Главная страница

реферат. Реф ПР2. Российские юристы о возникновении государства


Скачать 52.34 Kb.
НазваниеРоссийские юристы о возникновении государства
Анкорреферат
Дата05.12.2021
Размер52.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеф ПР2.docx
ТипЛитература
#292326

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<<РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ>>

РЕФЕРАТ

ДИСЦИПЛИНА: Теория государства и права

Тема: Российские юристы о возникновении государства

Работу выполнила Мотуз Анна

Студентка 1 курса

очного отделения

40.03.01 Юриспруденция

Минск,2021

Оглавление


Введение 3

1. Общие закономерности возникновения государства 4

1.1. Неолитическая революция 4

1.2. Первичное и вторичное государство 7

2. Теории происхождения государства 9

2.1. Западно-европейские теории происхождения государства 9

2.2. Российские юристы о возникновении  государства 15

3. Происхождение права 18

3.1. Развитие регулятивных систем 18

3.2. Теории происхождения права 20

Заключение 23

Литература 25




Введение


Существует много определений государства, так как вокруг определения этого понятия продолжаются научные споры. По нашему мнению, государство – это политическая организация, которая контролирует деятельность граждан в обществе. Государство – это сложная развивающаяся система, которая состоит из нескольких организаций - правительства, местных органов власти, бюрократии, армии, правоохранительных органов (полиция, суд, прокуратура, пенитенциарная система).

Интерес к природе государства и права стал появляться у людей еще в глубокой древности. Еще на заре возникновения государственности у народов мира люди стали задумываться над тем, как возникло государство и право, каковы причины их возникновения. Ученые многих стран, в том числе и в России, в течение длительного периода создали множество теорий возникновения государства.

Большинство российских ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

1. Общие закономерности возникновения государства

1.1. Неолитическая революция


Государство существовало у народов не всегда, его образованию  предшествовал первобытно - общинный строй - древний тип коллективного  или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивными. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд стал коллективным, т. е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

«Неолитическая революция» – переход человечества к производящей экономике – приводит первобытное  общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному итогу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге перехода человечества к производящей экономике,  в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических1.

Древнейшие государственные образования закономерно  возникают на социально-экономической  основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга.

Первоначально они возникают  как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет уже не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.

Город-государство имеет  социальную дифференциацию. Имущественное  расслоение и разделение труда в  нем закрепляется территориально –  появляются кварталы ремесленников (горшечников, медников и других), выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

В городе-государстве  организуются три центра административного  и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

Город начинает выполнять  по отношению к другим прилегающим  селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» – родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники – обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.

Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить новые формы трудовой деятельности и функционирование производящей экономики, которая становится условием выживания и воспроизводства человечества, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

Так, в качестве одной  из важных первоначальных функций города-государства  появляется функция информационного  обслуживания общества. Необходимость  учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев-общинников – основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества – в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, необходимость учитывать вклад в общественные работы – строительство каналов, мостов, потребность создавать и учитывать общественные фонды, поступления дани, налогов, организовывать учет запасов и многое другое объективно приводили к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем. В этих системах фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров, египтян) и т.д.

Итак, многочисленные функции города-государства привели на первых этапах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV–III тыс. до н.э. насчитывается, по письменным источникам, от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуры делят общество на знать, зажиточных горожан, свободных лиц. Первичный аппарат городов-государств, как правило, складывался из социальных структур управления земледельческой общины (собрание земледельцев, совет старейшин, вождь, предводитель), но постепенно отделяется от них по своим функциям и отношению к общине, к прилегающим селениям он становится уже аппаратом управления города-государства. При этом выделяются три центра: управление городской общиной, дворец и храм.

1.2. Первичное и вторичное государство


История развития человеческого  общества неодинакова на разных континентах, что связано с объективными и субъективными факторами. Например, крепостничество в России формально было отменено на 200 лет позже, чем это произошло в Европе.

Географический фактор и возможность контакта с другими  народами и др. играли определяющую роль на этапе неолитической революции, поскольку для перехода к производящей экономике необходимо было наличие подходящих природных условий,  растений и животных и других.

