. Жизнь женщины регулировалась тремя правилами подчинения: до замужества – повиноваться отцу, затем – мужу, вдова же должна повиноваться сыну.

    Что касается наследственного права, то на ранних стадиях развития китайского общества наследником являлся младший брат умершего. В период Шан-Инь имущество стало переходить старшему сыну от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа. Дети наложниц, как и в Древнем египте, не являлись наследниками.

    Судопроизводство.

    Как уже говорилось выше, в Древнем Египте рабовладельческое государство принимает своеобразную форму деспотии, которая представляет собой неограниченную монархию, при которой в руках главы государства сосредотачивалась законодательная, исполнительная и судебная власть. Таким образом, фараон осуществляет законодательство единолично, ему помогают в этом лишь высшие сановники страны. Царь мог лично рассматривать любые судебные дела, отменять решения судов и передавать дела на рассмотрение того судьи, кого считал нужным. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо великого везира. Судопроизводство было письменным. Стороны в своих заявлениях излагали свои соображения по делу. Судебными доказательствами являлись свидетельские показания, клятвы. За ложную клятву отдавали на съедение крокодилам. Со временем суд стал требовать более объективных доказательств, т.к. клятва превратилась в обыкновенную формальность. Тогда стали применять осмотр места происшествия, пытку, проводили своеобразную очную ставка.

    Если дело подлежало решению судебного оракула (чаще всего – имущественные споры), то божеству дважды задавался вопрос в двух вариантах: отрицательном и утвердительном для каждой из сторон в споре. Нередко статую бога в таких случаях заменяли священным животным: павианом или быком. Этот вид суда был популярен из-за гласности процесса и беспристрастие.

    В период Нового Царства был учрежден центральный суд - кенбет, состоящий из 30 знатных граждан из разных городов (находился под руководством второго лица в государстве - джати). Существовали кенбеты округов и отдельных городов. Также - храмовые суды из жрецов. В номах правосудием занимались номархи.

    В Древнем Китае суд также не был еще отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это приводило к произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение. В эпоху Шан-Инь и Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В связи с обострением классовых противоречий розыскной процесс выходит на первый план. Расследование поручалось особому чиновнику (линьши). Доказательствами, как и в Древнем Египте, признавались признание, свидетельские показания, вещественные доказательства, результаты пытки, клятва. 

    Расследование начиналось с заявления или доноса в уездную управу или окружное управление. "Право" на донос зависело от социального положения лица. Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос: грозила та же кара, которая предполагалась преступнику, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других родственников. Исключение составляло убийство главы семьи - отца, в этом случае донос был обязателен. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.

    Таким образом, и для древнеегипетского и для древнекитайского законодательства и правосудия характерными были: соразмерность наказания тяжести совершенного преступления, принципы истины и справедливости; казуистическое изложение законодательных установлений и требований.
      1   2   3


    написать администратору сайта