Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Функции философии

  • 3. Типология философии

  • 4.Философия и мировоззрение

  • Философия, ее типология и круг проблем. Философия и мировоззрение


    Скачать 22.06 Kb.
    НазваниеФилософия, ее типология и круг проблем. Философия и мировоззрение
    Дата09.11.2022
    Размер22.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLektsia_1_3.docx
    ТипЛекция
    #779584

    Лекция 1
    Тема:

    Философия, ее типология и круг проблем. Философия и мировоззрение.
    План:

    1.Предмет философии

    2.Функции философии

    3.Типология философии

    4.Философия и мировоззрение
    1.Предмет философии

    Термин «философия» приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. Образовано это слово от соединения двух греческих слов: phileo — любовь и sophia — мудрость, т.е. философия — это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, «любомудрие». Объяснение и закрепление в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона (427—347 гг. до н. э.). Философы это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания — это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Философия — это своеобразная, особая форма человеческого миропонимания, форма, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Ее предметом является мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, расематриваемый под углом зрения субъект-объектного отношения, иначе говоря, отношения «человек — мир». Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему «человек — мир» в целом и состояние, в котором она находится.






    РЕЛИГИЯ

    НАУКА

    ФИЛОСОФИЯ

    ОСНОВА

    вера

    знание

    знание

    ЦЕЛЬ

    распространение

    изучение

    осмысление

    МЕТОД

    метафизика

    эксперимент

    рефлексия

    СОДЕРЖАНИЕ

    догматы

    аксиомы

    плюрализм

    парадигм

    ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

    КТО?

    КАК?

    ПОЧЕМУ?

    ЗАЧЕМ?


    Предмет философии – предельные основания человеческого бытия.

    Разделы философии:

    1.Онтология (учение о бытии)

    2.Гносеология (учение о познании)

    3.Антропология (учение о человеке)

    4.Аксиология (учение о ценностях)
    Основные («вечные») философские вопросы:
    1.Что первично – материя или сознание? (главный онтологический вопрос)

    2.Познаваем ли мир? И если да, то каким образом познать истину? (главный гносеологический вопрос)

    3.Кто есть человек, какова его природа? (главный антропологический вопрос)

    4.В чем смысл жизни? (главный аксиологический вопрос)
    2.Функции философии

    1.Мировоззренческая

    2.Методологическая

    3.Критическая

    4.Воспитательная

    5.Ценностно-мотивационная

    6.Социальная

    7.Прогностическая
    3. Типология философии

    В зависимости от ответа на главный онтологический вопрос сформировались 2 группы учений:

    1.Материализм - совокупность философских учений, признающих объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности

    (материя – первична, сознание - вторично)

    2.Идеализм - совокупность философских учений, определяющих в качестве первоосновы бытия некие нематериальные феномены (Бог, сознание, дух и т.д)

    (сознание – первично, материя - вторична)
    В зависимости от ответа на гносеологический вопрос о том, познаваем ли мир, сформировались 3 основных группы учений:
    1.Гностицизм – направление, сторонники которого считают, что мир полностью познаваем благодаря совершенствующимся средствам познания.

    2.Агностицизм – направление, сторонники которого отрицают принципиальную познаваемость мира.

    3.Скептицизм – направление, сторонники которого допускают познаваемость мира, но не видят к этому очевидных оснований.
    В зависимости от ответа на гносеологический вопрос о том, какой путь может привести к истинному знанию, сформировались 3 основных группы учений:
    1.Эмпиризм - совокупность учений, определяющих источником истинного знания чувственный опыт

    2.Рационализм - совокупность учений, определяющих источником истинного знания разум

    3.Иррационализм - совокупность учений, определяющих источником истинного знания различные внерациональные феномены (воля, вера, интуиция, инстинкт)
    4.Философия и мировоззрение

    В наипростейшем понимании слова мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Если конкретизировать, то мировоззрение — это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики. Следует понимать, что мировоззрение — не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека, узловыми категориями которого выступают понятия «мир» и «человек». Через эти понятия субъект мировоззрения осознает свое назначение в мире и формирует жизненные установки. Отношение «мир — человек» — это основ¬ ной вопрос мировоззрения.

    Мировоззрение носит исторический характер. Это означает, что индивидуальное мировоззрение меняется в течение жизни отдельного человека, а общественное мировоззрение эволюционирует вместе с развитием социальной общности, человечества. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость вы¬ деления его исторических типов. На протяжении истории человеческой цивилизации сформировались такие типы мировоззрения: мифологический, религиозный и философский. Обычно эти типы мировоззрения не отделены друг от друга какой-либо четкой границей или исторической датой. В реальности, особенно в современном мировоззрении, всегда можно отыскать элементы всех его исторических форм.

    Мифология (от греч. mifos сказание и loqos — слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, очень похожие мифы существуют у разных народов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость разных народов. Почему же восприятие мира первобытным человеком приобрело такую странную форму, как мифология? Следует, очевидно, учесть некоторые предпосылки: а) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной; б) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невозможной. Кроме того, миф для носителей мифологического сознания был не вымышленным рассказом, а самой реальностью. В мифах также отсутствуют представления о природных закономерностях, поскольку человек не осознавал отличия собственного образа действия от действия естественных сил. В них доминирует идея целесообразного взаимодействия разных формообразований жизни в природе и обществе, выявление отношений естественной и культурно-исторической реальностей через противоположные определения явлений: тождественность — отличие, общее — частное, постоянное — переменное, хаос — космос. Итак, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, а также чувствен но-конкретный, метафорический, эмоциональный характер первичного сознания — эти и прочие особенности превращают мифологию в своеобразную символическую (знаковую) систему, в понятиях которой воспринимался и описывался весь мир. С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека.

    Религиозное мировоззрение. Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении умственного труда. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое ль человека и природы; б) мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Мэру и г. п.); в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия; г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая при¬ дает пониманию этого мира жизненный характер; д) если для ми¬ фа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

    Философское мировоззрение. Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает? Объединяет их общая направленность — дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия. Тем не менее ответы на эти вопросы представители различных видов мировоззрения ищут своими путями. Что же касается современного философского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенности: а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-об¬ разная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия; б) философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. Оно направлено на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени достоверности и надежности таких решений; в) отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозною состоит в том, что религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность (схема 1.3); г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания. Но если в начале своего существования философское мировоззрение базировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного использования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе с тем философия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она выступает общей методологией научного познания; д) философия стремится ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия; е) философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости. Таким образом, философское мировоззрение — закономерный лап в духовном развитии человечества, которое было обусловлено как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания. Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации.
    ВЫВОДЫ

    1. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности.

    2. Ценность философии — в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в «потрясении» сознания. Потрясение — пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

    3. Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности.

    4. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Основа религии — вера в высшие творящие силы.

    5. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.


    написать администратору сайта