Главная страница
Навигация по странице:

  • Общефилософские {Всеобщие) методы

  • Частнопаучные (специальные) методы

  • -прогностическая функция

  • Теория договорного происхождения государства

  • Вопросы и Оветы ТГП на ГосЭкзамен. Общефилософские Всеобщие методы


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеОбщефилософские Всеобщие методы
    АнкорВопросы и Оветы ТГП на ГосЭкзамен.doc
    Дата19.09.2018
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и Оветы ТГП на ГосЭкзамен.doc
    ТипДокументы
    #24842
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




    ТГП является фундаментальной дисциплиной, носит общетеоретический характер, использует в своих исследованиях понятия и категории, выработанные философией и историей государства и права




    Предметом тгп являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

    Особенности предмета тгп, как науки выражаются в том, что она изучает - государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует - государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи.

    Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государст во и право.

    Метод науки - это совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет. Методология I III - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. В познании закономерностей, свойств и тенденций развития государства и права важную роль играют следующие методы:

    1. Общефилософские {Всеобщие) методы - философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. К ним относятся:

    а) метафизика, рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты;

    б) диалектика бывает - материалистическая и идеалистическая. Материалистическая диалектика эти явления связывает с социально-экономическими изменениями в обществе, в частности, с появлением частной собственности и разделением общества на классы; т.е. государство и право рассматриваются в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи друг с другом. Идеалистическая диалектика в свою очередь подразделяется на объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой; субъективный идеализм с созданием человека.

    1. Общенаучные методы — это приемы, которые охватывают всего научного познания, как всеобщие методы, а применяются лишь на отдельных его этапах. К ним относятся:

    • исторический (требует изучения с учетом спецефических условий существования отдельных народов, стран, регионов, религий и т.п.)

    • логический : анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); синтез (изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого)

    • системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

    • функциональный подход (ориентирует на выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим);

    1. Частнопаучные (специальные) методы - разработаны конкретными науками и используются для познания политико­правовых явлений. Это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относятся:

    • конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, тестирования, телефонного опроса, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении су&ьектов в государственно-правовой сфере);

    • статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления на основе статистической информации);

    • кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, знаков и технических средств кибернетики (математические модели, компьютерные программы, алгоритмы) познать государственно-правовые явления)

    • моделирования

    1. Частноправовые методы, являющиеся сугубо юридическими, к которым относятся:

    • формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);

    • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств). Сравнение как логический прием позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой - установить различия между ними. На этой основе делаются выводы о наиболее оптимальных путях развития государства.

    Т.о., совокупность указанных методов и приемов научног о исследования и составляет методологию ТГП как науки.

    ТГП входит в систему общественных и гуманитарных наук. Также в эту систему входят такие науки, как история, философия, социология, политология и др., которые составляют ядро данной системы. ТГП имеет много общего с каждой из них, так - с историей - ТГП изучает исторические аспекты возникновения государства и права; с философией и социологией - ТГП условно подразделяется на философию государства и права и социология государства и права, которые исследуют философскую и социологическую сторону функционирования государства и права.

    Гуманитарные науки изучают общественные отношения в их закономерностях, общество, человека, социальные институты. Поскольку государство и право являются социальными институтами, юридические науки принято относить к числу гуманитарных.

    ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием - юриспруденция. Для данных наук ее значение в том, что она дает определение юридическим понятиям, исследует их природу, сущность. Помимо этого ТГП исследует сущность права и государства как явлений, их зарождение, развитие, современное состояние и перспективы, имеет большую теоретическую и практическую пользу для других отраслевых юридических наук.

    Т.о. ТГП тесно связана с ведущими общественными науками - историей, философией, социологией (рассматривает государство и право с данных точек зрения), а также играет объединяющую роль в системе юридических наук, обобщает данные и выводы юридических наук в целях более глубоких общетеоретических обобщений, исследует основные закономерности развития государства и права в целом, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие юридические науки.