Там, где условий для  организованного земледелия было недостаточно, процесс образования государства был затруднен. Например, аборигены Австралии, насчитывающие много тысячелетий своего существования, так и не стали на путь государственного развития. Присваивающее хозяйство существует у аборигенов уже более 40 тыс. лет и стало разрушаться только в результате колонизации Австралии белыми поселенцами2.

В процессе взаимодействия народов находящихся на разных этапах развития (торговля, военные, культурные и другие контакты) происходило и  государственное заимствование, т.е. перенимались отдельные черты государствообразования, способы управления обществом и т.п. Особенно активно это происходило, когда в них были заинтересованы определенные социальные силы или само общество было подготовлено к восприятию тех или иных государственных заимствований. Примером может служить образования государства древних франков, которые перенимают формы государственности от Рима после захвата его территорий. Они переносят государственную форму организации общества на свою территорию.  

Данное обстоятельство в теории государства позволило выдвинуть концепцию первичных и вторичных государств или первоначальный и производный путь образования государства. Первичное государство складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста общественного производства, земледельческого хозяйства. Первоначальный путь – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей институтов государственности. Вторичное государство появляется под воздействием первичного. Когда народы уже имевшие государственные формы организации общества (первичные государства) оказывали влияние на развитие соседних регионов и способствовали образованию на их территории государств (вторичные государства).Производный путь имеет место когда к возникновению государства или его трансформации приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность (захватнические войны, торговля, революционные преобразования, организационные изменения, распад колоний).

Этот процесс государствообразования имеет важное значение, т.к. появление в каком-либо центре нового типа государства, например буржуазного или социалистического, также приводит к ускорению процессов становления аналогичных «вторичных» государств в обществах, окружающих этот центр. На примере России – период преобразований Петра I связан с переходом страны на новый уровень государственности, но в основе этих изменений лежали изменения экономического характера.

Таким образом, крупные  общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между  ними, а специализация общественного  производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов  между ними. Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства. Война доставляла рабочую силу: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.


2. Теории происхождения государства

2.1. Западно-европейские теории происхождения государства


Государство и право как феномены общества непосредственно взаимодействуют между собой, составляют диалектическое единство. Право создается государством, которое должно быть связано правом. Принято считать, что право возникло раньше государства. Учения о возникновении государства и права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, которые отдельно в данной работе рассматриваться не будут, хотя и содержат немало специфического. Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений3.

В самом общем виде можно сказать, что причины появления права те же, что и причины происхождения государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие от старых). Уже тысячи лет люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами или поданными определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы.

Среди теоретиков права и государства  никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права и государства. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения  права и государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

Большинство историков, ученых-юристов различают шесть основных теорий происхождения государства и права4:

-теологическая теория;

-органическая теория;

-теория насилия;

-психологическая теория;

-теория общественного договора (естественного права);

-историко-материалистическая теория.

В рамках данного курсового исследования мною будут рассмотрены также нормативистская, социологическая теории, теория солидаризма, теория юридического позитивизма и основные положения исторической школы права.

Жизнь общества на ранних этапах развития строилась на началах  естественного самоуправления. В первобытнообщинном строе орудия производства были несовершенны, а производительность труда низка. Власть носила общественный характер. В первобытном обществе действовали определенные правила – социальные нормы (обычаи).

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое.

Пути возникновения  государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство.

Факторы возникновения государства: общественное разделение труда дало толчок росту производительности труда, человек стал производить большее количество продукции, чем необходимо для поддержания его собственной жизни, появился избыточный продукт, что привело к возникновению частной собственности. В таких условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Общество делится на экономически неравные классы, порождая такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих. Такой организацией становится государство5.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее: признак «публичной» власти (власть организована по принципу «субъект – объект»); в государственно-организованном обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории; признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления как налоги;

Право как особая система  юридических норм и связанных  с ними правовых отношений возникает  в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Пути формирования правовых норм: санкционирование государством первобытных обычаев и превращение их в нормы права, юридический прецедент, которому государство придает обязательную силу, издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права6.

Теории происхождения государства: теологическая (божественную, Бог создал государство), патриархальная, договорная (государство – результат общественного договора), насилия (государство возникло в результате завоевания), психологическая (государство – сумма психических взаимодействий людей), органическая (государство – подобие человеческого организма), материалистическая (классовая) теория (государство возникло в силу экономических причин).

Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Необходимо упомянуть  о том, что практически все, известные ныне теории происхождения и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности, а именно - концепцию государства как воплощения идеи «всеобщего блага», либо концепцию государства как аппарата для осуществления насилия одной части общества над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий.

Первую из выше названных  концепций развивают прежде всего  естественно-правовая и органическая теории7.

Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех». Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.

Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того,  что  общество и государство  – единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим.

Поэтому изолированное  существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями – людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Воплощением второй концепции - идеи насилия - является прежде всего теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

Однако, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще как одно, так и другое. Дело заключается только в том, в каком соотношении между собой находятся потребности государства осуществлять насилие или заботиться о процветании всего общества.

Государство в определении современных теоретиков государства и права – это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому  предпосылки его возникновения  имеют социально-историческую природу.

2.2. Российские юристы о возникновении  государства


Юридическая  наука находится в поисках  новой концепции государства и права. Современные подходы  к исследованию государственно-правовых явлений находятся в центре внимания ученых. В процессе научных дискуссий высказывается ряд предположений, которые заслуживают внимания и поддержки, так как они позволяют осмыслить и решить насущные проблемы юридической науки. В числе таковых значительный интерес представляют предложения ряда ученых обратиться к генезису и происхождению государства и права, исследовать эту проблему на основе изучения наследия прошлого, идей и теорий различных научных школ.

Вопрос происхождении государства  был и остается ключевым для теории государства и права. О значимости исследования этой проблемы для юридической науки русский ученый-юрист начала XX века Н.И. Лазаревский писал: «Некоторыми исследованиями этот вопрос о самом происхождении государства считается с научной точки зрения праздным: самого процесса возникновения государственного состояния никто никогда не мог наблюдать, все теории, высказываемые по этому вопросу, не более как догадки. Однако эти теории существуют, имеют своих сторонников, и в этих теориях отражается - и признанием данной теории в значительной мере предопределяется - тот или иной взгляд на самое первооснову государства и на его юридическую природу, и поэтому нам необходимо остановиться если не на всех многочисленных учениях о происхождении государства, то, по крайней мере, на тех, которые являются типичными»8.

Изучение процесса происхождения государства имеет также и политико-практический интерес. Та или иная теория происхождения государства позволяет добиваться определенных политических целей.

В связи с этим заметим, что экономические реформы и  деформации государственности в  современной России проводились, ко всему прочему, на основе субъективистской интерпретации Е. Гайдаром концепции «азиатского способа производства». В своем известном труде «Государство и эволюция» он писал: «Для нас все еще актуален анализ «азиатского способа производства», данный Марксом, потому что этот анализ, к сожалению, имел слишком близкое отношение к социально-экономическим (и государственно-правовым) преобразованиям страны. Сам анализ Маркса опирался на мощные, идущие с XV века традиции осуждения «восточного деспотизма» и осознания себя в противостоянии с Востоком»9.

Но им не учитываются объективные исторические предпосылки возникновения данного способа производства и происхождения на его основе соответствующего типа государственности (Китай). Ведь не Маркс же его выдумал.

Особенности этого способа  производства применительно к Китаю  были исследованы К.А. Виттфогелем. Результаты этого исследования получили высокую оценку в ученом мире. Параллели  между Европой и Китаем в области  развития науки и организации производства, проведенные Виттфогелем, не всегда были в пользу европейских государств.

Предметом анализа работ  отечественных ученых-юристов стали  теории происхождения государства, которые были разработаны в рамках научных парадигм, сложившихся в  соответствующих исторических эпохах. Эти парадигмы имели свои способы постановки проблем и методы их решения. Необходимо подчеркнуть, что русские ученые-юристы не ограничивались описанием истории и современного состояния учений о происхождении государства, а предпринимали усилия к преодолению их как ложных, ненаучных знаний.

В связи с этим еще  один важнейший момент состоит в том, что путь к познанию истинных причин происхождения государства не лежал через суммирование уже полученных знаний о предмете.

На основе анализа  соответствующих положений, сформулированных отечественными государствоведами  и правоведами относительно оценок теорий происхождения государства, можно сделать вывод, что они стремились к получению новых знаний, опираясь при этом в своих исследованиях на те способы и методы, которые были свойственны юридической науке России начала ХХ века. Можно сказать, что исследования велись в обозначившихся контурах науки о науке, т.е., если можно так выразиться, юридической эпистемологии.

Русские ученые-юристы в  исследовании проблем происхождения  государства выделяли два аспекта: 1) первичное происхождение самого государства; 2) происхождение отдельных современных государств.

Теоретические взгляды русских юристов относительно проблем происхождения государства развивались в общеевропейском контексте юридической науки. Русскими учеными был воспринят исторический метод исследования в области учения о государстве, которому Георг Еллинек придавал решающее значение в познании процесса происхождения государства.

Итак, русскими учеными-юристами было воспринято историко-материалистическое видение причин и процесса происхождения государства. Ко всему прочему, это проявляется и во взаимствовании отдельных положений марксистской теории, хотя им дается собственная интерпретация. Русские юристы признавали заслуги марксизма перед наукой о государстве и праве. Оценка марксизма, применение ряда его методологических принципов в совокупности с иными методами исследования обусловили то, что они пришли к таким научным результатам, которые имеют значение и для сегодняшней юриспруденции. Современным исследователям проблем теории государства и права необходимо обратить внимание на те ценные идеи, которые выработали наши предшественники. Вне сомнения, они сыграют положительную роль в дальнейшем развитии отечественной юридической науки.


3. Происхождение права

3.1. Развитие регулятивных систем


Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт - частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.

В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются:

1. Санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений.

2. Юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел.

3. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Сначала власть стремится укрепить свое положение и отношения между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора ее в самом обществе, а, следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства. Формирование права проявляется:

1) в записи обычаев, становлении обычного права;

2) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

3) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, материалистическую (классовую) теории.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

3.2. Теории происхождения права


Государство и право как феномены общества непосредственно взаимодействуют между собой, составляют диалектическое единство. Право создается государством, которое должно быть связано правом. Принято считать, что право возникло раньше государства.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, которые отдельно в данной работе рассматриваться не будут, хотя и содержат немало специфического. Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации11.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Общечеловеческое предназначение права состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право выступает и как фундамент организации политической власти общества. Уже тысячи лет люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами или поданными определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы.

Итак, среди теоретиков права и государства никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права и государства. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения права и государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

Заключение


На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что спектр теорий возникновения подобного уникального общественного явления в жизни людей необычайно широк. Авторы, занимавшиеся исследованиями теоретических правовых вопросов, создали множество концепций и школ права, выдвигая порой самые фантастические аргументы в защиту той или иной теории, приверженцами которой они являлись, попутно подвергая беспощадной и не всегда аргументированной критике теории и доводы, отличающиеся от своих собственных; иные же просто полагались на вопросы веры, ссылаясь на божественный авторитет.

Рассматриваемые выше теории государства и права в основе правопонимания имеют разные явления правовой действительности. Одни - явления существующие «до закона» (естественное право, солидаризм), другие - то, что возникает «после закона» (социологическое направление в теории права), третьи делают акцент на нормативности права (юридический позитивизм). Первые два подхода не сводят право к закону. Наряду с законом в качестве права рассматривают и другие явления. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из этих направлений не отрицает существования позитивного права как системы норм, связанных с государством.

Факторы возникновения государства: общественное разделение труда дало толчок росту производительности труда, человек стал производить большее количество продукции, чем необходимо для поддержания его собственной жизни, появился избыточный продукт, что привело к возникновению частной собственности. В таких условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Общество делится на экономически неравные классы, порождая такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих. Такой организацией становится государство. В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения. От органов власти первобытного общества государство отличает следующее: признак «публичной» власти (власть организована по принципу «субъект – объект»); в государственно-организованном обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории; признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления как налоги.

Литература


1. Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства // Право и политика. - 2011. - № 11. - С. 4 - 14.

2. Бутенко А.Б. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 2009. - №7. – С.16-22.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2011. – 496 с.

4. Коваленко А.И. Теория государства и права. – М.: Приор, 2010. – 674 с.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций. - М.: Манускрипт. 2011. – 686 с.

6. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права: учебное пособие. - М.: Зеркало, 2011. – 785 с.

7. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов. - М.: Инфра-Норма, 2010. – 562 с.

8. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2011. – 879 с.

9. Основы права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2009. – 288с.


написать администратору сайта