Курсовая работа на тему демократия и права человека. курсовая демократия и права человека. российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации сибирский институт управления филиал ранхигс факультет заочного и дистанционного обучения
Скачать 95.07 Kb.
|
ВведениеДемократия как цивилизационный феномен выступает в качестве специфического продукта западной цивилизации, успевшего к концу XX в. получить статус общечеловеческой ценности. Сегодня в политических науках преобладает представление о демократии не только как о собственно политическом институте (или системе институтов), но как о более комплексном явлении, включающем культурный (демократическая политическая культура), социально-психологический, идеологический аспекты. Права и свободы человека - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса. Как правило, они в современном виде находят провозглашение и закрепление в международно-правовых документах. Различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, - прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю. Конституция юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. Свобода - это самостоятельное поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. В пользовании свободой человек не должен лишь злоупотреблять ею, т.е. наносить вред другим лицам. Право - это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом. Человек, реализуя право, не должен выходить за рамки границ этого права. В реализации права человеком роль государства более активна, чем при пользовании человеком свободой. Тема, касающаяся прав и свобод личности не теряет своей актуальности, несмотря на стремительное развитие институтов государства и права, укоренение демократии, укрепление механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Личность всегда стремилась и будет стремится к наивысшей точке свободы, поэтому нет предела развитию института прав и свобод личности. Объектом данного исследования является анализ условий "Демократия и права человека и гражданина ". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью написания данной курсовой работы является полное и всестороннее изучение всех основных аспектов становления и развития прав и свобод личности в условиях демократии. Задачи: 1. Общие положения о демократии и правах и свободах человека и гражданина; 2. Рассмотреть природу Конституционных прав и свобод человека и гражданина; 3. Изучить Конституционные институты прямой демократии в Российской Федерации Методологической основой исследования является метод материалистической диалектики, как всеобщий метод познания действительности, и вытекающие из него часто научные методы исследования: изучение и анализ литературных источников, касающихся избранной темы, а также нормативного материала; ознакомление с судебной практикой; формально-логический анализ; сравнительно-правовой метод; метод историко-юридического анализа; метод комплексного анализа. 1. Общие положения о демократии и правах и свободах человека и гражданина1.1 Понятие и сущность современной демократииДемократия на русский язык переводится как - власть народа. Никогда на практике демократия не была властью народа, в реальной демократии нет ничего более далекого, чем власть народа. Это всего-навсего механизм, способ участия населения в формировании и функционировании власти, прежде всего политической, государственной. То есть всюду, когда во власти участвует население в целом или его часть, уже есть основания говорить о демократии. Диктатура — это тоже режим, тоже механизм последовательного осуществления власти в интересах класса или социального слоя, в крайнем случае, клана, в нем тоже используются авторитет, право, насилие. Любая демократия является в той или иной степени диктатурой. Потому, что демократия существует тогда, когда есть несовпадение интересов и взглядов людей. Но если есть такое несовпадение, то есть большинство и меньшинство, значит, в идеальном варианте демократия — это диктатура большинства по отношению к меньшинству. Самая широкая демократия является диктатурой господствующего класса, который может составлять как меньшинство, так и большинство населения. Диктатура тоже, за редчайшим исключением, предполагает в своем функционировании элементы демократии, элементы участия хотя бы части населения в формировании власти в ее легитимизации и т. д. Наверное, классическая диктатура — это диктатура древнеегипетских фараонов, но и те, кажется, зависели от воли жрецов, то есть была демократия жрецов. С другой стороны идеальным по технологии демократическим государством был афинский древнегреческий полис. Но и это была демократия без участия: а) женщин; б) всех рабов. Поэтому, когда мы говорим о демократии и диктатуре, мы все время должны иметь в виду их относительность, их диалектическое единство. Самый распространенный в мире механизм формирования власти — выборы однако к сожалению, при современной политической культуре в обществе происходит фетишизм выборов На самом деле выборы — диалектически противоречивое явление. Даже сам акт выборов представляет собой одновременное активное участие в реализации своего права формировать власть. Во время голосования сделали в бюллетене необходимую отметку, подошли к избирательной урне. В этот момент, когда ваш бюллетень висит в ваших руках над прорезью избирательной урны, вы самый активный человек. Фраза отдать голоса - исключительно точная, Вы расстались с голосом, он больше не ваш. И дальше им распоряжаются либо те, кому им отдали голос, либо при определенных технологиях даже не они, а другие избранники, которым лично вы не оказывали доверия. Проблема выборов еще и в том, что они являются своего рода рыночным актом. Хрестоматийным стал эпизод, когда в Древней Греции, в пятом веке до нашей эры два демагога (демагог — это тоже не ругательство, в переводе — вождь народа, и тогда данное понятие применялось в своем прямом значении) — сначала Фемистокл, а потом Перикп — заметили, что во власть все время приходят богатенькие. И чтобы эту несправедливость пресечь, они пошли на замену выборов жеребьевкой. В маленьком полисе (а Афины — это все-таки небольшой полис, где право голоса имели всего несколько тысяч человек) жеребьевку провести несложно. И эксперимент афинским демагогам удался: городской сенат стал более представительным. Таким образом, нельзя абсолютизировать процедуру выборов. Но по сравнению с процедурой назначения представительных органов власти выборы — большое благо; на жеребьевку теперь никто не пойдет. Второй инструмент проявления демократии — референдум. Под референдумом понимается всенародное голосование при решении кардинальных вопросов жизни государства и общества. Каковы его плюсы и минусы? Плюсы: а) референдум является способом привлечения всего населения к участию в решении существенных вопросов; 6) референдум, как правило, способствует повышению сознательности и политической активности масс: в) референдум является одним из инструментов становления политических партий и их союзов, когда четко проявляются их позиции. Минусы также существенные. Во-первых, референдум предполагает фактически несуществующую высокую культурность всех членов общества. Следующий недостаток референдума: он изначально предполагает максимальную вероятность победы существующей власти, потому что именно она формулирует выносимые на референдум вопросы. Когда мы говорим о демократии, есть еще один важнейший момент. Это возможность и механизмы контроля над деятельностью власти. Существует ли компенсация отчуждения граждан от власти, случающаяся во время выборов? Возвращают ли вам частицу вашего голоса, отданного на выборах за вашего кандидата, в виде механизмов контроля, или вы вообще лишены этой возможности? Реальный механизм сохранения права контроля над избранной властью — это право отзыва избираемого избирающими. В большинстве современных государств механизм отзыва депутатов не предусматривается [1]. Итак, даже случае, когда мы имеем дело с максимально развитой демократией, которая предполагает воплощении и жизнь интересов максимально широких слоев общества, то и она выступает диктатурой по отношению к тем силам, которые в эти слои не входят, чьи интересы она не учитывает, а порой и ущемляет. И наоборот, если мы имеем дело с личной диктатурой того или иного политика, он все равно вынужден опираться на определенные социальным слои, привлекать их к участию в управлении государством и обществом. Более того, он заинтересован обеспечить легитимность своей диктатуры и, следовательно, приглашает население в той или иной форме участвовать в формировании его власти, при этом, так корректируя демократические механизмы, чтобы обеспечить сохранение своей власти. Поэтому полярность диктатуры и демократии всегда относительна, а их единство абсолютно. С этой точки зрения обыденное представление, поддерживаемое современной публицистикой, достаточно далеко от научного понимания диалектического взаимоотношения между диктатурой и демократией. «Обыденное» представление о соотношении демократии и диктатуры носит во многом спекулятивный характер. Всякая демократия обязательно включает в себя права и возможности выражения мнения, позиции, не совпадающей не только со взглядами «начальства», но и с позицией большинства. И пока позиция личности совпадает с позицией большинства, с интересами властных групп, рассуждать о том, много или мало демократии, не приходится, нет повода. Реально эта проблема возникает для индивида тогда, когда появляется противоречие между позицией личности или группы людей и позицией, господствующей в обществе, Причем эта группа людей может составлять доже большинство населения при условии, что господствующего меньшинство контролирует политическую и экономическую ситуацию. Поэтому проблема экономической основы демократии является принципиальной. Важные проблемы встают перед теоретиками демократии в связи с поиском механизмов, которые бы позволили как можно лучше регулировать властные аспекты взаимодействия людей и при этом бы сводили к минимуму вмешательство в другие формы человеческой активности. Вместо того чтобы видеть в демократии средство обнаружения или выработки общего блага, ее, таким образом, можно понимать как механизм для управления властными аспектами той деятельности, в которую вовлечены люди, придерживающиеся собственных — индивидуальных или совместных — представлений о благе. В этом смысле демократия есть подчиненное или обуславливающее благо, а творческий вызов состоит в том, чтобы найти способы демократически структурировать властные отношения, одновременно максимально ограничивая вмешательство в те виды блага высшего порядка, к которым стремятся люди. |