    Понятие механизма государства и его структура. 3

    Системные связи в механизме государства. 4




    • гносеологическая функция ТГП заключается в изучении природы познания государства и права, выработке определенных теоретических конструкций для совершенствования данного вида познания.

    -прогностическая функция выражается в том, что на основе накопленного теоретического материала в сфере государства и права можно прогнозировать тенденции развития, будущее государства и права.

    • суть методологической функции ТГП - в выборе приемов, способов, с помощью которых изучаются государственно­правовые явления.

    • идеологическая функция реализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права, которая влияет на правосознание общества и тем самым косвенно регулирует общественные отношения.

    • воспитательная функция ТГП призвана ознакомить студентов юридических институтов с исходными понятиями правовой науки, а также обучить их приемам юридической техники, толкования права, основам использования научных методов в познании права и иных юридических явлений.

    • практически-организаторская функция непосредственно связана с правотворческой и правореализующей практикой. Выполнение этой функции состоит в разработке: - правил юридической техники (умелое применение которых обеспечивает подготовку и принятие эффективно действующих законов); - методов толкования нормативно-правовых актов (которые обеспечивают правильное уяснение содержания норм права, выявление в нормативных актах пробелов, противоречий и иных несовершенств); - предложений по совершенствованию законодательств, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

    • онтологическая функция ТГП выражается в изучении вопросов о бытии, его принципах, структуре, применительно к государству и праву это вопросы генезиса и права (т.е. происхождения и становления), их взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их настоящего и будущего.

    • эвристическая функция - заключается в открытии новых явлений, закономерностей в сфере государства и права (примеры: научно-техническая революция заставила теорию государства и права объяснять новые явления.

    1. Теории происхождения государства

    Существуют множество теорий происхождения государства и права, что обусловлено историческими особенностями развития общества.

    К наиболее известным относятся следующие теории:

    1. Материалистическая (классовая) теория — (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Государство возникает в результате изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возниКЙЬвение классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

    2. Теологическая теория - различается в разных религиях. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 н.э.), в средневековье получила распространение в трудах Фомы Аквинского (1225-1274); в христианстве этот постулат сформулирован апостолом Павлом; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Мариген, Мерсье и др.). В н.в. эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана

    Суть - государство возникло по воле Бога. Следовательно: государство, власть — вечны, незыблемы, сня ты; их возникновение не зависит от воли человека; являются выразителями Бога на Земле. Достоинства: - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и гражданским войнам. Недостаток: - ненаучна, т.к. основывается на вере.

    1. Патриархальная теория - основоположником считается Аристотель. В современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. Суть - государство возникает по модели семьи (т.е. государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, который заботится о членах семьи и обеспечивает их послушание. Достоинства: способствует сплочению общества; уважению государственной власти; культивирует дух родства. Главными недостатками являются - прямое отожествление государства и семьи, власти монарха и отца.

    2. Психологическая теория - (Г. Тард Фрейд, Л.И. Петражицкий) появление государства рассматривается как результат проявления человеческой психики, которой свойственно подчиняться, подражать, повиноваться. Достоинства: отчасти она справедлива (могла оказать влияние на процесс образования государства). Недостатки: не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, социальные, экономические, политические.

    3. ирригационная (водная) теория выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). В результате этого возникли первые государства - Древний Елипет, Древний Китай, Вавилон. Однако теория не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (горных, степных).

    4. Органическая теория - выдвинута Г. Спенсером. Суть в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму (люди образуют государство, как клетки - живой организм). Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу; коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - руками и т.д. Между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные. В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь й т.д.). Достоинство - оригинальность теории. Недостаток: сильное влияние дарвинизма, отожествление г осударства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

    5. Теория насилия - (XIX в. Дюринг, Гумпович, Каутский). Государство возникает в результате насилия внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевание одним народом другого). В пользу теории говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство (например, сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил). Недостатком является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства

    Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; США.

    1. Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая теория) - (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, АН. Радищев) по мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» или «войны всех против всех» люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защищать человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для укрепления такого социального «порока» люди объединялись и заключали между собой договор о том, что часть своих прав, присущи им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. Недостаток: идеалистична (ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями.

    4. Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.

    История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя при котором орудия производства были примитивными (палка, топор), а производительность труда - низкая. В первобытном обществе не существовало государства как профессионального аппарата классового принуждения. Не существовало и самих классов. Власть и производство были общественными (коллективными), собственность - общей. Не было права собственности - общей. Не было права собственности и права вообще - было непосредственное коллективное присвоение членами общины результатов своего труда. Распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства.

    Основой организации была община - род, племя (высшая форма), их объединения. Род (родовая община) - объединение людей, основанное на кровном родстве, на общности имущества и труда. Власть носила сугубо общественный характер. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти являлись родовые собрания, старейшины (вожди), военачальники (военный вождь), жрецы (религиозные функции). Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Общими делами племени руководил Совет (состоял из старейшин и военачальника).

    Т.о., особенности первобытной общественной власти, существовавшей в догосударственный период заключались в том что:

    1. Власть исходила от родовой общины (от всех взрослых членов рода), распространялась только в рамках рода

    (государственная же власть носит классовый характер).

    1. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его

    контролем, в любое время могли быть смещены собранием.

    1. Специального аппарата, который бы занимался только управлением, не было.

    2. Власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е.

    субъект и объект власти здесь совпадали).

    В первобытном обществе действовали определенные правила поведения, которые получили название социальные нормы. Таким нормам были обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью общественных отношений). Многие из них являлись одновременно первобытной морали и религии (обряды, ритуалы). В современной исторической науке обычаи получили название «мононормы». Однако в последнее время высказано предположение о том, что никаких «мононорм» В первобытном обществе не существовало, т.е. были только социальные нормы.

    Характерные признаки норм проявлялись в следующем:

    • отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями;

    • обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода, принесение в жертву богам, убийство). Принуждение исходило от всего рода;

    • ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно права и обязанностей;

    • выражали интересы всех членов рода и племени.

    Следовательно, общественная власть и социальные нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

    1. Понятие и виды власти. Особенности государственной власти.

    Власть представляет собой способность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

    Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и для различных составных его образований. Принято разделять: - власть рода, племени, общины; - политическую (государственную); - экономическую; - различных общественных объединений; - родительскую; - церковную.

    Власть имеет ряд признаков: - это явление общественное; - является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти; - может функционировать лишь в рамках общественных отношений; - власть всегда базируется на силе (физической, силе интеллекта, авторитете, убеждения, эстетического воздействия и т.п.).

    • Политической является власть, которая способна выступить средством решения политических задач, т.е. средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются: - власть одной социальной группы над другой (например господство одного класса над другим); - государственная власть; - власть партийная, а также иных политических организаций и движений; - власть политических лидеров.

    Политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями теневой власти могут выступать неформальные группы в правящей элите, политической секты, мафиозные организации и др. Легальность характеризуется правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. Бывает так, что государственная власть легальна, но не легитимна.

    • Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственном принуждении. Официальные структуры - это органы управления государства: государственный аппарат и система его органов. Особенности государственной власти:

    • опирается на государственное принуждение (для этих целей располагает правоохранительными (карательными) органами - суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.);

    • государственная власть публична (осуществляется профессиональным аппаратом);

    • обладает суверенностью (независимость извне и верховенство внутри страны, она выше власти других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства);

    • государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;

    • обладает легитимностью (признание обществом власти правительства). Зависит от молчаливого согласия управляемых, а государство является легитимным в той степени, в какой его граждане признают таковым;

    • обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм;

    • во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно;

    • система налогов.

    Государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную.

    1. Понятие и признаки Г-ва. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности Г-ва

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта